Имя уроженца Нижнего Новгорода, видного военного деятеля Российской империи и Белого движения Бориса Егоровича Гартмана широко известно. Довольно подробно описана и его биография. Одно из наиболее полных ее изложений содержится в книге "Офицеры-нижегородцы - георгиевское кавалеры Великой войны 1914-1918", изданной в Нижнем Новгороде в прошлом году. Тем не менее целый ряд фактов, относящихся к жизнеописанию нашего земляка Бориса Гартмана, по-прежнему неизвестны, а то и ошибочны. В настоящей заметке делается попытка исправить ошибки и дополнить известные сведения важными, с точки зрения автора, подробностями.
Борис Гартман происходил из знатного дворянского рода с немецкими корнями. Его прадед по мужской линии был выходцем из Ганновера, перешедшим на русскую службу. Дед Фома Егорович Гартман (1806-1887) окончил Юрьевский университет, сделал весьма успешную карьеру, дослужившись до чина действительного тайного советника. Был награжден всеми российскими отличиями до ордена Александра Невского включительно, пожалованного ему в 1877 г.
Отец Бориса Гартмана, Егор Фомич Гартман (1837-1913), также посвятил себя государственной службе. В 1857 г. он окончил Императорское училище правоведения в Петербурге. Служил по судебному ведомству. В карьере отца был нижегородский период: в 1870-е годы Егор Фомич состоял товарищем (то есть заместителем) председателя Нижегородского окружного суда, о чем сообщает адрес-календарь Нижегородской губернии на 1875 г. Его чин в это время - коллежский советник. В конце карьеры ему пожалуют чин тайного советника.
Можно предположить, что и к моменту рождения сына Егора - 6 июня 1878 года - Егор Фомич был в той же должности и чине. Чаще всего повышение сопровождалось присвоением очередного чина, а нередко и переводом на другое место службы. Мы же в точности знаем, что будущий конно-гвардейский офицер родился в Нижнем Новгороде. Отметим и то, что Егор Фомич был последним в своей ветви рода Гартманов, исповедовавшим лютеранскую веру. Сын Борис был уже православным.
Борис Гартман выбрал карьеру военного. Учеба в самом привилегированном военно-учебном заведении империи, в Пажеском корпусе, открыла ему дорогу в Императорскую гвардию. В 1898 г. он завершил учебу и был выпущен корнетом в лейб-гвардии Конный полк.
Боевое крещение молодого офицера произошло в 1900 г. во время Китайского похода. В 1902 г. он был пожалован первым орденом - святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость" и произведен в поручики. Четыре года спустя - новая командировка, на театр Русско-японской войны, куда Гартман отправился добровольно в составе группы офицеров своего полка. Его зачислили во 2-й Дагестанский конный полк с переименованием в подъесаулы. В боях с японцами Гартман проявил отвагу и доблесть, был ранен в ногу и шею навылет. За отличия награжден тремя царскими орденами, Золотым оружием "За храбрость", чином есаула. По окончании войны Борис вернулся в родной полк уже в чине штаб-ротмистра гвардии. В 1908 г. он окончил курс Николаевской военной академии. В 1909 г. произведен в ротмистры, в 1912 г. - в полковники.
Следующий этап боевого пути - Вторая Отечественная война. В самом ее начале Гвардия участвует в Восточно-Прусской наступательной операции в составе 1-й полевой армии Ренненкампфа. По боевому расписанию 1-я Гвардейская кавалерийская дивизия вошла в состав отряда генерала Гуссейна Хана Нахичеванского. Перед кавалергардами и конногвардейцами была поставлена задача - провести разведку боем за рекой Шешупой. Вот как описывает те события историк О.Г. Гончаренко: "Заиграли трубы, раздалась команда: Шашки вон!, "Пики в руку!", "рысью!". Вся масса кавалерии дрогнула и, тесня друг друга, всадники с трудом сдерживали коней, стараясь держать равнение. Конница плотной массой двигалась вперед. Земля тряслась от тяжелой поступи Кавалергардских и Конногвардейских эскадронов...".
За отличие в бою 6 августа 1914 г. под Краупишкеном полковник Гартман был удостоен высшей награды - ордена святого Георгия 4-й степени. В Высочайшем приказе сказано, что Гартман, "командуя в бою цепями наступающих эскадронов, будучи раненным в ногу, после первой перевязки остался в строю и своим отличным примером и громкими поощрениями настолько действовал на всех, что несмотря на сильнейший огонь, позиция противника была взята почти с налёта". К слову, за отличие в том же бою ордена святого Георгия был удостоен еще один конногвардеец - Петр Врангель. В рядах лейб-гвардии Конногвардейского полка Гартман прошел всю войну, с октября 1914 г. - его командующий, с 1915 г. - генерал-майор и командир полка.
С 1918 г. Борис Гартман - в рядах Добровольческой армии. Он командует Горской конной дивизией, пластунской бригадой в отряде генерала Андрея Григорьевича Шкуро. В 1919 г. Гартмана назначили представителем Вооруженных Сил Юга России в Англии. Там он и остался после поражения Белого движения. С 1924 г. герой нашего рассказа жил в Бельгии, где возглавлял 6-й отдел Российского общевоинского союза (РОВС).
Борис Егорович был женат дважды. Первым браком он сочетался с княжной Марией Константиновной Белосельской-Белозерской (1883-1931). Интересно, что ее отец, князь К.Э. Белосельский-Белозерский был не только крупным военным деятелем, генерал-лейтенантом, но деятельным и успешным промышленником; в числе прочего, в 1872 г. он был одним из соучредителей акционерного общества «Сормово». Вторая жена Б.Е. Гартмана – Елизавета Семеновна Лямина (1896-1975).
Борис Егорович Гартман скончался 29 апреля 1950 г. в Ментоне (Франция) и был погребен на русском кладбище Кокад в Ницце.
Источники и литература
1.Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1875 г.
2. Волков С.В. Высшее чиновничество Российской империи. М., 2016.
3. Список полковникам по старшинству. Составлен по 1 марта 1913 г.
4. Офицеры-нижегородцы - Георгиевские кавалеры Великой войны 1914-1918. НН, 2018.
5. Гончаренко О.Г. Три века Императорской гвардии. М, 2006.
6. Военный орден святого великомученика и победоносца Георгия. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., 2004.
7. Волков С.В. Энциклопедия Гражданской войны. Белое движение. М., 2002.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
|