Приобрести книгу в нашем магазине:
http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15603/
Увели их по санному следу,
Возвратились - забрали коня.
Ни отцу не помог я, ни деду,
Вот и мучает память меня.
Хватит, сам говорю себе, хватит.
Раскулачили - значит, судьба.
Только пусто в душе, словно в хате,
По которой прошлась голытьба.
Нынче всякий и рядит, и судит,
Прижимая ко лбу три перста.
Дед с отцом были русские люди -
Ни могилы у них, ни креста.
За отца помолюсь и за деда,
И за мать, чтоб ей легче жилось -
У нее милосердье комбеда
На разбитых губах запеклось.
Владимир Шемшученко - член Союза писателей России, член Союза писателей Республики Казахстан.
ОТЕЦ
По рассказам отца, наши предки прибыли в Сибирь «из Рассеи», обосновались в Тобольске и «мяли беличьи шкурки». Через какое-то время они стали служилыми людьми - казаками.
Отец мой Филипп Александрович, не знаю по каким обстоятельствам, бросил школу, не окончив трех классов, но тем не менее от природы был наделен светлым умом. В конце 1928 г. уже начали «подбирать ключи» под среднего крестьянина <…>, наши степнинские казаки почувствовали - надвигалось недоброе. Отец понял: раскулачивания не избежать, решил воспользоваться пока еще относительно спокойной жизнью: в январе 1929 г. сел за стол и за два вечера написал в объеме четырех листов ученической тетради родословную нашей фамилии на основе устных источников, которые были сообщены в 1887 г. дедушкой отца Михаилом Ивановичем Кирякиным.
В этой родословной самым первым отец назвал казака Прохора Кирякина, умершего в 1822 г. И вот через сорок с лишним лет после смерти моего отца, погибшего в 1933 г., корпя над 16-м фондом госархива Омской области, в метрической книге за 1801 год я нашел этого своего предка. Прохор Кирякин значился в книге 26-летним казаком Редута Степного (ныне село Степное Марьяновского района Омской области). <…>.
Нашелся в архиве и послужной список отца - старшего урядника Филиппа Александровича Кирякина, казака станицы Степнинской Омского уезда, 1877 года рождения. Свою военную службу отец начал 1 января 1895 г., будучи зачислен в приготовительный разряд. 19 июля 1898 г. его перечислили в строевой разряд и командировали на службу во 2-й Сибирский казачий полк. После окончания полковой учебной команды отца произвели в младшие урядники, а в 1901 г. - в старшие урядники. Окончив действительную службу, он уволился 1 августа 1902 г. на льготу и вернулся домой. Но ненадолго. В феврале 1904 г. по случаю войны с Японией все Сибирское казачье войско было мобилизовано. 27 апреля 1904 г. 5-й Сибирский казачий полк, в который - в 5-ю сотню - поступил отец, перешел госграницу и вступил в пределы Маньчжурии. Воевал он, видно, хорошо. 13 марта 1905 г. приказом Главнокомандующего № 347 старший урядник Филипп Кирякин за мужество и храбрость, оказанные в делах с японцами, был награжден Знаком отличия Военного ордена2 4-й ст. за № 108112. Домой вернулся Георгиевским кавалером (уволен на льготу 11.01.1906 г.). Но эта война оказалась не последней. 18 июня 1914 г. последовала мобилизация на войну с Германией - в 8-й Сибирский казачий полк.
Отцу довелось еще поучаствовать в третьей на его веку войне - в Гражданской. Когда в 1919 г. наступление Колчака захлебнулось, Верховный правитель начал «рвать и метать»: объявил мобилизацию тех возрастов, которые уже давно отслужили свой срок. Отец был мобилизован, но, как он сам рассказывал, месяца через два - два с половиной дезертировал из части. Надо сказать, что из степнинских с Колчаком ушло только четыре казака (судьба их неизвестна), остальные отстали от армии и возвратились к семьям.
Когда отец вернулся, мама встретила его со слезами и заголосила, бросившись в объятия:
- Отец, горе-то какое! Колчак3 обоих меринов4 угнал!
- Ладно, мать, слезами горю не поможешь, - успокаивал ее отец, - не одни мы пострадали, весь мир людской пострадал.
