Появление заказного кино о мигрантах в РФ было делом времени. И мы его дождались. Новый фильм «Вася не в себе» (режиссёр Гарик Петросян, сценарист Гайк Асатрян, продюсеры Сарик Андреасян, Гевон Андреасян) представил нам ту самую душещипательную комедь, без которой российский кинематограф, видимо, никак не мог обойтись, если уж естьофициальное стремление внедрять симпатию к иностранным гражданам в головы и сердца россиян.
В итоге после просмотра остаётся непрояснённым только одно: почему все эти замечательные люди, горя идеей любви к нерусскому ближнему, не сняли фильм про армян. Ведь логично же предположить, что если бы они снимали о том, что знают, фильм получился бы несколько ближе к жизни? Впрочем, это вряд ли было целью.
Всё остальное в «Васе» кристально ясно. Я вам сейчас расскажу.
Начать с того, что сюжет о том, как богатенький хам внезапно попадает на место бедняка и ОСОЗНАЁТ, как был неправ, всегда будет пользоваться успехом. Серьёзный кассовый успех фильма «Холоп» процентов на семьдесят произошёл от этого приёма; некоторый кассовый успех «Васи не в себе» обязан этому трюку – простецкому, как фокус с отрыванием пальца, – на все сто процентов. Опять богатенький наглый хам, вот он хамит, вот он властвует, вот он пресмыкается перед теми, кто ещё мажористей и нажористей его самого, – и вот он вдруг КАК БЫ превращается в мигранта (не спрашивайте) и начинается ОСОЗНАНИЕ.
Дочитав до этого места, должно быть, вы уже поняли, что хамоватый предприниматель Василий Кузин всё поймёт, что он возлюбит мигрантов, что он проникнется осознанием, какие на самом деле тонкие, интеллигентные люди таскают цемент на московских стройках… Нет, не поняли? А между тем, нашему замечательному коллективу авторов непременно надо было, чтобы мешки на московских стройках ворочали музыканты. Которые потеряли музыкальную работу у себя на родине в Средней Азии, и не нашли ничего лучшего, чем ворочать мешки с цементом в бездуховной Москве. Где им не платят. Да-да. Этот хамский русский Вася им ещё и не платит. Может быть, поэтому, когда его превращают в мигранта, ему делают такие гнилые зубы. И зритель три четверти экранного времени должен на эти гнилые зубы смотреть.
Также Вася, вместе с превращением, получает жуткий акцент, который, впрочем, имеет то преимущество, что с этого момента сценаристу можно вообще не заморачиваться логическими связями между эпизодами – всегда можно списать на то, что их просто зажевало акцентом. Но вот богатырскую силушку мигрантскую вместе с акцентом Вася-недомигрант почему-то не получает, и он, в своём русском прошлом крепкий, спортивный мужчина, при таскании мешков с цементом (что я привязалась к этому цементу? да просто никакой другой работы нам не покажут) сильно уступает среднеазиатским музыкантам. Ты, впрочем, мог бы и сам об этом догадаться, дорогой зритель, ведь мигранты нас всех спасают: русские не хотят работать на московских стройках, вот и приходится звать иностранных музыкантов, что ж делать-то, если «больше никто не хочет» (эта ценная мысль в фильме старательно повторена дважды).
Надо отдать должное: при всей прямолинейности сюжета, трудно определить, кого он оскорбляет больше. Российских предпринимателей, которые якобы не платят работающим у них мигрантам? Заметим: фильм снимался в то самое время, когда денежные переводы из России в Казахстан, Грузию, Узбекистан, Армению и Киргизию достигли рекордных объёмов.
Или вот новость из января 2021 года:
«Больше всего стало переводов (по сравнению со вторым кварталом) в Узбекистан — на 28,7% (до 927,7 млн долларов), в Армению — 27,3% (до 162,8 млн долларов) и Таджикистан — на 25,7% (до 425,5 млн долларов)».
