Это отрывок из очерка «ВЕЛИК БОГ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!», посвященного памяти Санкт-Петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер Лауница (1855-1906/7), где рассказывается о том, как проходили торжества прославления преподобного Серафима Саровского. Организацией этих торжеств занимался В.Ф. фон-дер Лауниц, бывший в то время Тамбовским генерал-губернатором. За его верную службу Царю и Отечеству в канун Рождества Христова был убит террористами на пороге храма.
Одной из ярких страниц нашей Церковной исторiи, исторiи Русской святости, является состоявшееся почти сто двадцать лет назад прославленiе всенародно почитаемого батюшки Серафима, Саровского чудотворца. Являясь в 1903 году Тамбовским губернатором, Владимир Федорович был, со стороны государства, одним из инициаторов и организаторов торжеств по его прославлению. И делал он это не только по должности, но и по безграничной любви к святому Старцу.
Ему «суждено было послужить великому Саровскому торжеству, — писал впоследствiи епископ Тамбовскiй и Шацкiй Иннокентiй. — На нас двоих тогда легла вся тяжесть и ответственность за успех этого светлого событiя в жизни Россiи. Мне досталась церковная сторона торжества, ему — гражданский порядок, охрана, распорядительность. И сколько вложил он в это торжество Церкви своего труда, хлопот, забот, опасений и тревоги, — то видел и оценил Царь-Богомолец, да с высоты небес призирал прославляемый Саровский праведник».
О величайшем значенiи для Русской Православной Церкви и Россiи этого событiя уже много написано и сказано. По сохранившимся в архивах документам, освещающим труды Владимира Федоровича по подготовке Саровских торжеств, видно, что многiе подготовительные мероприятiя он, видя нехватку средств, проводил за свой счет: прокладывал дороги, строил палатки для паломников, организовывал горячее питанiе… На торжества прославленiя, по некоторым данным, собрались более 300 тысяч паломников со всей Россiи. Всех надо было накормить, устроить, организовать торжественный порядок великого праздника. И когда его спрашивали, как же он один с этим справится, Владимир Федорович со спокойствiем духа отвечал: «Преподобный Серафим поможет!» — и размашисто крестился.
На Саровских торжествах проявились не только организаторские, административные и государственные способности Владимира Федоровича, раскрылась его личность как православного христiанина. Здесь произошли события, которые содержат в себе мистический смысл судьбы Россiи, показывают назначение власти, духовную суть установленной Богом Самодержавной Монархiи.
Так, когда народ уже впустили в храм, то паломники, желая приложиться к мощам Преподобного, толпой устремились в середину храма, Владимир Федорович понял, что святые мощи могут быть опрокинуты и произойдет невольное кощунство. И тогда он моментально оценил ситуацию. Всех, кто находился рядом, невзирая на их высокие чины, он принудил быстро встать в крепкий круг и буквально заставил сдерживать натиск народа. Все прошло чинно и благополучно. В этом эпизоде как бы иносказательно раскрылась воля Божiя — православная власть должна охранять свои православные святыни — и в этом тоже ее назначенiе.
Следующий случай. Держа все происходящее под неусыпным контролем, Владимир Федорович заметил опасный момент. Лошадь, подстрекаемая простодушной деревенской бабой, которой она мешала собственными глазами увидеть Императрицу-Мать, сейчас понесет, причем прямо на Марiю Феодоровну, направлявшуюся пешком, без сопровождавших ее лиц, к святому источнику. Владимир Федорович опять же, как военный человек моментально оценил обстановку, кинулся к лошади, схватил ее под уздцы и удержал на месте ценою полученной травмы. После этого всю жизнь у него плохо двигалась рука. Марiя Феодоровна даже не заметила грозившей Ей опасности, никто, кроме жены, не узнал о причине его увечья. Это еще один пример служения Престолу.