Отцу в то время было 42 года.
В годы моего детства, это была вторая половина 1920-х годов, в долгие зимние вечера тятя (так мы называли отца) много рассказывал нам с братом Витькой о нелегкой, но интересной казачьей службе. Особенно увлекательно было слушать, как казаки учились преодолевать на конях всевозможные препятствия: «частокол», «забор» или ров с водой. Запомнился мне один рассказ отца:
«Выехали мы на занятия. Должны были отработать преодоление рва, наполненного водой. Командир вначале рассказал нам, как надо на коне преодолевать то или иное препятствие, а затем и сам показал: на полном галопе поскакал прямо на ров, и его конь легко преодолел это препятствие. А после этого и мы, казаки, по его команде начали преодолевать этот ров с водой. Преодолевали поодиночке. Дошла очередь и до меня. Мой конь по кличке «Огурчик» обладал способностью рывком с места брать большую скорость. Вот и на этот раз он легко рванулся и пошел полным галопом. Я был спокоен и уверен, что «Огурчик» легко преодолеет ров, поскольку «частокол», «барьер» и другие препятствия он преодолевал легко. Но на этот раз (не могу понять, что с ним произошло) у самого рва с полного галопа вдруг встал как вкопанный. Я этого не ожидал и кубарем через голову «Огурчика» бултыхнулся в воду. И вот, мокрый с ног до головы, вылезаю из воды, а все казаки надо мной умирают от смеха, хотя на этих занятиях не один я «нырнул» в воду».
Слушая тятин рассказ, мы с Витькой тоже смеялись. Для нас это был просто смешной, забавный случай, произошедший с нашим отцом и с его товарищами по службе. А отец продолжает:
«Офицер подает команду: «Дистанция три лошади, галопом марш!» И взвод гуськом идет галопом, каждый старается держать указанную дистанцию, а я что-то замешкался, и дистанция у меня получилась уже более чем три лошади. Командир, увидев это, подскакивает ко мне на своем коне и сердитым тоном спрашивает: «Я вам какую указывал дистанцию?» Не ожидая моего ответа, плетью вытянул меня через плечо, разъязви его в душу, да так, что кожа враз на спине оказалась собранная в кучу. После этого я быстро набрал указанную дистанцию».
В наши дни в армии существует «дедовщина». Это явление имеет давнюю историю. До революции солдаты и казаки, прослужившие два - три года, назывались «дядьками» или «дедами». Отсюда, видимо, и сам термин «дедовщина».
Вспоминается другой рассказ отца:
«Вот объявляют на занятиях короткий перерыв. Казаки садятся в круг передохнуть. Среди молодых есть и старослужащие, прослужившие уже несколько лет, которых как раз и называют «дядьки». И вот один «дядька» заворачивает козью ножку5, затем крутит ее в руках, как бы демонстрируя, что ему нужно прикурить. Потом берет ее в зубы, затем опять в руку, перебирая ее пальцами, желая таким образом показать, чтобы кто-то из молодых казаков встал, пошел бы на кухню и в голых руках, перебирая уголек из одной руки в другую, дал бы прикурить «дядьке». Молодые казаки видят все это и понимают, что тому нужно, но никто не проявляет желания принести горячий уголек голыми руками. «Дядька» же продолжает в руке манипулировать папиросой и произносит: «Папироска не курится». Но казаки «не слышат». Он повторяет опять: «Папироска не курится». Наконец, «дядька» понял, что никто из молодых казаков не собирается принести ему уголек и дать прикурить. Вдруг неожиданно он подает команду: «Все на конюшню!» Казаки быстро выстраиваются, а «дядька» предварительно уже отправил на конюшню двух «добрых дядек», шепнув им на ухо: «Дайте им там прикурить!» И как только казак заходит в конюшню, эти два «дядьки» дают ему так под бока, что многие не могут устоять на ногах, а «дядьки» продолжают поддавать вновь входящим, приговаривая: «На, прикури, на, прикури!»
Вспоминая этот давний рассказ отца, задаюсь вопросом: не от этих ли молодых казаков, которым давали под бока, появилось выражение «дать прикурить»?
Интересно отец рассказывал о любви казака к своему боевому другу - коню. Каждый казак вместе с конем испытывает все тяготы и лишения военной жизни. Казак и конь - неразлучные друзья. Конь, как и человек, понимает команду, а команды подаются не только голосом, но и трубачом, т.е. музыкальным способом. Команд, или сигналов, существовало много. Во время службы лошади усваивали эти сигналы. Бывало, заиграет трубач сигнал «сбор», исполнявшийся в быстром темпе и приводивший казаков и их коней в боевое состояние. У всех казаков он вызывал чувство бодрости, подъем, быстроту, расторопность. Услышав этот сигнал, казаки бегут на конюшню седлать лошадей. Лошади, в свою очередь, приходят в возбужденное состояние: бьют копытами о землю и как бы пляшут на месте, готовые порвать поводья, и с нетерпением ждут, когда их оседлают, чтобы стремительно броситься в галоп. Сигнал «отбой», наоборот, спокойная, неторопливая, как бы успокаивающая мелодия. Заиграет ее трубач, и кони и их всадники начинают успокаиваться, расслабляться. Подводя итог сказанному, отец заканчивал поучительно: «Конь для казака - это вся жизнь». <…>
Вся действительная служба прошла у отца во 2-м Сибирском казачьем полку в мирное время. По делам службы ему приходилось бывать, кроме Джаркента, еще в Кульдже, в Верном, он излазил камыши по реке Или, бывал в самом верховье Иртыша в районе озера Зайсан. Как говорил сам отец, прошел за четыре года службы во 2-м полку все Семиречье. <…>
Отец служил действительную уже тогда, когда срок службы для казаков был установлен в четыре года. Казаки получили возможность заниматься личным хозяйством. До конца XIX в. казачьи станицы и поселки экономически отставали от крестьянских селений. Теперь же, с введением четырехлетней службы, в казачьих поселениях идет быстрое экономическое развитие. В каждой станице увеличиваются посевные площади и поголовье скота. И уже накануне войны 1914 года казаки достигли экономического уровня крестьян, а в некоторых регионах даже обогнали.
В 1904 г. мой отец и Василий Григорьевич Почекуев уходят на войну с Японией. Судя по рассказам отца, они служили в войсковой разведке. Василий Григорьевич на глазах тяти получил тяжелое ранение. Отец в 1920-х гг. рассказывал:
«Служили мы на Японской в 5-м Сибирском полку, в одном взводе. Однажды мы выехали на разведку. Неожиданно из-за угла какого-то дома издали раздался выстрел с японской стороны. Василий упал навзничь на круп коня. Я и еще один казак подхватили его, сняли с коня и отнесли от места ранения за угол дома. Я, как мог, перевязал его рану с помощью этого же казака. Ранен он был в дыхательное горло, но сознание не потерял, однако уже считал, что это конец, и жестом руки показывает на сумку. В сумке каждого казака всегда находилось чистое полотенце, маленькая книжечка-евангелие и миниатюрная иконка. Перед смертью по православному обычаю надо исповедаться. Я понял его жесты и достал из его сумки все то, что требуется в таких случаях. Но на его счастье, неизвестно откуда, появились практиканты - братья милосердия. Они наложили уже более профессиональную повязку, уложили его в санитарную повозку и отправили до первого полевого лазарета. В дальнейшем он лечился в госпитале города Харбина и остался жив».
У моего же отца судьба сложилась удачно: не имея ни одного ранения, получил на Японской войне Знак отличия Военного ордена 4-й степени. Во время Германской войны в составе 8-го Сибирского казачьего полка отец шел в наступление через Пинские болота, побывал в Риге, Варшаве.
После дезертирства из колчаковской армии казаки возвращаются к мирному труду. До призыва 1919 года у отца было три лошади. У мамы колчаковцы двух лошадей при отступлении угнали, и отец остался с одной лошадью, на которой он уходил по мобилизации и на которой вернулся домой. <…>
Благодаря новой экономической политике отец начал наращивать свое хозяйство. К концу 1924 г. он уже имел четыре рабочие лошади, а в 1926 г. - уже пять. Кредитное товарищество, организованное в нашем селе, всем мужикам отпускало в кредит с рассрочкой на несколько лет сельскохозяйственные машины, семена пшеницы, телеги, сани и в небольшом количестве - лошадей (лошади в период НЭПа были дешевые).