Видите, господа Петросян, Асатрян и Андреасяны? В Армению тоже стало больше; вы могли бы поинтересоваться, откуда берутся эти сотни миллионов долларов (в Узбекистан — чуть не до миллиарда!), когда ваш Вася нещадно обжуливает своих несчастных силачей-музыкантов, скупо отслюнявливая им рублёвую пятитысячную на три месяца...
Но, может быть, даже больше, чем российских предпринимателей, фильм оскорбляет российскую полицию. Она упорно преследует ни в чём не повинных добродушных мигрантов и выбивает у них признания в несовершённых преступлениях. Это очень скверно.
Стоп! Скажут мне. Ведь это же может быть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДОПУЩЕНИЕ. Разве нельзя согласиться с тем, что в Москве есть хоть одна (а скорей всего, и не одна) стройка, где мигрантам-строителям не выдают заработанное? Разве не может быть такого, что в полиции действительно неправомерно выбьют признание? И что я так прицепилась к силачам-музыкантам, что мне, жалко что ли? Художественное допущение это!
Художественное допущение понимаю. Как можно надеяться на установление межнационального мира, дружбы, согласия, снимая фильмы с таким недобросовестным подбором материала – не понимаю. На кого это вообще рассчитано? Если взглянуть на фильм «Вася не в себе» глазами мигрантов, то увидим следующее: мы работящие, мы сильные, мы добрые, мы гостеприимные, а эти русские хиляки в своей Москве без нас ничего построить не могут, даже цемент потаскать не могут, а всё равно не ценят нас, презирают нас, оскорбляют нас, обманывают нас, обкрадывают нас, в полиции избивают нас и всех собак на нас вешают… Вы ЭТО хотели показать нашим гостям-рабочим, дорогие создатели фильма? Это что: это стимул приезжать в Россию и честно трудиться – или это бешеное расчёсывание вавы? Зачем вы так хотите одновременно раздуть и ущемить мигрантскую гордость, зачем вам это?
Если же посмотреть на фильм глазами русских… то просто становится жалко загнанный наш народ, который вынужден смотреть такую комедь про жулика-мажора, в одночасье всё потерявшего. И ведь будет смотреть, и будет иногда смеяться даже, именно потому, что народ наш – бедный, но с тягой к справедливости, и жуликов-мажоров не любит вне зависимости от национальности, но уж тут ему специально не забудут многажды жирно подчеркнуть, что этот богатенький жулик – русский: смотрите, какой гадкий был этот русский Вася, а теперь у него зубы стали гнилые, и акцент «как у чурки»… ах-ха-ха. И фраза «я русский» в таких специальных контекстах, что ах-ха-ха много раз… Какие чувства это должно вызывать?
Так что, и этническую банду нам не покажут? Покажут, но только непременно вместе с русскими гопниками, с жирным, опять же, подчёркиванием: что те бандиты, что эти бандиты… Вот ведь странность: как банда – так «и тем, и этим». А как работать – так одни мигранты, «больше никто не хочет». Да, межнациональной дружбой и согласием со страшной силой тянет от этого фильма, прямо как от купюры с полумесяцем и без креста, которую теперь будет "обновлять" Центробанк, хотя куда дешевле, и легче, и правильнее было бы просто изначально её такую не делать. Вот и фильм «Вася не в себе» так же: гораздо дешевле, легче и правильнее было бы не делать, чем исправлять последствия.
…Но он-то же ведь исправится? Вася-то? Исправится же? – А куда деваться. Комедь должна хорошо заканчиваться. Исправится наш Вася и будет лабать по ресторанам вместе со вчерашними своими товарищами по тасканию мешков с цементом, и осиротеют золотые московские стройки, пока не завезут на них из Средней Азии новых трудолюбивых и душевных музыкантов, которые, так уж и быть, согласятся поработать там, «где никто не хочет».
АПН |