2 ноября 2023 года, на 85-м году жизни, скончался художественный руководитель Санкт-Петербургской Академической Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрий Темирканов.
«Мне жаль людей, которые не любят классическую музыку, балет, оперу. Они просто обворовывают себя. Но я не утверждаю, что нельзя считаться культурным человеком, не посещая оперы. Любовь к опере не есть некий признак культуры. Для меня культурный или, лучше сказать, интеллигентный человек — тот, для которого знания, приобретенные из книг, в театрах и на концертах, все хорошее, чему научила его жизнь, становятся его сутью,определяют его поступки и жизненные позиции.
Не обязательно, чтобы у него было высшее образование. Среди людей, которые, может быть, не прочитали десятка книг, очень много по-настоящему интеллигентных, они культурны генетически, душой. Мне, например, не раз доводилось бывать в российских деревнях и видеть, как там здороваются с незнакомцами. Эта традиция — желать человеку здравствовать — идет от высокой культуры, от удивительной душевности и врожденного такта. С другой стороны, знаю кандидатов наук — хамов. У себя в Кабардино-Балкарии я также встречал глубоко интеллигентных людей среди стариков: мудрых и терпеливых, наделенных огромным жизненным опытом, помноженным культурой народа. Им не посчастливилось учиться в вузах — другие были времена, другие условия, но им удалось не потерять связи с прошлым своего народа, с егообычаями, со своей землей, со своим языком. И они передают все эти знания будущим поколениям. Кстати, хорошее владение родным языком — один из главных признаков культуры человека. У нас же порой человек говорит на родном языке, употребляя половину иноязычных слов, и бравирует этим. Нужно говорить чисто, грамотно, умея пользоваться его богатейшим потенциалом, и на русском языке. Это язык межнационального общения, без него невозможно постижение истории и культуры народов России, не говоря уже о великой русской литературе. Знание иностранных языков, хотя бы одного — это тоже важный показатель уровня цивилизованности современного человека.
По-разному можно быть интеллигентным. Но мне все-таки очень жаль людей, не читавших Пушкина, Толстого, Достоевского...»
«Вообще надо наконец признать, что фраза «культура принадлежит народу», которую мы много лет повторяли, не верна. Если мы хотим разобраться по совести, то увидим, что высокая культура, настоящая, которая как якорь держит человечество — не для всех, не для широких масс. Она принадлежит интеллигенции и подтягивает под себя сознание народа. Настоящее искусство создается для той части человечества, которая в большейстепени отличается от тех, от кого мы произошли, и все-таки предполагает высокий уровень вкуса. Например, классическая музыка по определению не может и не должна быть массовой. То есть, конечно, она для народа, но для народа избранного. И только избранный народ может ценить, хранить и двигать духовную жизнь. Это только часть нации. Иначе культура была бы тем, что показывают по телевизору. Когда-то Ленин сказал: из всех искусств для нас важнейшим является кино, а дальше у него было (но это никогда не произносилось) — потому что масса народа безграмотная».
«Искусство во все времена принадлежало элите. Однако ее, эту элиту, определяют не деньги, а духовность. Массы потребляют массовую культуру, которая к культуре не имеет никакого отношения. Плохие стихи, плохой роман — это то, что все читают. То же происходит и с нашим телевидением: почти со всех каналов льется западная помойка на нашу страну, наших детей. Над ней думать не надо, не нужно огорчаться, потому что она пробуждает примитивные, животные инстинкты. Там не душа, а поджелудочная железа работает, которая возбуждает одинаково твою собаку и тебя. А настоящее искусство предполагает сотрудничество. И если вы не работаете душой — никакое высокое искусство вам ничего не скажет. Настоящее искусство предполагает сопереживание, нельзя прийти в церковь и отбыть там время, тогда ваша молитва не считается, она не дойдет до Бога.
Если общество дичает духовно, как сейчас, то тогда культура — не только музыкальная, а вообще — отодвигается на обочину. Общество все больше материализуется, и люди думают, как в Древнем Риме, только о хлебе и зрелищах, и главным образом диких. А мы знаем, к чему это в конечном итоге привело. Уровень культуры, образованности, просто порядочности — падает. Люди разучились нормально разговаривать, речь состоит из полублатного жаргона, к которому сейчас еще добавился компьютерный интернет-сленг.Поэтому положение в России с духовностью довольно тяжелое. Сегодня самое опасное — не голодные старики и беспризорные дети. Еще хуже, что страна, давшая миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Мусоргского, сейчас превратилась в слив западной масскультуры, глотает телепередачи, эстраду, кино не лучшего качества — все, что на Западе мерзко и дешево. Когда-то Бабель написал о том, что Россия являла собой «отъезжее поле европейской культуры». Тогда это было не совсем так. Сегодня, увы, вомногом подтверждаются эти слова. Мы сбили молодежь с пути. Дети чуть ли с рождения знают Интернет, но не знают Пушкина. Они растерялись, потому что они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не научены отличать одно от другого, не понимают, что такое настоящая культура. Мое поколение, по крайней мере, я так думаю, обмануть довольно сложно. Мы, к счастью, учились в хороших школах, у хороших учителей».
«Вот говорят, если народ сам не хочет просвещаться, может, оставить его в покое, пусть живет как хочет, зачем ему навязывать классическое искусство? Так никто никого тут не неволит. Но нести искусство в массы, как бы это банально ни звучало, — наша работа. В том числе и в массы власть предержащих. Не знаю, как насчет внутренней культуры сегодняшнего чиновника, но, может, в будущем из просвещенного народа как раз и могут выйти те, кто способен и достоин страной руководить.
Сейчас все слушают блатной шансон, называя это народными песнями. Но ведь есть и лучшие примеры массовой культуры — произведения Соловьева-Седого, великого Гершвина и Дунаевского... Но не их показывают по телевизору, а все самое низкопробное и объявляют: «Это культура!» Народ смотрит и платит деньги. А почему? Это «заслуга» власти.
Настоящая культура ведь никогда в истории не окупалась.
В средние века даже захудалые феодалы понимали, кто такие Рафаэль и Веласкес. Они сманивали гениев, предлагая им лучшие условия. Каждый император строил театр, желательно лучше, чем у соседа, имел своего любимого придворного поэта, художника, композитора, поддерживал их. Князья, цари, принцы, короли относились к культуре всерьез и старались, как говорится, субсидировать творцов.
И у нас, в России, так исторически сложилось, что искусство всегда оплачивалось из казны. Царь содержал императорские театры, они подчинялись Министерству двора, на деньги которого заказывали роскошные декорации и костюмы, а потом еще и награждали артистов.
А сейчас, когда государствами руководят технократы, атеисты, люди не очень близкие к культуре, они просто не понимают, что значит культура для страны, для народного духа. Они страшно далеки от забот культуры и стесняются признаться, что она им не слишком-то и нужна, и не задумываются над тем, что без культуры и промышленность в стране будет отсталой. Через это не перепрыгнуть, демократия у вас или нет.
В зрелом обществе создавалась атмосфера, когда Третьякову, Морозову или Мамонтову просто необходимо было отдавать деньги на искусство. Этого их душа требовала. К несчастью, после 1917 года закончились эти поразительные традиции, когда богатые люди понимали, как важна для любого общества духовная часть его жизни, а не только хлеб насущный. Если нынешнее общество не заставит служить культуре тех, кто неожиданно длясебя стал миллиардером, значит, все погибнет. И общество должно будет взять на себя вину за это. При этом добавлю, служители культуры не должны мельтешить и выпрашивать средства на существование. На Сикстинскую капеллу папа Сикст дал Микеланджело огромную по тем временам сумму. А правители в раздробленной Италии хотели показать, что они образованнее, чем сосед, и перекупали художников, музыкантов, каждый у себя в столице устраивал что-нибудь этакое... Поэтому, приезжая в Италию сейчас, вы каждый город воспринимаете как столицу, там везде художественные академии и музеи. В Германии каждый курфюрст стремился получить своего Моцарта. Потом культуру стали поддерживать богатые люди, как в Америке, например. В Англии государство тоже дает деньги на культуру, но по большей части ее поддерживает общество. А у нас, пока такое общество не появится, это должно делать государство. Это самое правильное — когда государство финансирует культуру от имени общества. А общество формирует запрос,потому что культура ему необходима, иначе оно, если будет только сидеть у компьютеров и телевизоров, вконец одичает...»
«Сегодня в России есть богатые люди, но они кроме футбола ничего не признают. Они даже не знают, что такое филармония. Да, во всех странах беспокоятся о спорте, везде есть футбольные болельщики. Нужно это? Нужно. Но есть разница. После концерта классической музыки, после прочитанной книги никто не выбегает бить своего ближнего...
Мой первый западный импресарио, великий Сол Юрок в Москве всегда останавливался в гостинице «Националь». И он рассказывал: «Захожу в свой номер, смотрю — у шкафа дверца закрывается только с помощью подложенной бумажки, в туалете к бачку веревочка привязана. Все как всегда, все в порядке!» Но решать проблемы сиюминутно — веревочкой подвязывать — это не решение проблем. Если мы не поймем, что все в жизни общества — и экономика, в конце концов, — зависит от уровня культуры, духовности, то мы погибнем! Надо стараться сделать так, чтобы люди понимали, что общество, у которого не развивается культура, не добьется успехов ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в чем».
«Когда общество дичает, страна деградирует. Это относится не только к музыке — к литературе, живописи, бытовому поведению. В России растет поколение, которое не читает книг, не знает живописи, не слушают классику. Это опасно. Я стою на том, что без культуры ни у страны, ни у народа нет будущего. Особенно это имеет отношение к России. Если мы и дальше будем пренебрегать великой духовностью, которую нам оставили предки, мы превратимся в зулусов. Люди моего поколения еще могут отличить Рафаэля от Глазунова, а молодежь думает, что это поп-звезды 70-х...
Поп-музыка — это культура подворотни, а общество помогает ее распространению — попса в телевизоре с утра до ночи. В итоге всю нашу среду обитания мы сами превращаем в сплошной стадион и сплошную подворотню. Неужели это трудно понять?
Наши филармонические залы, к сожалению, не всегда заполнены. Правда, то же самое происходит и в Америке, и в Европе. Да и публику главным образом составляют люди старшего поколения. Молодежь предпочитает музыку, которая не предполагает духовной работы. Просто глотаешь грязь, которая льется из динамиков. Это легко. А настоящее искусство требует труда, но без этого не будет духовного роста».
«При советской власти пропаганда поддерживала артистов, музыкантов, спортсменов, а сейчас государству вполне достаточно телевизора. Людям этого напрямую не говорят, конечно. Но и не делают ничего, поэтому все уезжают — лучшие композиторы, музыканты, педагоги, солисты, художники, величайшие танцоры покинули страну. Если раньше к артисту относились с почтением, он занимал видное положение в обществе, то сейчас у него репутация тунеядца. В результате учатся музыке кто попало, иногда даже занимаются музыкой от безысходности, чтобы просто чем-то заняться. А таланты настоящие, которые рождаются в России, уезжают в другие страны, где их не так обижает жизнь. И судить их за это нельзя. Ведь бог его знает, что молодой музыкант должен будет делать, чтобы прожить здесь, в этой стране. Раньше уезжавших называли «предателями Родины». Сейчас, к счастью, таких глупостей не говорят, но за Отчизну обидно. К сожалению, наше государство к культуре относится как к факту жизни общества, не столь уже и важному. Власть до сих пор считает, что незаменимых людей нет, — если надо, назначим. Что у нас очень богатая талантами страна, и завтра-послезавтра мы опять наберем. А это неправда. Мир изменился, этот обман уже не пройдет. С каждой талантливой личностью исчезает часть нашей духовной культуры, восполнить которую уже нельзя. А главное — во всех видах искусства важна передача традиций школы, преемственность. Этого уже нет, связи обрываются. Из-за отъезда педагогов стали преподавать те, кто этих традиций не получил, — они не умеют, не научились учить. Российский балет перестал быть лучшим в мире, когда в нем не стало Нуриева, Барышникова. Вот пройдешься вокруг «Карнеги-холл», посмотришь афиши — всегда большинство наших бывших российских исполнителей. Приятно, конечно, что наши музыканты определяют уровень мировой исполнительской культуры, но живут и работают они уже в другой стране. Потому что там у власти правильные позиции. Скажем, в Америке в каждом городе музыканты и дирижер — самые почитаемые люди. В Европе — то же самое. В США — 1200 оркестров, у нас — 45-Когда руководители Балтимора, Бостона, Филадельфии перечисляют самые большие достижения, на первом месте — их замечательный оркестр, потом идет поразительный музей, а дальше — все остальное. Здесь же считается, что цирк, эстрадные певички и классическая музыка — это все один профсоюз. Именно поэтому страна падает в бездну, трясину бездуховности. Может, поднимется экономика, но уже не вернуть культуру».
«Серьезная музыка — фундамент культуры, по отношению к ней можно судить о культуре всей страны, об уровне ее цивилизованности. Ведь самый короткий путь к душе человека лежит через его чувства, а значит, через музыку. Музыка воспитывает чувства человека, его ум и сердце, делает его добрее. Поэтому так важно пробудить в людях любовь к музыке, особенно — к классической. Есть какой-то огромный, богатейший внутренний мир у человека, который нельзя опошлить словом, мир тончайших его ощущений, чувств, переживаний. Это то, что берет на себя музыка. Музыка превосходит слово по силе проникновения.
Вообще миссия искусства, а не только музыки, — держать человека в человеческом облике. Музыка появилась первой из искусств, еще когда ребенку напевали что-то вроде колыбельной. И когда провожают в последний путь, тоже что-то играют обычно, то есть она сопровождает нас всю жизнь. Мы так к этому привыкли, потому и не ценим. Музыка — единственная из искусств, которая возвышает человека над суетой мира, даже когда музыка — это реквием, трагическая мелодия, она все равно достает из вас самое лучшее, что вложила природа».
«На пустом месте ничего не создашь, нельзя построить культуру, у которой нет фундамента. В Москве и Петербурге дела в культуре обстоят более или менее прилично благодаря поддержке правительства, но если говорить серьезно, то у страны в целом фундамента нет. Поэт Расул Гамзатов замечательно сказал о том, что, если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. К сожалению, мы, старшеепоколение, не смогли создать достаточно прочную духовную основу, на которой было бы по-настоящему воспитано молодое поколение. Мы были по-граждански инертны. Мы приспосабливались. И молодые об этом знают. Поколение наших отцов жило во времена более чем сложные. Но то, что они оставили нам — Победу в войне, свои святые могилы, — это стало для нас той духовной почвой, на которую мы крепко могли опереться, стоять на ней. Однако я все же думаю, что наши дети — не потерянное поколение. То, что происходит с молодежью, это проблема не только сегодняшняя. Это было всегда. Да, в рядах молодого поколения сегодня много растерянных. Но ведь и мы еще что-то можем сделать. И хотя массовая культура расплывается, как грипп свиной, и бороться с этим трудно, мы готовы к борьбе за духовные основы нашего общества, за веру в идеалы. Мне кажется, будто мы сидим на баррикадах и защищаем наших детей от тех, кто хочет ихсделать дикарями. Искусству в этой борьбе принадлежит немалая роль, а может, и решающая. Особенно — музыке».
«Я против глобализации в культуре. Хотя совершенно не возражаю против взаимопроникновения и соединения культур разных народов, если это взаимообогащение идет на пользу всем сторонам. Но, с другой стороны, когда нивелируются все народы и культуры, станет грустно жить. Весь мир носит джинсы — это хорошо, удобно, но ведь скучно.
Стремление повышать свой культурный уровень должно быть в каждом человеке. Внутренняя культура не увеличивает продолжительность жизни, но увеличивает продолжительность прожитого по содержанию. То есть личность испытывает гораздо больше впечатлений за тот же отрезок времени. Он больше впитывает в себя мира, чем тот, который только ест, пьет, спит и ходит в туалет... Сегодня человек чувствует себя свободным. Все могут ехать куда хотят, видеть другие страны, другие культуры, дышать и жить, как им нравится. Но вот парадокс: сейчас, когда наступила свобода передвижения, самовыражения, я уже жалею, что нет цензуры. Потому что иной раз свобода заменяется вседозволенностью в обществе. И пока мы станем по-настоящему культурной страной, сколько за это время взрослых и детских душ обеднеет. Увы, мы дикие. Еще Пушкин говорил: «Я, конечно, презираю свое Отечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство». Вот и мне досадно, когда наше бескультурье критикуют на Западе.
У нас в стране время от времени объявляется «Год культуры». Но этого ничтожно мало, культуру необходимо объявить национальной идеей в России навсегда».
фрагмент из книги Джамили Хагаровой
«Юрий Темирканов. Монолог» (Скифия, Санкт-Петербург, 2015).
Информация подготовлена Санкт-Петербургским отделением МЦР. |