Крестьянин-сибиряк, имевший 5 лошадей, по сибирским меркам не считался богатым, но о таком хозяине в народе говорили: «Начинает цепляться за землю». Имея 5 лошадей, он мог, хотя и понемногу, периодически распахивать целину или, как тогда говорили, «поднимать залог». Имея же 4 лошади, такой хозяин не мог поднять целину, поскольку, выражаясь крестьянским языком, «лошадей надсадишь». Отец, имея 5 лошадей, поднимал до 20 десятин посева. Это не так уж плохо, нагрузка для лошадей была приличная, но это еще не значит, что мой отец в период НЭПа был богатым. Нет, богатым он не считался. В нашем селе были хозяйства, имевшие по 8-10 лошадей. Таких хозяев уже считали вполне состоятельными, зажиточными. <…>
Земли в нашей омской округе всем вполне хватало, и те мужики, которые хотели добывать в поте лица хлеб свой насущный, работали от зари и до зари, обеспечивая себе относительно хорошую жизнь. <…>
…где-то в 1925-1926 гг., это уже на моей памяти, крестьянам по количеству едоков нарезают наделы земли, которые получили наименование «отруб». Чтобы не было никому обидно, наделы распределялись старым, испытанным, имеющим давнюю историю, способом - жеребьевкой. Мужики считали его самым честным и справедливым методом при любой дележке.
Отцу достался отруб менее чем в восьмистах метрах от северной стороны села. До этого наша пашня находилась северо-восточнее села, в 2,5 - 3 километрах. Там у нас была избушка из дерна, на двоих с Тихоном Григорьевичем Раковским. Он в 1914 г., перед самой Германской, прибыл из Воронежской губернии как добровольный переселенец. <…>
Еще когда не было отрубов, у каждого мужика пашня была разбросана по разным местам. Теперь же, при отрубной системе, пашня и сенокос находились в одном месте - на его отрубе.
Отруб, который достался отцу, не нравился тем, что он был близко от села, а это грозило тем, что скот будет производить потравы хлеба. Кроме того, на территории надела не было ни одного деревца. Но был и существенный положительный фактор: земля на нашем отрубе была хорошая, целинная, никогда не пахалась.
Рядом, с южной стороны отруба, находился совсем небольшой колочек из 20-25 березок. <…> Какое было удовольствие в свободное время в летний жаркий день отдохнуть на зеленом травяном ковре, лежать на спине и в просветы между берез смотреть в голубое небо, по которому тихо плывут облака. Какая прелесть! Но жаль, очень жаль, что эта прелесть с началом коллективизации была вырублена, и все вокруг опустело. И опустела душа… Этот колочек с его мощными березами не входил в наш надел и не являлся нашей собственностью, он был достоянием всей общественности нашего села. <…>
Поднимали залог однолемешным плугом, в который запрягали пять лошадей. Мы тогда, а это был 1927 год, на своем отрубе вспахали массив площадью в 10 десятин и дали ему возможность «перегореть», а осенью 1928 года мы намолотили более тысячи пудов хлеба. Отец тогда сдал государству более 500 пудов, о нем в то время писала газета «Рабочий путь», ставили его в пример.
В нашем селе много было хозяев, которые по количеству десятин сеяли гораздо больше, чем отец, но по урожайности у него соперников было мало. Землю он обрабатывал хорошо, старался выполнять все агротехнические правила и, подобно всем нашим мужикам, по-настоящему понимал землю и верил в нее, по серьезному любил ее. <…>
В годы НЭПа в нашем селе активизировалась общественная деятельность всего населения, наши мужики начинают интересоваться тем, «что в газетках пишут», охотнее стали посещать общие собрания и проявлять большую активность при обсуждении разных вопросов. В зимнее время по воскресным дням, как только в церкви заканчивалась утренняя обедня, надо или не надо, шли в сельсовет, просиживая там до вечера: вели разные разговоры, узнавали всевозможные новости.
Бывало, мама обед приготовит, ждем отца, а его все нет. Мама начинает на него ругаться: «Ну, до каких пор он там будет сидеть? Суп уж в печке перепрел, а он все там сидит, лясы точит. Сколько можно там говорить про какого-то нэпа?» В конце концов, у мамы лопается терпение, и она обращается ко мне: «Сыночка, оденься, сходи в сельсовет за ним, разопасни его, зови обедать».
