На родине выдающегося педагога Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) в селе Татево Оленинского муниципального округа Тверской области, в канун его 190-летия, прошли Татевские педагогические чтения.
Мы все привязаны к теме школы, потому что необходимо учить детей, да и сами мы всю жизнь чему-то учимся у тех, кто мудрее и опытнее. А ещё потому, что русская школа – это достижение и гордость нашей страны.
Вот та школьная система, которую удалось выстроить скромному сельскому учителю С.А. Рачинскому в 1870-е годы, точно была – лучшей в тогдашней стране, на 80% крестьянской. Рачинский, сменивший профессорскую кафедру Московского университета на стул учителя сельской школы, без лишнего шума просто стал исполнять народные чаяния, по сути – родительский запрос. С годами им была сформирована система начального народного образования, которая дала реальные плоды, как по количеству и качеству распространившихся школ, так и в лице конкретных известных учеников Рачинского.
Заглянем в расписание уроков школы Рачинского: русское чтение, русское письмо, церковнославянское чтение, математика, Закон Божий, рисование, церковное пение, экспериментальная физика, история, география. Такая вот «цэпэша» – скромная церковно-приходская школа.
У нас всё ещё твердят о 75-процентной безграмотности в дореволюционной России. Но это цифры на 1870-е годы. За три десятилетия деятельности обер-прокурора Святейшего Синода и члена Государственного совета К.П. Победоносцева, с момента реформы 1884 года о церковно-приходском образовании, а также его соратников, первым из которых был С.А. Рачинский, изменилось представление о начальном образовании в масштабах целой страны. И это время является началом становления системы всеобщего образования.
Именно поэтому опыт Рачинского возник как град Китеж из глубинных вод народного самосознания в 1990-е годы.
Об одном таком успешном опыте – о своей известной на всю Россию и за её пределами Ивановской на Лехте школе в Ярославской области – рассказал приехавший на нынешние Татевские педагогические чтения Владимир Сергеевич Мартышин. Сегодня он – заместитель директора организованной им школы и протоиерей Русской православной церкви.
Отец Владимир убеждён, что без оглядки на опыт С.А. Рачинского и К.Д. Ушинского не может состояться современная школа.
Об Ивановской на Лехте школе говорят, что это – чудо. Но вообще – это самое обыкновенное муниципальное образовательное учреждение. Разница лишь в том, кто и как в нём работает.
Ещё двадцать лет назад в Ивановской на Лехте школе училось 56 человек, сегодня – 180, во всей начальной школе было 20 человек, в нынешнем году только в первый класс идут 20 человек. В окрестных деревнях было по два ребёнка, сегодня – по 30 – 36 в каждой деревне. Это целый остров возрождённой русской земли. Владимир Сергеевич, показывая фотографии на большом экране, рассказывает, что к ним в село и окрестности переехали жить семьи из Мурманска, Калининграда, даже из Швейцарии и Франции. У самого отца Владимира 17 внуков, все они живут в своих домах – рядом.
Ивановская на Лехте школа стала школой целостного и непрерывного развития, ещё и потому, что в её программу ввели 1 700 дополнительных часов различных занятий за счёт факультативов и дополнительной компоненты, как говорит отец Владимир Мартышин. Пополнили обычный стандарт каллиграфией, красноречием, ввели церковнославянский язык, десять музыкальных направлений – почти всё бесплатно. Создана хоккейная команда. Проходят ледовые балы на хоккейном корте. Хор ивановской школы выступал и в Колонном зале Дома союзов, и в Архиерейском доме. Участники театральной студии при школе не раз становились лауреатами конкурсов. На базе школы работает четыре научных кафедры, одна из учениц написала научную работу о болезнях пчёл, т.е. взяла тему, которой ещё не занимались учёные.
Мне доводилось бывать в этой школе и наблюдать такое необычное явление, как погружение в эпоху. Школа на время преображается: по стенам в коридорах вывешиваются портреты, картины, к примеру, на тему войны 1812 года, проходят семинары и Круглые столы, посвящённые этому событию. Разве не здорово видеть, как школьники, к примеру, проживая эпоху XII века, выезжают на лошадях в поле в костюмах той эпохи. Ивановская на Лехте школа также славится балами, в которых дети участвуют в пошитых ими самими костюмах всех народов, входивших в Российскую империю. В Ивановской на Лехте школе, как и в школе Рачинского, возрождена дореволюционная традиция вручения выпускникам Евангелия.
А ещё: Иринарховский крестный ход (как поход в Нилову пустынь в школе Рачинского), Иринарховские чтения, празднование Ильина дня… Надо отметить и то, что Владимир Мартышин – автор первого учебника «Моя родословная», сегодня по этой книге занимаются многие школы страны.
387 дней Владимир Сергеевич провёл со своими учениками в поисковом отряде, в том числе – под Ржевом. За десятилетие школьники подняли останки 600 бойцов, многие из них передали родственникам. Школьниками создан синодик, куда внесено 5 200 имён воинов Борисоглебской земли, начиная с XII века до сегодняшних дней.
Модель школы В. Мартышина – это адаптированная к современности и развитая модель школы С.А. Рачинского, имя которого звучит всё громче в разных регионах, по разным темам и поводам – педагогика, музыковедение, русская философия…
Вот и молодёжь подхватывает эти направления. Магистрант исторического факультета МГУ Фёдор Павлович Отто выступил на Татевских чтениях с докладом о Рачинском как о церковном деятеле, соратнике К.П. Победоносцева. Аспирант философского факультета МГУ Пётр Андреевич Пантуев рассказал о своей недавней находке в архиве РГАЛИ черновика письма С.А. Рачинского Николаю II, написанного в ответ на благодарственное письмо государя татевскому учителю. Магистрант кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Константиновна Бежевец выступила с докладом, в котором она рассмотрела, как выстраивалась школьная программа у Рачинского и как можно её использовать в современном образовательном процессе.
По традиции чтения начались с Божественной литургии в Троицкой церкви, построенной Рачинскими. Ржевское духовенство и отец Владимир Мартышин отслужили литию в некрополе Рачинских.
На Татевских педагогических чтениях учителя из Ржева (Л.В. Лысенко, Е.С. Лебедева), Торопца (Н.В. Крапоткина), Старицы (кандидат педагогических наук В.И. Семёнов), Западной Двины (В.Н. Боровкова) Тверской области и и.о. директора Татевской СОШ им. С.А. Рачинского Щербакова Людмила Витальевна говорили о современности и своевременности использования опыта С.А. Рачинского в нынешней школе.
О том, с какими проблемами сталкивается преподаватель, ведущий курс православной культуры, рассказал кандидат педагогических наук, учитель МБОУ «Шаховская СОШ №1» Бежевец Дмитрий Александрович.
А учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа равных возможностей» Мерзлякова Илария Николаевна поделилась своими исследованиями о методике Рачинского. С помощью нее он устранял заикание у своих учеников и даже взрослых людей, рассказала она и о том, как сегодня может помочь детям с нервными и психическими отклонениями церковнославянское чтение и пение.
Кандидат педагогических наук, почётный работник культуры и искусства Тверской области Ольга Михайловна Кузьмина, исследователь фольклора Смоленской губернии, подробно рассказала о том, как пристально занимался этой стороной народной жизни Сергей Александрович Рачинский, как находил он общий интерес в этой теме с композитором П.И. Чайковским, музыковедом С.В. Смоленским, преподавателем Н.И. Ильминским. А услышать исполнение Ольгой Михайловной под гармонь смоленских песен, которые записывал Рачинский, многие ехали в Татево специально.
В татевской школе им. С.А. Рачинского состоялось открытие музейного класса, где будет постоянно размещена выставка фотографий и документов «Семья Рачинских в истории российского образования».
Организаторами нынешних чтений выступили Глава Администрации Оленинского муниципального округа Олег Игоревич Дубов, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры и Общество по сохранению наследия Рачинских. Татевские чтения поддержало Министерство образования Тверской области, с приветственным словом к участникам чтений выступила заместитель министра Давыдова Юлия Валерьевна. Член-корр. Академии архитектурного наследия, государственный эксперт историко-культурной экспертизы Министерства культуры РФ, кандидат архитектуры Надежда Иосифовна Завьялова, рассказала об истории усадьбы Рачинских и необходимости восстановления этой жемчужины Тверской и Смоленской земли. Приехали на чтения представитель рода Рачинских Мария Александровна Коншина и главный архивист ГБУ «ЦГА Москвы», кандидат технических наук Борис Юрьевич Заболотский, много сделавший для восстановления памяти об архиепископе Николае Японском, земляке и соратнике С.А. Рачинского.
Много потрудились, чтобы эти чтения состоялись, руководитель отдела образования и катехизации Ржевской епархии Меркурьева Татьяна Владимировна, начальник Управления образования Оленинского МО Соболева Анна Александровна и учителя школы им. С.А. Рачинского.
А ещё помянем учителя татевской школы Иванову Александру Аркадьевну, с конца 1980-х годов восстанавливавшую память об учителе своего отца – С.А. Рачинском. Все они так и покоятся в одном ряду некрополя Троицкой церкви.
Здесь, в стенах старинной школы, снова, как сто двадцать лет назад, при Рачинском, возле опытных педагогов собираются студенты и молодые учителя. А значит, традиция русской школы не прерывается, длится, развивается, вовлекает в своё пространство молодых и талантливых.
Хочется верить, что этот народный запрос по восстановлению отечественного образования после неудачных реформ постсоветского периода будет поддержан государством.
Сегодня пришло время для национальной школы, для возврата к отечественному педагогическому наследию, которому нет аналогов в мире и цены нет. Как не раз подчёркивал наш президент В.В. Путин мы – «самобытная российская цивилизация».
«Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это – вопрос роковой и грозный. От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов Вселенной. Ныне колеблется духовная связь этого народа с другими народами, кровным сродством и единством веры, всем ходом истории призванными дополнить этот облик, окрепнуть, опираясь на нашу силу», – писал Рачинский в своей книге «Сельская школа».
А разве не о педагогике говорил святитель Иоанн Златоуст: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях».
Пусть же этот опыт подвижников послужит нам примером несгибаемости и веры в то, что дело учительства – святое дело.
Ирина Ушакова – лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2013). Член Союза писателей России (2010) и Союза журналистов России (2011). Член Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Организатор Общества по сохранению наследия Рачинских (2013).
Фото автора
P.S. В издательстве «Русский мир» готовится к выходу составленная И.В. Ушаковой книга статей и писем С.А. Рачинского, в которую войдут почти все опубликованные в разных изданиях до 1917 года статьи выдающегося педагога и многое из непубликовавшейся ранее его переписки с К.П. Победоносцевым, архиепископом Николаем Японским, архиепископом Никоном (Рождественским), протоиереем Александром Васильевым, И.Ф. Тютчевым, педагогом Александрой Штевен и многими другими деятелями Церкви, культуры и образования.
Ирина Ушакова
Специально для «Столетия» |