Образование включает воспитание, важнейший процесс формирования нравственных качеств человека. Его важность и практическую значимость никто не отрицает: ни родители, ни воспитатели, ни чиновники системы образования, ни даже законодатели – в законе «Об образовании» воспитание и обучение – это и есть образование.
Хорошее воспитание может дать только тот воспитатель, который сам прошел длинный, а иногда и тернистый путь воспитания жизнью. Чтобы воспитывать, надо хорошо знать жизнь. Без духовно-нравственных ценностей, обретенных воспитанием, человечество обречено на гибель. Духовно-нравственные качества не стареют и через тысячи лет облагораживают человека. Они обретаются упорным трудом родителей, воспитателей, учителей и в первую очередь самого воспитанника. Духовно-нравственное воспитание ограждает детей от поспешности, суеты и легкомыслия, которые свойственны молодости. Оно указывает светлый путь спасения души в безбрежном океане пороков и страстей.
Без достойного воспитания немыслимо хорошее образование. Знания воспитанного всегда идут на пользу. Истинное воспитание ведет к хорошим поступкам и является залогом всех благородных дел, которые всегда имеют нравственное начало. Невоспитанные дети – это позор не только для родителей, но и для всех ближних и всего общества. Они легко впадают в заблуждения и отдают драгоценное время не учебе, а губительным порокам. Учеба бесполезна дурно воспитанному ребенку. Знания без воспитания могут быть опасными.
Одна из важнейших задач воспитания – научиться жить по совести, не нарушая нравственных законов. Многим кажется странным, что невозможно, например, безнаказанно нарушить законы физические, законы бытия материального мира. Нормальному и здоровому человеку никогда не придет в голову безумная мысль выйти из дома не через дверь, а шагнуть прямо через окно, скажем, десятого этажа. Закон всемирного тяготения сразу накажет такого безумца. Но помимо мира материального существует и мир духовный со своими законами, относящимися к духовно-нравственной области человеческого бытия. Нарушение их не остается безнаказанным. Это подтверждают многие трагические события, в том числе и недавняя отечественная история. Разве мы не повторили прегрешения наших предков в начале XX в.? Разве из какой-то пустой суеты и тщеславия в погоне за миражами материального благополучия, мы не отвергли человеческий порядок бытия земли русской? Очевидно, от подобных причин бывают и подобные же следствия. Отсюда кровь гражданской войны, ужасы кровавого террора и принудительно преступной коллективизации, унизительный позор нынешней «демократии», ориентированный на западный менеджмент разрушения и приведшей к обнищанию и вымиранию народа. Эти и другие трагические события миновали бы русский народ, если бы люди, рвущиеся любой ценой к власти и оказавшиеся у ее горнила, жили по совести.
Одно из самых распространенных заблуждений в практике современного воспитания заключается в том, что можно воспитать взрослого человека. Например, каждому преподавателю современного вуза вменяется в обязанность воспитывать студентов: воспитательная работа включается в его индивидуальный план. Подобная работа предписывается и на службе в армии. Воспитывать взрослого – все равно что плыть под парусом против ветра. Можно пытаться воспитывать взрослого, но вряд ли будет достигнут желаемый результат. При такой тщетной попытке речь может идти только о перевоспитании взрослого, так как основные характерные качества человека уже сформированы и заложены в раннем возрасте. Перевоспитание гораздо труднее воспитания и ни к чему хорошему не приводит. Ужасная, бандитская и преступная попытка большевиков перевоспитать людей, перековав их на орала, и навязать мнимые ценности путем пыток, тюрем, ссылок и расстрелов кончились крупномасштабной трагедией русского и братского народов.
Воспитывать можно только любовью, но не той любовью, которой все возрасты покорны. Воспитание начинается с рождения, с пеленок. И чем раньше ребенок ощутит ласку матери и любовь воспитанных родителей и воспитателей, тем легче прививаются благородные качества.
Известный русский писатель Л.Н. Толстой считал, что нужно воспитывать детей до тринадцати лет. Древнейшая мудрость гласит: до пяти лет обращаться с сыном как с царем, с пяти до пятнадцати – как со слугой, после пятнадцати – как с другом. Ранний возраст – самое подходящее время для плодотворного воспитания, а семейный очаг с любимыми родителями – благодатная почва, на которой хорошо прививаются духовно-нравственные качества воспитываемого человека. Ее не могут заменить ни детские ясли, ни детские сады, ни детские дома, ни чужие родители, какими бы хорошими все они не были.
Другое заблуждение состоит в том, что в воспитании труд, прежде всего физический, играет второстепенную роль. Воспитание трудом – самый действенный способ обретения высоких нравственных качеств. «Эту привычку к труду благородному нам бы не худо с тобой перенять» – эти прекрасные выразительные строки из замечательного стихотворения, которое раньше учили наизусть в школе, к сожалению, исчезли из школьных учебников, и лишь немногие наши современники-школьники (об этом свидетельствуют результаты опроса) знают о великом русском поэте Николае Некрасове, авторе этих строк, воспевавшем труд благородный. О трудовом воспитании сейчас не пишут, не вещают. Оно как бы повисло в воздухе. Зато сейчас слишком много говорят об экономике, менеджменте, поголовной цифровизации, которые якобы без труда решают все земные проблемы, стоит только получить диплом государственного образца, не владея в должной мере ни фундаментальными, ни профессиональными знаниями. Печальный результат такой бездумной «инновации» налицо: некоторые молодые люди, одурманенные компьютерными развлечениями и смартфономанией, не хотят прилежно учиться и работать, а хотят управлять и сразу же занять руководящие посты и дистанционно управлять, как это сейчас широко практикуется на всех постах верховной власти.
Основная задача воспитания, по мнению профессора И.А. Ильина, состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях; чтобы душе ребенка стало доступным – и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности, и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и действительная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта, и мужество национального героя, и творческая жизнь национального гения с его одинокой борьбой с жертвенной ответственностью, и, главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе.
Величайший мыслитель и естествоиспытатель И.В. Гёте писал: «Пускай мир прогрессирует и развивается сколь ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она основа всякого образования и всякого развития». Нет сомнений, что основу православного просвещения составляет Библия – высший Божественный закон, кладезь мудрости и любви. Она пришла из глубины веков и состоит из многих книг, которые в течение многих столетий писали разные авторы, принадлежавшие разным народам и создававшие одно Великое Послание, отражающее вечные мысли для спасения человечества.
При обсуждении вопросов духовно-нравственного просвещения высказываются разные точки зрения. Одна из них основывается на материалистическом понимании всего того, что никак не относится ни к одному известному виду материи, а другая опирается на познание божественной истины, вовсе не противоречащей научной истине, критерием которой является эксперимент, опыт, а не запутанные и витиеватые теоретические рассуждения.
Очень важно, чтобы на уроках духовно-нравственного просвещения без подавления свободной воли познающего в его душе прививалась любовь к истинным ценностям, которые формировались в течение всей истории многовековой духовной культуры. Для этого учителю потребуется много сил и огня, чтобы ученики полюбили его. Блажен тот учитель, который сможет зажечь сердца своих учеников и раскрыть их многогранные способности, дарованные природой по воле Божией. В таком случае школа для учителей будет вторым домом, и они не покинут ее в поисках новой работы, как это происходит в последнее время в нашем отечестве при массовом их увольнении. А просвещенные и воспитанные ученики будут с благодарностью и благоговением вспоминать своих учителей, приобщивших их к познанию земной и божественной истины.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков Степан Харланович
Русская Стратегия
|