Я прихожу, все мужики сидят вдоль стен прямо на полу, накурено, по всему полу набросана уйма окурков. Стою у порога, разыскивая взглядом отца, и зову его: «Тятя, айда ись, мама зовет». Но отец увлекся беседой и не слышит меня. <…>
На общих собраниях села, которые проходили всегда в школе, отец всегда молча сидел и внимательно слушал, что говорят мужики, выступал редко, но в своих выступлениях он мог иногда поправить какого-либо оратора. Делал он это не грубо, а в деликатной форме, тактично. Свое предложение старался как-то обосновать, и его всегда одобряли и принимали.
Очень часто по какому-нибудь вопросу наши мужики становились не в меру активными: шумят, друг на друга кричат, один другого одергивает, предыдущий оратор не успевает высказать свою мысль до конца, как поднимается следующий, говорит пылко, на эмоциональном подъеме, но не по существу. В зале раздается всеобщий смех, председатель собрания старается успокоить аудиторию, звеня школьным колокольчиком. Но вот в зале внезапно наступила тишина, в один миг эмоций как не бывало, все смолкли, как будто бы выдохлись, устали. Наступила пауза. Но вот кто-то нарушает эту тишину, и слышится голос: «Ну, а ты-то, Филипп Александрович, что молчишь, скажи че-нибудь». Отец поднимается и говорит «че-нибудь», но это его «че-нибудь» у мужиков вызывает приятное оживление.
Мой отец, как и многие наши мужики, пользовался уважением, с его мнением считались. Хотя отец не умел говорить красиво, но мыслил по-мужицки логично и немногословно.
Всегда во всех селах самой культурной и грамотной категорией являлись учителя. Отец входил в их среду, являясь членом родительского комитета школы. За школу он очень беспокоился, всегда перед сельсоветом ставил вопрос о том, чтоб школа была обеспечена дровами в достаточном количестве <…>, хлопотал, чтобы каждый учитель был обеспечен всем необходимым. Учитель, как говорил отец, не должен быть обремененным какими-то житейскими трудностями, он должен качественно, на высоком уровне вести обучение детей. В глазах учителей тятя являлся авторитетом. <…>
В работе отец был удалый, работа в его руках спорилась. Моя старшая сестра Мария Филипповна, по мужу Абрамова, рассказывала:
«Было мне лет 16-17, шла страда, тятя с вилами в руках копнил пшеницу, а я граблями подскребала за ним. Работает быстро, торопится, а я устала, еле-еле успеваю, уже изнемогла и прошу его: «Тятя, ну давай отдохнем немного». А он продолжает ложить копешки: «Нет, милая доченька, некогда сейчас отдыхать, смотри, какое ведро-то6 стоит, так что, доченька, давай торопись». И все приговаривает: «Солнце низко, вечер близко». А я ему: «Ну, тятя, я шибко пристала, давай отдохнем». А он все свое: «Не до отдыха сейчас нам, доченька, не до отдыха. Летний день зиму кормит. Вот придет зима, тогда и отдохнем, а сейчас… солнце низко, вечер близко».
1. Данные воспоминания были опубликованы: первая часть - в газете Омского отдела Сибирского казачьего войска «Иртыш» (Омск, 1993. №№ 1, 3-5), вторая (в литературной обработке Н.Г. Линчевской) - в альманахе «Омская старина» (1993. № 1). В данном издании печатаются с некоторыми сокращениями. - Здесь и далее примечания составителя.
2. С 1913 г., с утверждением нового Статута Георгиевских наград, Знак отличия Военного ордена официально стал называться Георгиевским крестом, а награжденные им - Георгиевскими кавалерами.
3. То есть колчаковцы.
4. Мерин - кастрированный самец лошади, отличающийся от жеребца спокойным нравом и потому более удобный для использования на работах.
5. Козья ножка - папироса-самокрутка, загнутая Г-образно, внешне напоминает козью ногу.
6. Ведро - в просторечии: летняя сухая и ясная погода.
Иннокентий Кирякин |