Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7903]
- Аналитика [7361]
- Разное [3036]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2023 » Октябрь » 20 » Голос Эпохи. Избранное. Вадим Михановский. Его предвестница Авача. Николай Клюев. Ч.1.
    06:25
    Голос Эпохи. Избранное. Вадим Михановский. Его предвестница Авача. Николай Клюев. Ч.1.

    «Не бойся ни царя, ни князя, ни богата,

     ни сильна, ни дьявола самого!»

    ("Житие". Аввакум)

    Болеть постоянно историей, пусть даже в сибирских масштабах, - это всё равно, в конце концов, перерастает в своеобразный клинический рецидив, от которого излечиться уже невозможно. Живёшь, как постоянно натянутая тетива на арбалете – и она, эта заряженность на тему, не даёт расслабиться… Что ж, каждый последующий шаг, как сказал кто-то из мыслителей, есть преодоление инерции. Он был, наверное, физиком. А нас интересует очередной персонаж сибирских этюдов – поэт, один из самых последних плакальщиков русской деревни.                                                                          

    По свидетельству его современников – тщедушный, на вид немного не от мира сего, но, тем не менее, не опускавший забрало перед любой властью. В этом мы не раз ещё убедимся, анализируя, прежде всего, не творчество поэта, а его поступки и шаги, предпринятые в последнее десятилетие жизни, захватившее как раз и сибирский период.

    Он и здесь, на севере обширного края, как мог, вставал на защиту своей деревни. И заметим: ещё не вымирающей, ещё крепкой подспудно вопреки ухищрениям властей всех мастей – с их поборами, продразвёрстками и продналогами, уничтожением наиболее крепких хозяев. Прибавим к этому и поголовное изничтожение её идеологов, подобных нашему персонажу, дающих отпор посягательствам города, «несущему деревне смерть!». Согласимся с Николаем Алексеевичем Клюевым, что не он первый именно так поставил свой восклицательный знак. Но последовательней его в этой неравной борьбе в первую треть века минувшего не выступал никто.

    Он вообще первенствовать ни в этой, ни в других ипостасях особенно не стремился, но так получалось, что каждый раз оказывался он на правом фланге текущих событий. Вот и Сергею Есенину, начавшему свой творческий путь чуть позже, Клюев тут же  безоговорочно отдавал пальму первенства, но, заметим, подчёркивал при этом, что он, Николай Клюев, является предтечей Есенина. Согласимся и в этом с Клюевым. Да, он взрыхлил почву для «новодеревенских», как их тогда называли, поэтов. Первым, правда, тут был Семён Городецкий со своей «РУСЬЮ»: «Медведя на цепи водила,//Сама сидела на цепи//и в голову себе гвоздила//одно проклятое: «Терпи!//Гнила в пещерах и колодах,//крутила мощи, в срубах жглась,//и род от рода, год от года// терпела темноту и грязь…».

    Сплотив вокруг себя «новодеревенских», Городецкий довольно быстро охладел к ним. Но, скажем так, и они были не лыком шиты, во многом превосходя своего наставника. И первыми в этом ряду были Клюев и Есенин – два друга и недруга одновременно. Что ж, и такое в жизни бывает!

    Клюев нёс в себе, в своей генетической памяти, сотни плачей из той деревни, которая пронесла сквозь тысячелетнюю историю непомерные бедствия и каждый раз, словно сказочная птица Феникс, вновь и вновь возрождалась из пела… Вот и мать поэта, Прасковья Дмитриевна, и прабабка – «баба Глаша» - были настоящими плачеями, вопленницами. Он и сам знал наизусть эти стоны и причитания на все случаи жизни, стараясь использовать их в своём творчестве. Клюев помнил сотни частушек, мог ворожить, знал гадания по руке и картам. Ему было не больше двадцати, когда он подарил Александру Блоку одну из своих «Плясей»:

     

    Вот я –

    Плясея –

    Вихрь, прах летучий,

    Сарафан –

    Синь-туман,

    Косы – бор дремучий!

