Прошедший 2022 год был годом 165-летия со дна рождения Великого Князя Сергия Александровича Романова.
Но как писать о такой личности, если перед тобой только образ внутренне отстраненного от злобы мира высокого роста Князя Сергия Романова, мужа Преподобномученицы Елисаветы Федоровны? До сих пор образ убитого в самом начале ХХ века Великого Князя Сергия в силу громадной лжи и клеветы на него, особенно в СССР, да и в постсоветской России, остается затемнен и неясен. Это и понятно, ибо в ХХ веке само слово «Романов» было под запретом и объявлено синонимом «жестокости», «чванства», «богатства», мыслимых и немыслимых «грехов», «слабости», «несправедливости», «угнетения».
Между тем, если внимательно разглядеть фотографии Кремлевского мученика Сергия Романова, то он предстает на них с тонкими чертами лица, светлыми волосами, серо-зелеными глазами… Перед нами Русский Ангел, но Ангел строгий, решительно исполняющий только одну волю Божию. Князь Святой Руси Сергий принес Госповеди славу и честь. Внутри же, по словам Преподобномученицы Елисаветы – его супруги, Великий Князь Сергий был АНГЕЛОМ ДОБРОТЫ. Поэтому еще при жизни Князь Сергий был объявлен врагами, как «сильнейший враг революции и свободы», «чопорный и холодный развратник» и все в таком же сатанинском духе. Рвавшиеся к власти и порабощению России силы не считались ни с кем и ни с чем. Для них не существовало ничего святого, и они были полны решимости покончить с Церковью в России на долгие годы. Кровавая бойня, которую потом они устроят в России, станет невиданной в истории кровавой баней для миллионов мучеников. Все Русские Цари и русские Князья, по сравнению со сворой и бандой интернационалистов-безбожников, и есть сущие Ангелы еще на земле, наши молитвенники и покровители. Но препятствием для этого были как раз Династия Романовых, охранителей всего самого лучшего, светлого, народного. И вот, казалось бы, с памятью о Романовых покончено навсегда – чуть ли не в героях ходят цареубийцы, Крест на месте гибели Князя Сергия свергает сам лично вождь мирового пролетариата, могила Князя утрачивается, погибают миллионы лучших русских людей… Но если от лжи и клеветы не остается и следа, то святое имеет свойство воскресать и торжествовать. Так и случилось с прославлением памяти Великого Князя Сергия Романова! Сначала в Русском Зарубежье прославляется венчанная супруга Великого Князя Сергия – преподобномученица Елисавета Романова и вместе с ней, а не в ее тени, как пишут, начинает выявляться и светить образ ее мужа-мученика за Христа. Более того, именно подвигом жизни и мучениями сначала Князя Сергия Романова подготавливался исход и мученическая кончина и его супруги Елисаветы. Взирая на своего верного супруга, бывшая немецкая принцесса перешла в Православие. Они оба вместе – образ великого самопожертвования и любви во славу России! По своему достоинству и влиянию супруги Романовы – Сергий и Елисавета являются образцом святых отношений в семье, примером мужества и веры во Христе. Каждый, сравнивая себя с ними, глубже познает свои несовершенства, немощи и грехи для того, чтобы стремиться к спасительной Святости.
Мем же молим тя, благоверный Княже Сергие, буди нам светоч в чермном море странствий и бед, и столпе света в пустыне, впереди нас идущий, простри длань силы, Иверской сени нерушимой, испроси прощения за многая лютая, да дарует Христос и Бог наш молитвами твоими верность отцов, да сотворим послужить неубиенной России, Китежу сладкопевному, Церкви Христовой во всей грядушей славе ея. Аминь.
И радость становится вечной даже и тогда, когда наши бедные человеческие сердца и наши маленькие земные умы будут переживать моменты, которые кажутся очень страшными
Святая Преподобномученица Елисавета Федоровна Романова
Великий Князь Сергей Александрович Романов - восприемник слова и дела святого Сергия, герой Балкан, верный хранитель Кремля, Престола и Гроба Господня. Единственный, удостоенный венца мученичества в Кремле, он был и остается лицом Русской державной, воинской, гражданской славы, столпом Православной Государственности, великим заступником и молитвенником за Россию и Великорусский народ.
С юности высокий и подтянутый Сергей Александрович был прирожденным офицером. Белый гвардейский мундир сидел на нем, как на былинном русском витязе. Мало кто знал в то, да и в нынешнее время, что Великий Князь Сергий Александрович Романов страдал неизлечимой болезнью и вынужден был носить специальный корсет… Но об этом позже. Мало кто из нас задумывается, что правящие Династии России – Рюриковичи и Романовы – это, прежде всего, династии военных Князей и офицеров, воителей за Святую Русь и Веру. Весь ХХ век в России Романовых описывали, как «богатых правителей», которым «позволено то, что не позволялось другим». Но подлинная жизнь Православной Династии Романовых, как и любой верующей четы в России, да и в мире, развивается не так, как описывается в парадных реляциях или, тем более, в глумливых домыслах их врагов, но в Промысле Божьем, осуществляемом, как тайно, так и явно, но всегда во благо верующих в Святую Троицу людей. Внешняя сторона, отраженная в документах эпохи и воспоминаниях современников, при всей их важности, - это лишь верхняя часть огромного айсберга, сокрытого темными водами Всеведения Божия. Бог намеренно не все открывает о личности любого человека, тем более, святого и гениального, чтобы мы, ориентируясь на лучшие примеры (особенно на поды святых праведников и мучеников), все внимание обращали на свое спасение от греха и злобы. Ведь если другие могут, то и нам Бог велел! А что толку, если нас будут восхищать образцы совершенства, а сами мы будем пребывать в нераскаянных грехах, то есть погибать и телом, и душой? Жизнь святых, особенно мучеников – это как раз упрек нашим душам, еще не приобретшим совершенства и святости. Это значит, что мы саможалением даем радоваться врагам нашего спасения, напрасно тратим дарованное нам Богом время земной жизни для спасения.
История жизни и мученическая кончина Великого Князя Сергия Романова теснейшим образом связана не только с Династическим Домом Романовым, правившим Россией более трех веков, которые и составили славу Отечества, но и с историей всей Церкви и самой страны.
С самого начала Святого Крещения, которое продолжается до сего дня, новый русский народ, составленный из славянских разрозненных племен, вынужден был отражать явные и тайные атаки инославия на Русь. Прежде всего, это касается… христиан католического вероисповедания (прозванных преподобным Феодосием Печерским «варягами»), руководители которых в Риме пытались подчинить себе славянский этнос. На окатоличивании Малороссии в наши дни, когда захватываются православные храмы, а в них устраиваются униатские, тому нагляднейший пример. Варяжскую или католическую веру, как ее называл преподобный Феодосий Киево-Печерский (не следует путать с языческими норманами-варягами), решительно отверг Креститель славян Равноапостольный Князь Владимир. Отверг заблуждения католиков и Святой Благоверный Князь Александр Невский. Отвергает потому, что варяги-католики к началу Крещения Руси уже посрамили высокое звание христиан и зарекомендовали себя на Руси с отрицательной стороны. Так что, россказни о якобы «стремлении Князя Владимира встать в число европейских передовых держав», «расчеты на помощь Европы в развитии России» и т.д. – все это не более, чем миф. Мы видим эту «помощь», а на самом деле вмешательство и прямое давление Запада на нашу Родину весь ХХ век и начало ХХI века. И, конечно, для новых христиан Молодой Руси заядлыми и злыми завоевателями стали язычники Юга, Азии и Востока. Если бы разрозненные племена славян не соединились с помощью Божией в единый русский христианский род, то, скорее всего, славяне с принятием католицизма стали бы безсильными вассалами Европы, а то и просто прекратили самостоятельное существование под натиском языческих варваров. Промыслом Божьим Русь была избавлена, как от католической экспансии, так и от погибели со стороны несмысленных язычников. И заслуга в этом конкретно Равноапостольного Князя Владимира! Он опытно на себе знал, что такое язычество и видел, как ведут себя на Руси католики-варяги. Не прельстили его так же ни мусульмане, ни иудеи. Выбор отца русской нации был решителен и непреклонен – только Православие. Конечно, произошло это не только по воле одного человека, но по Промыслу Бога. Очень много говорят и пишут, что Россия де «занимает место между Западом и Востоком», что Русь едва не «буфер, смягчающий положение Запада и Востока» и т.д.. На самом деле Россия занимает центральное место в мире, как Духовный Центр Православия. Такое место ей уготовил Сам Бог, пекущийся о спасении всех людей в мире. Послушают Святую Русь, значит, спасутся. Отринут Святость, значит, гибель неизбежна. Это прекрасно понимали и Рюриковичи, и Романовы. Романовы были той самой удерживающей другие народы силой на пути в Царство Небесное, чтобы сдержать воцарение антихристианства в мире.
Что дало прежним разрозненным племенам славян Христианство? Ответ очевиден – дало все, как видимое, так и незримое; дало путь стяжания Божьей Благодати, дало воскресение из прежнего хаоса и разрозненности, дало ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ! Образовалось единое государство с одной верой и, как результат, с единым православным народом. Россия не вступила в сонм европейских государств-католиков, нет. Русь стала самостоятельным духовным Центом правого исповедания Святой Троицы в мире! Русь стала НОВЫМ, НО УЖЕ ВСЕМИРНЫМ ИЗРАИЛЕМ. Миссией России не было стать передовой державой, но быть духовным обручем всего мира до конца земного времени. Это еще во многом не усвоено не то, что в мире, но пока и в самой России тоже. Об этой миссии верующего русского народа и русского человека говорил в своей речи о Пушкине Ф.М.Достоевский: «Да, назначение русского человека есть безспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей. Если захотите вникнуть в нашу историю после петровской реформы, вы найдете уже следы и указания этой мысли, этого мечтания моего, если хотите, в характере общения нашего с европейскими племенами, даже в государственной политике нашей. Ибо, что делала Россия во все эти два века в своей политике, как не служила Европе, может быть, гораздо более, чем себе самой? Не думаю, чтоб от неумения лишь наших политиков это происходило. О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову Евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими. Пусть, но я не раскаиваюсь, что их высказал. Этому надлежало быть высказанным, но особенно теперь, в минуту торжества нашего, в минуту чествования нашего великого гения, эту именно идею в художественной силе своей воплощавшего. Да и высказывалась уже эта мысль не раз, я ничуть не новое говорю. Главное, все это покажется самонадеянным: «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина. Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос. Почему же нам не вместить последнего слова его? Да и сам он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание»
Задумывался ли кто, что даже в браке Великого Князя Сергия Романова и Дармштадтской принцессы Елисаветы с чудесной силой воплотилось это самое соединение разного и едва ли не противоположного по духу - русскости и арийского племени во Христе, во Вселенской Православной Церкви. Христос – вот та Личность, тот Бог, в Котором должны сойтись все народы мира окончательно и безповоротно. Вот почему Великая Княгиня Елисавета Романова идет с Евангелием к убийце своего любимого супруга и оставляет его в камере. Вот почему она же после мученической кончины Князя Сергия отрешается от всех привилегий и прав, чтобы служить людям уже в монашеском звании, кротком и смиренном. Вот почему идет на смерть с пением святых псалмов в Алапаевске.
