Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Декабрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2023 » Декабрь » 18 » Андрей Башкиров. Подвигом веры прославил Христа. Ч.11.
    02:41
    Андрей Башкиров. Подвигом веры прославил Христа. Ч.11.

    Но вернемся в Россию-Матушку и вспомним, что киево-печерские монахи имели отношение не только к Великому Новгороду, но и к самой Вологде. Киевский подвижник Герасим Вологодский в 1147 году приходит на великий лес и обосновывает на берегу реки Вологда Свято-Троицкую обитель. Именно Вологде суждено было стать столицей Северной Русской Фиваиды. Осуществилось это, благодаря сподвижникам и ученикам преподобного Сергия Радонежского – преподобным Кириллу Белозерскому, Ферапонту Можайскому, Димитрию Прилуцкому. В Житие святого преподобного Димитрия Прилуцкого сказано: «В то время святой отец наш Сергий устраивал монастырь Святой Троицы вблизи Радонежа и по воле Божией ввел там общежительный устав. Святой Димитрий имел обычай часто посещать святого Сергия и беседовать с ним во Христе о том, как управлять монастырем, чтобы привести к Богу Его избранных. Этими святыми Своими угодниками, преподобными отцами нашими, новыми чудотворцами, Бог подлинно просветил Русскую землю». Таким образом, существует прямая видимая и духовная связь между преподобным Сергием Чудотворцем и Вологодскими святыми, прославленными как в Соборе Радонежских, так и в самом большом до недавнего времени Соборе Вологодских угодников Божьих. Знал ли об этом Великий Князь Сергий? Конечно, знал! Потому и предпринял, спустя 20 лет новую поездку на Вологодчину.

    29 мая/10 июня 1898 года, в 17-30, он по железной дороге прибыл в Вологду. Великий Князь совершал поездку для осмотра управлений воинских начальников и местных воинских команд. Свиту его составляли: начальник штаба МВО генерал-лейтенант Леонид Николаевич Соболев, полковники Генерального Штаба Киприан Антонович Кондратович и Василий Львович Безладнов, подполковник Александр Александрович Зуров, адъютанты великого князя полковник Владимир Сергеевич Гадон и поручик граф Василий Алексеевич Олсуфьев. Высокого гостя встречали лично вологодский губернатор граф Александр Мусин-Пушкин и вице-губернатор Александр Лаппа-Старженецкий. Также присутствовали при встрече служащие военного и гражданских ведомств, начальники духовно-учебных заведений города Вологды (Духовной семинарии, Епархиального женского училища и Духовного училища) с воспитанниками и воспитанницами данных заведений. После встречи, в сопровождении губернатора, Великий Князь отправился в Спасо-Всеградский собор, где был встречен епископом Вологодским и Тотемским Алексием (Соболевым). После краткого молебствия, Его Высочество приложился к Чудотворной Иконе Всемилостивого Спаса и получил в дар ее точную копию. Затем он отправился в Свято-Духов монастырь, где поклонился мощам святого преподобного Галактиона Вологодского и святого преподобного Иоасафа Спасокаменского. Встречал его лично настоятель архимандрит Нафанаил и преподнес в дар икону Святых Угодников.

    Служения Вологодского Архипастыря напрямую совпало с деятельностью Великого Князя Сергия, в частности, по организации Вологодского отдела Императорского православного Палестинского общества (ИППО). Владыка Алексий был настоятелем Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. Затем его рукоположили во епископа. Два года Владыка был викарием (помощником правящего архиерея) Вятской епархии, а в декабре 1896 года прибыл в Вологду. На посту епископа Вологодского и Тотемского владыка Алексий сменил епископа Антония (Флоренсова) - человека высокообразованного, знатока греческой античной культуры, а также философии, истории, литературы, истории искусств и математики. К сожалению, владыка Антоний управлял Вологодской епархией всего около года. И вот одним из первых деяний епископа на Вологодчине стала организация Вологодского отдела Императорского православного Палестинского общества (ИППО), который он и возглавил. В Вологде Великий Князь Сергий после молебна, который в его честь совершил владыка Алексий в Спасо-Всеградском соборе, высказал благодарность преосвященному Алексию за плодотворную деятельность возглавляемого им отдела ИППО. После трагической гибели Великого Князя Сергия Александровича, 17 февраля 1905 г., Императорское православное Палестинское общество возглавила его супруга, святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Позднее она тоже побывала в Вологде, но произошло это уже после кончины владыки Алексия (Соболева) в 1911 году.

    В феврале 1905 года Великий Князь Сергей Александрович трагически погиб от рук террориста. Его супруга приняла в свои руки руководство ИППО. Великая Княгиня посвятила себя церковной и общественной деятельности. Она активно и много помогала Церкви, молилась и совершала паломничества по различным монастырям и прочим святым местам нашей страны. В рамках этих поездок она прибыла и на Вологодчину.

    Автор статьи о посещении Вологодчины Великой Княгиней Елисаветой Федоровной С.Зеленин пишет: «Летом 1909 года в Свято-Троицком Павло-Обнорском монастыре (Грязовецкий уезд, Вологодская губерния) произошел страшной силы пожар. При этом расплавилась даже устроенная игуменом Иоасафом надгробная рака над мощами святого преподобного Павла Обнорского, основателя монастыря. В пожаре был уничтожен и восьмиконечный крест – благословление самого преподобного Сергия Радонежского. Пожертвования на восстановление обители собирали по всей России. Вологодский губернатор Алексей Хвостов обратился к Императору с просьбой содействовать сооружению новой раки над мощами. Государь Николай II пожелал сделать это за собственный счет. Наблюдение за работами он возложил на начальника Царскосельского дворцового управления Князя М.С.Путятина. На это ушло два года, и 27 июня/10 июля 1912 года поврежденный пожаром Троицкий храм был торжественно освящен. Освящение совершил Владыка Антоний (Быстров), викарный епископ Вельский, будущий новомученик (перед кончиной, тяжело больной, в тюрьме сам читал по себе отходную – прим. авт.). На освящении присутствовали Вологодский губернатор д.с.с. М.Шрамченко, обер-прокурор Святейшего Синода д.с.с Владимир Саблер (скончался от голода, будучи высланным в Тверь в 1929 г. – прим. авт.), князь М.Путятин (скончается в эмиграции), министр путей сообщения, вологжанин С.Рухлов (зарублен шашками на горе Машук в 1918 г.). Обществом Вологодских хоругвеносцев пожертвованы были в монастырь хоругви и знамя «Союза Русского народа». Это событие было отмечено рядом крестных ходов от приходских храмов к монастырю (в том числе ходы из Корнильева монастыря, из Студенецкого и Пеньевского приходов, от Преображенской Иннокентиевской церкви, из Спасо-Нуромского села)».

    По благословению самого преподобного Сергия преподобный Павел в поисках безмолвия пришел в глухие северные леса и поселился на месте слияния речек Обноры и Нурмы. Три года прожил святой в дупле липы (часть этого дерева благоговейно хранится в Успенском храме Павло-Обнорской обители). Впоследствии преподобный Павел Обнорский неподалеку построил храм во имя Святой Троицы и в 1414 году основал монастырь. На празднование 500-летия монастыря, в 1914 году, собралось 10 тысяч паломников. После революции монахов разогнали, некоторых арестовали, расстреляли. В монастыре устроили детскую школу-интернат для больных туберкулезом. С 1994 года идет восстановление обители.

    С.Зеленин продолжает: «Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Федоровна пожелала посетить монастырь и своим примером воскресить далекие дни паломничества сюда Царственных Особ. За несколько дней до визита настоятель монастыря игумен Никон (Чулков) получил конфиденциальное сообщение от управляющего Двором Ее Императорского Высочества и телеграмму о готовящемся посещении обители, которое было назначено на 31 июля/12 августа 1912 года, в канун праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня.

    30 июля/11 августа 1912 года в 6 часов 5 минут вечера Великая Княгиня в сопровождении свиты, состоящей из казначеи Валентины Сергеевны Гордеевой, трех сестер Марфо-Мариинской обители и личного секретаря Ее Высочества д.с.с Александра Павловича Гжельского, с Ярославского вокзала на пассажирском поезде выехала в Грязовец. Ранним утром 31 июля/12 августа 1912 года в город ночным поездом из Вологды прибыл не так давно назначенный на Вологодскую кафедру Епископ Александр (Трапицын), будущий новомученик, и отбыл в монастырь для подготовки встречи высокой гостьи. В 12-20 прибыл поезд с Великой Княгиней и ее свитой. Их встречал на вокзале местный исправник. В поданном ей экипаже отправилась в Христорождественский собор (снесен безбожной властью, сейчас сквер), где пробыла в течение получаса. Затем Великая Княгиня отправилась в Корнилиево-Комельский монастырь (обращен безбожной властью в санаторий, тюрьму и психбольницу, сейчас в руинированном состоянии), где она была встречена под колокольный трезвон с подобающей честью настоятелем игуменом Нифонтом. Ее Высочество поклонилась мощам преподобного Корнилия Комельского, посетила настоятельский кельи и, проведя в монастыре час, отправилась далее. В 16-30 она прибыла в Павло-Обнорский монастырь, где была встречена колокольным перезвоном. У западных дверей храма, в коем пребывали мощи преподобного Павла, Ее Высочество ожидали игумен Никон с братией. Поцеловав святой крест, поднесенный ей настоятелем, и приняв окроплением святой водой, Великая Княгиня проследовала к новой раке угодника и поклонилась его честным мощам. Было совершено краткое молебствование, положенное при встрече Высочайших Особ. После его завершения, Владыка Александр, находившийся на правом клиросе в архиерейской мантии, приблизился к Ее Высочеству и приветствовал в теплых и сердечных выражениях. От лица обители и ее иноков гостье была поднесена Икона преподобного Павла, выполненная в стиле XV века, изготовленная фирмой Оловяшниковых и предварительно освященная на раке Чудотворца. После этого проследовали на чай в настоятельские кельи. Ее Высочество подробно обозревала новый храм, освященный 27 июня/10 июля. Она выразила желание пройти в рощу за рекой Нурмой, где некогда стояла убогая келья – хижина пустынножителя Обнорского, ископавшего здесь своими руками колодец, над которым затем были возведены две скромные деревянные часовни.

    В 18.00 раздался благовест ко всенощному бдению. Ее Высочество встала в храме у столба, перед которым возвышалась рака преподобного Павла. Богослужение совершал иеромонах Антоний, литию и величание – Преосвященный Александр, игумен Никон, законоучитель 1-й Вологодской женской Мариинской гимназии протоиерей о.Александр Александрович Суровцев, иеромонахи обители и священник кафедрального собора о.Михаил Дмитриевич Поддъяков. Всенощное бдение совершилось с точным выполнением всех требований Устава и завершилось в 11 часов вечера. Ее Высочество стояла до конца, отдыхая лишь при чтении кафизм. Ночевала она здесь, в настоятельских покоях. «Глубокое молитвенное чувство, выражавшееся во всех движениях царственной паломницы, было красноречивым уроком и назиданием для всех присутствующих, как подобает в дому Божьем жить».

    В 5 утра, 1\14 августа, пробудилась и в 6 часов утра в сопровождении епископа Александра отбыла в Спасо-Нуромскую церковь поклониться мощам преподобного Сергия Нуромского»

    Сергий Нуромский принял монашеский постриг на Афоне. Во второй половине XIV века переехал на Русь, в обитель Сергия Радонежского, чтобы под его началом продолжить монашескую жизнь. Здесь он остался на несколько лет, находясь в послушании у игумена Троицкого монастыря. Затем Сергий пожелал удалиться в пустынное место, чтобы проводить больше времени в молитвах и духовном самосовершенствовании. Изложив просьбу настоятелю, Сергий получил благословение и удалился в вологодские леса, на реку Нурму, где заложил часовню. Несколько раз на святого, жившего в уединении, нападали разбойники, но всякий раз Сергию удавалось сохранить свою жизнь. Позднее к святому собралось около 40 человек, чтобы вести отшельническую жизнь. Вместе они воздвигли храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и несколько келий. Недалеко от монастыря вёл отшельническую жизнь святой Павел Обнорский, который часто беседовал с Сергием, приходил в его монастырь за советом. Через несколько лет после кончины святого Сергия были обретены его мощи. Церковное почитание Сергия Нуромского началось с 1546 года. Было описано около 80 чудес, совершённых святым.

    С.Зеленин: «Там ее встретили со всей подобающей честью. Состоялся молебен преподобному Сергию, который служил местный священник о.Н.Манаков. Поклонившись святым мощам и обозрев храм, Ее Высочество к 7 утра вернулась в монастырь. Часы перед Литургией читали игумен и братия обители. Пело прибывшее с владыкой Александром отделение архиерейского хора. После пения стиха протоиерей о.Александр Суровцев обратился к Ее Высочеству с прекрасным и прочувствованным словом. Он поблагодарил Великую Княгиню за высокое духовное утешение, доставленное ее паломничеством. После окончания Литургии всеми священнослужителями был начат молебен преподобному Павлу, после чего состоялся крестный ход, который возглавил Владыка Александр. Ее Высочество несла в руках Икону Корсунской Богоматери. По окончании крестного хода игумен Никон в кельях поднес гостье фотографические виды и издания обители. В память своего посещения Великая Княгиня изволила принести на раку преподобного Павла шелковый покров красного цвета, а также оставила обители свой фотопортрет с собственноручной надписью. В иконно-книжной лавке монастыря она приобрела на значительную сумму много образков с изображением преподобного. После чая в настоятельских кельях, Ее Высочество в сопровождении Преосвященного Александра и своей свиты в 11 утра оставила обитель и отбыла в Грязовец под колокольный трезвон и молитвенные благожелания иноков. В час дня она и Владыка отправились на поезде в Вологду, где Преосвященный покинул вагон, а Великая Княгиня со свитою отправилась в Петербург.

    19 ноября/2 декабря 1912 года Преосвященный Владыка Александр выехал в Петербург. 23 ноября/6 декабря он «имел счастье представляться в Царском Селе, в Александрийском дворце Его Величеству для принесения всеподданнейшей благодарности за всемилостивейшее пожалованные раку и надгробие к мощам преподобного Павла Обнорского». С ним вместе представлялись Государю игумен Павло-Обнорского монастыря Никон (Чулков), казначей монастыря иеросхимонах Антоний и монах Мартиниан. 28 ноября/11 декабря Владыка возвратился в Вологду.

    Андрей Башкиров

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 243 | Добавил: Elena17 | Теги: андрей башкиров, сыны отечества, Сергей Александрович, императорский дом
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru