Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7888]
- Аналитика [7334]
- Разное [3022]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
modestovoleg

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2023 » Июнь » 7 » Русский хронограф. «Мы – белые…» Арсений Несмелов
    21:03
    Русский хронограф. «Мы – белые…» Арсений Несмелов

    Арсений Иванович Митропольский, более известный под псевдонимом Несмелов родился в 1889 году в Москве, в дворянской семье. Отец его, Иван Митропольский, был статским советником, секретарём Московского окружного военно-медицинского управления, а также литератором. Литератором был и старший брат поэта, Иван Иванович, совмещавший литературную деятельность с военной карьерой. Ему посвящены строки Несмелова: «Вот брат промелькнул, не заметив испуганных глаз: / Приподняты плечи, походка лентяя и дужка / Пенсне золотого…» Иван Иванович был на 17 лет старше брата и печатался с середины 1890-х годов... Вся молодость Несмелова прошла в Белокаменной, чудный образ который не раз воскресал в его стихотворениях, написанных на чужбине.
    В тихих звонах отошла Страстная,
    Истекает и субботний день,
    На Москву нисходит голубая,
    Как бы ускользающая тень.
    Но алеет и темнеет запад,
    Рдеют, рдеют вечера цвета,
    И уже медвежьей теплой лапой
    Заползает в город темнота.
    Взмахи ветра влажны и упруги,
    Так весенне-ласковы, легки.
    Гаснет вечер, и трамваев дуги
    Быстрые роняют огоньки.
    Суета повсюду. В магазинах
    Говорливый, суетливый люд.
    Важные посыльные в корзинах
    Туберозы нежные несут.
    Чтоб они над белоснежной пасхой
    И над коренастым куличом
    Засияли бы вечерней лаской,
    Засветились розовым огнем.
    Все готово, чтобы встретить праздник,
    Ухитрились всюду мы поспеть,
    В каждом доме обонянье дразнит
    Вкусная кокетливая снедь.
    Яйца блещут яркими цветами,
    Золотится всюду "Х" и "В", -
    Хорошо предпраздничными днями
    Было в белокаменной Москве!
    Ночь нисходит, но Москва не дремлет,
    Лишь больные в эту ночь уснут,
    И не ухо даже - сердце внемлет
    Трепету мелькающих минут!
    Чуть, чуть, чуть - и канет день вчерашний,
    Как секунды трепетно бегут!..
    И уже в Кремле, с Тайницкой башни
    Рявкает в честь праздника салют.
    И взлетят ракеты. И все сорок
    Сороков ответно загудят,
    И становится похожим город
    На какой-то дедовский посад!
    На Руси осколок стародавний,
    Вновь воскресший через триста лет...
    Этот домик, хлопающий ставней -
    Ведь таких давно нигде уж нет!
    Тишина арбатских переулков,
    Сивцев Вражек, Балчуг - и опять
    Перед прошлым, воскрешенным гулко,
    Век покорно должен отступать.
    Две эпохи ночь бесстрастно вместит,
    Ясен ток двух неслиянных струй.
    И повсюду, под "Христос воскресе",
    Слышен троекратный поцелуй.
    Ночь спешит в сияющем потоке,
    Величайшей радостью горя,
    И уже сияет на востоке
    Кроткая Воскресная заря.
    Арсений Митропольский учился во Втором московском и Нижегородском Аракчеевском кадетских корпусах. В последнем проявился его поэтический дар. Первые стихи Арсения Ивановича были опубликованы в журнале "Нива" в 1912 году, но тогда они не принесли ему славы. Время обучения в кадетских корпусах было наполнено свежестью юности, романтическими мечтами, влюблённостью в жизнь, в музу, в женщину, в спутницу, образ которой станет неизменным в его поэзии…
    Ты в темный сад звала меня из школы
    Под тихий вяз. На старую скамью,
    Ты приходила девушкой веселой
    В студенческую комнату мою.
    И злому непокорному мальчишке,
    Копившему надменные стихи, -
    В ребячье сердце вкалывала вспышки
    Тяжелой, темной музыки стихий.
    И в эти дни тепло твоих ладоней
    И свежий холод непокорных губ
    Казался мне лазурней и бездонней
    Венецианских голубых лагун…
    И в старой Польше, вкапываясь в глину,
    Прицелами обшаривая даль,
    Под свист, напоминавший окарину, -
    Я в дымах боя видел не тебя ль…
    И находил, когда стальной кузнечик
    Смолкал трещать, все ленты рассказав,
    У девушки из польского местечка -
    Твою улыбку и твои глаза.
    Когда ж страна в восстаньях обгорала,
    Как обгорает карта на свече, -
    Ты вывела меня из-за Урала
    Рукой, лежащей на моем плече.
    На всех путях моей беспутной жизни
    Я слышал твой неторопливый шаг.
    Твоих имен святой тысячелистник, -
    Как драгоценность бережет душа!
    И если пасть беззубую, пустую,
    Разинет старость с хворью на горбе, -
    Стихом последним я отсалютую
    Тебе, золотоглазая, тебе!
    Уже в первые дни разразившейся войны в составе одиннадцатого гренадерского Фанагорийского полка прапорщик, а позднее подпоручик и поручик Митропольский попал на австрийский фронт, где провёл в окопах всю войну. В 1915 году он был ранен и оказался в госпитале. Тогда в Москве массовым по тем временам тиражом в три тысячи экземпляров вышла его первая тоненькая книжка «Военные странички», в ней были собраны военные очерки и пять стихотворений на фронтовые темы. Вернувшись на фронт, поэт получил должность начальника охраны (полицейской роты) штаба двадцать пятого корпуса. Фронтовых впечатлений Несмелову хватило на всю оставшуюся жизнь, и небольшим своим офицерским чином он всегда гордился, никогда не забывая напомнить, что он — кадровый поручик, гренадер, ветеран окопной войны…
    Отступать! - и замолчали пушки,
    Барабанщик-пулемет умолк.
    За черту пылавшей деревушки
    Отошел Фанагорийский полк.
    В это утро перебило лучших
    Офицеров. Командир сражен.
    И совсем молоденький поручик
    Наш, четвертый, принял батальон.
    А при батальоне было знамя,
    И молил поручик в грозный час,
    Чтобы Небо сжалилось над нами,
    Чтобы Бог святыню нашу спас.
    Но уж слева дрогнули и справа, -
    Враг наваливался, как медведь,
    И защите знамени - со славой
    Оставалось только умереть.
    И тогда, - клянусь, немало взоров
    Тот навек запечатлело миг, -
    Сам генералиссимус Суворов
    У святого знамени возник.
    Был он худ, был с пудреной косицей,
    Со звездою был его мундир.
    Крикнул он: "За мной, фанагорийцы!
    С Богом, батальонный командир!"
    И обжег приказ его, как лава,
    Все сердца: святая тень зовет!
    Мчались слева, набегали справа,
    Чтоб, столкнувшись, ринуться вперед!
    Ярости удара штыкового
    Враг не снес; мы ураганно шли,
    Только командира молодого
    Мертвым мы в деревню принесли...
    И у гроба - это вспомнит каждый
    Летописец жизни фронтовой, -
    Сам Суворов плакал: ночью дважды
    Часовые видели его.
    За время войны Несмелов получил четыре ордена. В апреле 17-го по ранению он был отчислен в резерв и вернулся в Москву, в осиротевший по смерти отца дом. Поэт напряжённо вглядывался в новую жизнь, наступившую после Февральской революции, начавшейся с массовых убийств офицеров озверевшей толпой, пьяными солдатами и матросами, и после этого отчего-то называемой бескровной… Москва обезумела, как и остальная Россия. Тыловые армейские гарнизоны громили винные лавки, а фронтовые в полном составе бежали с полей сражения в Первопрестольную. Повсюду тянулись бесконечные «хвосты» за хлебом, молоком, картошкой… При этом день ото дня росло число притонов и домов свиданий. По улицам шатались пьяные. На Красную площадь выползли безрукие и безногие воины-калеки с требованием: «Здоровые – все на войну!» А рядом резались в карты здоровые дезертиры. Управа города отказалась отдавать гостиницы под госпитали, мотивировав это тем, что такие помещения слишком роскошны для раненых. А для нужд Совета рабочих комиссаров были реквизированы самые лучшие – «Дрезден» и «Россия». Страна разваливалась на глазах.
    В этот день встревоженный сановник
    К телефону часто подходил,
    В этот день испуганно, неровно
    Телефон к сановнику звонил.
    В этот день, в его мятежном шуме,
    Было много гнева и тоски,
    В этот день маршировали к Думе
    Первые восставшие полки!
    В этот день машины броневые
    Поползли по улицам пустым,
    В этот день...  одни городовые
    С чердаков вступились за режим!
    В этот день страна себя ломала,
    Не взглянув на то, что впереди,
    В этот день царица прижимала
    Руки к холодеющей груди.
    В этот день в посольствах шифровали
    Первой сводки беглые кроки,
    В этот день отменно ликовали
    Явные и тайные враги.
    В этот день...  Довольно, Бога ради!
    Знаем, знаем, - надломилась ось:
    В этот день в отпавшем Петрограде
    Мощного героя не нашлось.
    Этот день возник, кроваво вспенен,
    Этим днем начался русский гон, -
    В этот день садился где-то Ленин
    В свой запломбированный вагон.
    Вопрошает совесть, как священник,
    Обличает Мученика тень...
    Неужели, Боже, нет прощенья
    Нам за этот сумасшедший день?!
    В октябре 17-го в Первопрестольной избирали Патриарха, первого за два века правления Синода, а на улицах города лилась кровь. Когда большевики попытались захватить власть в Петрограде и Москве, против них восстали юнкера, сторону которых принял поручик Митропольский. Рано утром 1 ноября в Москву прибыло 2000 красногвардейцев и моряков из Петрограда, начались уличные бои.
    Романист Андрей Ильин так описывает эти события в своём романе «Государевы люди»: «Кругом по первым-вторым этажам выбитые стекла, лавки глядят на улицы разбитыми и разграбленными витринами, сорванные с петель, разбитые в щепу двери валяются тут же, неподалеку. На многих фасадах свежие пулевые и осколочные выбоины — отдельные или длинной пулеметной строчкой. Кое-где улицы перегорожены баррикадами из поваленных, вырванных с корнем фонарных столбов, афишных тумб, скамеек и опрокинутых кверху дном телег. Встречаются неубранные трупы лошадей, случается, что и подстреленных людей. По мостовым ветер несет мусор, под ногами хрустит битое стекло, где-то чадно горят дома, к которым не могут пробиться через баррикады и завалы пожарные машины. Многие парадные зашиты крест-накрест досками. Людей почти не видно. Обыватели, которые в первые дни было высыпали на улицу, попрятались по домам. То тут, то там вспыхивают короткие, ожесточенные бои — трещат, особенно слышные ночью, выстрелы — одиночные и залпами. Все чаще бухает артиллерия... Кто где — не понять. Никаких позиций нет. Но верх, кажется, берут юнкера и кадеты. Они заняли уже почти весь центр, примерно по Бульварному кольцу, захватили Думу, почтамт на Мясницкой, гостиницы «Метрополь» и «Континенталь». Лефортово удерживают 1-й и 3-й кадетские корпуса и Алексеевское военное училище...  (…) Арбатская площадь была перекопана вдоль и поперек — повсюду раскисшая, выброшенная из траншей земля, брустверы. Из окопов торчат, поблескивая на солнце, штыки, выглядывают любопытные кадеты. На крыше Александровского училища и «Художественного» установлены пулеметы...»
    Наиболее известный эпизод восстания юнкеров – оборона Кремля. 2 ноября начался его захват большевиками. Юнкера обстреливали из Кремля пулеметным огнем «Метрополь» и Охотный ряд. Для того чтобы прекратить этот обстрел, орудие с Лубянской площади стало бить по Спасской башне. Одновременно по башне начали стрелять и орудия «Мастяжарта» с Швивой горки. Один из снарядов попал в башню. Кремлевские часы остановились.
    В 2 часа 37 минут 2 ноября Кремль был окружен красноармейцами. Артиллерия в упор била по Никольским воротам.
    К рассвету 3 ноября, после прекращения артиллерийского обстрела, по двухстороннему мирному соглашению, Кремль был занят красными войсками. Великая русская святыня сильно пострадала от обстрела и кощунства большевиков. Митрополит Тихон, через два дня избранный Патриархом, бывший в Кремле в тот же день, увидел горькую картину: пробит был купол Успенского собора, стены Чудова монастыря и собора Двенадцати апостолов, обезглавлена Беклемишевская башня. Драгоценные украшения, церковная утварь лежали в пыли, стены храма Николая Гостунского исписаны непотребными надписями, на месте, где хранились мощи святителя Николая, устроено отхожее места, образ самого Чудотворца на Никольской башне – расстрелян. На Соборной площади в луже крови лежал убитый юнкер. Взятием Кремля была завершена победа большевиков в Москве…
    В 1918 году Арсений Несмелов отправился в Омск, чтобы затем принять участие в борьбе с большевизмом в рядах армии Колчака. «Два раза уезжал и Москвы, и оба раза воевать» - писал он в автобиографии…
    Пели добровольцы. Пыльные теплушки
    Ринулись на запад в стукоте колес.
    С бронзовой платформы выглянули пушки.
    Натиск и победа! или - под откос.
    Вот и Камышлово. Красных отогнали.
    К Екатеринбургу нас помчит заря:
    Там наш Император. Мы уже мечтали
    Об овобожденьи Русского Царя.
    Сократились версты, - меньше перегона
    Оставалось мчаться до тебя, Урал.
    На его предгорьях, на холмах зеленых
    Молодой, успешный бой отгрохотал.
    И опять победа. Загоняем туже
    Красные отряды в тесное кольцо.
    Почему ж нет песен, братья, почему же
    У гонца из штаба мертвое лицо?
    Почему рыдает седоусый воин?
    В каждом сердце - словно всех пожарищ гарь.
    В Екатеринбурге, никни головою,
    Мучеником умер кроткий Государь.
    Замирают речи, замирает слово,
    В ужасе бескрайнем поднялись глаза.
    Это было, братья, как удар громовый,
    Этого удара позабыть нельзя.
    Вышел седоусый офицер. Большие
    Поднял руки к небу, обратился к нам:
    -- Да, Царя не стало, но жива Россия,
    Родина Россия остается нам.
    И к победам новым он призвал солдата,
    За хребтом Уральским вздыбилась война.
    С каждой годовщиной удаленней дата;
    Чем она далече, тем страшней она.
    В Сибири Арсений Несмелов состоял в войсках генерала Каппеля, чьи отважные деяния стали притчей во языцех. Да и поручик Митропольский был не робкого десятка. Все, знавшие Несмелова, отмечали его поразительное бесстрашие. В рядах Сибирской армии поэт-воин освобождал Екатеринбург, город, где незадолго до этого была убита царская семья. Об отношении к монархии поручика Митропольского свидетельствуют его собственные слова: «Конечно, все мы были монархистами. Какие-то эсдеки, эсеры, кадеты — тьфу — даже произносить эти слова противно. Мы шли за Царя, хотя и не говорили об этом, как шли за царя и все наши начальники».
    Мы теперь панихиды правим,
    С пышной щедростью ладан жжём,
    Рядом с образом лики ставим,
    На поминки Царя идём.
    Бережём мы к убийцам злобу,
    Чтобы собственный грех загас,
    Но заслали Царя в трущобу
    Не при всех ли, увы, при нас?
    Сколько было убийц? Двенадцать,
    Восемнадцать иль тридцать пять?
    Как же это могло так статься -
    Государя не отстоять?
    Только горсточка этот ворог,
    Как пыльцу бы его смело:
    Верноподданными - сто сорок
    Миллионов себя звало.
    Много лжи в нашем плаче позднем,
    Лицемернейшей болтовни,
    Не за всех ли отраву возлил
    Некий яд, отравлявший дни.
    И один ли, одно ли имя -
    Жертва страшных нетопырей?
    Нет, давно мы ночами злыми
    Убивали своих Царей.
    И над всеми легло проклятье,
    Всем нам давит тревога грудь:
    Замыкаешь ли, дом Ипатьев,
    Некий давний кровавый путь?!
    С сентября 1918 года Арсений Иванович служил в Кургане в 43-м полку. «Когда я приехал в Курган с фронта, в городе была холера. Вечером я пришел домой и сказал, что чувствую себя плохо. Сел на крылечке и сижу. И не понимаю, чего это Анна Михайловна так тревожно на меня посматривает. Потом ушел к себе в комнату и лег спать. Проснулся здоровый и, как всегда делаю утром, запел. Потом Анна Михайловна говорит мне: «А уж я-то боялась, боялась, что у вас начинается холера. Утром слышу: поет. Ну, думаю, слава Богу, жив-здоров». Из Кургана я уехал в Омск, назначили меня адъютантом коменданта города», - вспоминал Несмелов.
    В конце 1919 года началось трагическое отступление белых войск Сибири. Армия, ещё недавно победоносно шагавшая вперёд, теперь стремительно откатывалась назад, а настигающему противнику на расправу доставались эшелоны беженцев, стоявшие на железной дороге, заблокированной изменниками-чехами. В Нижнеудинске бывшими союзниками был пленён Верховный Правитель Адмирал Колчак. Незадолго до его отправки в Иркутск, на смерть, случилось событие, ставшее легендой Белого Движения. К вагону, из окна которого Правитель взирал на оцепленный чехами перрон, непостижимым образом прорвался русский офицер и последний раз отдал честь адмиралу. Этим офицером был Арсений Митропольский.
    День расцветал и был хрустальным,
    В снегу скрипел протяжно шаг.
    Висел над зданием вокзальным
    Беспомощно нерусский флаг.
    И помню звенья эшелона,
    Затихшего, как неживой.
    Стоял у синего вагона
    Румяный чешский часовой.
    И было точно погребальным
    Охраны хмурое кольцо,
    Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном
    Мелькнуло строгое лицо.
    Уста, уже без капли крови,
    Сурово сжатые уста!..
    Глаза, надломленные брови,
    И между них - Его черта, -
    Та складка боли, напряженья,
    В которой роковое есть…
    Рука сама пришла в движенье,
    И, проходя, я отдал честь.
    И этот жест в морозе лютом,
    В той перламутровой тиши, -
    Моим последним был салютом,
    Салютом сердца и души!
    И он ответил мне наклоном
    Своей прекрасной головы…
    И паровоз далёким стоном
    Кого-то звал из синевы.
    И было горько мне. И ковко
    Перед вагоном скрипнул снег:
    То с наклонённою винтовкой
    Ко мне шагнул румяный чех.
    И тормоза прогрохотали -
    Лязг приближался, пролетел,
    Умчали чехи Адмирала
    В Иркутск - на пытку и расстрел!
    Остатки Белой армии уходили на Читу, где ещё держалась поддерживаемая японцами власть атамана Семёнова. Тысячи километров по непроходимой тайге, по которой не ступала нога человека, по замёрзшим рекам с коварными порогами и источниками, погубившими генерала Каппеля, по ледяной пустыне Байкала, в 40-градустной мороз, сквозь леденящие ветра, обмороженные, израненные, измученные, голодные люди шли, таща за собой обозы с больными тифом и ранеными товарищами и беженцами. Лишь 6-я часть армии смогла одолеть этот страшный путь…
    Удушье смрада в памяти не смыл
    Веселый запах выпавшего снега
    По улице тянулись две тесьмы,
    Две колеи: проехала телега.
    И из нее окоченевших рук,
    Обглоданных - несъеденными - псами,
    Тянулись сучья: Мыкался вокруг
    Мужик с обледенелыми усами.
    Американец поглядел в упор:
    У мужика, под латаным тулупом
    Топорщился и оседал топор
    Тяжелым обличающим уступом.
    У черных изб солома снята с крыш,
    Черта дороги вытянулась в нитку.
    И девочка, похожая на мышь,
    Скользнула, пискнув, в черную калитку.
    После Ледяного похода Несмелов недолгое время пробыл у барона Унгерна. Но последний, диктатор, отличавшийся большой жестокостью, был глубоко неприятен поэту, и он перебрался на Дальний Восток, где генерал Дитерихс собирал Земский собор Приамурья. Этот собор стал наказом, заветом Белого Дела потомкам, будущему Отечеству. Собор призвал: когда Россия станет свободной от большевизма, соединиться всем людям земли и восстановить Православную Державу Царства… «Уехав в 1918-ом году в Омск, назад не вернулся, а вместе с армией Колчака оказался во Владивостоке, где и издал первую книгу стихов», - вспоминал Несмелов.
    Владивосток в ту пору превратился в довольно мощный центр русской культуры. Здесь возникали и тут же прогорали журналы и газеты, процветала литература. До осени 1922 года в Приморье советской власти как таковой не было: книги выходили по старой орфографии, буферное государство ДВР праздновало свои последние именины. Волей судьбы там жили и работали Владимир Арсеньев, Сергей Третьяков, Николай Асеев и другие писатели, «воссоединившиеся» позже с советской литературой. Асеев, редактировавший в ту пору «Дальневосточное обозрение», называл Несмелова "поседевшим юношей с мучительно расширенными зрачками" и отмечал "изумительную остроту наблюдательности поэта, любовь к определению, к эпитету в отношении вещей..."
    После падения Дальневосточной республики Несмелов не ушёл в эмиграцию. Во Владивостоке он встал на учёт ГПУ как бывший офицер. Арсений Иванович потерял работу, поселился за городом в полузаброшенной башне форта и жил тем, что ловил из-подо льда. В 1922 году Несмелов выпустил очередную книжку — поэму «Тихвин», а в 1924 году выпросил у типографа несколько экземпляров своего второго поэтического сборника «Уступы», некоторые их которых разослал тем, чьим мнением дорожил, — в частности, Борису Пастернаку. Последний писал жене: «Подают книжки с Тихого океана. Почтовая бандероль. Арсений Несмелов. Хорошие стихи». Вскоре после этого поэт узнал о том, что его собираются расстрелять, и вынужден был уйти в Маньчжурию…
    Пусть дней немало вместе пройдено,
    Но вот не нужен я и чужд,
    Ведь вы же женщина - о Родина! -
    И, следовательно, к чему ж
    Всё то, что сердцем в злобе брошено,
    Что высказано сгоряча:
    Мы расстаёмся по-хорошему,
    Чтоб никогда не докучать
    Друг другу больше. Всё, что нажито,
    Оставлю вам, долги простив -
    Все эти пастбища и пажити,
    А мне - просторы и пути,
    Да ваш язык. Не знаю лучшего
    Для сквернословий и молитв,
    Он, изумительный - от Тютчева
    До Маяковского велик.
    Но комплименты здесь уместны ли -
    Лишь вежливость, лишь холодок
    Усмешки, - выдержка чудесная
    Вот этих выверенных строк.
    Иду. Над порослью - вечернее
    Пустое небо цвета льда.
    И вот со вздохом облегчения:
    Прощайте, знаю: Навсегда.
    В эмиграции Несмелов обосновался в Харбине. Сюда он выписал к себе из Владивостока жену, Елену Худяковскую и дочку, Наталью Арсеньевну Митропольскую. Семья вскоре распалась, жена увезла дочку в СССР, сама провела девять лет в лагерях, а дочь впервые в жизни прочла стихи отца в журнале «Юность» за 1988 год, где появилась одна из первых публикаций Несмелова. В письме к Петру Балакшину 1936 года поэт сетовал: «Есть дети, две дочки, но в СССР, со своими мамами»… Дети русских эмигрантов, вообще, часто покидали Харбин, чтобы получить лучшее образование и как-то устроиться в новой жизни. Жизни вне Родины.
    Ты пришел ко мне проститься. Обнял.
    Заглянул в глаза, сказал: "Пора!"
    В наше время в возрасте подобном
    Ехали кадеты в юнкера.
    Но не в Константиновское, милый,
    Едешь ты. Великий океан
    Тысячами простирает мили
    До лесов Канады, до полян
    В тех лесах, до города большого,
    Где - окончен университет! -
    Потеряем мальчика родного
    В иностранце двадцати трех лет.
    Кто осудит? Вологдам и Бийскам
    Верность сердца стоит ли хранить?..
    Даже думать станешь по-английски,
    По-чужому плакать и любить.
    Мы - не то! Куда б не выгружала
    Буря волчью костромскую рать, -
    Все же нас и Дурову, пожалуй,
    В англичан не выдрессировать.
    Пять рукопожатий за неделю,
    Разлетится столько юных стай!..
    Мы - умрем, а молодняк поделят -
    Франция, Америка, Китай.
    Постепенно в Харбине складывалась обширная русская колония с богатой культурой. Здесь издавались журналы и газеты, в которых сотрудничал Несмелов, издавались его собственные книги, высоко оцениваемые критикой. «...Образы поэта настолько выпуклы и рельефны, - писал шанхайский критик Михаил Щербаков, - остро подмеченные детали так жизненно правдивы, его интуиция так широко охватывает взятую тему, что нам кажется возможным без колебаний поставить эту книжку на одну полку с сильнейшими стихами, посвященные гражданской войне…» Парижский литературный бомонд, группировавшийся вокруг семьи Мережковских, был куда менее щедр на похвалы. Этот сложившийся ещё в Петербурге кружок нещадно ругал всех «чужих», к коим отнесены были и Марина Цветаева, и Арсений Несмелов, называемый ими «смесью Маяковского и Северянина» и«полусторожем-полупоэтом». «Полусторожем» - оттого, что в переполненном рабочей силой поэт, чтобы заработать себе, как он сам шутил, "на брот без бутера", с большим трудом устроился ночным сторожем на лесопилку. В долгу Арсений Иванович не оставался, обличая манерность и отгороженность от реальной жизни "монпарнасского верхотурья": «Вам ведь только розовое снится, //Синее - без всяких катастроф...»
