В статье отражается исключительно важная роль и практическая значимость родительского воспитания в становлении духовно-нравственных качеств человека…
Статья опубликована в Гомельской правде №28, 10.03. 23 г. стр. 20.
Копия газеты в электронном виде прилагается.
Карпенков Степан Харланович
Известный ученый, педагог и публицист,
лауреат Государственной премии
и премий Правительства Российской Федерации,
доктор технических наук, профессор
Чтобы воспитывать по-настоящему, надо хорошо знать жизнь. Духовно-нравственные качества обретаются упорным трудом родителей, воспитателей, учителей и, конечно же, самого человека.
Одна из важнейших задач – научить жить по совести. Многие понимают, что невозможно безнаказанно нарушить физические законы. Здоровому человеку никогда не придет в голову мысль выйти из дома не через дверь, а через окно, скажем, десятого этажа. Закон всемирного тяготения сразу накажет безумца. Но помимо материального мира существует духовный со своими законами, относящимися к нравственной области человеческого бытия.
Мои родители Харлан Корнеевич и Ева Прокофьевна, жившие в деревне Вощанки Гомельской области, воспитали шесть детей в традициях православной веры, унаследованных от крестьян-предков.
Все мы росли на благодатной белорусской земле, получили достойное образование. Затем вне родительского дома работали в разных отраслях производства и науки.
Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что можно воспитывать взрослого человека. Такая обязанность вменяется преподавателям в вузе. Подобная работа предписывается и на службе в армии. Воспитывать взрослого – все равно что плыть под парусом против ветра. Можно пытаться, но вряд ли будет достигнут желаемый результат.
Лев Толстой со знанием просветительского дела утверждал, что нужно воспитывать детей до 13 лет. Ранний возраст – самое подходящее время для плодотворного воспитания, а семейный очаг с любимыми родителями – прекрасная почва, на которой хорошо прививаются духовно-нравственные качества. Ее не могут заменить ни детские сады, ни чужие родители, какими бы хорошими они ни были.
Воспитывать можно только любовью. Начинается этот процесс с момента рождения ребенка. И чем раньше младенец ощущает ласку и заботу, тем легче ему прививаются благородные качества. Некоторые заблуждаются, считая, что труд, прежде всего физический, играет в воспитании второстепенную роль. Это самый действенный способ обретения высоких нравственных качеств. О трудовом воспитании в наше время не вещают.
Зато слишком много говорят об экономике, менеджменте, цифровизации и прочей «инновации», которые якобы без труда решают все земные проблемы. Основная задача воспитания, по мнению выдающегося русского философа Ивана Ильина, состоит и в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта, чтобы его душе стали доступны и природа во всей ее красоте, величии и таинственной внутренней целесообразности, и те глубина, радость, которую дают нам истинное искусство, и любовь к ближнему. Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка, указать ему перед лицом грядущих трудностей и искушений источник силы и утешения в его душе.
Очень важно, чтобы в школе тоже прививали любовь к истинным ценностям, которые формировались в течение многовековой истории духовной культуры. Блажен тот учитель, который смог зажечь сердца учеников и раскрыть их многогранные способности, дарованные природой.
Степан КАРПЕНКОВ,
ученый, педагог и публицист,
заслуженный деятель науки
Российской Федерации |