В законе Российской Федерации «Об образовании» дано определение: образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Это означает: процесс образования включает важнейшую составляющую – воспитание. Хорошее образование может вырасти только на благодатной почве духовно-нравственного воспитания, которое начинается в семье и продолжается в школе, где оно сочетается с обучением. Совершенно очевидно, плохо воспитанного ребенка трудно научить даже простейшей грамоте, а иногда почти невозможно, если такая попытка преднамеренно предпринимается слишком рано.
В последнее время чиновники от образования, едва овладевшие устным счетом, предписывают родителям научить ребенка многому и всему в самом раннем возрасте: дети, поступающие в первый класс, в дошкольном возрасте должны уметь читать, писать, считать, чему в добрые времена учили только в первом классе. Таким образом, ставится заведомо практически неразрешимая задача научить всех и сразу всему без учета реальных возможностей каждого подрастающего ребенка и его физиологических способностей.
Казалось бы, что плохого в том, что ребенок научится писать, считать, пересказывать в дошкольном возрасте, до семи лет. И чем раньше он это сделает, тем лучше для него. В действительности же, решение такой несложной, на первый взгляд, задачи вполне под силу лишь немногим, наиболее способным и одаренным детям. А подавляющее большинство детей, не обладающих уникальными способностями развития, физиологически не готово к ее решению при всем желании их самих, их учителей, родителей и некоторых министерских чиновников, и об этом свидетельствует богатый опыт и педагогическая практика, которые вырабатывались в течение многих столетий.
Не следует забывать, что открытая душа ребенка легко ранима. Если попытка научить его читать и писать в слишком раннем возрасте кончится неудачей, то он потеряет уверенность в собственных силах, а учитель может ошибочно отнести его к разряду неспособных учиться, к умственно отсталым, или к олигофренам, как это сейчас говорят «эрудированные» учителя, вообразившие, что они что-то понимают в педагогике. Школьнику тем самым будет нанесена тяжелая душевная травма, излечить которую очень трудно, а в ряде случаев и невозможно. И такой несчастный ребенок в течение всей учебы всеми возможными и невозможными способами будет уклоняться от занятий, и не испытав радости познания, придет к печальному выводу о том, что он способен писать только лишь на заборах и партах, и ему интересны разве что компьютерные, соблазнительные и развлекательные игры. Подобные глубоко несчастные школьники вступают в конфликт с родителями и учителями, который завершается иногда трагическим исходом. Чаще всего такие неудачники не по своей воле пополняют многомиллионную армию беспризорных детей, число которых от 730 тыс. (по сведениям «Российской газеты») до 6 млн, как это следует из других открытых источников. И такая общечеловеческая беда случилась на земле русской как следствие разрушения всей системы образования по предписанию самозваных отечественных мудрецов, не владевших в полной мере простейшей грамотой и ориентированных на западный менеджмент разрушения...
Многие выпускники школ, не обремененные элементарными знаниями о природе и человеке, попадают без всяких проблем в вузы и новоявленные, платные «университеты», которые готовы выдать всем желающим дипломы государственного образца, но не готовы дать самые минимальные знания, необходимые высококвалифицированному специалисту, так как они не обладают ни материально-технической базой, ни качественным учебно-методическим обеспечением. Большинство таких «вузов», открывшихся по протекции заинтересованных чиновников на каждом перекрестке больших и малых городов, готовит якобы менеджеров, экономистов, юристов и других горе-специалистов. А будут ли они востребованы и найдут ли они себе работу по специальности, вузы не интересует. Для ректората вузов важнее всего деньги, которые платят родители студентов за эфемерные образовательные услуги. При поступлении традиционный конкурс, проверенный десятилетиями как естественный процесс отбора наиболее способных, подготовленных и знающих абитуриентов, вытесняется искусственной процедурой сдачи пресловутого ЕГЭ и составлением договора, некой формальной бумаги, в которой прописываются обязательства регулярной платы за «образовательные услуги».
На платной основе принимают и в государственные вузы, где конкурс также уступает свои права коммерческому подходу. И ректораты вынуждены мириться с этим: на совсем небольшие бюджетные деньги, выделяемые государством для оплаты труда преподавателей, трудно обеспечить им более или менее достойную жизнь, и они вынуждены работать в разных местах, чтобы хоть как-то содержать свои семьи и платить за коммунальные услуги, включая грабительский, эфемерный капитальный ремонт…
Некоторые нерадивые студенты, за обучение которых вынуждены платить родители, нередко вступают в конфликт с преподавателями, пытающимися по старой доброй традиции дать самое дорогое – знания. И таких добросовестных, высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями в нашем отечестве немало. Хотя очевидно: научить студента, не владеющего школьными знаниями, да еще невоспитанного, невозможно при всем желании и всех стараниях преподавателей. Воспитывать его – все равно, что злить проголодавшуюся собаку, а перевоспитывать – задача неодолимая. Некоторые студенты, дурно воспитанные, не могут и не хотят учиться. Поэтому они, проявляя безмерную наглость, пытаются сорвать занятия, а иногда организовывают ложные телефонные звонки о террористических актах и провоцируют вынужденную эвакуацию и студентов, и преподавателей...
Любому преподавателю, как и любому студенту понятно, что на всех стадиях обучения, начиная со средней школы, надзор, который внедряется чиновниками без царя в голове везде и всюду на русской земле, или правильнее сказать контроль, играет второстепенную роль. Вполне очевидно, уровень образования и его практическая значимость зависят не от контроля, каким бы строгим он не был, а прежде всего, от того, насколько совершенно и современно учебно-методическое обеспечение: учебники и учебные пособия, методические разработки, техническая база обучения – и вовсе не зависят от того, сколько и какие бумаги в письменном или электронном виде должен составить преподаватель для так называемой отчетности, отнимающей много времени. Совершенно очевидно и другое: любая хорошая работа, в том числе творческая, учебная работа преподавателя, требует и хорошей оплаты, а чиновники образовательных структур своим директивным бумаготворчеством должны способствовать развитию образования, а не его деградации.
Система образования будет развиваться и принесет свои драгоценные плоды только тогда, когда каждый человек: и тот, кто учится, и тот, кто учит и воспитывает, и тот, кто руководит образованием и государством – осознает известную с древних времен истину: научиться можно, помня о ближнем своем, а научить нельзя даже под пристальным и унизительным надзором непросвещенных чиновников от образования, пытающихся навязать безумный способ научить всех из-под палки, погружая обучающихся в виртуальный омут.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |