В семье Великого Князя в Ильинском воспитывались дети его младшего брата Павла Александровича – Мария и Дмитрий.
Павел был женат на дочери греческого короля – Александре Георгиевне. Им принадлежала усадьба Усово, расположенная по соседству с Ильинским. Они приехали в имение к Сергею Александровичу с маленькой Машей в 1892 году. В это время Великая княгиня Александра Георгиевна ждала второго ребенка. Много лет спустя в эмиграции, Мария Павловна писала в своих мемуарах: «Молодые мать и отец приехали в Ильинское, ожидая второго ребенка. Александра Георгиевна сильно простудилась, шесть дней была без сознания и, родив Дмитрия, умерла. Смерть Александры Георгиевны потрясла крестьян, ей шел 21 год. Ее гроб несли на плечах тридцать верст до железной дороги, путь процессии был усыпан цветами». Опекунство над его детьми Марией и Дмитрием взяли на себя Сергей Александрович и Елизавета Федоровна, у которой своих детей не было. «День начинался с прогулки, стакана парного молока» – писала в своих воспоминаниях Мария Павловна. «После уроков дети бежали в купальню. В обеденный час за столом они развлекали дядю разговорами, он сердился на них, если они не находили темы для разговора. К концу лета они перебирались в Усово, в более благоустроенный дом».
Главный дом усадьбы в Усово был построен по приказу ее владельца, Великого Князя Сергея Александровича в XIX веке. Княжеская усадьба была выстроена в стиле английской готики, главный замок ее был похож на шотландский, а вокруг замка был разбит парк в лучших английских традициях. Государственная резиденция в усадьбе возникла в первой половине 1950-х годов по заказу советского партийного руководителя Г.М.Маленкова. С 1955 года объект использовался в качестве гостевой резиденции для официальных зарубежных правительственных делегаций и как загородный дом приемов ЦК КПСС. С конца 1991 года усадьба и сопредельная охраняемая огороженная территория используется как правительственная резиденция Президента РФ Ново-Огарево.
После гибели мужа Великая Княгиня Елизавета Федоровна устроила в имении лазарет для раненых солдат. Скромное, в сравнении с другими усадьбами, имение Ильинское Княгиня оставляет своим племянникам – Марии и Дмитрию. После революции Ильинское устраивается санаторий «Ильичево» в честь вождя… В 1929 году дворец Романовых сгорел, через пять лет закрыли и церковь Илии Пророка. В начале 40-х годов в Ильинском были устроены дачи для партийного руководства. В 1960-х годах здесь поваром работал С.И.Путин, дедушка второго российского президента В.В.Путина. От усадьбы в Ильинском остались только старый парк, да некоторые надворные постройки… 19 декабря 2021 года в историческом здании Лазарета для раненых и увечных воинов Русско-японской войны, обустроенном святой Елизаветой Федоровной в 1905 году, открылся музей Российского Общества Красного Креста и владельцев имения – Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Один их четырех приделов восстановленного Ильинского храма освящен в честь святой преподобномученицы Елисаветы Романовой.
Эти благословенные места дали России и миру нового святого с именем Сергий! Это священномученик Сергий (Махаев). Его отец Константин служил в церкви Нерукотворного Образа Христа Спасителя села Усова Звенигородского уезда Московской губернии. Сохранилась такая характеристикаа прихожанами своего настоятеля: «...он (отец Константин) пятьдесят лет безвыходно прослужил при нашем беднейшем приходе и даже никогда не желал просить о переходе от нас в другой приход, всегда ревностно исправлял наши требы, не ссылаясь ни на позднее время и ни на непогоду, всегда был готов. Нас прихожан не вынуждал никогда, всегда был всем доволен, своим трудом обрабатывал землю, пахал и косил, всегда был и есть примером нам прихожанам и, всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом». Духовное образование Сергей Константинович Махаев получил в Вифанской Духовной Семинарии при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой Лавры. В эти же годы Сергей Константинович женился на Людмиле Сергеевне Цветковой, дочери московского священника Сергия Цветкова. Детей супруги Махаевы не имели. В 1900 году при Московской Иверской общине сестер милосердия Российского общества «Красный Крест» (Москва, Большая Полянка), почетными попечителями которой являлись Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, была построена церковь в честь Иверской Иконы Божией Матери. На священническую вакансию в этой церкви 29 июля 1900 года был назначен псаломщик Сергий Махаев. Преосвященный Парфений (Левицкий), епископ Можайский, 15 октября 1900 года рукоположил его во диакона и 17 октября того же года во священника. В этой церкви отец Сергий прослужил девятнадцать лет. Он также становится членом-сотрудником Московской комиссии Императорского Православного Палестинского Общества.