Идеал народа, именно народа, а не толпы и черни, – Божественная Святость, которую он только начинает достигать на земле и к которой продолжит стремиться в Вечности. Вечность и есть Бог, и Она во многом еще для нас тайна, но Господь по мере нашего преуспеяния в вере станет постепенно и верно открывать все необходимое, как в земной, так и в главной – Вечной Жизни. Бог есть совокупность мыслимых и немыслимых совершенств, желает свою Благость и Любовь передать и другим. Для этого и созданы были Богом и Ангелы, и люди. Но Бог не хочет, чтобы те же Ангелы и люди восприняли Его Любовь автоматически или механически, в подчиненном порядке. И Ангелы, и люди должны принять все Божественное вполне свободно собственным своим выбором. Принятие Любви не может произойти несвободно, иначе это будет уже не любовь, а совсем другое. Но принятие духовной любви требует и от Ангелов, и от человеков ответственности за свой выбор, чтобы не принести зла и вреда творению. Для этого Бог и творил все видимое и незримое по Своим законам Любви, чтобы никто не пострадал, но жил вечно в блаженном состоянии. Однако, часть Ангелов и первые люди в раю, наделенные даром духовной свободы, распорядились им во вред себе и другим, ослушались Божьих увещеваний и предостережений и поэтому отпали от Бога-Творца. Падшие ангелы стали бесами и были изгнаны с Неба, как и люди, которые, увы, стали временно изгнанниками на земле. Но если бесы ни в чем не каются и отпали от Бога навсегда, то люди имеют возможность путем покаяния вернуться в утраченный рай и восстановить усыновление Небесному Отцу. Эту борьбу за восстановление образа и подобия Бога в человеке мы и видим как внутри себя, так и вокруг нас. Кто не видит или делает вид, что не видит, и не знает эту борьбу, вернее сказать, не хочет знать, тот погиб, хоть ему принадлежала вся земля и ее богатства с луной в придачу. Понадобятся ли ему временные преимущества после смерти? Какой он выкуп даст за свою душу?
Только народ, причем не отвлеченный, не скопище людей, а каждая укорененная в Боге душа, сохраняет Святость и не предаст ее ни за какие земные коврижки. Да, немало еще неверов и маловеров, просто слабых духом людей, но для того и дается Богом пример святых праведников, чтобы люди понимали, как надо жить и во имя Кого.
«Бог впервые приходит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога» - признается святая страстотерпица Александра Федоровна Романова, тоже на собственном опыте пережившая переход в Православие, а теперь Православие навечно прославило ее, как великую святую мать России. «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - заключает в дневнике Государыня.
Фрейлина Двора - дочь великого русского поэта Ф.Тютчева Анна Тютчева писала в воспоминаниях «При дворе двух императоров (воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II)»: «Образование, получаемое там (речь идет о Смольном институте – прим. авт.), было вообще очень слабо, но особенно плохо было поставлено нравственное воспитание. Религиозное воспитание заключалось исключительно в соблюдении чисто внешней обрядности, и довольно длинные службы, на которых ученицы обязаны были присутствовать в воскресные и праздничные дни, представлялись им только утомительными и совершенно пустыми обрядами. О религии как об основе нравственной жизни и нравственного долга не было и речи. Весь дух, царивший в заведении, развивал в детях, прежде всего, тщеславие и светскость».
Великая Княгиня Елисавета Федоровна писала княгине З.Н.Юсуповой: «В этот раз у меня такое странное впечатление от Петербурга – безмерная жалость к человечеству. И слова Христа такой грустью наполняют душу: «Сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф. 23:37). Этот свет – наряжаются, торопятся, клевещут... а жизнь так коротка, и вся Христова любовь ждет нас, а они и не помнят об этом, бедное человечество» (1 октября 1908 г.).
На этом фоне полным контрастом были усилия по воспитанию в Царской Семье Романовых. «Долг родителей - подготовить детей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня Александра Романова, родная сестра Елизаветы Федоровны - Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежности. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и безпокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми». Святая Государыня не прятала своих детей от жизни, она сказала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Таким образом, с одной стороны царские дочери видели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей и как будущих женщин, хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это еще в детстве», - писала Императрица. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Впоследствии, Царевны ухаживали за больными и ранеными воинами. Поэт Сергей Есенин, работавший тогда в санитарном поезде, посвятил им свое стихотворение «Царевны», в которой предугадал их будущность посреди жестокости и злобы неверов.
Вполне ясно, что особое религиозное воспитание в сочетании с высоким уровнем образования как раз и готовили в среде Романовых добрые, высоконравственные личности. Но были ли они в достаточной степени подготовлены к резко меняющимся обстоятельствам, особенно напору бесовских сил на Россию? Впрочем, так ставить вопрос, значит, принять аргументы ненавистников России до сего дня, хулящих уже прославленных в лике святых Церкви Романовых со слугами, упрекающих их якобы в «безволии» и пр. грехах. Но поступи Романовы по их правилам с революционерами-террористами, открой массовые репрессии в стране, они тут же были бы объявлены «преступниками» и «кровопийцами» Да Романовы и без этого третировались в прессе, зависящей от врагов России, именно как «жестокие» и «несносные» правители, стоящие «на охране своих интересов и мешающие свободе, равенству и братству». Правда же состояла в том, чтобы устранить Романовых и этим обезглавить Святую Русь, чтобы править в ней безнаказанно, захватив ее богатства и разорив Православие в ней. Заговор мира против России осуществлялся методично, настойчиво и целенаправленно. Вместе со светскостью и увлечением в литературе романами в российские заведения и в саму жизнь проникал нигилизм и одобрение революционных внешне привлекательных идей «братства», «свободы», «равенства» и пр.. Новомодными веяниями был обуреваем так называемый «высший свет», которого занимали лишь чины и очередные награды в совокупности со сплетнями, слухами и суевериями. Этот салонный лжесвет не любил и презирал русский народ и предал его в совершившихся переворотах в России ХХ века. Представители «высшего света» вместе с развращенной интеллигенцией стали базой для смены власти в России, предательства Романовых и казни тысяч и тысяч невинных людей.
Романовы же, наоборот, казалось бы, потеряв, как праведный Иов, все земное, тем не менее, жизнью и смертью показали, что они остаются верны и Богу, и Церкви, и России, и народу. Душой они более всего пребывали с Богом и своим народом, вместе с ним взошли на Голгофу и победили любовью злобу и смерть.
Нельзя без волнения читать повествование отца Афанасия об исповеди Императора Николая Второго: «Рядом со мной стоял тот, выше которого из всех живущих на земле нет. Это до сего времени был наш Богом данный Помазанник, по закону престолонаследия 23 года царствовавший русский Православный Царь. И вот ныне, смиренный раб Божий Николай, как кроткий агнец, доброжелательный ко всем врагам своим, не помнящий обид, молящийся усердно о благоденствии России, верующий глубоко в ее славное будущее, коленопреклоненно, взирая на крест и Евангелие, в присутствии моего недостоинства, высказывает Небесному Отцу сокровенные тайны своей многострадальной жизни и, повергаясь в прах перед величием Царя Небесного, слезно просит прощения в вольных и невольных своих прегрешениях»
Вот что пишет в своих воспоминаниях о пребывании при Дворе фрейлина Императрицы Анна Тютчева, дочь поэта и дипломата Федора Тютчева: «Он (Государь – прим. авт.) прекраснейший отец и муж, а его представляют развратником. Он работает день и ночь с рвением, может быть, большим, чем понимание дела, а его обвиняют в том, что он проводит ночи в пьянстве. Вот слухи, которые доходят до меня и от которых сжимается мое сердце… Религиозное и монархическое чувства имеют у нас слишком глубокие и слишком прочные корни, чтобы они могли быть расшатаны революционным духом. У нас могут быть… перевороты, но никогда не может быть революции против династии. Наши Государи сами не подозревают, на каких непоколебимых основах покоится их власть. Легкомысленное общество, которое образует поверхностный слой русского народа, заслоняет от них подлинную физиономию этого народа, который находится еще в детском возрасте, но в который заложены поразительные задатки жизни и славного будущего»
«…Как важна настоящая миссионерская работа любви. И пусть будет полный успех в наших молитвах, которые мы все посылаем Богу - чтобы спасти человеческие души от ошибочных идей, от нездоровых идеалов и надежд - какими бы они ни казались мистически прекрасными их слепым умам, и чтобы вырвать их из сетей диавола…а для нас - чтобы иметь терпение и упорство и безграничную веру и надежду на милость Божию…» (Святая Преподобномученица Елисавета Федоровна Романова брату Эрнсту 1910 г.).
Русская Стратегия |