Хотелось бы обратиться к историкам, специалистам по Византии, с просьбой об уточнении исторической достоверности события, с которым связан великий православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. К сожалению, в современных православных изданиях встречаются две разные его трактовки: нападали на Царьград русские или басурмане?
Первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. В Великих четьих-минеях, составленных свт. Макарием (ок. 1482–1563), имеется несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. Согласно описанию свт. Димитрия Ростовского, составленному в конце XVII века на основании предыдущих текстов (в т.ч. с дополнениями из латинских и греческих книг), чудесное видение произошло в правление Льва Мудрого (Император в 866-912 гг.).
В русских текстах (и, вероятно, в использованных источниках) не уточняется, какие враги угрожали Константинополю в том событии, но поскольку главными врагами Второго Рима уже в то время были мусульмане ‒ впоследствии в описании праздника упоминались сарацины (так европейцы называли мусульман), то есть басурмане-мусульмане (как их звали на Руси).
Логично предположить, что именно поэтому праздник Покрова Божией Матери как заступницы от врагов стал столь любимым у русского народа, которому тоже приходилось много воевать с "басурманами", и потому были построены многочисленные храмы в честь Покрова Божией Матери. Знаменитый храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Его повелением и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил иноверную волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого, которому явилась Богородица со Своим Покровом. Другой пример аналогичной ассоциации: в Москве Царем Иоанном Грозным в память победы над "басурманским" рабовладельческим Казанским ханством (что происходило в 1552 г. именно в этот день и завершилось на следующий) был построен собор Покрова Божией Матери на Красной площади (известный ныне как храм Василия Блаженного).
По другой трактовке, всё чаще распространяемой современными православными ресурсами, Богородица защитила православных Царьграда от русских язычников, напавших на город, и тем не менее именно Русская Церковь установила этот праздник, показывая, что верность греков истинному Богу для нас важнее национальной принадлежности наших предков. Этот тезис правильный, однако нет ли тут путаницы и смешения события с другим православным праздником ‒ Положение честной ризы Пресвятой Богородицы ‒ который связан с более ранним историческим событием? (Таковая путаница совершенно очевидна, например, в статье о празднике Покрова на "Царьграде".)
Между тем, в связи с праздником Ризоположения имеются более достоверные данные о нападении наших предков на Царьград. Сам праздник связан с обнаружением во второй половине V века и перенесением из Назарета в столицу ковчега с Ризой Пресвятой Богородицы. Честная Риза Божьей Матери была торжественно встречена Императором Львом и святителем Геннадием, Патриархом Цареградским, и положена во Влахернской церкви. Празднование в честь положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы было усугублено в 860 г. (в “Повести временных лет” указан 866 г., что считается неточным) в связи с походом дружины руссов Аскольда и Дира на Царьград. Согласно “Повести временных лет”, Аскольд и Дир отпросились у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Аскольд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Аскольд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.
И вот «Пошли Аскольд и Дир войной на греков... Множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с Патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями Божественную Ризу Святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в то время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой» ("Повесть временных лет").
Осада Константинополя руссами во главе с Аскольдом и Диром. Патриарх Фотий и Император Михаил III касаются Ризой Богоматери поверхности моря. Радзивиловская летопись
Это событие послужило русским первым толчком для осознания истинного Бога, для крещения Аскольда и Дира с частью народа, вследствие чего с Византией был заключен мирный договор и из Царьграда на Русь был отправлен первый епископ.
Именно в связи с празднованием положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы архиепископ Антоний (Храповицкий) писал в 1916 г.:
«Напрасно заговорили у нас о какой-то национальной русской Церкви: таковой не существует, а существует церковная национальность, существует церковный народ наш (и отчасти даже церковное общество), который родным и своим признает лишь то, что согласно с Церковью и ее учением, который не признает русскими русских штундистов, но не полагает никакой разницы между собою и православными иностранцами – греками, арабами и сербами. Скажите нашему крестьянину: не брани евреев, ведь Пресвятая Богородица и все Апостолы были евреями. – Что он ответит? "Неправда, – скажет он. – Они жили тогда, когда евреи были русскими". Он отлично знает, что Апостолы по-русски не говорили, что русских тогда не было, но он хочет выразить такую верную мысль, что в то время верующие Христу евреи были в той истинной вере и Церкви, с которой теперь слился народ русский и от которой отпали современные евреи и их непокорные Господу предки.
В Киево-Печерской Лавре ежесубботно читается на заутрени акафист Божией Матери и после него длинная-предлинная молитва, в которой воздается хвала Пречистой за то, что Она избавила Свой царствующий град от нашествия нечестивых язычников и потопила их в волнах Черного моря с их кораблями и их мерзким каганом, другом бесов и сыном погибели. На кого составлена была греками и читается русскими эта молитва? На наших предков, когда они были язычниками и обложили Константинополь в IХ веке! Не с ними, значит, душа и молитва русского духовенства и народа, а с православными чужестранцами, нашими отцами по вере, как и ненавидимые евреями древние христиане продолжали именно себя считать истинными детьми Авраама и наследниками Его обетований, согласно изъяснениям св. Апостола Павла».
