«Тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое душевное страдание. Надо – или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или – со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой – в умиление прийти надо, а тогда – тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…», - так говорила профессору Ивану Андрееву (Андреевскому), пришедшему к ней за утешением, полностью парализованная монахиня Мария (Лелянова).
Появись она на свет раньше, и можно было бы предположить, что с неё писал И.С. Тургенев смиренную страдалицу из рассказа «Живые мощи». С тою лишь разницей, что Лидия Александровна Лелянова происходила не из крестьянской, а из купеческой семьи. Она появилась на свет в 1874 году в Петербурге и до шестнадцати лет жила, как все её сверстницы, не ведая тяжких скорбей и болезней. Но шестнадцать девушку постиг тяжкий недуг - энцефалит, приведший к полному параличу.
Полностью обездвиженная, страдалица постоянно лежала на спине. Речь чудом сохранилась, но поскольку она не могла разжать челюсти, то говорила с закрытым ртом. Лидия с величайшим смирением переносила свои страдания и получила от Господа дар утешения скорбящих. С 1913 года она жила в Гатчине, в доме брата, по адресу улица Баггутовская № 41, неподалеку от Павловского собора. Сюда стали стекаться ищущие утешения в скорбях люди, и каждый уходил от праведной страдалицы просветленным и успокоенным. Позже в следственном деле мученицы будет указано, что ее фотографии «распространялись по всему СССР» и что «слава ее святости была большая и далеко за пределами района».
Духовником Лидии был известный протоиерей Иоанн Смолин, служивший в Покровском храме подворья Пятогорского монастыря, где страдалица приняла постриг с именем Мария. Отец Иоанн стал также духовным руководителем молитвенного кружка, сложившегося вокруг матушки из молодых глубоко верующих девушек, которые собирались в её келье для молитв и духовных бесед. Кружок был назван Иоанновским, в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского, которого хорошо знал и почитал отец Иоанн. После его смерти кружок возглавила сама матушка. Духовником же её и её сомолитвенниц стал священник Петр Белавский, настоятель Алексеевского храма в Тайцах.
Среди посещавших матушку были митрополиты петроградские Вениамин, благословивший её принять постриг, и Иосиф, профессор Андреевский и многие видные представители духовенства и религиозно настроенной интеллигенции. Фотографии обоих владык висели в комнате мученицы. Митрополит Иосиф на своей карточке надписал трогательное посвящение матушке Марии, приведя большую цитату из своего труда "В объятиях Отчих", а митрополит Вениамин надписал кратко: "Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей среди многих скорбящих и меня, грешного".
Частым гостем гатчинской праведницы был владыка Димитрий (Любимов). После раскола Церкви 1928 года, когда наиболее стойкие в вере пастыри и миряне отказались следовать новой политики митрополита Сергия (Страгородского), объявившего радости советской власти радостью Церкви, матушка сразу приняла сторону последних, наставляя в этом духе и приходивших к ней верующих. Анна Андреевна Федорова показывала на допросе: «Матушка Мария сказала мне посещать только церковь Воскресения на Крови, как истинно православную церковь, имеющую благодать Божию, в других же церквах благодати и правды нет, как отошедших от Православия и продавшихся власти».
В феврале 1932 года по сфабрикованному чекистами делу «контрреволюционной монархической организации «истинная православная церковь»» прошли поголовные аресты монашествующих в Ленинграде и области. 18 февраля в Гатчине были арестованы сестры Нежадовского монастыря и Покровского подворья, а на следующий день забрали матушку Марию и ее младшую сестру Юлию. При этом два чекиста волокли страдалицу со второго этажа прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, которую причиняло ей даже малейшее прикосновение к измученному телу. Неподвижное тело монахини раскачали и бросили в промерзший кузов грузовика, который доставил мученицу в Ленинград.
«Участвует в нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию», - таково было обвинение. На допросе 16 марта 1932 года матушка Мария подтвердила, что является истинно-православной и не признает митрополита Сергия. Её приговорили к трем годам ссылки, но страдалица не дожила до этапа. Преподобномученица Мария Гатчинская отошла ко Господу в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Тело усопшей выдали двоюродной сестре и позволили похоронить без особой огласки. Могилка матушки Марии на Смоленском кладбище сразу же стала местом поклонения верующих и остаётся таковым до сего дня.
Русская Стратегия |