27 марта в Союзе Писателей Москвы прошла презентация книги Олега Трушина "Фёдор Абрамов" (ЖЗЛ). Вечер вел поэт Григорий Калюжный. Краткое слово исполнительного секретаря РПО им. Императора Александра III, редактора журнала "Голос Эпохи" Елены Семёновой в отсутствие последней зачитала представительница Общества Кристина Артамонова.
Есть некий символ в том, что именно сегодня мы вспоминаем выдающегося русского писателя Фёдора Абрамова, сохранившего в своем творчестве и изобилие живого русского языка, и исконные мотивы русской литературы - не только классической, но древней. Недаром уважаемый Олег Дмитриевич Трушин в своей замечательной книге уподобляет Абрамова протопопу Аввакуму.
Фёдор Александрович, действительно, обладал отличавшей Аввакума пламенностью, даже яростью – в первую очередь в том, что касалось защиты русской деревни. Абрамов одним из первых в нашей литературе осветил трагедию коллективизации. Тема эта затронута во многих произведениях писателя, но, пожалуй, острее всего сказано о ней в повести «Поездка в прошлое». Короткий фрагмент:
«— Да…— Микша закурил.— Повидала эта часовня кое-чего на своем веку. В старину тут, сказывают, верующие заперлись, живьем спалить себя хотели — понимаешь, какой народец был! — да царские солдаты помешали, двери вышибли. А в этом самом тридцатом году что тут делалось… По два, по три мертвяка за утро вытаскивали. Из раскулаченных. С южных районов которые к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько их в нашей деревне было! Все лето баржами возили. Все гумна, все сараи были забиты, а уж в часовне этой… В четыре яруса нары стояли!..»
Такую правду в советские времена далеко не каждый отваживался говорить. Далеко не каждый и сознавал её, как, впрочем, и сейчас.
С Аввакумовской проповедью можно сравнить известное обращение Абрамова к землякам, которое многие не приняли из-за горьких, но правдивых оценок, данных в нём, из-за призыва к сознанию личной ответственности за то, каким будет будущее Верколы. «Исчезла былая гордость за хорошо распаханное поле, за красиво поставленный зарод, за чисто скошенный луг, за ухоженную, играющую всеми статями животину, - отмечал писатель. - Всё больше выветривается любовь к земле, к делу, теряется уважение к себе. И не в этом ли одна из причин прогулов, опозданий и пьянства, которое сегодня воистину стало национальным бедствием?... …Народные традиции... Везде – в Армении, Грузии, Литве – с великой бережностью хранят и вновь оживляют и возрождают их. А почему же мы так беспечны? На местах, в каждой деревне должна бы заново ожить северная краса – в песнях, в танцах, в ремёслах, в охраняемых памятниках».
Язык Абрамова вбирает в себя голос литературы древних веков, своеобразие тогдашней речи. Не нарочито, не с умыслом, не для украшательства, как бывает это у иных писателей. Но естественным образом, потому что в самом Абрамове уцелел, несмотря не все великие переломы, дух Древней Руси. А дух всегда отражается в слове.
Итак, в чём же символ и даже, лучше сказать, промысел, что наша встреча пришлась именно на эту дату? Он заключен в том, что в эти дни следовало бы нам отмечать день рождения русской литературы. 26 или по другой версии 27 марта 1049 года в Киеве явилось первое знаковое произведение русской словесности – Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Илариона.
Сам Фёдор Александрович высоко ценил творение Святителя Илариона и даже имел по этому поводу спор с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Дело в том, что при первом издании 12-томного собрания «Памятников литературы Древней Руси», предпринятом Лихачевым, «Слово о Законе и Благодати» в него не вошло. Это вызвало горячий протест Абрамова, справедливо полагавшего, что без основополагающего шедевра русской словесности собрание не может быть полным.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратить внимание, что наше Русское просветительское общество им. Императора Александра Третьего еще год назад выступило с инициативой об утверждении Дня Русской Литературы 26 марта. Мы надеемся на поддержку этой инициативы со стороны писательского сообщества. В наши смутные дни особенно важно помнить наши корни, и в том числе истоки нашей словесности. Помнить и сохранять её дух, как сохранял его Фёдор Александрович Абрамов. |