Странно, что на упомянутом "Царьграде" именно это грабительское нападение язычников-русов на столицу Второго Рима предлагают считать "Днем рождения русской армии" (см. критический отклик: Поход на Царьград – день поражения армии русов-язычников, а не "День рождения русской армии").
В русской летописи есть также упоминание, что в 907 г. русский князь Олег осаждал Константинополь и прибил свой щит на вратах Царьграда, но византийские хроники, подробно повествующие о походах Руси 860 и 941 гг., не упоминают о таком походе Олега, поэтому многие историки склонны считать этот поход легендой. Император Лев VI заключил с Олегом торговый договор от 2 сентября 911 г., являющийся первым известным упоминанием о Руси как государстве.
+ + +
Между тем, в матери городов русских на нынешней Украине празднику Покрова Пресвятой Богородицы придают именно русофобское значение. Еще в 2013 г. глава партии "Свобода" Тягнибок потребовал объявить 14 октября общегосударственным праздником. Этому Тягнибок выдвинул два обоснования: 1) празднование Покрова Пресвятой Богородицы учредил самый жестокий за всю историю разрушитель Киева (в 1169 г.) князь Андрей Боголюбский; и в пику ему: 2) именно к 14 октября было приурочено создание русофобской Украинской повстанческой армии ОУН–УПА в 1942 г. В 2014 г. Порошенко объявил 14 октября "Днем защитника Украины".
На этот день в нынешнем 2018 году укронацистами был назначен захват Киево-Печерской лавры. Однако Порошенко, опасаясь негативных для себя последствий, в последний момент решил, что еще не время: следует дождаться официального объявления стамбульским Варфоломеем предоставления украинским самосвятам "томоса" об автокефалии. Полиции было дано распоряжение не допустить столкновений, при этом были задержаны для проверки документов несколько десятков молодых людей, которые с утра находились возле монастыря для его защиты. Сопротивления они не оказывали и добровольно проходили в автозаки. Некоторые из них утверждали, что являются семинаристами.
Накануне, 13 октября, было опубликовано распоряжение Киево-Святошинской районной администрации руководителям органов местного самоуправления с требованием обезпечить для участия в молебне как можно большего числа людей от каждого населенного пункта. Репортаж о молебне на площади у Софийского собора, в котором участвовали Порошенко (он назвал объединение Киевской митрополии с Москвой в 1686 году, «незаконной аннексией»), а также первоиерарх т.н. "Киевского патриархата" Денисенко, глава "УАПЦ" и католический епископ, ‒ опубликовало киевское издание Vgorode.ua.
На митинге присутствовал иерарх УПЦ МП митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин. Он зачитал собравшимся письмо митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в котором тот поздравляет верующих с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, а украинских военнослужащих с "Днем защитника отечества" (!). Не менее странные слова прозвучали в проповеди главы УПЦ МП митрополита Онуфрия в Киево-Печерской лавре: «Сегодня мы молимся за нашу украинскую землю, за нашу Украину, за наш украинский народ, мы молимся за нашу власть, мы просим, чтобы Господь всех нас благословил, чтобы Господь ниспослал нам Свой мир, чтобы Господь умножил между нами взаимную любовь. Мы молимся о том, чтобы Бог оберегал наших воинов, тех людей, которые стоят на страже нашей безопасности, чтобы Бог дал им здравие и небесное благословение и чтобы ни один из них не погиб на поле боя. Мы сегодня просим у Господа, чтобы Он дал нам силы, чтобы каждый из нас мог стать защитником своей земли... Мы молимся, чтобы Господь всех людей укреплял и помогал всем нам. Если мы будем так поступать, то мы будем возвеличивать нашу украинскую землю и оборонять ее. Потому что когда мы живем по-христиански, то благодать Божия сходит на нас, и она оберегает нас от всякого зла»...
Одновременно в центре Киева было устроено шествие нацистов в честь годовщины создания "Украинской повстанческой армии" (УПА), которое с 2014 г. отмечается как "День защитника Украины". В шествии приняли участие около 10 тысяч боевиков из ВО "Свобода", "Национального корпуса", "С14", "Правого сектора", "Организации украинских националистов" (ОУН), "Конгресса украинских националистов" (КУН), "Тризуба имени Степана Бандеры" и других группировок. Боевики прошли по бульвару Тараса Шевченко и Крещатику до Европейской площади, скандируя свои лозунги. Они устроили погром в офисе представителя Киева в гуманитарной подгруппе по Донбассу Виктора Медведчука, ‒ передает РИА Новости. Такие же шествия прошли в других городах.
М.В. Назаров
Покров 2018 г.
|