Тонкая, мягкая, интеллигентная манеры игры; и – если надо, нечто эксцентричное вспыхивает, отражаясь в зеркалах зрительских душ: ярко, но и нежно…
Актёрская палитра И. Ясуловича была богата: много основных красок, показывающих широту и силу чувств, много оттенков, бархатные полутона.
Узнаваемость дикции: неповторимость модуляций если надо обволакивала сознание, а, коли требовалась, рвала их молниями, чтобы ярче запоминалась роль.
…актёр происходил из глубин народных пластов: родился в селе, в семье военного, среди предков его были белорусы; возможно – отсюда некоторая своеобразная оттеночность речи.
…тонко исполненный физик Фёдоров из легендарного фильма «Девять дней одного года», и – какой контраст! – белый клоун из «Айболита-66»: бурлеск, улыбка, всё вместе…
Ясулович легко совмещал противоположные полюса: порою – в пределах одной роли, добиваясь острого эффекта.
Вы не забудете шофёр-любителя из феерической экранизации «Золотого телёнка» - с его навязчивым Студебеккером, с необычной восторженно-растерянной манерой общения.
…согласно работе отца – Ясулович перемещался с семьёй по просторам Советского Союза; к театральной страсти впервые приобщился в Таллине, попав в драматический кружок.
Театр манил.
Многие роли, исполненные в московском ТЮЗе, вспыхивали – драматическим напряжением, сложным истолкованием, и… сияли катарсисом, подаренным зрителям.
Жалок Ротшильд – из инсценировки чеховского рассказа: жалок, ярок, великолепен; и – сколь убедителен Чёрный монах, плод несчастного сумасшествия: как мощно врывается он в человеческую данность, переустраивая его.
В равной мере – актёр способен был ювелирно выгранивать эпизод, и делать главную роль.
А вот – завораживающе-величественный в трагедии своей Король Лир – из фантасмагорической, необычной постановки Камы Гинкаса: и заострённость Ясуловича словно подчёркивает молнию драмы, разрывающую реальность души.
О, она очень проявлялась в работах Ясуловича: практически во всех, что ни делал: вот, например, попсовая экранизация детектива: «Статский советник», но химик, сочувствующим революционному делу, дан с таким напряжением красок и неукоснимой добротой, что и проступает, проявляется субстанция души.
Эпизод – экранная крошка – в комическом перле Гайдая «Бриллиантовая рука» - но: не забыть этого смешного и растерянного обитателя дома, столь тонко, по-клоунски прекрасно сделанного актёром.
Красивый теноральный тембр голоса, богатого оттенками, словно играл сам: о! разумеется артист управлял им – стопроцентно точно, очень уверенно…
Вспыхивали роли в «Ералаше» и «Фитиле» - всегда тонко выверенные, богато инструментированные…
Он много преподавал – с щедростью июльского ливня делясь тайнами мастерства…
Его было много – по-хорошему, избыточно много: и, словно растворившись в миллионах сердец и восприятий, Ясулович не умер: но… перешёл на новый уровень запредельной игры.
https://ruskline.ru/analitika/2023/08/22/pamyati_iyasulovicha |