Известный любитель парадоксов Оскар Уайльд как-то заметил, что если в последних лучах заходящего солнца среди деревьев парижских бульваров мы не обнаружим японских эффектов, то на самом деле Япония не существует, потому что вся она выдумана художниками. Таково типичное мышление представителя культурного и духовного европоцентризма, согласно которому теории Всего-Всего на свете родились и продолжают рождаться только на Западе…
Монах Горькая Тыква, Ши Тао уже несколько столетий тому написал в одном из своих трактатов: «Но кто понял Море в ущерб Горе или Гору в ущерб Морю, тот поистине не обладает восприятием».
Император Японии Хирохито царствовал на троне 62 года. Только неполные четыре из них приходятся на Вторую мировую войну, когда Япония воевала против европейских держав и США. Но именно 4 из 62 лет стали переломными в биографии и судьбе Тэнно, японского императора, сына Бога, абсолютного монарха, бывшего для своих подданных и руководящим духовным наставником. Сам император определил своё правление символом СЁВА, что значит просвещённый мир… В какой степени правление Хирохито соответствует этому символу – Просвещённый мир – является предметом спора историков. С одной стороны под его руководством Япония вела жесточайшим образом долгую войну в Китае, была страной-агрессором во Второй мировой войне, с другой стороны сегодняшняя Япония именно во главе с императором Хирохито заняла в современном мире место, вызывающее уважение и восхищение…
После поражения Японии в войне в Токио состоялся международный суд над главными военными преступниками. Через два с половиной года работы международного трибунала в ночь с 22 на 23 декабря 1948 года профессиональный палач американский сержант Джон Вуд привёл приговор в исполнение – смерть через повешение для семерых военных преступников.
В первый же день начала токийского процесса мир был несказанно удивлён отсутствием на скамье подсудимых Верховного главнокомандующего вооружёнными силами Японии. Более того, главный обвинитель американский адвокат Джозеф Кинан неоднократно осаживал обвиняемых японских генералов, когда они пытались упомянуть запрещённое имя. И это было дальновидно и мудро, хотя и вызывало протесты в самых разных странах мира…
Надо обратить внимание на одно существенное обстоятельство, имеющее отношение к судьбе императора Хирохито. Согласно конституции Мэйдзи 1889 года император в Японии является носителем абсолютной власти, законодательной, исполнительной, судебной, а также военной. И вот с этой точки зрения император должен был нести ответственность за все действия, преступления и злодеяния, которые были совершены японскими солдатами, за беспрецедентную резню в Нанкине, за преступления, совершённые в Юго-Восточной Азии, наконец, за зверское отношение к военнопленным. Причём, если в период русско-японской войны 1904-1905 годов отношение к русским пленным было гуманным, об этом есть немало свидетельств, то во Вторую мировую войну в Японии практиковались публичные казни английских и американских военнопленных и в целом отношение к ним было крайне жестоким. Но в Японии и до сих пор полагают, что император Хирохито не может быть ответственным за все японские зверства, потому что он был лишь номинально абсолютным монархом, а фактически власть и вся ответственность находились в руках правительства и Совета Старейшин.
Японский Бог дал своему сыну долгую жизнь. Через три десятка лет после окончания войны император Хирохито посетил с визитами Соединённые Штаты и Великобританию. Всякое сравнение, конечно, хромает, но представьте себе, что через 30 лет в Лондон и Вашингтон приехал бы с государственным визитом Адольф Гитлер? Да, велика всё-таки разница между Востоком и Западом…
Как же это друзья?
Человек глядит на вишни в цвету –
А на поясе длинный меч.
Эпоха Хирохито началась в 1926 году и в неё вошли три разных Японии – агрессивная, воевавшая 14 лет подряд, разрушенная – испытавшая жесточайшее поражение, взрывы атомных бомб и процветающая – мировой лидер, Япония, сумевшая без всяких войн завоевать те же самые сырьевые ресурсы и рынки сбыта, которых ей так не хватало в первой половине двадцатого столетия.
В какой степени все три периода объединены неповторимым национальным духом? Каким образом от крайностей национализма страна сумела перейти к опоре на силу национальных традиций и духа – и аккумулировать всемирные ценности? Японский послевоенный опыт полезно изучать во многих заблудившихся в своей истории странах.
Молодой император в детстве был очень болезненным ребёнком с замедленным восприятием действительности. Постепенно юноша преодолел свои недуги и свою застенчивость. Ещё при жизни отца Хирохито женился на однокласснице Нагико. В начале двадцатых годов наследный принц совершил поездку в Европу. Хирохито побывал в Англии, Шотландии и во Франции. Японского гостя охотно приглашали на аэродромы и на палубы кораблей для осмотра военной техники. Поскольку история в конечном итоге всегда пишется победителями, то после краха Японии в войне все грехи за возникновение всемирного побоища были списаны на побеждённых, но и великие державы – победительницы поочерёдно долгое время надеялись использовать в своих интересах агрессивность германцев и японцев. Что касается возмездия, то по словам Черчилля, оно десятикратно превышало потери демократических наций и временами вплотную соприкасалось с преступлением.
Ещё с 1900 года, в эпоху великого императора Японии Мэйдзи, деда императора Хирохито, императорские армия и флот Японии получали право «вето» при формировании кабинета министров, что не могло не сказываться на внутреннем и внешнем политическом курсе. Император Хирохито, безусловно, не был сторонником вовлечения Японии в кровопролитную затяжную войну. 5 сентября 1941 года на заседании кабинета министров и Императорского Совета, весьма драматического заседания, произошло совершенно невероятное событие в истории Японии: император нарушил неписанное правило молчания и стал на повышенных тонах требовать, чтобы дипломатические средства были поставлены впереди военных, Хирохито даже прочитал стихотворение, которое написал его дед Мэйдзи и в этом стихотворении описывалось состояние человека, который наблюдает за штормом в море. Хирохито дал понять своим слушателям, что тайфун, шторм вредят морю, что морю гораздо нужнее покой… Другое дело, что когда японская империя оказалась вовлечена в войну по инициативе армии и флота, Хирохито повёл себя как патриот, который стремился максимально исполнить свой долг перед подданными и страной…
Император Хирохито после торжественной церемонии в 1926 году по японской традиции стал живым Богом. Отныне никто не имел права видеть его, вся обязаны были опускать глаза в землю при его появлении. Но и живого Бога японцев теснили проблемы существования государства и нации. Япония не могла себя прокормить, продовольственные кризисы регулярно давали о себе знать в 20-е годы. Рост индустриального уровня был застопорен отсутствием каких-либо сырьевых запасов. Таким образом, обменивать автомобили на продовольствие Япония тогда не могла. Высший Военный Совет во главе с императором Хирохито пришёл к выводу о необходимости применения силы для захвата плодородных земель и сырьевых источников.
Япония приступили к выполнению своих планов задолго до начала Второй мировой войны. В 1931 году она фактически аннексировала Манчжурию, крупную провинцию Северо-Восточного Китая. В Манчжурии было образовано вассальное государство во главе с императором Пу И. Два молодых императора демонстрировали равенство и дружбу, а в Манчжурию хлынули японские переселенцы в надежде на высокие целинные урожаи. В пропагандистских фильмах в Манчжурии был построен рай, но продовольствия в Японии не прибавлялось – суровая манчжурская зима и неплодородная почва обрекли переселенцев на сизифов труд.
Не только внутренние трудности развития заставляли Японию стать на путь внешних захватов. Нельзя не сказать об особенностях японского мистического духа, в котором культ императора выражался в фанатическом и мистическом монархизме. Дух императорского пути вёл за собой большинство японцев и надо сказать, что этот дух был твёрже, значительнее и глубже многих других воодушевляющих воина символов. Ясуока Масахиро, член Академии Кинкэй, так определил особенности японской национальной идеологии: «Истинное призвание духа японской нации подобно трём её освящённым символам, он шлифует лучи мудрости, испускаемые сердцем чистого, ясного зеркала, неустрашимо размахивает мечом справедливости и включает в себя мораль, подобную яшме. Наконец, этот дух должен прилагать старание, чтобы слить воедино Бога и человека, объединить мир везде и повсюду в одно целое».
Вместе с осознанием превосходства японского духа крепла и теория главенства Японии в Азии, азиацентризм, который для своего воплощения требовал объединения японского духа и японского меча.
Летом 1937 года вспыхнул пожар войны в Китае. Японская армия двинулась с севера на юг, легко овладела Пекином и вошла в столицу Китая Нанкин. Какими будут войны в 20 столетии? Это было впервые продемонстрировано японской армией при осаде и взятии Шанхая. Жесточайшие бомбардировки, массовая гибель мирных жителей, сотни тысяч беженцев на запруженных дорогах, безудержная жестокость в расправах с пленными и с ни в чём не повинными людьми. Мир вяло и бесполезно протестовал. Казалось, Япония одержала безоговорочную победу. Но это только казалось, Китай не та страна, которую можно победить. Несмотря на отсутствие современного оружия, китайские армии продолжали борьбу. Отныне Китай станет для Японии постоянным фронтом на долгие годы. Япония основательно увязла в Китае. Позднее, после поражения Японии, в дневниках японских генералов обнаружились записи о роли императора Хирохито в планировании войны в Китае. Да и как могло быть иначе?
По традиции армия Японии создавалась для борьбы с Советским Союзом, а флот должен был противодействовать Соединённым Штатам. Казалось бы, Тихий океан при взгляде на карту такой большой, но именно большие предметы трудно делить на части.
Японская армия провела несколько репетиций на границах Советского Союза. Во время этих военных столкновений японцы понесли тяжёлые потери и убедились, что их северный сосед – орешек крепкий. К тому же разработка сырьевых запасов на севере очень трудна, поэтому острие японской агрессии повернулось на юг….
Идеологический отдел ЦК КПСС, который до конца 50-х годов писал и неоднократно переписывал историю Второй мировой войны, немало сделал для того, чтобы в сознании советского человека три страны, три главных виновницы войны, получили свои клише: национал-социалистическая Германия, фашистская Италия и Япония, которую трудно было назвать страной фашистской или нацистской; и для неё было придумано странное и абсурдное определение: милитаристская Япония. Но ведь любая страна, развивающая свою армию и флот, является милитаристской. Вот, например, Советский Союз – разве не милитаристский?
Роль императора Хирохито в японских военных успехах после нападения на Перл-Харбор чрезвычайно велика. Каждый японец должен быть прежде всего солдатом императора. Эта имперская идеология делала Хирохито ответственным за каждое действие его вооружённых сил. Главнокомандующие армией и флотом имели к императору неограниченный доступ и важнейшие решения принимались в обход правительства Японии. Эйфория начальных успехов привела японцев к недооценке противника. И как ни странно, каждая победа только создавала новые проблемы. Япония разрывалась на части, направляя свои войска во все стороны света. Критическая масса японских успехов совпала с наращиванием военного потенциала Америки.
У островов Гуадалканал и Мидуэй завязались кровопролитные сражения, в которых – постепенно, шаг за шагом, выяснилось и превосходстве американцев в живой силе, и наличие у них военной техники несравненно более высокого уровня. Япония начала терять завоёванное, а запас пространства вокруг метрополии стал таять. Война неудержимо приближалась к японским островам. В этот период Япония показала миру только мощь своего национального духа, который, конечно, заслуживал лучшего применения. Японские солдаты не сдавались в плен, подрывали себя гранатами, сгорали живьём. Против тотального господства американской авиации и флота Япония мобилизовала летающих смертников – добровольцев-камикадзе. Пилоты-самоубийцы –это был единственный пример во всей Второй мировой войне такого массового героизма и самопожертвования. Японские камикадзе нанесли американцам значительный урон. «Видеть то, осуществление чего требует долг и не сделать этого, есть отсутствие мужества» - камикадзе вызывали ужас и невольное уважение у американских солдат…
Американская авиация, чтобы подавить волю противника к сопротивлению, применила тактику воздушного террора. «Летающие суперкрепости», против которых Япония была бессильна, сносили с лица земли целые города. Во время одного из налётов на Токио погибло более 120 тысяч жителей. Легкие японские жилища вспыхивали, как порох, и города превращались в сплошные факелы. Но японцы не думали о капитуляции, у них ведь был император, которого они защищали, а Хирохито отвечал за будущее нации и государства…
Европейские мерки неприемлемы для понимания Востока и не надо входить в чужой монастырь со своими правилами. Например, понятия света и тени имеют для нас очевидные знаки – плюс и минус, положительное и отрицательное. На Востоке – наоборот: свет – явление отрицательное, сжигающее, а тень – положительна. И так далее. Совершенно необычны представления японца о смерти. В кодексе Бусидо – путь воина означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, говорится в этом кодексе, выбирай тот, который ведёт к смерти. При этом не рассуждай и направь мысли на путь, который ты предпочёл, иди и умри! «Подумай о жалкой участи человека, который не добился цели и продолжает жить. И помни, что твоя смерть не роняет твоего достоинства. Смерть не бесчестит. Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда».
В японской поэзии образ смерти предстаёт в какой-то степени образом мягким, лирическим, единственной далью, в которую должен стремиться человек, вот как у Сюнтаро Танакава:
А это – даль, та самая, что вдруг
Любого превращает в человека,
Но если человек когда-нибудь
Не устремится в даль, забыв о дали,
Штрихом пейзажа станет человек….
В первой половине 1945 года император Хирохито испытывал тревогу за судьбу своего народа. Ему было ясно, что война может превратиться в партизанскую, продолжаться бесконечно и закончиться полным исчезновением японской нации. Но и стать поперёк воинственного национального духа императору было трудно. В это случае божественный образ омрачался капитуляцией, а как говорят японцы, опавший цветок не вернётся на ветку…
Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки стали жесточайшими уроками, преподанными Америкой Японии и всему миру. В военном отношении бессмысленные, потому что «Летающие крепости» за одну бомбардировку убивали больше людей, чем атомные монстры – они же уничтожили все надежды и сомнения императора. Переломным моментом в судьбе императора и всей Японии стал день 15 августа 1945 года. В этот день Хирохито выступил по радио, обратившись к армии и флоту и призвав их прекратить сопротивление. Это событие имело чрезвычайно большое значение, японцы впервые услышали голос своего императора, который воспринимался человеком божественного священного происхождения, чьи корни происходили от самой богини Солнца Аматерасу. Выступление Хирохито перед нацией по радио повергло японцев в глубокий шок и растерянность. По всей стране прокатилась волна самоубийств. Нет статистических сведений, сколько именно человек в этот день сделали себе харакири, но несомненно, что это был грандиозный психологический перелом в сознании граждан Японии. 1 января 1946 года Хирохито официально отказался от своего божественного статуса. По конституции 1947 года император Хирохито уже не был абсолютным монархом, за ним были сохранены лишь представительские функции. Хирохито оставался духовным лидером нации, символом государства. Теперь Хирохито начал вести светскую жизнь, он много путешествовал, занимался науками, в первую очередь ботаникой и биологией и с удовольствием посещал турниры бойцов сумо…
Хирохито оставался на императорском троне до самой смерти в 1989 году. Очевидно, Бог не оставлял его без попечения на протяжении долгого земного пути, на котором Море и Горы были его равноправными спутниками…
Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/
Заказы можно также присылать на orders@traditciya.ru |