За год до вторжения гитлеровской Германии в СССР в Минеральных Водах местный старец, слывущий юродивым, предрёк: «Будет война, такая страшная, как Страшный Суд: люди будут гибнуть, они отошли от Господа, забыли Бога, и разнесет их ветер войны, как пепел, и признака не останется, а кто будет призывать Бога, того Господь спасет от бедствия».
Этим старцем был преподобный Феодосий Кавказский, в миру – Фёдор Кашин. Он родился ещё в 1800 г. и, подобно величайшим святым, уже с младенческих лет отличался необычайными духовными дарами. В трёхлетнем возрасте Фёдор, уйдя из дома, вместе с паломниками добрался до Афона и, придя в монастырь Положения Пояса Богоматери, поклонился игумену и сказал: «Примите меня к себе, я буду Боженьке молиться, и буду вам все делать». Когда ему исполнилось 14 лет, Афон посетил один русский генерал, чья жена болела и увидела во сне, что получит исцеление на Афоне от некого юного монаха. Этим монахом оказался послушник Фёдор.
Уже приняв постриг, Феодосий отправился в Иерусалим и, имея дар говорить на многих языках, 60 лет служил у Гроба Господня. Сохранилась фотография тех лет, где из благословляющей руки отца Феодосия исходит сияние.
В 1907 г. он принял схиму, а через год вернулся в Россию, где поселился на Кавказе в пустыни Темные Буки. Здесь, на большом камне старец Феодосий молился, не сходя с него, 7 дней и ночей, чтобы Господь указал ему, где должно построить церковь. Ему явилась Матерь Божия и указала место, где должен быть храм и просфорня. На указанном Богородицей месте, на склоне двух горных возвышенностей, на небольшой поляне отец Феодосий с помощью близ живущих крестьян построил небольшую церковь и просфорню, а также кельи в виде куреней из жердей и соломы. Много чудес было сотворено здесь преподобным. Молва о нём распространилась по России, и в маленькую обитель потянулась чреда паломников.
Первое время при советской власти маленький монастырь жил спокойно. Но в середине 20-х гг., освящая воду на Крещенье, отец Феодосий вдруг грустно сказал, глядя в воду: «Столько здесь рыбок, а останутся только четыре». Что это значило, стало ясно, когда старца арестовали, а его духовные дети разошлись кто куда, и в пустыньке остались только четыре женщины.
Когда старец получил Декларацию митрополита Сергия, то сжег ее при всем народе. Вскоре он был арестован и заключен в концлагерь сроком на три года. О пребывании в лагерях и заключениях преподобный практически никогда ничего не рассказывал. Говорят, его отправили в лагерь на Соловки. В 1932 г. его освободили, и он приехал в Минводы.
Поселившись в неприметной хатке, старец принял подвиг юродства Христа ради: ходил по улицам разодетый в цветную рубашку, играл с детьми, бегал и скакал с ними, за что дети называли его "дедушка Кузюка”. Вероятно, это было единственное верное для того времени и того положения, в котором оказался старец Феодосий, решение - и единственно возможное, чтобы продолжать служить Господу. Такой подвиг принял на себя в те годы и катакомбный Епископ Варнава (Беляев), знаменитый сейчас духовный писатель, да и вообще очень многие исповедники Православия.
При этом в домике старца одна комната была жилая, а в другой помещалась тайная домовая церковь. В своей церкви дедушка Кузюка превращался в строгого старца и благостного отца. Тайно каждый день он служил Божественную Литургию, причащался сам и причащал своих духовных чад – катакомбных истинно-православных христиан.
В Минводах старец продолжал совершать многие чудеса. Через несколько дворов от батюшки жила женщина. Она несколько лет отбывала тюремное заключение, а ее дочь была в приюте. Возвратившись из заключения, она забрала дочь, но жить было нечем, а по соседству на квартире стояли военные, и вот она замыслила свести туда свою дочь, чтобы та блудом добывала им пропитание.
Поздно вечером эта женщина брала воду из колодца, и вдруг увидела, что дед Кузюка что-то бросил ей в дверь, какой-то узелок. В узелке оказалось много денег. Утром она пошла к нему с этим узелком и сказала:
- Дедушка, вы вчера по ошибке принесли мне узелок с деньгами, вот возьмите.
- Когда диавол вложит в ум нехорошие мысли, то Господь говорит моему дяденьке и посылает в тот дом отвратить зло и погибель души, - ответил ей батюшка.
- А я никакого дяденьку не видела, а вас, дедушка, видела, как вы в мои сенцы бросили этот узелок.
- Бери эти деньги, Господь послал тебе помощь, чтобы ты дочь не ввергла в зло.
Тогда женщина поняла, что старцу ведомы ее мысли, и, зарыдав, упала на колени, в ноги батюшке, со слезами благодаря Бога. Преподобный Феодосий поднял ее и сказал:
- Благодари Господа и Его Пречистую Мамочку за Их бесконечное милосердие к нам, грешным, молись Богу и расти свою дочь в благочестии.
Дочь этой женщины действительно выросла благочестивой и смиренной, вышла замуж за хорошего человека, родились у них трое детей, которых они воспитали честными, добропорядочными людьми.
Старец Феодосий категорически не признавал советской власти, считал ее предтечею антихриста, но, когда в 1941 г. пришли гитлеровцы, он не признал и их, сказав: «Другой антихрист».
Когда немцы подступили к Минводам, случилось очередное из бесчисленных чудес святого. Свидетели рассказывали: быстро-быстро подбегает дед Кузюка в своей цветной сорочке к детскому саду и кричит: «Гулю-гулю, деточки, бегите за мной, бегите» - и побежал в сторону, высоко и смешно задирая ноги. Дети со смехом бросились за ним; чтобы вернуть их, выбежали воспитатели. Через минуту раздался взрыв: в здание детского сада угодил снаряд и разрушил его, но никто не пострадал, все убежали за чудачливым старичком, всех спас прозорливый старец. Много таких случаев хранит народная память. Некоторые из свидетельств записаны, другие передаются из уст в уста, а о многих знает только Бог и те люди, которым в тяжкую годину пришел на помощь старец.
В последний год жизни старца Феодосия пригласили в легальную сергианскую Покровскую церковь посмотреть, как там все красиво устроили. Стояла зима, старец был очень слаб, но пошел, зачем-то взяв с собою саночки. Около храма на глазах у всех он поскользнулся и сильно разбился - на его же саночках старца Феодосия отвезли обратно домой. Не было воли Божией на посещение сергианского храма... Тогда многие так и поняли: нельзя посещать красную церковь, можно духовно сильно разбиться.
Вскоре преподобный сказал, что через три дня наступит конец света. Все подумали о Страшном Суде, а он говорил о своей кончине. Перед самой кончиной о. Феодосий сказал: «Вы не знаете, кто я такой, а когда Господь придет во славе во время Второго Своего славного Пришествия, глазам не поверите, где я буду». И еще говорил: «Кто будет меня призывать, с тем я всегда рядом буду».
Перед выносом на кладбище люди захотели в последний раз сфотографироваться со старцем, но от гроба шло такое сияние, что снимать было трудно. Даже фотограф спросил: «Кто был этот человек, что вокруг него столько света?»
Когда похоронная процессия приближалась к кладбищу, с полевых работ возвращалась супружеская пара. Изумлённая женщина сказала: «Никак солнце из гроба сияет?»
Е. Фёдорова
Русская Стратегия
|