«Ахинея и белиберда», - так революционный верхогляд Чернышевский отозвался о труде выдающегося русского историка Ивана Егоровича Забелина «История русской жизни». Автор «Что делать?», помимо идейной несовместимости, не мог простить ученому справедливой оценки собственной безграмотности. Забелин писал, что в Чернышевском его поразила «совершенно легкая почва суждений об исторических элементах жизни и нежелание вникнуть в силу развивающих начал, цивилизующих их».
Революционеры считали, что историк «из низов» был совершенно обязан требовать перемен, но Забелин, напротив, был чужд бунтарских настроений. В отличие от разночинных и знатных смутьянов он слишком хорошо знал реалии и цену жизни. Его отец был сыном сельского священника и коллежским регистратором. После его ранней смерти семья осталась практически в нищете. Даже пасхальный кулич был для них невозможной роскошью. Мать занималась поденной работой, и Иван помогал ей – шил холщовые рубахи. Младшего брата за отсутствием средств отдали в Воспитательный дом, а сами ютились в съемных подвальных комнатах в арбатских переулках. В эту пору Иван выучился звонить в колокола у пономаря церкви Параскевы Пятницы в Чертольском переулке. На Рождество он ходил славить Христа по приходам. Таким образом ему однажды удалось собрать целых 60 копеек – таких денег он никогда не видел…
Страстно жаждавший учиться мальчик сам выучился читать – по двум оставшимся от отца книгам, молитвеннику и «Начаткам священной истории». Позже к ним добавилась третья книга, купленная на скопленный гривенник самим Иваном - «Булат-молодец». Мать, и без того ругавшая сына обузой, немало сердилась на такую растрату, но, в итоге поняла, что мальчика надо каким-то образом учить. Ей удалось устроиться экономкой, и это дало возможность нанять Ивану учителя чистописания. Однако, вскоре от места вдове отказали, и ей не осталось ничего иного, как просить Приказ общественного призрения принять отрока в Сиротское Преображенское училище на Стромынке, прозванное в народе Матросской богадельней.
Учился Иван с жадностью, особенно интересуясь историей. Попечитель училища, Д.М. Львов, заметив способности и радение Забелина, помог ему по окончании учебы поступить канцелярским служителем в Оружейную палату. Эта работа дала юноше не только жалование, но и возможность погрузиться в удивительный мир русской истории. В 30-е годы 19 века как раз шла ревизия уцелевшего после нашествия Наполеона коллекций и архива Оружейной палаты. Большая часть документов была вовсе неизвестна историкам, Забелина занялся их изучением. Это заменило ему так и не полученное высшее образование. Не окончив гимназии, он не имел права на поступление в университет и лишь вольнослушателем посещал лекции в нем.
Одним из итогов архивных изысканий историка-самоучки стало определение даты основания Москвы – 4 апреля 1147 года. Его первые научные работы получили высокую оценку. Забелина занимали древние времена, он скрупулезно восстанавливал детали быта русского народа. Углубить свои знания он смог в археологических экспедициях. Его находки при раскопках скифских курганов на юге России пополнили коллекцию Эрмитажа. По итогам этой экспедиции Иван Егорович написал «Историю русской жизни с древнейших времен».
В Москве историка-самоучку называли главной достопримечательность города. Отсутствие высшего образования не помешало ему стать действительным членом, а затем и председателем Московского общества истории и древностей Российских при Московском университете, преподавать историю в школе топогрфов и Константиновском межевом институте. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории. Его портрет для своей галереи заказал Третьяков. За консультациями к нему обращались виднейшие художники и писатели. Декорации к пьесам Островского, картины Васнецова, Маковского, Репина – все это создавалось при участии Ивана Егоровича. Прежнего сироту-христорадника стала приглашать к себе во дворец Великая княгиня Елена Павловна. Покровительство ему оказывал цесаревич Александр Александрович.
В 1872 г. полковник Н.И. Чепелевский обратился к Наследнику с просьбой об устройстве Русского национального музея - «рассадника исторических знаний и средства к достижению народного самосознания». Музей должен был способствовать патриотическому воспитанию, о котором радел Забелин. Цесаревич идею поддержал, и вскоре вышел указ Императора Александра Второго об учреждении в Москве Исторического музея имени цесаревича Александра. Забелин, войдя в состав ученой комиссии, возглавляемой А.С. Уваровым, принимал активнейшее участие в создании будущего хранилища русской памяти.
Открытие Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III состоялось в мае 1883 г. после коронации Государя Александра Александровича. Председателем управления музея стал брат Императора, Великий князь Сергей Александрович, серьёзно увлекавшийся историей и археологией и значительно пополнивший коллекцию музей. Товарищем председателя с 1884 г. стал Забелин. Он же был руководителем музея. Историк даже жил в его здании на казенной квартире с видом Иверскую часовню.
Иван Егоровича не верил в Бога, однако, был глубоко привержен русским идеалам, русской старине, критиковал западничество, пришедшее в Россию при Петре, и высоко оценивал роль Православия в народной жизни. Русский век, наступивший в царствование Александра Третьего, как нельзя более отвечал его мировоззрению и чаяниям. Он глубоко почитал Царя, высоко оценивал Победоносцева за «сердце и верный взгляд на дело – не книжный, а жизненный». И был противником либеральных уклонов и тем паче революций, считая самым опасным для народа – утрату национального духа и нравственности, а спасительным для него - патриотизм. «Зверь выскочил из клетки, широко почувствовал свободу и начал куролесить», - такова была оценка «первой русской революции» историком, написавшим один из самых обстоятельных трудов о русской смуте. «Россия на смертном одре!» - писал он в 1905 г. Иван Егорович досадовал на нерешительность Императора Николая Второго. «Забастовало прежде всего само самодержавие», - отмечал он, полагая необходимыми жесткие решительные действия против бунтовщиков и террористов.
Скончался историк в 1908 г. в возрасте 87 лет. Начиная свой жизненный путь практически нищим, он заканчивал его миллионером. Скопившееся за годы руководства музея жалование, которое он не тратил, было пущено им на покупку новых экспонатов. Однако, долголетие, успех, богатство не принесли Ивану Егоровичу счастья. Из восьми своих детей им пришлось похоронить семерых…
Похоронили Забелина на Ваганьковском кладбище. Прежде чем направиться туда, процессия обошла вокруг Исторического музея. Сын знаменитого актера, филолог Д.М. Щепкин, бывший близким другом Забелина, сказал о нем: «Такие звезды светят народу раз в столетие».
Русская Стратегия |