Но для полноты рассказа о Саровских событiях необходимо вернуться к их началу. Праздничная чреда началась с известного торжественного момента, истинный смысл которого, однако, открылся буквально в наши дни, когда мы начали работать над книгой о Лаунице. Владимиру Федоровичу хотелось придать прославленiю батюшки Серафима общероссiйский, общенациональный характер, сделать церковное празднество, запоминающимся, значительным и встретить Венценосного Главу величайшей Имперiи как Царя-Богомольца. В Сарове, старанiями Владимира Федоровича была сооружена впечатляющая триумфальная арка, украшенная цветами и вьющимися растенiями, которую увенчивал огромный образ Спаса Нерукотворного. Здесь, на границе Тамбовской губернiи, Царя-Батюшку встречали тысячи и тысячи паломников, прибывших со всех концов Россiи, а делегацiя из местных крестьянок в неповторимых народных костюмах приветствовала Его хлебом-солью. На арочной дуге славянской вязью было написано: «Силою Твоею да возвеселится Царь». В основу этой надписи лег стих из 20-го псалма, но слова «да» там нет. Казалось бы, допущена ошибка. Но зная, что Владимир Федорович, будучи глубоко религиозным, воцерковленным человеком, не мог допустить оплошности, понимаешь, что сделал он это осознанно. Действительно, этим прибавленным словом «да» надпись выражает словами стиха, от имени русского народа, пожеланiе Русскому Царю Божiей помощи. Но если вспомнить, что значенiе этого псалма в том, что он предвозвестил Воскресенiе Христа, то тогда, чудесным образом открывается сакральный смысл саровской надписи. Выбрав этот стих для приветствiя, Владимир Федорович, возможно даже не ведая, выразил то, что Бог вложил в его чистое, нелицемерно любящее Государя сердце. Там, в Сарове, при прославленiи великого старца всея Руси, которое состоялось именно благодаря настоятельному пожеланiю Царя Руси, устами Владимира Федоровича, Бог предвозвестил, что царь земной, тоже через крестные муки, уподобится Царю Небесному и воскреснет на небесах в своей святости.
И вот еще один важный эпизод, тоже имеющий не только земной, но и глубокiй духовный смысл. Когда по прибытiи в Саров Государь направился к храму, народ, горевшiй желанiем радушно встретить своего Царя-Батюшку, узнав об этом, хлынул Ему навстречу. Владимир Федорович увидел, что многотысячная толпа может смять Государя и произойдет страшная трагедiя. Буквально в считанные доли секунды он сообразил, что необходимо предпринять, вместе с генералом Мосоловым они переплели руки, на которые встал Государь, подняли Его над толпой и понесли по направлению к храму.
Воистину символическая картина: помазанник Божий, царь Россiи плывет над своим народом, поддерживаемый верными слугами престола, а народ следует за ним к Царю Небесному. Государь как «Хозяин земли Русской» ведет Свой народ к Богу, предстоит за него пред Богом. Здесь воочiю была показана Русская Идея — соединенiе в Боге русского народа и русского Царя, божественное назначенiе Самодержавiя.
Благодаря этому происшествiю раскрылась и еще одна духовная составляющая торжества прославленiя преподобного Серафима. Государь ведет Свой народ на встречу со святым, который впоследствiи Его прославит. Батюшка Серафим как бы показал предпразднество прославленiя святого Государя: «Царь, который меня прославит, того и я прославлю». И 19 октября/1ноября 1981г. Николай Александрович вместе со Своей Семьей был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей.
Русская Церковь высоко оценила его заслуги, благословив Владимира Федоровича крестом с частицей мощей святого Серафима Саровского, частью его мантiи и камня, на котором молился великiй пастырь русского народа, с его иконописным изображенiем и наперсной иконой преподобного. Эти святыни до сих пор благоговейно сохраняются потомками Владимира Федоровича. Выдающiеся организаторскiе таланты фон-дер Лауница, блестяще проявившiеся в этом немеркнущем событiи, по достоинству оценил участвовавшiй в торжествах со всей Августейшей Семьей и другими представителями Дома Романовых Царь-Богомолец, которому от имени Церкви были вручены такiе же святые дары. Именно здесь, в Сарове, открылось, что Царь и народ составляют единое духовное и церковно-государственное целое. Именно тогда произошло и духовное сближенiе Владимира Федоровича с Царской Семьей, обнаружилась общность их идеалов. |