Имя Б.С. Малаховского было широко известно в кругах научно-технической интеллигенции Российской империи. Ну, а нижегородская земля вправе гордиться этим незаурядным человеком вдвойне, ведь именно созданный им первоклассный паровоз типа "1-3-1" серии "С" стал не просто первым сормовским локомотивом собственной конструкции, а наилучшим в России и одним из лучших в мире, получив название "Гончая Малаховского" – за изящные очертания и скорость, превысившую заветный рубеж в 100 километров в час.
Бронислав Малаховский родился 2 января 1867 г. в имении близ Витебска, где его отец, поляк по национальности, служил управляющим. Образование будущий корифей паровозостроения получил в реальном училище и Санкт-Петербургском технологическом институте.
Получив в 1895 г. диплом инженера, Бронислав Малаховский был принят на службу в акционерное общество "Сормово" – один из флагманов отечественной индустрии. В 1901 г. он возглавил там паровозно-техническое бюро. В это время быстрыми темпами шло строительство Транссиба, и общество "Сормово", возглавляемое еще одним инженером-самородком, Алексеем Павловичем Мещерским, претерпев при нем коренную модернизацию производства, получило крупные казенные заказы на изготовление рельсов, вагонов, паровозов. Завод обладал мощным кадровым потенциалом, производил собственные конструкторские разработки в сферах судо- и паровозостроения. И в 1907 г. было принято решение создать собственный пассажирский локомотив с лучшими техническими характеристиками.
Работу возглавил Бронислав Малаховский. Она продолжалась несколько лет, и в конце 1910 г. пять первых паровозов типа "1-3-1" покинули территорию предприятия. Их выпуск был поставлен на поток, до 1918 г. в Сормове было произведено 384 таких машины. Выпускали их и другие заводы страны.
В СССР "Гончие Малаховского" служили добрых полстолетия. Сам инженер в 1919 г. переехал в Москву, где возглавил отдел паровозостроения ГОМЗы (объединение машиностроительных заводов). А потом начался сталинский "перелом хребта" страны. В 1928 г. прогремело Шахтинское дело - процесс над "инженерами-вредителями", которым, как дымовой завесой, большевики стремились прикрыть собственные провалы в сфере промышленности. Ну, а в последующие годы борьба с "вредительством" приобрела системный характер. В 1929 г. стало разворачиваться "Дело Промпартии" – кампания по репрессированию царских технических специалистов.
Аресты прокатились по всей стране, затронув инженерные кадры ряда крупнейших предприятий Нижегородского края, включая Сормовский завод, переименованный к тому времени в "Красное Сормово". В 1929 г. был арестован и умер в тюремной больнице последний директор Сормовских заводов Сергей Александрович Хренников. Репрессиям подверглись лучшие инженерные силы: И.Е. Аппак, А.А. Бобрищев, В.П. Котов, И.М. Летчфорд, Н.Х. Матовкин, К.Ф. Неймайер, С.Г. Скворцов, Г.В. Тринклер и другие. (Подробно об этом на сайте "Нижегородские тайны":
https://zaton50.livejournal.com/11580.html?ysclid=lpkrbppmej127122034 ).
В том же 1929 г. в Москве был арестован Бронислав Малаховский. По данным Википедии, он получил срок и был направлен на принудительные работы в особое конструкторское бюро ОГПУ, переименованное вскоре в СКБ-39 им. Менжинского. Такие бюро с тюремным режимом прозвали "шарашками". Примерно год спустя, вероятно, по завершении какого-то спецзадания, инженер Малаховский был, возможно, досрочно, освобожден. Устроился на работу на Невский завод в Ленинграде. Скончался 20 февраля 1934 г. в возрасте 67 лет и был погребен на Волковом кладбище.
В 1937 г. был арестован по сфабрикованному обвинению в "шпионаже" его сын Бронислав Малаховский (младший), видный художник. О нем читать здесь: https://vk.com/club96461433?w=wall-96461433_3226
Имя Б.С. Малаховского отсутствует в книгах памяти и базе "Мемориала".
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
|