Экспозиция посвящена художественному воспитанию детей в семье Романовых. Рисовать они умели и любили. Уроки рисования были призваны развивать воображение и чувство прекрасного у августейших детей.
Обучать потомков царей изобразительному искусству начали по приказу Екатерины II. По инициативе императрицы с юными Романовыми занимался видный представитель классицизма XVIII века академик Иван Акимов.
Государыня завела семейную традицию — преподносить учебные рисунки в дар Академии художеств. Созданные ими пейзажи, натюрморты, зарисовки гипсовых голов интересны не только как произведения искусства. Для исследователей это еще и кладезь исторических сведений.
Обучение структурной основе графической, живописной, скульптурной и архитектурной форм традиционно входило в образование российских аристократов. Для высокородных юношей, чьё будущее обычно было связано с военной службой, это имело и важное прикладное значение — тогда были необходимы навыки быстро и точно сделать зарисовки местности, самостоятельно выполнить технические чертежи.
Жена Павла I Мария Федоровна также воспитывала в детях любовь к изобразительному творчеству. Сама она не только хорошо рисовала, но и увлекалась медальерным искусством, старательно работала по стеклу. По ее штемпелям выпускали медали в золоте, серебре и бронзе. Императрица любила живопись, вырезала тонкие камеи (в том числе с портретом Екатерины II), лепила из воска.
Не чужд искусствам был и ее сын Николай. По свидетельству современников, царь был строг, обожал порядок, не терпел вольнодумства, но при этом обладал хорошим чувством юмора, искусно рисовал шаржи. Как и многие Романовы, Николай Павлович интересовался военным обмундированием, но даже когда делал «технические» зарисовки, не мог удержаться от шаржирования. Своих знакомых изображал в той же легкой, утрированной манере, а после делал подписи. Правда, расшифровать, кто есть кто на рисунках, зачастую могли лишь посвященные, а исследователи до сих пор ломают над этим голову.
Юные Романовы с удовольствием изображали залы императорской парадной резиденции. Надо сказать, что даже простые детские зарисовки несут много важной информации — например, об интерьерах Зимнего дворца до грандиозного пожара, случившегося в 1837 году.
То, что они любили творчество Пушкина, можно предположить, исходя из того, что великий князь Константин Николаевич создал множество иллюстраций к «Капитанской дочке».
Николай II и его домочадцы тоже интересовались изобразительным искусством. Одним из учителей их детей был ученик Репина Дмитрий Кардовский. Супруга царя Мария Федоровна, бравшая уроки еще до замужества, привезла в Россию папку и альбом с учебными работами. Письма к своим детям она украшала нарисованными анютиными глазками, изображениями ангелов и собственными автопортретами. Ее дочь Ксения тоже была талантливой рисовальщицей, но самым творчески одаренным ребенком императорской четы оказалась Ольга. Она профессионально занималась живописью, а ее наставниками были такие художники, как Владимир Маковский и Сергей Виноградов.
Свои вернисажи Ольга Александровна проводила в Гатчинском дворце, который очень любила и охотно рисовала, в том числе на страницах дневника.
Рисунки российских государей и великих князей, даже детские, могут многое рассказать историкам: как воспитывали членов царской семьи, какие цели перед ними ставились, их черты характера, как монаршие особы общались с зарубежными родственниками, наконец, как менялись тенденции в изобразительном искусстве.
Наибольшее количество рисунков членов семьи Романовых, начиная от детей императора Павла I и заканчивая детьми последнего российского царя Николая II, хранятся в Российском государственном архиве. В настоящее время там выявлено и описано около 2 500 таких «романовских» произведений, часть из них можно видеть на выставке «Уроки рисования». А для ощущения сопричастности в одном из залов размещена модель учебной студии со столами и мольбертами, где посетители также могут что-то изобразить на бумаге.
Выставка продлится до 9 октября. Вход свободный.
https://www.stoletie.ru/fotoreportazh/mir_glazami_avgustejshih_379.htm |