Папа Франциск одобрил Доктрину Дикастерии веры, позволяющукю благословлять «однополые пары» и одновременно запрещающую это делать в отношении «союзов». Намеренная путаница, допущенная в данной ватиканской декларации, позволяет всяким недобросовестным манипуляторам типа изверженного из сана бывшего протодиакона А. Кураева (ныне ставшего политэмигрантом) обвинять «во вранье» тех журналистов, кто критикует новый документ Ватикана с традиционалистских позиций. Да еще и демагогически ссылаться при этом на Священное Писание, делая вид, что не понимает различий между личными врагами человека и врагами веры.
Данной републикацией мы хотим сознательно поддержать сайт Союза православных журналистов Украины, ныне подвергаемый несправедливым нападкам, в частности, со стороны известного «богослова по вызову» священника Г. Максимова, который, вопреки позиции Архиерейского собора РПЦ и патриарха Кирилла, обвиняет «непоминающих» иерархов канонической УПЦ в расколе.
Редакция «Аминь. SU»
Под «юлианский» праздник святителя Николая Чудотворца папа Франциск одобрил Доктринальную декларацию «Fiducia supplicans», составленную Дикастерией доктрины веры. В предисловии к документу сказано, что он составлен в контексте ответа этой Дикастерии на «дубии», т.е. вопросы про благословение однополых союзов, который Дикастерия опубликовала в 2021 г. Тот ответ был отрицательным, Дикастерия заявила о невозможности такого благословения. В 2023 году папа Франциск опубликовал ответ на очередные «дубии», которые задали папе некоторые кардиналы. Более подробно об этих «дубиях» можно прочитать в статье «Пять «дубий» и пять ответов папы Франциска». Одна из этих «дубий» касалась именно возможности благословения однополых союзов. Папа ответил уклончиво. С одной стороны он заявил о неизменности традиционного взгляда на брачный союз, а с другой пустился в рассуждения в стиле «кто мы такие, чтобы судить». Теперь этот подход зафиксирован в Декларации «Fiducia supplicans».
Вопрос однополых союзов не является основной темой этой Декларации. Она посвящена исследованию понятия «благословение» как такового. Анализируются различные аспекты, формы, смыслы, ритуалы, литургическое значение и так далее. И в этом контексте упоминается вопрос о благословении однополых пар.
Декларация «Fiducia supplicans» достаточно четко и однозначно заявляет о приверженности традиционному взгляду на брак. «Церковь не имеет власти благословлять союз между людьми одного пола», – говорится в параграфе 5 Декларации. И это не единственное такое заявление. В параграфах 4–6 говорится, что «обряды и молитвы, которые могут создать путаницу между тем, что представляет собой брак» и «то, что ему противоречит» – недопустимы. Никакое действие священнослужителя не может трактоваться таким образом, что «браком признается то, что не является браком». Также говорится, что согласно «вечной католической доктрине» законными могут быть только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в контексте брака. То есть, Декларация «Fiducia supplicans» четко заявляет, что браком может считаться только законный союз между мужчиной и женщиной.
Благословения бывают разные
Значительная часть Декларации посвящена выяснению, что такое литургическое благословение. И здесь мы опять видим утверждение, что однополые союзы не могут получать такое благословение.
«Когда посредством специального литургического обряда призывается благословение на некоторые человеческие отношения, необходимо, чтобы предмет благословения мог отвечать замыслам Бога, вписанным в Творение и всецело открытые Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно допустимыми только те сексуальные отношения, которые осуществляются внутри брака, она не имеет силы призывать свое литургическое благословение, когда оно каким-то образом может привести к определенной нравственной легитимации союза, претендующего на брак, или же внебрачной сексуальной практики», – говорится в параграфе 11.
А дальше в лучших традициях латинской схоластики выясняется, что кроме литургического благословения может быть еще и богословско-пастырское. И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, что одно – благословлять в рамках литургического ритуала, а иное – просто благословлять тех, кто показывает себя «нуждающимися в спасительном присутствии Божием». И это «иное» выражает «прошение о помощи Божией, призыв жить лучше». И Декларация нисколько не смущаясь заявляет, что это благословение находится «вне литургических рамок», а значит – ее можно рассматривать «в сфере большей спонтанности и свободы».
Авторы Декларации говорят, что может быть простое благословение, как некий акт религиозной этики, как пример «народного благочестия». Есть «несколько случаев, когда люди спонтанно просят благословения, будь то во время паломничества, у святынь или даже на улице, когда они встречают священника, и эти благословения «предназначены для всех; никто не может быть исключен из них».
Представим себе ситуацию: идет какой-нибудь ксенз по улице, к нему подходят двое молодых людей одного пола, смиренно преклоняют головы, складывают руки лодочкой и говорят: благословите падре. Естественно, падре осенит их крестным знамением на католический манер, а может даже и произнесет короткую молитву. Конечно, перед этим он не будет задавать им вопрос: а вы не геи, часом, уважаемые? Также он не будет выяснять их моральное состояние и наличие в их жизни иных греховных моментов. Понимая все эти моменты, авторы Декларации «Fiducia supplicans» говорят, что такое благословение «предлагается всем, ни о чем не спрашивая» и для преподания такого благословения «не должно требоваться предварительное моральное совершенство» просителя в качестве предварительного условия.
То есть самый закоренелый грешник может попросить подобное благословение и получить его. Это отнюдь не будет рассматриваться как одобрение церковью его возможных грехов и пороков.
Все это вроде бы правильно, но вдумчивый читатель Декларации уже на этом этапе может понять к чему все идет. Сначала сказали, что может быть литургическое благословение, когда церковь однозначно одобряет что-либо. Затем сказали, что может быть пастырское благословение, когда у человека не выясняют его моральный облик, а просто благословляют на все хорошее. А дальше делается следующий шаг: а если люди просят такое вот пастырское благословение, но при этом заявляют, что они – однополая пара? Как должен поступить священник? Отказать, одернуть руку, занесенную для крестного знамения? Сказать, что раз вы такие-сякие, то нет вам никакого благословения вообще? Ну, конечно, подразумевается, что он не может так сделать. Ведь это не какой-то обряд, тем более литургический. Так себе, простое проявление народного благочестия.
При этом искусные ватиканские психологи рисуют идиллическую картину такой однополой пары, что они «хотя и находятся в союзе, который никоим образом нельзя сравнить с браком, но желают вверить себя Господу и Его милости, чтобы призвать Его на помощь и направиться к лучшему пониманию Его плана любви и истины».
Правда, красиво? Мы бедные слабые грешники, мы ни на что не претендуем, но мы желаем вверить себя Господу и его милости, неужели вы нас отвергнете?
Следующие параграфы Декларации еще больше давят на жалость.
Просто до слез. Так в параграфах 31-41 говорится о том, что подобное пастырское благословение открывает таким парам возможность милосердия и небесных благ, представляет из себя знак для тех, кто «признавая себя обездоленными и нуждающимися в его помощи, – не претендует на легитимацию своего собственного статуса, но которые просят, чтобы все истинное, доброе и человечески ценное в их жизни и отношениях было обогащено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа».
И вот таким образом Декларация «Fiducia supplicans» приходит к тому, что благословлять однополые пары можно, можно даже и помолиться о них, только бы это не было истолковано как литургическое благословение. «В краткой молитве, предшествующей этому спонтанному благословению, рукоположенный служитель может попросить, чтобы у людей был мир, здоровье, дух терпения, диалога и взаимопомощи, но также Божий свет и сила, позволяющая полностью исполнить Его волю», – говорится в параграфе 38. А в следующем параграфе – опять предостережение, что это благословение «никогда не должно передаваться одновременно с церемониями гражданского союза, и даже не в связи с ними. Его также нельзя совершать с использованием какой-либо одежды, жестов или слов, подходящих для свадьбы». То есть если гей-пара придет в обычной одежде, то благословение давать можно, а если в свадебных платьях или костюмах – то нет.
В заключительных параграфах Декларации говорится, что «даже когда отношения человека с Богом омрачены грехом, он всегда может просить благословения, протягивая руку к Богу».
Что не так с Декларацией
В чем же лукавство подобного подхода?
В довольно тонкой подмене понятий. Однополый союз благословлять нельзя, поскольку это противоречит католической доктрине о браке. Но однополую пару благословлять можно, поскольку это есть проявление милосердия к грешнику и вообще к человеку. Если Ответ Дикастерии доктрины веры от 2021 года говорит о невозможности благословения однополых союзов (the unions of persons of the same sex), то нынешняя Декларация «Fiducia supplicans», формально не противореча этому определению, заявляет о возможности благословения однополых пар (same-sex couples). Но чем пара отличается от союза?
Почему в Декларации не говорится, что лица, состоящие в содомитских отношениях, могут подойти под благословение просто как два человека и получить благословение на все хорошее? Почему Декларация делает акцент на том, что это именно пара? Да потому, что ее задача как раз дать возможность благословлять именно однополые пары, как таковые, а не просто отдельных людей нетрадиционной ориентации. Это не что иное, как благожелательное отношение к однополым отношениям только в другой формулировке.
Когда в 2021 году Конгрегация доктрины веры выпустила документ о невозможности благословения однополых союзов, он был воспринят как победа консервативных кругов Ватикана, противостоящих папе Франциску и его либеральным сторонникам. Реакция на этот документ в католическом мире была разной. Одни восприняли его положительно, но другие – разочарованно. Этим последним показалось, что их надежды на изменение католического учения в сфере брака в сторону желаемой или либерализации могут оказаться тщетными в ближайшей перспективе. Декларация «Fiducia supplicans» призвана успокоить подобные настроения, показать сторонникам ЛГБТ, что католическая церковь не отвергает их и движется в «правильном» направлении.
Сегодня в католической церкви идет острая борьба либералов с консерваторами. Одни говорят, что настало время всяческой либерализации, что без признания ЛГБТ, женского священства, разрешения абортов, эвтаназии и прочего католицизму угрожает полное исчезновение, так как он не будет соответствовать запросам современного общества. Другие, что католическая церковь должна остаться верной своему моральному учению, что либерализация нисколько не поможет предотвратить процесс секуляризации общества, а только сделает из церкви послушное орудие общественных настроений. Эта борьба в перспективе может даже угрожать единству католической церкви. Более подробно об этом в статье «Раскол католичества произойдет уже в 2023 году?». Статья была написана в 2021 году, в ней содержится предположение, что в 2023 году Ватикан будет вынужден выбирать одно из двух: или признавать однополые браки или отвергать такую возможность. Появление Декларации «Fiducia supplicans» – это отчаянная попытка усидеть на двух стульях, удовлетворить как консерваторов, так и сторонников ЛГБТ.
Можно предположить, что эта попытка будет неудачной. Консерваторы резонно зададут вопрос: чем пара отличается от союза, и обвинят Ватикан в том, что он протаскивает таким образом признание однополых союзов/пар. А либералы возмутятся половинчатостью решений и потребуют от Ватикана полностью признать права ЛГБТ, в том числе и на брак. Тем более, они как правило очень чувствительно относятся к различным «ущемлениям» своих прав и поэтому их не устроит ситуация, когда традиционные пары получают литургическое благословение, а однополые – только богословско-пастырское. В любом случае Ватикану рано или поздно придется делать однозначный выбор.
Украинский контекст
Будут ли украинские римо- и греко-католики благословлять однополые пары?
Епископ-помощник Киево-Житомирской епархии Римо-католической церкви в Украине Александр Язловецкий высказался в том смысле, что если однополая пара попросит благословение «для решения радикально изменить свою грешную жизнь», то она его получит, и добавил, что «мы это делали и до сих пор». Но если это делалось и раньше, то в чем тогда смысл Декларации «Fiducia supplicans»? Возможно, Александр Язловецкий просто невнимательно читал Декларацию, ведь там нет таких условий, что для благословения обязательно нужно решение радикально изменить грешную жизнь, под чем, вероятно, понимается решение прекратить заниматься содомским грехом.
Но тогда два содомита уже не будут парой, они будут просто двумя людьми, а Декларация говорит именно об однополых парах. Повторяем для тех, кто еще не понял:
Декларация «Fiducia supplicans» говорит о возможности благословения именно пары содомитов (same-sex couples), не собирающихся прекращать свои отношения.
Если к Александру Язловецкому придет гей-пара, именно пара, а не два гея, и попросит благословения, он будет поставлен в весьма незавидное положение. Представители униатов пока не высказались, но одобренная папой Франциском Декларация обязательна для всех католиков, а значит, и для них тоже.
По сути, мы видим процесс открывания окна Овертона. Сначала просто одобрительные слова в адрес ЛГБТ, потом пастырское благословение, затем вероятно будет литургическое, сначала с оговоркой «в исключительных случаях», затем без нее и так далее. Надо признать, что в католичестве процесс идет в направлении полного признания прав ЛГБТ. Это надо осознавать и православным, и делать выводы в контексте призывов объединиться с греко-католиками, звучащими из уст некоторых представителей власти.
Они говорят, что будет хорошо, если все будут едины. Но надо понимать, что это единство в перспективе будет означать и признание ЛГБТ. Если «объединителей» это не смущает – нет проблем. Но христианин, который находится в спасительной ограде Церкви, принять такое не сможет ни под каким предлогом.
Кирилл Александров
Источник |