    Впрочем, и в Париже находились сочувственные голоса. Так, критик Голинищев-Кутузов писал о творчестве Несмелова: «Среди русских писателей на Дальнем Востоке Арсений Несмелов нам кажется самым одаренным. Несмелов - поэт взвихренной России, огненных лет, непосильных испытаний. Он интересен не только как опытный стихотворец, в нем нашла отражение одна из главных поэтических тем нашего времени. Его творчество совпало с возрождением эпического начала в русской литературе. Несмелову принадлежат чрезвычайно интересные военные рассказы.  «Короткий удар» не уступает лучшим страницам нашумевшего романа Ремарка. Несмелов – поэт остро ощущает смену лет и поколений, он чувствует все излучены и все пороги «реки времен», влекущей людей к адской расщелине, где все исчезает».
    Об эмиграции Несмелов писал: «Российская эмиграция за два десятилетия своего бытия — прошла через много психологических этапов, психологических типов. Но из всех этих типов — один неизменен: тип добровольца, поднявшего оружие против большевиков в 1918 году. Великой бодростью, самоотвержением и верою были заряжены эти люди! С песней шли они в бой, с песней били красных, с песней и погибали сами». К последнему типу принадлежал он сам. Недаром дальневосточный друг Сергей Третьяков назвал его в стихотворном посвящении «отточенным и вытянутым в шпагу»…
    Ненависть к русским. Презренье к России.
    Помним, как шли на расстрел мы босые.
    Пуля в затылок цвету народа.
    Победа! Ликует гнилая порода!
    Лживые речи - отравою в душу.
    Слабость и смерть - своих недругов слушать!
    Вырвать и выжечь, сжав зубы от боли!
    Пусть Память пребудет, а с нею и Воля!
    Однажды в 1943 году на занятиях по советской литературе с молодыми харбинскими поэтами Арсения Ивановича спросили:
    - Кто самый выдающийся из советских поэтов.
    - Разумеется, Константин Симонов, Самуил Маршак, - неожиданно ответил он.
    - Маяковский, Есенин?
    - Маяковский – великий поэт, это я говорю искренне, хотя меня он не любил. А Есенин – такой же советский поэт, как и я. И вообще, запомните, современная советская литература – это наполовину фикция, высосанная из пальца … Лет через 40-50 будет настоящая русская литература, помяните мое слово! Или откроются старые имена, которых никто сейчас почти не знает…
    Несмелов нередко выступал в различных кружках, собраниях и учебных заведениях. Одна из тогдашних его слушательниц, гимназистка, сохранившая и привезшая в Россию его рукописные стихи, вспоминала впоследствии: "Стройный, молодой, симпатичный, слегка вьющиеся волосы и английский пробор, умное лицо и весёлые, смеющиеся глаза. Девчонки были в него влюблены!.."
    В 1927 году на Варшавском вокзале прогремели выстрелы. Девятнадцатилетний русский патриот Борис Коверда застрелил одного из убийц царской семьи, гордо носившего кольцо, снятое с руки убитой Императрицы, советского полпреда в Польше Петра Войкова (Пинхуса Лазаревича Вайнера). На суде Коверда заявил: «Я убил Войкова не как посла и не за его посольскую деятельность — я убил его как члена Коминтерна и за Россию». Суд приговорил его к пожизненной каторге. Потом каторгу заменили на 20 лет каторжных работ, из которых он отсидел 10, после чего был освобождён по амнистии. Умер Борис Коверда в Вашингтоне 18 февраля 1987 года. Арсений Несмелов приветствовал борца за русскую идею такими стихами:
    Год глухой... Пора немая.
    Самый воздух нем и сер,
    Но отважно поднимает
    Коверда свой револьвер!
    Грозный миг, как вечность длится,
    Он грозово напряжен,
    И упал цареубийца
    Русской пулею сражен...
    Русский юноша Иуду
    Грозным мщением разит,
    Эхо выстрела повсюду
    Прокатилось и гремит!
    Не одна шумит Варшава,
    Громы отзвуки везде!
    И приносит подвиг славу
    Вам, Борису Коверде...
    Как сигнал национальный
    Прогремел ваш револьвер,
    Показал он путь печальный
    Подал знак и дал пример...
    И в потемки те глухие
    Он сказал своим огнем,
    Что жива еще Россия,
    Живы мы и не умрем!..
    Что идет к победе юность,
    Каждый к подвигу готов,
    В каждом сердце многострунность
    Гордых Русских голосов!..
    В Харбине Несмелов сблизился с лидером Всероссийской фашистской партии Константином Родзаевским и начал печататься в журнале "Нация". Идеология ВФП с ее боевым духом, ненавистью к Коминтерну и Фининтерну была очень близка Несмелову. В изданиях этой организации Арсений Иванович сотрудничал под псевдонимом Николай Дозоров. Эта фамилия наряду с другим псевдонимом (Дроздов) упоминалась в докладах компетентных органов СССР, которые никогда не упускали из виду своих врагов.
    Стоит их царство на песке,
    На лжи и на крови.
    Там Правды нет, а есть обман.
    Есть блуд, но нет Любви.
    Дымится в кубках наша кровь -
    Привычно пьют они.
    На башнях сумрачно коптят
    Их смрадные огни.
    Но мы грядем - с мечом в руке!
    Исполнены Любви!
    Дрожит их царство на песке,
    На лжи и на крови!
    И пусть беснуются враги -
    Могуча наша рать!
    И раздавать пора долги!
    И камни собирать!
    Не в гневе нашем, но Любви
    Визжа сгорят они!
    И с башен в Лету упадут
    Бесовские огни!
    Годы текли в надежде однажды вернуться в Россию, в бою добыть Москву, как некогда грезилось. Размывалась память становящихся всё более далёкими дней, уходили их свидетели, друзья и соратники, а заветный час всё не приближался.
    В ломбарде старого ростовщика,
    Нажившего почёт и миллионы,
    Оповестили стуком молотка
    Момент открытия аукциона.
    Чего здесь нет! Чего рука нужды
    Не собрала на этих полках пыльных,
    От генеральской Анненской звезды
    До риз икон и крестиков крестильных.
    Былая жизнь, увы, осуждена
    В осколках быта, потерявших имя…
    Поблёскивают тускло ордена,
    И в запылённой связки их – Владимир.
    Дворянства знак. Рукой ростовщика
    Он брошен на лоток аукциона,
    Кусок металла в два золотника,
    Тень прошлого и тема фельетона.
    Потрескалась багряная эмаль –
    След времени, его непостоянство.
    Твоих отличий никому не жаль,
    Бездарное, последнее дворянство.
    Но как среди купеческих судов
    Надменен тонкий очерк миноносца –
    Среди тупых чиновничьих крестов
    Белеет грозный крест Победоносца.
    Святой Георгий – белая эмаль,
    Простой рисунок… Вспоминаешь кручи
    Фортов, бросавших огненную сталь,
    Бетон, звеневший в вихре пуль певучих,
    И юношу, поднявшего клинок
    Над пропастью бетонного колодца,
    И белый – окровавленный платок
    На сабле коменданта – враг сдаётся!
    Георгий, он – в руках ростовщика!
    Но не залить зарю лавиной мрака,
    Не осквернит негодная рука
    Его неоскверняемого знака.
    Пусть пошлости неодолимый клёв
    Швыряет нас в трясучий жизни кузов, -
    Твой знак носил прекрасный Гумилёв,
    И первым кавалером был Кутузов!
    Ты гордость юных – доблесть и мятеж,
    Ты гимн победы под удары пушек.
    Среди тупых чиновничьих утех
    Ты – браунинг, забытый меж игрушек.
    Не алчность, робость чувствую в глазах
    Тех, кто к тебе протягивает руки,
    И ухожу… И сердце всё в слезах
    От злобы, одиночества и муки.
    По ту сторону границы жили две жены и две дочери. По ту сторону границы простирался, ежедневно глотая людские жизни и судьбы, архипелаг ГУЛАГ. По ту сторону границы лежала Родина, полонённая врагом и ждущая освобождения, Родина, жизнь в которой старательно вбивалась в землю, вбивалась так прочно, что подобное существование в атмосфере постоянного страха, год за годом отравлявшей души, стала нормой, повседневностью…
    Голодному камень - привычная доля.
    Во лжи родились мы. Смеёмся от боли.
    Глаза застилает гнилая короста.
    Стоять на коленях удобно и просто.
    Бессильные слёзы у нас в горле комом.
    И только для слабых нам правда знакома.
    Течёт вместо крови по жилам сивуха.
    Дыша перегаром, мы сильные духом.
    Голодному - хлеба, а вольному - воля!
    Рождённые ползать - завидная доля!
    С началом Второй Мировой Харбин захватили японцы, а в 45-м началось наступление советских войск. Стало очевидно, что русский Харбин с его особым миром доживает последние дни. Эмигранты вновь укладывали багаж, а Арсений  Несмелов решил остаться. Ему было 56 лет, и бежать ему было некуда, не к кому и незачем.
    Милый город, горд и строен,
    Будет день такой,
    Что не вспомнят, что построен
    Русской ты рукой.
    Пусть удел подобный горек, -
    Не опустим глаз:
    Вспомяни, старик историк,
    Вспомяни о нас.
    Ты забытое отыщешь,
    Впишешь в скорбный лист,
    Да на русское кладбище
    Забежит турист.
    Он возьмёт с собой словарик
    Надписи читать…
    Так погаснет наш фонарик,
    Утомясь мерцать!
    Советские войска заняли Харбин. Зная, что его имя стоит в списке опаснейших врагов, поручик Митропольский ждал ареста. Надев форму, он написал записку и поставил на неё рюмку водки. Когда пришли его забирать, Несмелов сдал оружие со словами: «Советскому офицеру от русского офицера». Указав взглядом на записку, поэт поднял рюмку и выпил. В записке было: «Расстреляйте меня на рассвете». Советский офицер, прочитав, ответил: «Расстрелять на рассвете не обещаю, но о вашем желании доложу обязательно».
    Часто снится: я в обширном зале...
    Слыша поступь тяжкую свою,
    Я пройду, куда мне указали,
    Сяду на позорную скамью.
    Сяду, встану, - много раз поднимут
    Господа в мундирах за столом.
    Все они с меня покровы снимут,
    Буду я стоять в стыде нагом.
    Сколько раз они меня заставят
    Жизнь мою трясти-перетряхать.
    И уйдут. И одного оставят,
    А потом, как червяка, раздавят
    Тысячепудовым:  р а с с т р е л я т ь!
    Заторопит конвоир:"Не мешкай!"
    Кто-нибудь вдогонку крикнет:"Гад!"
    С никому не нужною усмешкой
    Подниму свой непокорный взгляд.
    А потом - томительные ночи
    Обступившей, непроломной тьмы.
    Что длиннее, но и что короче
    Их, рождённых сумраком тюрьмы.
    К надписям предшественников - имя
    Я прибавлю горькое своё.
    Сладостное:"Боже, помяни мя" -
    Выскоблит тупое остриё.
    Всё земное отмету, оставлю,
    Стану сердцем сумрачно-суров,
    И, как зверь, почувствовавший травлю,
    Вздрогну на залязгавший засов.
    И без жалоб, судорог, молений,
    Не взглянув на злые ваши лбы,
    Я умру, прошедший все ступени,
    Все обвалы наших поражений,
    Но не убежавший от борьбы!
    Члены ВФП во главе со своим лидером нашли смерть в подвалах Лубянки. О последних же днях Арсения Несмелова рассказал оставшийся в живых его сокамерник Иннокентий Пасынков: «Было это в те зловещие дни сентября 1945 года в Гродекове, где мы были в одной с ним камере. Внешний вид у всех нас был трагикомический, в том числе и у А.И., ну, а моральное состояние Вам нечего описывать. Помню, как он нас всех развлекал, особенно перед сном, своими богатыми воспоминаниями, юмором, анекдотами, и иногда приходилось слышать и смех и видеть оживление, хотя в некотором роде это походило на пир во время чумы. Как это случилось, точно сейчас не помню, но он вдруг потерял сознание (вероятнее всего, случилось это ночью — это я теперь могу предположить как медик) — вероятно, на почве гипертонии или глубокого склероза, а вероятнее всего и того, и другого. Глаза у него были закрыты, раздавался стон и что-то вроде мычания; он делал непроизвольные движения рукой (не помню — правой или левой), рука двигалась от живота к виску, из этого можно сделать вывод, что в результате кровоизлияния образовался сгусток крови в мозгу, который давил на определенный участок полушария, возбуждая моторный центр на стороне, противоположной от непроизвольно двигавшейся руки (перекрест нервов в пирамидах). В таком состоянии он пребывал долго, и все отчаянные попытки обратить на это внимание караула, вызвать врача ни к чему не привели, кроме пустых обещаний. Много мы стучали в дверь, кричали из камеры, но всё напрасно. Я сейчас не помню, как долго он мучился, но постепенно затих — скончался. Всё это было на полу (нар не было). И только когда случилось это, караул забил тревогу и чуть не обвинил нас же — что ж вы молчали…»
    Место, где русский поэт А.И. Несмелов обрёл свой последний приют неизвестно. Его дочь Наталия Арсеньевна Митропольская скончалась в городе Верхняя Пышма близ Екатеринбурга 30 сентября 1999 года на восьмидесятом году жизни. "Всякий ищет своё... Собака кость с остатками мяса, мать удачи для сына, сын - славы. Безумная женщина, не замечая любви мужа, стремится к другой любви. А чего ищу я? Ничего. Я люблю только точно писать жизнь, как пишет её художник-реалист. Я хотел бы, чтобы мой потомок, удалённый от меня бесконечно, прочитав написанное мною, подумал: "А ведь он дышал и чувствовал совсем так же, как дышу и чувствую я. Мы - одно!" И подумал бы обо мне как о друге, как о брате. Но, Боже мой, чего же, в конце концов, я хочу? Не больше, не меньше как бессмертия!" – писал Арсений Несмелов в рассказе "В чужом доме". Он обрёл желаемое, вернувшись спустя десятилетия на Родину своим творчеством. Несколько лет назад во Владивостоке впервые был издан двухтомник поэта, в который вошли 90% его сочинений, дошедших до нас.
    Лбом мы прошибали океаны
    Волн слепящих и слепой тайги:
    В жребий отщепенства окаянный
    Заковал нас Рок, а не враги.
    Мы плечами поднимали подвиг,
    Только сердце было наш домкрат;
    Мы не знали, что такое отдых
    В раззолоченном венце наград.
    Много нас рассеяно по свету,
    Отоснившихся уже врагу;
    Мы - лишь тема, милая поэту,
    Мы - лишь след на тающем снегу.
    Победителя, конечно, судят,
    Только побеждённый не судим,
    И в грядущем мы одеты будем
    Ореолом славы золотым.
    И кричу, строфу восторгом скомкав,
    Зоркий, злой и цепкий, как репей:
    - Как торнадо, захлестнёт потомков
    Дерзкий ветер наших эпопей!

     

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1172 | Добавил: Elena17 | Теги: белое движение, даты, сыны отечества, хронограф
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru