Травля детей как модернизированный асоциальный тренд современной России, возникающий вследствие отсутствия надлежащего правового регулирования, бескультурья, мизантропии и религиозного нигилизма отдельных страт общества
В настоящее время среди наших сограждан к сожалению всё больше усиливаются два взаимоисключающих фактора. С одной стороны, мы видим немало людей по настоящему великодушных, добрых и готовых не просто отстаивать права своей страны, но и относиться к ближнему как к своему соотечественнику и на словах, и в делах. Но очень значительное количество граждан нашей страны кто-то в силу бескультурья, кто-то в силу религиозного нигилизма, а кто-то пользуясь отвратительным правовым регулированием, начинает глумиться и издеваться над своими согражданами. Иначе как можно объяснить просто каскад асоциальных и аморальных действий среди детей в московских школах 2225, 1392, когда дети неоднократно насиловали других детей и проводили обряд посвящения в петуха. Тоже самое происходило в Динском районе Краснодарского края. Многочисленные избиения одноклассников такими же детьми и иные формы издевательств происходят по всей стране. Неслучайно и депутаты Государственной Думы РФ и представитель уполномоченного по правам ребёнка и ученые из МГУ бьют в набат, но воз и поныне там. Никаких эффективных методов по борьбе с травлей в школьных и иных образовательных учреждениях ни наше сообщество, ни государство до сих пор не выработали. Мыслимо ли было такое, если сердцевину управленческой элиты составляли люди, сформированные на принципах и благородстве господствующими в Российской империи. Вопрос риторический.
Буллинг исключает возможность получения полноценного образования и здорового психического развития школьников. Вред от него поистине колоссальный.
Дети, да и взрослые могут ругаться и ссориться, конфликтовать и даже драться — избежать конфликтов удается редко кому. Но если это происходит на постоянной основе, и всегда агрессор один, а жертвой становится другой — конфликтом это называть нельзя. Это он, буллинг.
Чаще всего взрослые замечают буллинг в форме физической агрессии: ребёнок приходит из школы с оторванным карманом, в грязной куртке или с синяками. Однако в основном буллинг — это насилие эмоциональное, та самая травля. Он может привести к целому букету болезней у детей, снижению или полной потере интереса к любимым занятиям (и это один из признаков депрессивного расстройства), снижению успеваемости в школе, прогулам, отказам учиться, саморазрушительному поведению: нанесению себе травм, побегам из дома.
Кроме того, одно из последствий буллинга — это яркое желание отомстить, которое может затем вырасти в насилие над другими людьми. Так, из 15 случаев стрельбы в школах США в конце ХХ века 12 стрелков мстили тем, кто над ними издевался.
Проблема буллинга в том, что он проистекает из психологической природы человека как социального существа. Группа людей, предоставленных самим себе, самопроизвольно организуется по иерархическому принципу. Если в этот процесс не вмешаются взрослые - педагоги, родители, воспитатели, правоохранители то он пойдет по пути спонтанной, "зоологической" самосборки. Следует признать, что во многом инстинктивная природа буллинга приводит к тому, что практически нет учебных заведений, где бы он не присутствовал в той или иной форме.
Так, например Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ в десяти регионах России провела социологические иссследования. Результаты этого исследования неутешительны - в роли жертвы ни разу не была только треть опрошенных.
Эксперты также напомнили данные международного исследования PISA, согласно которым 37 процентов российских учеников периодически становятся жертвами буллинга, а 12 процентов - подвергаются ему несколько раз в неделю.
По словам Константина Смирнова, более высокий риск того, что их дети подвергнутся травле, имеют родители, которых и самих травили в детстве. Также в этом списке - родители детей с ОВЗ и неполные семьи. Также один из ключевых факторов - материальное положение семьи: чем беднее семья, тем больше риск травли ребенка.
В ходе опроса более 90 процентов респондентов сообщили, что в России нужна комплексная программа по профилактике школьной травли. Более половины ответили, что решать эту проблему нужно всем вместе: родителям, преподавателям, школьным психологам и правоохранительным органам.
При таких обстоятельствах отказ администрации школы заниматься профилактическими и просветительскими мероприятиями, работать с родителями по проблеме школьного буллинга следует воспринимать как попытку замалчивания фактов буллинга, неоправдано терпимое к нему отношение педагогического коллектива, которое может дорого обойтись детям, их родителям и педагогам, когда безнаказанность приведет к трагедии.
Как заметила бывший уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова, что только в одной из 10 семей родители знают, что происходит. И очень много родителей не осознают реальные негативные последствия буллинга, которые испытывают на себе не только дети-жертвы буллинга, но и дети-агрессоры, а также дети, находившиеся в роли наблюдателей травли их сверстников и одноклассников. Буллинг влияет на детей не только в их детские годы, но и негативно сказывается на их будущем здоровье и благополучии.
Реально только введение ряда системных взаимоувязанных, жестких мер позволит кардинально изменить ситуацию, и если есть готовность к осуществлению пассионарных действий, а также мы в результате анализа, существующей проблемной ситуации, связанной с травлей (буллингом) в школах, мы не хотим потерять целое юное поколение, то нужны комплексные изменения во многих областях жизни, прежде всего в области образования и воспитания. Данный комплекс мер обязательно должен в себя включать:
1). Комплексное социокультурное оздоровление
2) Кардинальное изменение системы фиксации правонарушений, связанных с буллингом. Переход от негативной реакции на обнаружение в школе факта буллинга на поощрительный характер действий директора, учителей по факту выявления буллинга, и, наоборот, наказание за сокрытие фактов правонарушений, связанных с буллингом.
3) Разработка системы мер, максимально способствующих информированию, сигнализации, установлению обратной связи между пострадавшим от травли учеником, родителями, администрацией школы и иными лицами и структурами. Привлечение военной элиты (офицеров ВДВ и спецназа среднего звена) для просветительских мероприятий, а также для слома блокирующих стереотипов и комплекса жертвы у школьников и студентов, так как ученый, преподаватель, деятель культуры будет гораздо менее убедителен в попытке донести мысль до учащихся, что информировать взрослых о факте травли – это нормально. И жертва – это человек, молчаливо поглощающий все обиды и издевательства, а пострадавший учащийся, отстаивающий свои права – это не жертва, а человек с гражданской позицией. Военный сломает стереотипы, а юрист разъяснит, как защитить свои права.
4) Профилактика и просветительские мероприятия, связанные с превентивным юридическим, организационным и психологическим воздействием, как на правонарушителя, так и на потенциального пострадавшего. При этом обнародование как методов противодействия против агрессора, так и потенциальных последствий его действий, как для него, так и для его родителей. Одновременно разъяснение потенциальным пострадавшим и коллективу в целом оптимальной методики как защиты их прав в целях противодействия травле, так и разъяснение альтернативных методик взаимодействия и взаимопомощи.
5) Формирование в образовательной среде комплексной атмосферы, способствующей улучшению навыков общения, выработке эмпатии, проработки механизмов, улучшающих общение и нацеленных на созидание и развитие, реализация практик, направленных на уменьшение агрессии и переформатирование злобных и амбициозных реакций в конструктивное русло.
6) Создание системы мотиваций и поощрения для учащихся и студентов, направленных на формирование созидательных и развивающих навыков, а также навыков, связанных как с противодействием буллингу, так и с содействием, помощью лицам, подвергающимся буллингу.
7) Формирование альтернативных криминальным направлений развития молодежи – создание и развитие военно-патриотических клубов с акцентом на будущую карьеру офицеров спецназа и ВДВ (надо зажечь молодого человека, а зажечь можно чем-то настоящим и элитным, имеющим реальные выдающиеся примеры для подражания).
8) Создание при администрациях городов команд спортивных добровольцев (школьников, студентов), желающих осуществить карьеру, но которым требуется организационная и финансовая поддержка властей. Городские или областные власти помогают им в реализации карьерных устремлений, а они в свою очередь способствуют профилактике правонарушений различными организационными методами.
9) Создание системы наказаний, а также информирование о данных мерах путем проведения ежемесячных просветительских акций в рамках класса, школы, вуза.
10) Изменение действующего законодательства, а также подготовка ряда мер, влияющих на судебную практику функционирования института возмещения морального вреда в части её как содержательного наполнения, так и повышения размера взыскиваемых сумм.
11) Формирование для особо злостных правонарушителей системы жестких и нарастающих алгоритмов блокировки их злонамеренных действий, включая различные варианты спецшкол (в том числе спецшкол со специальными механизмами перевоспитания, оказывающих превентивно-психологическое влияние на других правонарушителей) с учетом специфики и характера правонарушителя, степени общественной опасности и факта совершения правонарушения впервые).
12) Солидарность как фактор преодоления разрушительного отчуждения между пострадавшим от травли и его потенциальными, естественными союзниками – родителями, друзьями, учителями, а также солидарность как аккумулятивный алгоритм преодоления существующего негативного конформизма и деструктивных стереотипов по данной проблеме (в том числе с использованием эффективных социальных примеров).
Таким образом, общество и государство должно противопоставить систему мер противодействия издевательств в образовательных учреждениях иначе не только цели, сформированные в Указе Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», не будут достигнуты, но и мы получим сформировавшееся поколение людей с асоциальными, депрессивными и мелкоэгоистичными установками.
Русская Стратегия
|