Экспозиция охватывает все этапы творчества знаменитой художницы.
Проект «Многообразие творчества Елизаветы Бём» приурочен к 180-летию со дня рождения художницы. Большая выставка, основу которой составили частные коллекции — Сергея Ляха, Михаила Сеславинского, Татьяны и Сергея Подстаницких и других собирателей, — получилась действительно репрезентативной. Даже те, кто давно любит силуэтные композиции Бём и «открытые письма» с изображениями детей, обнаружат для себя что-то новое. Например, вживую увидят стеклянную посуду, расписанную по рисункам Елизаветы Меркурьевны — в дивном русском стиле, пережившем расцвет на рубеже XIX-XX веков. Ну а тем, кто не относит себя к знатокам ее творчества, можно только позавидовать — ведь им предстоит открыть для себя особую вселенную. Поэт Аполлон Майков, к примеру, с легкой улыбкой, но при этом с восхищением писал художнице: «Ваш карандаш — моя обида: зачем не мне он Богом дан? Я не показываю вида, а в сердце целый ураган».
Елизавета Бём во многом была уникальной фигурой: она стала одной из первых русских женщин-художниц, занимавшихся искусством профессионально и получивших соответствующее образование. Бём окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где училась у Крамского. С наставником она впоследствии подружилась и даже изображала его в своей «фирменной» силуэтной технике — пример можно увидеть на выставке. Сами силуэты она тоже создавала уникальным образом — не вырезала из бумаги, а рисовала на камне и делала литографии. В целом довольно трудоемкий, этот способ позволял ей изображать мельчайшие подробности. В итоге ее силуэтные композиции поражали воображение: небольшого формата, почти миниатюрные, с тонкой проработкой деталей — будь то непослушные вихры мальчишек, перья птиц или торчащие из телеги травинки сена. На выставке можно увидеть как сами литографии, так и выполненные тушью эскизы. Например, портрет композитора Антона Рубинштейна. Известно, что художница набросала эскиз прямо на обороте театральной программки во время одного из его концертов. Композитор был восхищен результатом и утверждал, что это лучший его портрет.
В целом сюжеты силуэтных композиций, как правило, отсылали к народной жизни — художница порой брала сценки из собственной памяти: она провела детство в имении родителей в сельце Щепцово Ярославской губернии. Одна силуэтная серия получила вполне говорящее название: «Из деревенских воспоминаний». Другая — знаменитый альбом «Пирог», состоявший из 12 композиций. Они рассказывали о том, как дети пытались испечь пирог, однако уронили его на пол, и в итоге он достался проказливым питомцам, кошке и собаке. Кстати, некоторые называют эту серию первым русским комиксом.
Бём вдохновлялась творчеством русских писателей — тоже близких народной теме: на выставке можно увидеть иллюстрации к басням Ивана Крылова. Или листы из альбома «Типы из «Записок охотника» И.С. Тургенева в силуэтах», который, кстати, был опубликован в последний год жизни писателя. Еще представлены эскизы иллюстрации к повести Лескова «Оскорбленная Нетэта». Правда, это уже не силуэты, а карандашные рисунки: в конце 1880-х у художницы стало падать зрение, и через несколько лет ей пришлось оставить любимую технику.
В итоге Бём обратилась к акварели, которая стала ее новым увлечением. Самые известные работы того периода — открытки с забавными надписями, а также изображениями крестьянских детей. На выставке можно увидеть как эскизы, так и оригиналы «открытых писем»: «Кому до того дело, что я с кумом сидела», «Добрая хозяйка да жирные щи, другого добра не ищи», «Купим себе деревеньку да заживем помаленьку», «Пожелание!! Эх-ма, кабы нам денег тьма…». Все эти вещи выполнены в русском стиле — в этом смысле Елизавета Меркурьевна следовала художественным тенденциям своего времени. Некоторые открытки приурочены к определенному празднику, например к Новому году, но многие были универсальны: их можно было отправить по любому поводу. Неудивительно, что творения Бём оказались популярны, — всего она создала более 300 композиций, которые разошлись большими тиражами. Кстати, они до сих пор любимы многими: в последние десятилетия выходили даже репринтные издания открыток.
Кроме того, художница увлеклась стеклянной посудой. Этому поспособствовало то, что ее брат Александр Эндауров был директором Дятьковского хрустального завода. Елизавета Меркурьевна расписывала посуду: на выставке можно увидеть ее, пожалуй, самое знаменитое произведение — комплект для крепких напитков. Прямоугольный штоф и цилиндрические стопки изумрудно-зеленого цвета разрисованы веселыми чертиками, которые предостерегают увлекающихся: «Пей, пей — увидишь чертей!», «Хошь не хошь, а выпить надо!», «Где выпивал — там и ночевал», «Здорово, стаканчики, каково поживали? Меня поджидали». Творения художницы вызывали восхищение не только в России: она не раз получала медали на зарубежных выставках.
Ее самой важной работой стала «Азбука»: богато украшенный альбом, с древними буквицами и изображениями в русском стиле, который должен был выйти в пяти выпусках. Однако всего было выпущено четыре, причем при жизни художницы — лишь три. Елизавета Меркурьевна скончалась в августе 1914 года, через несколько дней после начала Первой мировой, и вместе с ней ушла эпоха прекрасных надежд.
Выставка работает до 29 октября.
https://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/353884-rekviem-po-epokhe-vystavka-rabot-elizavety-byem-v-muzee-a-s-pushkina-na-prechistenke/ |