Семейная жизнь Сергия и Елисаветы, представляющая из себя особое служение Святой Троице, то есть более духовное подвижничество, чем обычно воспринимаемая нами жизнь супругов в миру, еще раз напомнит о древнем Белозерском крае. Дело в том, что с 1884 года петербургский дворец Белосельских-Белозерских стал своего рода свадебным дарением Великому Князю Сергию Александровичу и Елизавете Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский». Примечательно, что рядом с Сергиевским особняком находилось Подворье Троице-Сергиевой Лавры - церковь прнподобного Сергия Радонежского с часовней, так что новые хозяева дворца имели возможность молиться своему небесному заступнику и покровителю. Род князей Белосельских происходит от князей Белозерских. Ветвь эта идет от Юрия Владимирович Долгорукого, Великого Князя Киевского, то есть от Рюрика. Так вот, когда Великий Князь Сергий станет генерал-губернатором Москвы, то его дворец-резиденция (ныне Моссовет, Мэрия города) как раз будет находиться напротив Тверской площади, где уже в советское время установят памятник Великому Князю Юрию Долгорукову. Причем цвет дворца Белосельских-Белозерских, во всяком случае, сегодня, почти совпадает с окраской дворца на Тверской улице, только в Москве он более насыщенный… Князь Федор Романович и Иван Федорович Белосельские убиты на Куликовом поле в 1380 году и причислены к лику святых Церкви. Князь Белосельский Никифор Иванович был стольником Патриарха Филарета Никитича (отца первого Царя из рода Романовых - Михаила Федоровича), то есть стоял у истоков воцарения Династии Романовых. В 1645-1647 годах Князь Никифор Белосельский был воеводой в Вольном Кургане возле Белгорода, для защиты от нападений крымских татар и ногайцев. Интересно, что их дальний потомок - Князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский являлся ктитором Ново-Коренной Пустыни и Знаменского собора на Манхэттене. Новая Коренная Пустынь и Знаменский собор в США воочию напоминали о Коренной Пустыни и Знаменском соборе города Курска, в котором до 1920 года пребывала Чудотворная Икона «Знамение» Курская-Коренная – Мировая Одигитрия.
Курский интернет-сайт сообщает: «Служению больным и нуждающимся, заботой о раненых солдатах была продиктована поездка Преподобномученицы Елисаветы Романовой в Курск. Вдова Курского губернатора Гордеева Н.Н. - Валентина Сергеевна была известной благотворительницей и вместе с Великой Княгиней стала одной из первых сестер Марфо-Мариинской обители, казначеей. В ночь на 12 декабря 1915 года Великая Княгиня Елизавета Федоровна прибыла в Курск. Около 4 часов 30 минут ее вагон был передан по городской ветке на станцию Курск-город. В 7 часов утра она в вагоне приняла Курского губернатора, князя Н. Л.Оболенского. После приема, в 7 часов 30 минут Великая Княгиня в карете отправилась в женский Свято-Троицкий монастырь. Здесь для высокой гостьи было приготовлено помещение в покоях игуменьи Емилии. У ворот обители Великая Княгиня была встречена благочинным протоиереем монастыря И.Шкоробатовым, священнослужителями монастырских церквей и всеми монахинями и послушницами во главе с игуменьей. Приложившись к кресту, и выслушав краткое приветствие благочинного, Великая Княгиня направилась в соборную монастырскую церковь, где прослушала Литургию и затем отбыла в покои игуменьи. В 11 часов утра великая княгиня отбыла в Знаменский собор, где при входе была встречена архиепископом Тихоном и епископом Феофаном с монастырской братией. Отслушав молебен и приложившись к Чудотворной Иконе «Знамение», Великая Княгиня удостоила своим посещением архиепископа Тихона в его покоях (именно епископу Феофану предстоит вывезти Чудотворный Курский Богородичный Образ в Сербию. В 1950 году Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Анастасий (Грибановский) переехал в Америку. В 70 километрах от Нью-Йорка была создана Ново-Коренная пустынь, куда в 1951 году прибыла Курская-Коренная Икона. Икона пребывала там недолго. По настоянию митрополита Анастасия её отправили в Нью-Йорк, где она сначала находилась в Знаменском синодальном подворье, а с 1958 года - в специально построенном Знаменском синодальном соборе. В настоящее время в Новокоренной пустыне Икона пребывает в летнее время. Напомним, что в 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича Икона была взята в Москву и по Ее краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных Пророков – прим. авт.). Великая Княгиня посетила Дом дворянства, где размещался лазарет для раненых воинов, содержащийся на средства дворян Курской губернии. В лазарете Великая Княгиня обошла все палаты, «милостиво беседовала с ранеными героями, участливо расспрашивая их о сражениях, в которых они были ранены, о состоянии их здоровья и одаривала их крестами и Евангелиями». Затем Высокая Паломница отбыла в Казанский кафедральный собор, где у внешних западных ворот ее встретил ключарь собора священник В.