    Пляс – гром,

    Бурелом,

    Лешева погудка,

    Под косой

    Луговой

    Цветик-незабудка.

     

    Здесь приведён только запев. Но и он не нуждается в комментариях. Клюев уже тогда знал себе цену. И это совпало в начале прошлого века с тяготением народных масс к самоутверждению, к демократизации. К тому же всё громче среди литераторов – профессионалов стал раздаваться голос пролетарской музы. И как следствие, выходцы из различных деревень необъятной России – Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Пётр Орешин, Николай Клюев, Сергей Есенин и другие составили некую плеяду крепких новокрестьянских поэтов.

    С другой стороны,  их поддержала очередная волна народнических увлечений и в интеллигентской среде (как мы знаем, первыми  два века назад образовали подобную волну декабристы, хоть и были они «страшно далеки от народа»). В этой связи хочется привести строки из поэмы «Декабристы» современника Клюева, опального в советское время поэта Арсения Несмелова: «…помещики сквозь полнокровный сплин в своём рабе почувствовали брата…». Несмелов вместе с десятками тысяч россиян был вынужден навсегда покинуть свою страну, в которой родился и вырос.

    Нечто подобное испытал на себе и Клюев. Нет, он остался в России, но не все из просвещённых россиян в нём  «почувствовали брата», далеко не все!.. Поджимая губы, презрительно щурясь, они смотрели на таких,  как Клюев, брезгливо перешептываясь: «Ну-ну, что ты нам преподнесёшь в своей синей косоворотке и сапогах всмятку? Подсыпь-ка нам частушек да позабористей!»…

    А что он, крестьянский сын, поэт из народа, мог им предложить? Плачи, стоны и вздохи по уходящей в большие, благоустроенные города сельской молодёжи?

    Известный религиозный философ и публицист Василий Розанов говорил об этих, новокрестьянских: «Юродивые русской литературы!». Но и сам, кстати, был обозван ими таким же юродивым «заднего двора русской словесности».

    Ладно, не будем останавливаться на сложных взаимоотношениях новокрестьянских поэтов и отдельных представителей российской интеллигенции, так никогда и не признавших их поэзии. Но всё же именно осознание глубинного родства с народным творчеством, особенно в среде народников, сеявших «разумное, доброе, вечное», способствовало тому, что в крестьянском облике этой поэзии «песняры» из отдалённых от центра сёл начинали чувствовать своё преимущество перед стихом «цивилизованным, интеллигентски приглаженнным».

    В одном из своих писем Клюев подчёркивал, что его «нищие песни» читают и слушают «скучающие атласные дамы, а господа с вычищенными ногтями и безукоризненными проборами» пишут о них везде «захлёбывающиеся статьи в газетах» … «Хлыщи в котелках и мамаши в батистах,//С битюжьей осанкой купеческий род,//Не вам моя лира – в напевах тернистых!»…И ещё: «Увы, для паюсных умишек//Невнятен огненный Талмуд,//Что миллионы чарых Гришек//За мной в поэзию идут»…

     

    Мы – ржаные, толоконные,

    Пестрядинные, запечные,

    Вы – чугунные, бетонные,

    Электрические, млечные.

    Мы – огонь, вода и пажити,

    Озимь, солнца пеклеванные,

    Вы же таин не расскажете

    Про сады благоуханные.

    Ваши песни – стоны молота,

    В них созвучья – шлак и олово…

     

    Скажем сразу: о Клюеве навыдумано столько историй, листки его биографии часто пестрят несуразными свидетельствами, они донельзя противоречивы. Как говорится, правды в последней инстанции тут не найдёшь. Кто же в этом виноват? Наверное, прежде всего, сам поэт. Ну и эти «инстанции», конечно, постарались!

    Тут всего намешано: и отдельные путешествия поэта, которых он не совершал, и якобы поэтические выступления на подмостках Сибири, и расстрел его самим прокурором где-то на Вологодчине… Не хочется всего этого повторять, потому что сама правда о поэте выглядит более суровой, трагичной. Она насыщена событиями, не всегда, может быть, требующими обязательно последовательного описания.

    Есть свидетельства, что и на поселении в Томске поэт, больной, с парализованной рукой, принимал у себя студентов местных вузов, читал им стихи Есенина, Ширяевца, даже Шенгели. Последний никак не относился к когорте новокрестьянских, но отдельные отрывки из его поэмы «Пиротехник», опубликованные в их общем сборнике под  названием «СТЫК», куда вошли стихи Анны Ахматовой, Клюева и Веры Инбер (племянницы Троцкого, вскоре открывшего гонения на всех новокрестьянских), читались на квартире, которую снимал Клюев в городе. Появлялся он перед слушателями, одетый в косоворотку, подпоясанную тонким ремешком, пальцы засунуты под него, прилизанные волосы лоснились от лампадного масла… Всё-таки эпатаж этот своей внешней стороной сразу же заставлял окружающих завладеть вниманием, надолго оставаясь в их памяти. Это они, новокрестьянские, умели! Необычное поведение, своеобычное чтение стихов (у Клюева – обязательно с глубоким ударением на букву “O”) заинтриговывали аудиторию.

    Инструмент пиара, как сейчас  сказали бы мы, оружие древнее. У племенных костров наши предки, потрясая дубинами, имитировали перед собравшимися способы охоты… На подмостках «Поэзо – Концертов» (так писалось в афишах), выходя с балалайками и дудочками, новокрестьянские поэты тоже старались понравиться публике.

    Можно только представить себе, как, окая, читал Клюев небольшой монолог из «Пиротехника»:

     

    Я боюсь? – Не боюсь!

    От моей головы отрубите

    Исхудавшее тело. Банально.

    И просто – как столб.

    Но настанет пора,

    И по вашей спокойной орбите

    Помелом развернётся

    Комета пылающих толп!..

     

    Долгое время думал я, почему Клюев на этих встречах в Томске почти не читал ничего своего? И только один из последующих протоколов допроса поэта в 1937 году натолкнул меня на мысль: да потому практически и не читал, что боялся навредить тем, кто присутствовал на этих встречах с опальным поэтом. Мудрый мужик, он предчувствовал, наверное, скорый конец свой и, как мог, старался обезопасить тех, кого знал…Он и на допросах не назвал ни одной фамилии, если её первым не озвучивал следователь.

    К сожалению, этого не скажешь об отдельных представителях интеллигенции и профессуры вузов. В протоколах они охотно подтверждали, что Клюев является вражеским агентом, получающим за свои труды деньги из Англии и Японии, и что он чуть ли не главный заговорщик, специально оставшийся в Сибири для свержения советской власти… Но это им всё равно не помогло: все были «выстрижены» под одну гребёнку.В таких играх с НКВД партии надолго не откладывались и ходы обратно не брались.

    Первым из этой плеяды в июне 1937-го был расстрелян «кулацкий поэт» Павел Васильев. Чуть позже  траурный список продолжили поэты есенинского круга – Клычков, Приблудный, Клюев. Последним в этом поминальнике оказался Орешин… Позже  Ольга Демченко в своём «Венке поэтам» напишет:«В тюрьме убит невинный Пётр Орешин -//поэт крестьянский, русский до корней.//Скажите, в чём же был он грешен,//в чём провинился перед родиной своей?». Да, под корень были истреблены все новокрестьянские.

    По сути, была срублена не ветвь, а один из могучих стволов отечественной культуры… Как успел сказать кто-то из новокрестьянских: «Талант – их крест, на нём их всех распяли»…

    Доверимся Станиславу Куняеву, не держащему нос навстречу разного рода ветрам. В статье о Клюеве «Жизнь – океан многозвонный» он писал: «ни у кого из русских поэтов судьба личная и судьба творческая не были столь загадочны и противоречивы, как у Николая Клюева. Таинственны были его жизнь и его смерть, во многом ещё не понятой остаётся его поэзия. Оценки, данные ему современниками, пристрастны и односторонни».

    Что ж, он, как мог, отряхивался от беспощадно разящих нападок, но продолжал идти своим путём, предвещая: «Горыныч с Запада ползёт//по горбылям железных вод!».  И дальше: «сын железа и каменной скуки// попирает берестяный рай…». А ещё поэт наивно, но страстно верил во «всечеловечность русской души», в её отзывчивость:

     

    Все племена в едином слиты –

    Алжир, оранжевый Бомбей

    В кисете дедовском зашиты

    До золотых воскресных дней…

         

    Это пракраснодушие сидело в нём с детства. Покинув юношей свою олонецкую землю, где быт, нравы и разговорная речь как бы застыли в своей простой величавости, Николай Клюев появился в северной столице не сразу. В шестнадцать лет, окончив Петрозаводскую фельдшерскую школу, он вдруг надевает на себя девятифунтовые  вериги и уходит в Соловецкий монастырь «спасаться».

    Но поэтическая душа его требует движения, объёма, воздуха! И Клюев, нарушая обет, «уходит в люди», странствуя по скитам и убежищам тайных мистических сект России… В одной из общин Самарского края он становится «царём Давидом» - слагателем песен на потребу радений местной хлыстовской общины – «корабля». Но и это сытое место ему быстро приелось. Между 1911 и 1913 годами он, по его словам, на хлыстовские деньги пускается в дальнюю дорогу…

    Читатель согласится со мною, что плыть, так сказать, в кильватере автобиографии любой творческой личности дело не очень благодарное. Вот и в нашем случае оставим за чертой реальности пребывание поэта в Индии и Персии. Но предположим, что такое путешествие состоялось. На заре минувшего века в раскольнических сектах всё ещё были живы мечты о царстве справедливости, о Шамбале и кисельных берегах так называемого Беловодья. Отдельные общины, действительно, посылали своих ходоков на поиск лучшей жизни « в Беловодию, где нет ни татьбы, ни убийства, ни корысти» (В.Г. Короленко. Полн. собр. соч., т.6. С-Петербург, 1914г., рассказ «У казаков»).

    Ладно, поверим Клюеву, что какое-то короткое время он пробыл в некоторых скитах Индии и Персии. Их там было на ту пору – пруд пруди!.. Но добавим, что именно в это время он регулярно переписывался с Александром Блоком и что осенью 1911 года вышел первый сборник стихов Николая Клюева «Сосен перезвон» с предисловием Валерия Брюсова.

    А тремя годами ранее был…пехотный полк и был отказ Николая Клюева держать в руках оружие. Это означало неминуемое пребывание поэта в арестантских ротах. Почти одиннадцать месяцев просидел он в каменном мешке Брестской крепости, где «вша не усыпающая и дух гробный»…По признанию Клюева, сидел он недолго и в Харьковской каторжной тюрьме, и в Даньковском остроге. Из строки в его автобиографии: «Кусок хлеба и писательская слава даром мне не достались! Бедный я человек!»…

     

    Широко необъятное поле,

    А за ним чуть синеющий лес!

    Я опять на просторе, на воле

    И любуюсь красою небес.

     

    Что ж, по терминологии Максима Горького, Николай Клюев удосужился пройти полный курс «своих университетов» уже к 25-ти годам! И заметим, что в таком процессе обучения второгодников не бывает.

     

    Tags: 

    Project: 

    Author: 

    Год выпуска: 

    2012

    Выпуск: 

    3
    Категория: - Разное | Просмотров: 212 | Добавил: Elena17 | Теги: голос эпохи, даты, вадим михановский
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru