Любая система образования, какой бы современной и совершенной она не была, любые знания, какими бы практически значимыми и ценными они не были, окажутся бесполезными и невостребованными, если не превратятся в конкретные действия и реальные дела. В благородные дела каждого человека, причем не откладывая их до лучших времен и без промедления. Все практические дела должны быть направлены, в конечном итоге, на создание условий устойчивого состояния окружающего нас мира, на сохранение живой природы, на цивилизованное развитие общества. Для чего всему человечеству предстоит сделать многое и решить многие практически важные задачи:
– разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие технологии промышленного производства с полностью замкнутым циклом и минимальным воздействием на окружающую среду;
– широко использовать новые и прогрессивные способы ведения сельского хозяйства для повышения урожайности культур с сохранением плодородия почвы;
– модернизировать промышленные и энергетические предприятия для эффективного производства продукции и энергии;
– способствовать развитию всех отраслей промышленного производства, сокращая бесполезные потоки потребляемых материальных и энергетических ресурсов;
– строить жилые дома, здания и объекты другого назначения, применяя новые ресурсосберегающие технологии и максимально используя естественные возобновляемые источники тепла и энергии;
– прокладывать современные дороги и магистрали при бережном отношении к живой природе;
– внедрять современные технологии и средства лечения в медицинскую практику, совершенствовать систему управления в медицине;
– постоянно и регулярно ориентировать международные отношений на защиту окружающей среды;
– с учетом сохранения окружающей среды регулярно обновлять законодательную базу, принимая, утверждая действенные законы и отменяя потерявшие свою юридическую силу;
– довести образование до уровня классического, чтобы воспитанные, просвещенные и образованные люди в полной мере владели фундаментальными знаниями о природе и человеке;
– налаживать систему непрерывного образования, нацеленного на обретение прикладных, профессиональных знаний, необходимых для трудовой деятельности;
– содействовать творческой работе педагогов и ученых, писателей и композиторов, художников и скульпторов, чтобы их труды и произведения способствовали культурному просвещению общества и его духовному оздоровлению;
– начиная с раннего возраста, восстанавливать духовно-нравственное начало помыслов и действий каждого человека.
Перечень конкретных дел и действий весьма обширен. И каждый человек свободен в осознанном выборе своих занятий и профессионального дела при решении той или иной практически значимой задачи. Конечный результат в большей степени зависит не от того, чем заниматься, а от того, как заниматься. Прилежное и добросовестное отношение к своему труду, к своему делу – залог успеха. Всякое благородное и полезное дело всегда возвышает человека и служит примером для других людей. Учиться никогда не поздно, но учеба и особенно воспитание, наиболее плодотворны в самом раннем возрасте.
Невежество – гораздо опаснее, чем может показаться на первый взгляд. В наше время, когда в природе наблюдаются сложнейшие явления, когда стремительно меняется отношение человека к природе, без фундаментальных знаний трудно, а иногда и невозможно понять, осознать все происходящее в этом мире. Поэтому нужна усердная и кропотливая работа, чтобы получить всесторонние знания, необходимые не только для своей работы, но и для дальнейшего развития общества и человечества. Такие знания особенно важны на всех ступенях государственного управления для принятия объективных решений, глубоко продуманных, с пользой для дела и без ущерба для живой природы.
Учиться – значит продвигаться вперед. Нельзя чему-нибудь научиться, не совершая ошибок, не признавая их. Как говорится, на ошибках учатся. Гораздо легче видеть и замечать чужие ошибки, чем свои. Ошибки показывают, что плохо усвоен чужой опыт, или благородный опыт других, которым очень часто пренебрегают, и что все-таки есть иной путь достижения поставленной цели.
В наше время некоторые нерадивые чиновники, оказавшиеся у горнила власти, утратили естественное желание учиться и свободу учиться. Во многих случаях система взаимоотношений людей на работе выстраивается таким образом, что большинство выполняющих роль исполнителей верят в то, что их руководители способны дать ответы на все вопросы, а сами они претендуют на знание всех ответов. Такая искаженная и примитивная система не способствует совершенствованию системы управления и не стимулирует стремление к профессиональным знаниям.
Многие руководители, обретшие бразды управления по протекции либо по отмашке сверху, как и большинство людей, в силу свей дремучести не знают, какой путь ведет к устойчивому состоянию общества. А некоторые из них даже не осознают необходимости таких знаний. Успешное решение проблемы устойчивого состояния заключается в том, чтобы каждый человек поднялся до уровня обучаемого во всех объединениях общества, начиная от семьи, кончая государством и человечеством в целом. Для этого необходимо на государственной, законодательной основе решить стратегически важную задачу – организовать многоступенчатую систему образования, нацеленную на обретение фундаментальных и профессиональных знаний.
В современном мире в условиях наблюдаемых признаков экологической катастрофы всесторонние знания о природе и человеке должны воплощаться в решительные и смелые действия. Такое воплощение станет вполне возможным только тогда, когда каждый человек осознает, что в основе всякого благородного дела лежит не стремление стать богаче других, обретая все больше и больше материальных ценностей, не желание возвыситься над другим, а духовно-нравственные начало бытия: любовь в ближнему своему, добросовестность, смирение, сострадание. Эти и другие благородные качества человека выковывались в течение всей длительной истории развития человечества и направлены на его спасение от духовного падения и нравственной деградации.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков Степан Харланович
Русская Стратегия |