В Ростове-на-Дону. возможно, откроется еще один музей. И если он все-таки появится, то займет один полуразрушенный особнячок в Газетном переулке. В этом доме в конце ХIХ века жила дворянская семья, носящая фамилию Врангель.
Сам домик сегодня — а это Газетный, 8 — представляет собой зрелище настолько жалкое, что не может не вызывать невольных слез: ободранная штукатурка фасада, осыпающиеся кромки карнизов, окна, «забранные» в решетки. Последние — не лишняя деталь: не от нежданных гостей охраняют стальные прутья, а от неисчислимого количества мусора, который ростовчане простодушно не доносят до положенного места, а заваливают им любое, с их точки зрения, подходящее место.
По рассказам тех, кто внутри все-таки бывал, на потолках сохранилась роспись. И герма на фасаде еще хранит свой гордо-неприступный вид, словно надеется на лучшие времена.
Сколько таких ростовских особнячков уже кануло в вечность — разрушены, перестроены, рассыпались в прах от варварского обращения?! Сохранить хотя бы один из них… У особняка, несколько принадлежавшего семье Врангель, такая вероятность появилась. В пользу этого сошлись несколько факторов.
Прежде всего осталось то, что все-таки можно спасти, да и предполагаемый автор у особняка достойный — городской архитектор Николай Александрович Дорошенко: было поручено вести надзор за его строительством. Есть и заинтересованность в сохранении домика министерства культуры области, в функции которого перешли контроль и охрана памятников регионального и местного значения. Организация, которая должна была этим заниматься, но не оставившая о себе доброй — памяти областная инспекция по охране и эксплуатации памятников — преобразовалась в некую организацию, проводящую экспертизы проектов. Будет ли от этого польза Ростову и области, как говорят в Одессе, «будем посмотреть».
То же министерство готово найти средства на подготовку будущей экспозиции. Станет ли домик Врангелей музеем донской Вандеи, музеем гражданской войны, или все ограничится экспозицией в мемориальном доме, посвященной жизни одной из русских дворянских семей конца ХIХ — начала ХХ веков, будет решено в ближайшем будущем. Ясно одно — для предполагаемого музея будут использованы коллекции Ростовского областного музея краеведения. Да и в фонды Государственного архива Ростовской области стоит, наверно, заглянуть: там хранится много документов, касающихся семьи со знаменитой фамилией.
Получено и принципиальное согласие мэра Ростова Михаила Чернышева превратить домик в музей. Только насчет подчинения будущего музея возникает вопрос. Дело упирается, как всегда, в собственника, которым на сегодняшний день является донская столица. Если особняк передается в областную собственность или отдается области в длительную аренду, то средства на его реконструкцию и реставрацию — немалые! — будут искать в областной казне, и музей станет филиалом РОМК. Если городской комитет по имуществу не захочет распрощаться с полуразрушенным домом (попытки его продать уже предпринимались — и неоднократные), то средства на его восстановление должны найтись в бюджете города. И тогда в Ростове появится наконец-то музей городского подчинения. Первый вариант кажется более вероятным, хотя в этом случае возможна ситуация «собаки на сене». На реставрацию домика Врангелей, доведенного до состояния руин, сам город профинансировать вряд ли сможет — даже «наклонив» на святое дело известных предпринимателей. А распрощаться с недвижимостью, а, главное, с бесценной землей под ней практически в центре города — это ж смерти подобно! Хотя, по непроверенным данным, «дело» домика — на контроле у губернатора. К чему бы это?…
Но кто же такие были эти Врангели? Почему о потомках прибалтийских баронов должны помнить в городе, так далеко от этой самой Балтии отстоящем? А что мы вообще знаем о дворянах, проживавших на Дону? Ну какой ростовский школьник расскажет о том, что девизом старинного рода русских Врангелей был такой слоган: «Ломаюсь, но не гнусь»? Что один из Врангелей в первой половине ХIХ века стал мореплавателем, правителем русских поселений в Америке, а затем и морским министром?
Отец одного из самых известных в России ХХ века Врангелей — Петра — Николай Егорович Врангель такими достижениями не обладал, хотя был этот инженер-подполковник уполномоченным Русского общества пароходства и торговли в Ростове, гласным городской думы, председателем правления местного общества спасения на водах, членом совета Общества первой ростовской библиотеки-читальни имени А.В.Кольцова. Под стать ему была Мария Дмитриевна Врангель, жена. В 1896 году по ее инициативе в Ростове была открыта первая женская воскресная школа. Именно она стала настоящей духовной воспитательницей обоих своих сыновей — особенно младшего, Николая Врангеля, историка искусства, художественного критика, организатора выставок. Оставив яркий след в истории русского искусства (даже первое издание Большой Советской энциклопедии называло его критические статьи «блестящими»), он скоропостижно скончался в 1914 году, будучи санитаром-добровольцем в рядах русской армии. А что касается малой родины Петра Врангеля, приедется разочаровать тех, кто вслед за газетой «Вечернее Время» 1919 года считает его уроженцем Ростова. В Государственном архиве Ростовской области найден документ, где барон и будущий командующий Кавказской Добровольческой армией как учащийся Петровского реального училища записан уроженцем города Вильно (по другим сведениям — литовского города Ново-Александровска).
Дальнейшая судьба будущего генерал-лейтенанта хорошо известна: не блиставший успехами как реалист, он взял реванш в качестве стратега и тактика, совершив головокружительную военную карьеру в условиях смутного времени. Главная его победа, как считает недавно ушедший ростовский энциклопедист Владимир Сидоров, это десант в Европу непобежденных Вооруженных Сил Юга России из Крыма. Вместе с П.Н. Врангелем уехали из России 145 тысяч человек. В эмиграции Врангель создал Русский Общевоинский союз (РОВС), который надолго пережил его создателя. На могильной плите Петра Николаевича в Белграде, где он захоронен, краткая надпись: «Генерал Врангель». На обороте добавлено: «… до перенесения в родную землю». Внимание к небольшому особнячку в центре Ростова, хочется верить, не случайно. Вероятно, настала пора приземлить на донскую почву идею примирения двух лагерей общества, ставших по обе стороны баррикад гражданской войны. Примирить их по-настоящему, объективно представив миру материальную культуру обоих лагерей в залах музея. Домик Врангелей — это шанс, который дает сейчас история. Не воспользоваться им было бы попросту опрометчиво.
https://vk.com/wall-210905847_3188?hash=9808497d434d103127 |