С осени 1905 года, по просьбе Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, отец Сергий начинает учить Закону Божию и будущих сестер Иверской общины, для которых становится духовником. Арестовывался в 1922 году. В 1937 году расстрелян на Бутовском полигоне. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Сергий Махаев был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских среди сонма иных священнослужителей, пострадавших в годы гонений. Память его празднуется в день Собора новомучеников и исповедников Российских 19 ноября (2 декабря по новому стилю). Так что освящение одного из четырех приделов Усовского Спасского храма во славу священномученика Сергия (Махаева) – закономерный итог его земного подвижничества во Славу Божию.
Что касается Архиепископа Леонида (в миру Льва Васильевича Краснопевкова), то, служа офицером во флоте, он одно время сблизился с Архимандритом Игнатием Брянчаниновым, настоятелем Сергиевской пустыни, близ Санкт-Петербурга, который познакомил его с монашеской жизнью. Затем по предложению Митрополита Филарета (Дроздова), он переехал в Троице-Сергиеву Лавру и для продолжения академического курса поступил в высшее богословское отделение Духовной Академии. 23 сентября 1845 года Лев Краснопевкин был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре с именем Леонид, а 1 октября того же года рукоположен Митрополитом Филаретом во иеромонаха в Покровском Московском (Василия Блаженного) соборе. В 1859 году хиротонисан во епископа Дмитровского с предоставлением ему в управление Саввино-Сторожевского монастыря. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года он временно управлял Московскою епархией после смерти Митрополита Филарета (Дроздова). Многосторонняя энергичная деятельность Преосвященного Леонида снискала ему высокое уважение в московском обществе и внимание и расположение Высочайших особ и Митрополита Филарета (Дроздова). Пользовавшийся особым расположением Великого Князя Сергия Александровича, Преосвященный Леонид был назначен по воле Государя наблюдать за росписью храма Христа Спасителя. Осталось сказать, что и храм Христа Спасителя в Москве, построенном в честь русского воинства и на народные деньги, и Ярославский Успенский кафедральный собор, в котором был погребен Архиепископ Леонид (Краснопевков), были взорваны безбожной властью…
«Закон Божий» Великому Князю Сергию преподавал протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский. Это был священник, отличавшийся высокими духовными качествами, которые еще более укрепились в посланных ему Божиим Промыслом испытаниях: перед принятием священства он потерял жену и всех детей. Конечно, не случайно именно такой священник, которому столь понятен был духовный путь праведного Иова, должен был воспитать будущего мученика и супруга мученицы. Отец Иоанн собственноручно составил для Князя Сергия специальную книгу для изучения «Закона Божия». Эту книгу Великий Князь хранил до своей кончины. Князь, как великую для него святыню, хранил протоиерейский крест отца Иоанна, украшенный драгоценными камнями. Именно протоиерей Иоанн Рождественский станет причащать умирающего Государя 1 марта 1881 года после покушения и читать над ним молитвы. После казни Царя с протоиереем случится инсульт и паралич. И вот перед кончиной отец Иоанн подарит драгоценный крест своему воспитаннику Сергию. Он станет напрестольным крестом в домовой церкви Князя и затем будет помещен в его усыпальницу. Таким образом, крест увенчает мученический путь Великого Князя, что вполне заслуженно им всей жизнью.
Отец Иоанн (Рождественский) был сыном простого сельского священника глухого погоста на границе Вязниковского и Гороховецкого уездов. Промыслом Божьим он стал настоятелем храма Зимнего дворца, духовником Императорской Фамилии, наставником Наследника престола, получив высшие российские ордена, включая Святого Александра Невского с бриллиантами. Василий Рождественский в 1813 году окончил Владимирскую духовную семинарию и был определен священником Богоявленского погоста Вязниковского уезда (близ нынешнего поселка Пролетарский Гороховецкого района). Там у отца Василия родился сын, крещенный с именем Иоанна. Когда Ивану Рождественскому исполнилось 15 лет, его мать умерла, а отец принял монашеский постриг, став иеромонахом Вениамином. Сначала он проживал во Владимирском Рождественском монастыре при Архиерейском доме. В 1834 году инок Вениамин был назначен строителем Лукиановой пустыни в Александровском уезде, а в 1838-м ушел на покой и остаток дней прожил в Михаило-Архангельском монастыре в Юрьев-Польском. Его сын Иван, как и отец, в 1833 году окончил Владимирскую духовную семинарию. Будучи семинаристом, он жил вместе с отцом в Рождественском монастыре, где пел в хоре домовой архиерейской церкви. Талантливого юношу заметил епископ Владимирский и Суздальский Парфений, следивший за его успехами в семинарии. Иван Рождественский окончил семинарский курс одним из лучших и был направлен для обучения за казенный счет в Петербургскую духовную академию. В северной столице он тоже учился в числе первых и закончил академию в 1837 году магистром богословия. Поначалу молодого богослова отправили преподавателем семинарии в Рязань, но уже в 1838-м перевели в Петербургскую семинарию на кафедру словесности, а потом - гражданской истории. В качестве наставника бывший владимирский студент проявил себя с лучшей стороны, поэтому в 1839 году его назначили настоятелем церкви Дворянского полка - военного училища для выходцев из благородного сословия. Священник Иоанн Рождественский преподавал «Закон Божий» и церковную историю, а также являлся духовником воспитанников. Батюшка отдавал порученному делу всю душу и вскоре приобрел у молодежи огромный авторитет. При тогдашнем жестком воспитании кадетов отец Иоанн помимо обычных занятий посещал их вечерами, вел задушевные беседы, помогал, чем мог, причем делал это искренне, без рисовки и излишней назидательности. Среди будущих офицеров пастырь стал настоящей легендой, и много позже, уже находясь в немалых чинах, его прежние ученики с неизменным почтением приветствовали духовного отца, содействуя ему во всем. На отца Иоанна обратил внимание Великий Князь Михаил Павлович, младший брат Императора Николая I, руководивший военно-учебными заведениями России. Священника Рождественского пригласили преподавать еще и в Артиллерийском училище. С 1840-го по 1850 год именно ему доверялось произнесение напутственной речи от духовенства юнкерам всех училищ Петербурга, получавшим первый офицерский чин. Эти речи современники почитали образцом ораторского искусства. Послушать выдающегося проповедника приходили Цесаревич Александр Александрович, будущий Император Александр III, ученик И.В.Рождественского неизменным почтением приветствовали духовного отца, содействуя ему во всем. Знакомство с высшим светом стало причиной того, что любимая дочь Царя великая княгиня Мария Николаевна предложила отцу Иоанну стать ее духовником. Отказать было невозможно, и Иван Рождественский сделался придворным священником. В новой непростой должности он тоже оставался естественным и никогда не пытался приспособиться к высокопоставленным духовным детям. От этого уважение к батюшке лишь росло. Но с Марией Николаевной ему все же пришлось расстаться. Дочь Императора влюбилась в графа Григория Строганова, одного из богатейших людей России. Но и Строганов считался не ровней для Великой Княгини. Мария Николаевна попросила отца Иоанна тайком обвенчать ее с графом. Но батюшка отказался, считая, что тайный брак в принципе неприемлем. Об этой истории узнал брат Марии Николаевны новый Государь Александр II и пригласил Ивана Рождественского преподавать «Закон Божий» своим сыновьям, решив, что более достойного священника не найти. В 1862 году протоиерей Рождественский был назначен настоятелем малой церкви Зимнего дворца, служившей для Императорской Семьи, а в 1865-м определен членом Святейшего Синода. В эти годы он получил множество наград, которые имели далеко не все архиереи и генералы. Царская Семья, Императрица Мария Александровна и ее сыновья очень полюбили своего пастыря. Характерно, что, когда Великий Князь Сергей Александрович стал совершеннолетним, он попросил мать подарить батюшке драгоценный крест. И Царица лично выбирала драгоценные камни для креста и даже заказывала его рисунок придворному ювелиру. После убийства террористами Александра II 1 марта 1881 (а на него террористы покушались 7 раз!) года на престол взошел ученик протоиерея Рождественского Александр III, который тоже чтил батюшку почти как отца. Но Иван Васильевич был настолько потрясен трагической гибелью прежнего Государя, что, как мы говорили выше, зимой того же 1881-го тяжело заболел. И хотя царственный ученик создал все условия для лечения протоиерея Рождественского, в 1882 году тот скончался в возрасте 67 лет. Его отпевали в Конюшенной церкви, где был отпет и поэт Пушкин и композитор Глинка. На участке Дворянского полка Смоленского кладбища были ранее погребены супруга Ивана Васильевича и его дети, скончавшиеся в малолетстве. Здесь – рядом с ними – он и завещал похоронить себя… Могила его утрачена в годы безбожия. Мир его праху. Вскоре после смерти протоиерея Рождественского, у душеприказчика его – протоиерея Л. Павловского, о тетрадях дневника справился Великий Князь Сергей Александрович, истребовав те из них, которые относятся ко времени своего детства. Леонид Андреевич отобрал десять из около тридцати имевшихся у него тетрадей и передал их Великому Князю. Дальнейшая их судьба неизвестна…
Не смотря ни на что, авторитет Отца – Императора Александра Второго для Великого Князя Сергия был безспорен, да иначе и быть не могло. И в том, что сын Императора-Мученика тоже станет мучеником России, есть особый Промысел Божий. Когда от четырехлетнего Сергия потребовали назвать самого любимого из вех знаменитых русских людей, он, не задумываясь, сказал: «Папа». Еще младенцем Князь Сергий станет свидетелем московских торжеств в связи с подписанием манифеста об отмене крепостного права. Тогда Царская Семья посетила Новодевичий монастырь, а также совершила поездки в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Саввино-Сторожевский монастырь, на Бородинское поле, побывала на народном гулянии в Коломенском. Видя ликование народа, Сергей не мог не гордиться таким Отцом нации, но в то же время не мог не задумываться об исполнении им в будущем громадной ответственности за Россию и ее народ, об исполнении своего долга. Причин для почитания Отца – Царя-Освободителя и Матери – Императрицы Марии у Сергия было более чем предостаточно. Он видел не только парадную, но и человеческую сторону родителей, несущих тяжелое бремя Царской власти. С трагической потерей родителей в Сергие еще больше укрепилась отстраненность от мира. Он, как и родители его, особенно мать, молча переносил скорби и страдания, готовясь к еще большим испытаниям и невзгодам. Великий Князь, не смотря на официальное положение, не обольщался тем, что происходит вокруг него. Да, какие могут быть обольщения земным, если он видел лужи крови на лестнице, и это была кровь его родного Отца. «Был с Павлом на месте преступления. Народу масса, и все это горько плачет. Мы насилу пробились через толпу. Какой-то старичок нам помог – нас узнали – мы сняли фуражки и помолились… Так все это было трогательно. Самое место покрыто цветами и венками. Стоят часовые и поставлен Образ… Ужасно все это. Божья воля во всем видна… Страшно утомлен физически и нравственно. Пережить все, что переживается нами, нелегко!» Если бы Сергий и Павел знали, что их и всю Россию ожидает дальше, они содрогнулись бы, но не перестали бы верить и любить до конца. Они бы приняли волю Божию, сказав: «Да будет Его воля. Слава Богу за все».
В благочестивой и набожной семье Императора Великий Князь Сергий получил прекрасное для того времени образование. Энциклопедию права ему читал Константин Петрович Победоносцев, которого Сергей Александрович знал и любил с детства. О друге детей – Победоносцеве речь пойдет ниже.
А сейчас более подробно остановимся на мировоззрении Обер-прокурора Священного Синода, воспитателя Князя Сергия. Известно, что Победоносцев был против введения Патриаршества на Руси при Императоре Николае Втором. И в этом есть свой резон, так как восстановление Патриаршества при Самодержавном Царе, да еще в условиях нарастания смут и волнений, вряд ли могло послужить укреплению власти в целом. Государь Николай II, будучи убежденным в несвоевременности проведения церковных реформ не способствовал исходившим из церковных кругов инициативам созыва Поместного Собора и восстановления Патриаршества, хотя им было дано согласие на созыв Предсоборного присутствия. Но когда Царь Николай Второй был свергнут, установление Патриаршества стало просто жизненной необходимостью для сохранения Церкви и страны в условиях, когда власть была захвачена безбожниками.
Русская Стратегия |