Любые действия и поступки человека определяются его мировоззрением – системой взглядов, воззрений на природу и общество. В настоящее время у некоторых людей, особенно разбогатевших не своим трудом, сложилось мировоззрение расточителей, ориентированное на всё большее и большее удовлетворение материальных потребностей. Удовлетворить свои потребности – естественное желание каждого человека. Однако потребности бывают все же разные – от самого жизненно необходимого (питания, одежды и жилья) до неограниченных, а именно, жить в собственном пышном и роскошном дворце с беломраморными колоннами, иметь свой самый современный, дорогостоящий авиалайнер с немыслимыми наворотами внутри салона, перламутром отделанную яхту с белеющим парусом стоимостью сотни миллионов долларов и многое другое. Удовлетворить все неограниченные материальные потребности, как это пытались якобы сделать в недалеком прошлом большевицкие «мудрецы» сначала в отдельно взятой стране, а потом во всем мире, захватив власть в свои руки, обагренные кровью, закончилась кровопролитной трагедией для русского и братского народов. Решить такую, кажущуюся на первый взгляд легко решаемую задачу всеобщего материального удовлетворения всё равно, что научить летать рожденного ползать. Вполне возможно и достижимо совершенно другое отношение к материальным ценностям. Оно известно с древнейших времен, и о нем говорится в Библии: «Все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44, 45).
В погоне за материальными ценностями, своеобразными заманчивыми миражами, на которые нацелена мировая экономика с неуклонным ростом ВВП, человечество, всё больше и больше потребляя природные ресурсы и вторгаясь в биосферу, направляет свои интеллектуальные силы и энергию на то, чтобы исполнить чаще всего чьи-то прихоти, а не удовлетворить насущные потребности подавляющего большинства людей, которые, не помышляя о богатстве, хотели бы иметь только самое жизненно необходимое.
В современном потребительском обществе широко распространенное мировоззрение расточителей сводится к следующим убеждениям. Человек разумный стоит над природой и выше других видов всего живого. Его основная задача – покорять и завоевывать природу. Природных ресурсов всегда больше, чем нужно для удовлетворения потребностей людей. Чем больше потребляется природных ресурсов, тем лучше живется. Ведущая роль в мире принадлежит той стране, которая имеет и потребляет больше природных ресурсов.
Одно из главных заблуждений людей с мировоззрением расточителей заключается в том, что они считают природные ресурсы нашей планеты почти неисчерпаемыми, а жизненное земное пространство для деятельности человека почти неограниченным. По их мнению, экономический рост и современное производство, основанное на наукоемких технологиях, вполне смогут улучшить жизнь каждого человека. Если же природные ресурсы будут исчерпаны, то человек со своими огромными технологическими возможностями завоюет себе место во внеземном пространстве с альтернативными ресурсами. Однако они не хотят понять, что практика длительного освоения космического пространства во многих странах всё больше и больше убеждает: потенциальные возможности постоянного, а не временного, проживания человека в космосе останутся достоянием лишь увлекательной фантастики.
На первый, непросвещенный взгляд может показаться, что мировоззрение расточителей направлено на удовлетворение как можно больших запросов каждого человека. На самом же деле удовлетворение неограниченных материальных потребностей всех людей напоминает попытку вернуть ушедшее время: сейчас на Земле проживает более семи миллиардов человек и каждый стремится не просто выжить, но и удовлетворить свои потребности, которые, как правило, не ограничиваются малым. И в течение нескольких десятилетий число подобных людей удвоится, а природные ресурсы не пополняются, а стремительно убывают.
Привлекательная, заманчивая идея удовлетворения как можно больше материальных потребностей может показаться вполне правдоподобной и реализуемой, если учесть огромные технологические возможности человека. Действительно, современный человек ради облегчения своего труда и обретения материальных ценностей может разрушить горы, перекрыть гигантской железобетонной плотиной равнинную реку, затопив немыслимо большие площади плодородных земель. Он может осушить болота, вырубить до последнего дерева лес и превратить его в различную химическую либо бумажную продукцию, большая часть которой после потребления очень скоро окажется на свалке. Пользуясь изобретенными им средствами, он может, не задумываясь о последствиях, превратить плодородную почву в пустынную землю или в пыльные облака, унесенные ветром, и сделать многое другое, что не могло присниться нашим предкам в самом страшном сне.
Человечество изобретает и создает всё более мощные машины и быстродействующие компьютеры, скоростные поезда, современные автомобили и многое другое. При этом безрассудно потребляются природные ресурсы, что и определяет потребительскую экономику, нацеленную на построение техногенного мира, полного чудес. И такой искусственный техногенный мир стремительно строится, вытесняя живую природу, и окружающий нас мир становится не чудесным, а чудовищным.
Чтобы уникальная жизнь на нашей планете не превратилась в вечный покой, необходимо трансформировать потребительское отношение к природе в мировоззрение любви к природе и ближнему своему. Каждый человек не должен стремиться побеждать природу, вообразив себя ее хозяином, а стать хозяином самого себя, чтобы оградить себя от пагубных, расточительных намерений, всевозможных заблуждений и поспешных необдуманных действий. Всякое живое существо на Земле имеет такое же право на жизнь и развитие, как и сам человек, вне зависимости от того, вредно или полезно оно. Сохраняя живую природу, мы спасаем жизнь каждого из нас. Гармония природы и человека, а не ее завоевание, приближает человечество к вечной жизни.
Прежде чем вторгаться в природу и изменять ее, крайне важно изменить самого себя, чтобы понять и твердо усвоить простую истину: любое, даже самое неосторожное и непреднамеренное вторжение в природу может нанести ей долго не заживающую рану, которая печальным эхом отзовется на нынешних и ближайших потомках.
Природные ресурсы все же весьма ограничены и исчерпаемы. И хотя их и сравнительно много, но не больше, чем нужно всем людям. Расточительное потребление природных ресурсов обедняет нашу планету и приближает ее к безжизненной. Земля пока еще способна удовлетворить жизненно необходимые потребности, но не безумные прихоти каждого человека. Все люди имеют право на свою справедливую долю природных ресурсов, если такое право основано на бережном и рачительном отношении к ним.
Всякие действия, даже малейшие, влекут за собой те или иные последствия, и некоторые из них трудно предсказуемы и даже губительны. Чтобы последствия, ближайшие и отдаленные, были прогнозируемы, каждому просвещенному и образованному человеку нужны глубокие фундаментальные знания о природе, которые приобретаются упорным трудом в процессе обучения.
Любая деятельность человека должна рассматриваться с позиции не экономики потребительской, а экономики, преломленной через экологию, нацеленную на сохранение природы в естественном состоянии. При этом важно знать: истощенная планета – бесперспективная экономика.
Природа легко ранима, и нанесенные ей раны могут долго не заживать. Поэтому каждому человеку нужно сделать всё возможное, чтобы незаживающие раны не появлялись, а если такие раны вольно или невольно нанесены, то чтобы их не пришлось залечивать другим людям, в том числе и будущим поколениям. Нужно стремиться к тому, чтобы наша Земля оставалась хотя бы такой, какой она была до нас. И только в таком случае грядущие поколения будут хранить добрую память о благородных и славных делах своих предков.
Все люди в равной мере должны нести ответственность за преднамеренные, случайные и невольные разрушения природной среды. Усилия каждого человека необходимо направить на защиту оставшихся островков дикой природы, на восстановление нарушенных человеком экосистем и на поддержание устойчивого равновесия антропогенных экосистем.
Мировоззрение, нацеленное на спасение жизни на Земле и развитие экологически устойчивой экономики, не отвергает наукоемких технологий – оно ориентирует человека на то, чтобы любые технологии использовались не только для производства материальных ценностей, но и для охраны природы в целях спасения всех форм и видов жизни.
Если любой человек научился отличать неограниченные запросы от истинных потребностей, то скорее всего он будет сознательно довольствоваться малым, не забывая о ближнем своем. Богатый человеческий опыт жизни показывает: ни пышные дворцы, ни многочисленные предметы роскоши не приносят ни радости, ни счастья, ни свободы. Чем большими материальными ценностями владеет человек, тем больше он попадает под их власть, тем больше он лишается свободы.
Защитить человека от роскоши и излишеств не сможет даже правильно сформулированный, хорошо выверенный закон – верную защиту может обеспечить только внутренний закон, который живет в каждом человеке и называется совестью. «Совесть – лучшая нравственная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще заглядывать», – сказал Блез Паскаль (1623–1662), выдающийся французский математик, физик и философ.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |