Много шума недавно наделало вызывающее заявление Эмомали Рахмона в адрес России. Он сказал: «Мы хотим, чтобы нас уважали. Мы что, какие-то чужеземцы?», и т.д. До сих пор в русских соцсетях идет возмущенная реакция на слова Рахмона, и часто в стиле «Сталина на него нет!», «Воскрес бы Иосиф Грозный. Угомонил бы!”… Возмущение наших людей мне понятно, но вот призывание Сталина и его методов – абсолютно непонятно. Сталин-то как раз не только не угомонял таджикских националистов, а наоборот, оказывал им небывалое уважение, даже огромный почет.
Сталин о таджиках:
“…особый народ. Это не узбеки, не казахи, не киргизы, это – таджики, самый древний народ Средней Азии. Таджик – это значит носитель короны, так их называли иранцы, а таджики оправдали это название.
Из всех нерусских мусульманских народов на территории СССР таджики являются единственной не тюркской, – иранской народностью. Таджики – это народ, чья интеллигенция породила великого поэта Фирдоуси, и недаром они, таджики, ведут от него свои культурные традиции. Вы, должно быть, чувствовали в период декады, что у них, у таджиков, художественное чутье тоньше, их древняя культура и особый художественный вкус проявляются и в музыке, и в песне, и в танце.
Иногда у нас русские товарищи всех смешивают: таджика с узбеком, узбека с туркменом, армянина с грузином. Это, конечно, неправильно. Таджики – это особый народ, с древней большой культурой, и в наших советских условиях им принадлежит большая будущность. И помочь им в этом должен весь Советский Союз. Я хотел бы, чтобы их искусство было окружено всеобщим вниманием.
Я поднимаю тост за то, чтобы процветало таджикское искусство, таджикский народ, за то, чтобы мы, москвичи, были всегда готовы помочь им во всем, что необходимо”.
Речь на приеме в Кремле участников декады таджикского искусства 22 апреля 1941 года.
РГАСПИ Ф. 558 Оп. 11 Д. 1072
То есть, по словам вождя, жалкие «русские товарищи» все смешивают, не понимая величия таджиков. И приведенные выше слова президента Рахмона, при СССР бывшего директором совхоза имени Ленина – это же во многом просто перепев сталинской речи: «Таджики – это особый народ, им принадлежит большая будущность. И помочь им в этом должен весь Советский Союз». В общем, лучшее средство излечения от сталинизма – это чтение сталинских изречений…
Капиталовложения из союзного бюджета в Таджикскую ССР были в 2-2,5 раза выше чем вложения в регион «Центрального Нечернозёмья», как при СССР презрительно обозвали ключевые регионы России. БОльшие вложения тогда были сделаны лишь в прибалтийские союзные республики. За советский период истории в республике почти с нуля была создана мощная промышленность. Развитие получили машиностроение, цветная металлургия, химическая промышленность, гидроэнергетика, лёгкая и пищевая отрасли. Было введено в строй 19 ГЭС общей мощностью 4950 МВт, и очень много чего еще…
А главное, этому «народу с короной» при СССР дали атрибуты государственности, раздули его гордость и создали все предпосылки, чтобы его партийная элитка отделилась от России и стала угнетать местных русских (от чего простые таджики сами неслабо пострадали). При Российской империи в Туркестане всего этого даже помыслить было нельзя. Тот кошмар, который происходит сейчас – это прямое продолжение советского «банкета», когда были «под ключ» созданы нацреспублики с правом выхода, включая госаппарат и национальную интеллигенцию.
А вот что в СССР говорилось “шершавым языком плаката” – привожу рисованную советскую агитку, в которой Сталин стоит в окружении почти одних “многонационалов”, хотя в СССР русских было больше всех. Место нашлось только одному русскому (стоит справа): в то время, как все “интернационалисты” одеты в праздничные национальные одежды, русский одет в рабочую робу. Понятно – он чужой на многонациональном празднике жизни, его роль – оплачивать его своей работой…