Одинцов. В сопровождении Одинцова Великая Княгиня проследовала в верхний храм, где у входа ее встретил настоятель протоиерей И.Пузанов в парчовых облачениях. После целования святого креста ее высочеством И.Пузанов произнес краткое приветственное слово, а затем был отслужен молебен перед Иконами Казанской Божьей Матери и преподобного Серафима Саровского. По окончании молебна Ее Высочество беседовала с настоятелем собора и другими священниками собора. Помолившись перед Святынями верхнего храма, ее высочество проследовала в сопровождении своей свиты, соборного духовенства и хора (певшего «Заступница усердная»), в нижний храм, где помолилась перед образом святого Серафима. Пред отбытием из собора Ее Высочество приняла от ключаря поднесенное им краткое описание собора и святынь в нем находящихся. Около половины второго Ее Высочество отбыла из собора в женский монастырь. Вечером Великая Княгиня присутствовала в женском монастыре на всенощной, которую совершал епископ Читинский и Забайкальский Иоанн. 13 декабря, в половине восьмого утра, Великая Княгиня Елизавета Федоровна прибыла к ранней Литургии в Знаменский собор, где Богослужение совершалось очередными иеромонахами. По окончании Литургии архиепископ Тихон перед Чудотворной Иконой отслужил молебен с чтением акафиста. Из собора Ее Высочество возвратилась в свои покои в женском монастыре. В 11 часов утра Великая Княгиня посетила 2-й лазарет Губернского Земства, помещавшийся в хирургическом отделении больницы. Здесь высокая посетительница, встреченная председателем Губернской Земской Управы К.А.Раппом, Н.Н.Шпановым и медицинским персоналом, обошла все палаты, милостиво беседовала с ранеными и дарила каждому образки и Евангелие, а одному из раненых – мусульманину, к неописуемой его радости, подарила Коран. После Земского лазарета Великая Княгиня удостоила своим посещением лазареты – Курско-Знаменской общины сестер милосердия Красного креста и находящийся тут же, во дворе общины лазарет имени Свирчевских. Великую Княгиню, по прибытии Ее Высочества в лазарет общины, встретили: уполномоченный Красного Креста по Курскому району князь Л.И.Дондуков-Изъединов, попечительница общины княгиня Н.В.Дондукова-Изъединова, товарищ (заместитель) попечительницы А.Н.Всеволожская, главный врач общины М.Ширяев, настоятель церкви при общине священник Н.Семенов, Л.Н.Свирчевская и сестры милосердия. Побеседовав с ранеными и подарив каждому по образку и Евангелие, Великая Княгиня отбыла в лазарет, содержащийся на средства Гладковых, откуда отправилась для отдыха в свои покои. В 4 часа дня ее высочество посетила 77-й сводный эвакуационный госпиталь, из которого отбыла в Губернаторский дом. Здесь в домашней церкви (домашняя церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери… Здесь останавливались путешествовавшие по стране Царские Особы: Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. Помнят эти стены и знаменитого поэта Василия Жуковского – прим. авт.). Великая Княгиня отслужила всенощную, после чего в зале, под личным Ее председательством состоялось заседание губернского отделения Комитета имени Великой Княгини. Затем Ее Высочество изволила кушать чай. В 9 часов 30 минут вечера провожаемая хозяевами дома Великая Княгиня отправилась в женский монастырь. Той же ночью она отбыла из Курска».
Северо-Запад в духовном смысле – это край монастырей и подвижников. Причем, подвижники на Русском Севере – это не только иноки, но крестьяне-трудолюбцы, самим образом жизни и веры в суровых условиях послушные Богу. Простой крестьянин может и не знать тонкостей богословия, но он сердцем верит и любит Господа, опытно зная, что от Него зависит его существование и исход, а не от людей. Русский Север – это огромная Святая страна – Северная Фиваида. Отсюда пошла Русь и здесь впоследствии более всего развивалось монашество. Вся эта Древняя Русская Земля от Москвы и выше – это огромный священный мощевик, на котором ежедневно совершается Русская Божественная Литургия. И что самое чудесное – святым основателем этой неповторимой Фиваиды Севера является небесный покровитель Великого Князя Сергия Романова – преподобный отец Сергий Радонежский Чудотворец!