21 мая Великие Князья Сергей Александрович, Павел Александрович и Константин Константинович совершили паломничество на Святую Землю, желая после перенесенных тяжелых нравственных потрясений найти утешение в молитве у Голгофы и Живоносного Гроба Господня. И это вполне промыслительно, потому что после Голгофы всегда следует Пасха нетления. Приезд был приурочен ко дню памяти Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены, совершившей хорошо известное всем христианам паломничество в Палестину. Молитвами на Святой Земле, у Гроба Господня Князь Сергий рассчитывал исцелить свой душевные раны. Здесь у него возникает стремление особо послужить Церкви. Много утешений принес прием и благословение Патриарха Иерофея, который сказал: «Святейшая Матерь Церковь полна неизгладимой радости, приемля в недра свои цветущие отрасли по справедливости первенствующей в среде православных Императорской Фамилии Всероссийской». Святейший милостиво произвел Сергея Александровича в рыцари Гроба Господня, возложив на него у подножия Голгофы золотой крест с частицами Животворящего Древа. Награда воспринимается им как призыв к активной деятельности на благо всего Православия.
После беседы с ними Архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, записал в своем дневнике: «Чистые, благие и святые души Царевичей пленили меня». И далее добавил о Государыне Императрице: «Это, несомненно, она, высокая Боголюбица и смиренная христианка, возрастила и сохранила их такими в усладу и похваление всем, ревнующим о духе, небе, Боге». О Великих Князьях он также писал В.Н.Хитрово: «Независимо от своего царского рода и положения, это наилучшие люди, каких только я видел в свете... Меня они очаровали своею чистотою, искренностью, приветливостью и глубоким благочестием в духе Православной Церкви».
Князья поклонились Камню бичевания и на месте обретения Креста пропели тропарь «Кресту Твоему». Наверняка Великий Князь вспоминал пение Кресту два месяца назад в связи с трагическими событиями. Затем был подъем на Голгофу. Сам Господь как бы утешал будущих Своих страдальцев тем, что напоминал им о Своем подвиге, несоизмеримом по значению со всеми человеческими подвигами вместе взятыми. Было и восхождение на Елеонскую гору, как раз в сам праздник Вознесения Господня. Именно на ней и будет воздвигнут храм во имя Равноапостольной Марии Магдалины, посвященный памяти их Матери-Императрицы, и в нем же будут пребывать святые мощи супруги Елисаветы Федоровны. Осмотрели Великие Князья и Золотые ворота, через который в город входил Спаситель. Были и Литургия перед Гробом Господним, панихида по родителям на Голгофе, посещение Сионской горницы и осмотр Силоамской купели, поездка в Вифлеем и молитва на месте рождения Христа, поездка в Иерехон, погружение в воды священного Иордана. Такое не может забыться никогда! Господь, видя решимость Великих Князей Романовых на христианское подвижничество, укрепляет их особым образом на несение своего креста во славу Божию. В Иерусалим А.Ф.Аксакова(Тютчева) писала Сергию: «Конечно, если Бог заставил Вас пройти через эту суровую школу страдания в том возрасте, когда в жизни обыкновенно знают только радости, сладкие мысли и беззаботность, - значит, Он много спрашивает с Вашей души и призывает ее к серьезной задаче в жизни, и я молю Его, да укажет Он Вам ее и поможет выполнить, чтобы в самой Вашей скорби Вы нашли залог жизни в Боге».
Посещение Святой Земли оказалось промыслительным и оказало воздействие на всю дальнейшую жизнь Великого Князя. Как свидетельствуют современники, пребывание Сергея Александровича и Павла Александровича в Иepyсалиме «прошло в непрерывных молениях у Гроба Господня и на Голгофе и в посещении достопримечательных мест Иерусалима и его окрестностей и произвело глубокое впечатление как на Августейших путешественников, так и на всех, кто имел счастие видеть их». Во время поездки он «самолично увидел безотрадное состояние Православия в Палестине, убедился в тяжелом и безпомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа». Великий Князь Сергий был явлен миру не только, как защитник России, Москвы, Кремля, но и как верный православный охранитель Гроба Господня, молитвенник Земной Гефсимании. Вспоминая путешествие Князя Сергия Александровича по Русской Палестине – Новгороду, Пскову, Вологде, по Которой до сир пор ходит Христос, благословляя верных, отдадим должное и заботе Августейшего мученика об Исторической Палестине, в пределах Которой Спаситель родился, жил и взошел на Крест.
Итак, в день своего рождения, 29 апреля 1857 года, Великий Князь был записан прапорщиком в 1-й (Царский) батальон лейб-гвардии Преображенского полка. 5 июля 1872 года его произвели в подпоручики, а 11 января 1874 года - в поручики. С 1876 года исполнял должность ротного командира в полку. 10 августа 1876 года произведен во флигель-адъютанты, а 30 августа в штабс-капитаны. 28 апреля 1877 года произведен в полковники. К воинской службе Государь назначил Великого Князя Сергия командиром Преображенского полка, в том числе, и потому, что ввести в военное дело Цесаревича Николая, Будущего Государя-Мученика в этом же Преображенском полку. Это дало свои замечательные плоды, так как Русский Император Николай Второй был не только Августейшим командиром, но и имел воинское звание полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Великий Князь Сергий с первого и до последнего дня относился очень серьезно, неукоснительно сам выполнял все положения устава и начальственные распоряжения и того же требовал от других. Он был образцом исполнения служебных обязанностей, настоящим отцом-командиром, которого любили и уважали и солдаты, и офицеры. До конца жизни Великий Князь не терял связи со своими преображенцами. Для улучшения быта «слабосильных нижних чинов» Сергей Александрович пожертвовал в полк капитал в 10000 рублей. «Офицеры так преданы ему»,- писала в свое время Елизавета Феодоровна. Могло ли быть иначе: ведь он был не только высококультурным, но и честным, добросовестным человеком; переносил наравне со всеми тяготы лагерных сборов и маневров, никому из подчиненных не отдавал предпочтения. Постепенно он постигает всю глубину военного искусства. Когда на Военном Совете в начале русско-японской войны встал вопрос о назначении главнокомандующего, Николай II сказал: «Мой кандидат был бы Великий Князь Сергей Александрович, стратегические способности которого я отмечал на маневрах». Следует заметить, что отношение Николая II к своему дяде было всегда уважительным. 9 апреля 1900 г. Император обратился к Сергею Александровичу с рескриптом следующего содержания: «Девять лет тому назад мой незабвенный родитель, желая явить новое доказательство своего неизменного благоволения к первопрестольной столице, призвал Вас встать во главе ее управления. Из года в год при каждом посещении моем Москвы я убеждаюсь в отличном исполнении Вами возложенных на Вас многотрудных обязанностей, в постоянном согласовании Вашей полезной деятельности с даваемыми мною Вам указаниями и в Вашем неустанном стремлении с непоколебимою твердостью следовать предначертаниям, завещанным блаженной памяти Императором Александром III, священным для меня и, как мне хорошо известно, драгоценным для Вас...»
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Великий Князь Сергий состоял в свите при отце Императоре. Откомандировывался в состав Рущукского отряда (Цесаревич) при Обер-Тенике. Не смотря на то, что между Цесаревичем Александром и Князем Сергием была очень большая разница в годах, духовно они были вместе и отводили друг с другом души. Оба они стоили друг друга: Сергий – интересный, видный, очень религиозный, вникающий во все, умный, любящий чтение и искусства, с большим тактом и выдержкой и Александр – прямота, доброта, благородство, сдержан, деликатен, ненавидящий ложь. В друг друге они видели идеал, поэтому очень близко сошлись на поле брани в Балканах. Вовсе не случайно потом, уже будучи Императором, Александр назначит именно Князя Сергия Генерал-губернатором Москвы и Московского округа.
Поскольку стали ходить разные слухи о дислокации войск Сулеймана, то было назначено несколько отрядом для разведки противника. В правый отряд 12 корпуса и был рекомендован Цесаревичем Великий Князь Сергий (под начальство генерал-майора Власенко). Отряд должен был переправиться через реку Кара-Лом и направиться к реке Ак-Лому для выяснения позиции турок у Кадыкиоя. Великий Князь Сергий был назначен быть находиться при орудиях конной батареи. На другом берегу реки Кара-Лом были отброшены турецкие разъезды. Вскоре турки открыли артиллерийский огонь. Каждое наше орудие выстрелило 10 раз. Князь проявлял хладнокровие и презрение к опасности. Солдаты тоже презирали смерть, шутили, следя за Князем, который не сгибался под турецкими снарядами, но следил за их полетом, провожая взглядом. «Я молился и думал о Мама, и Мама мне представлялась, как мой Ангел-Хранитель!» - признавался в дневнике Князь. За отличие при рекогносцировке у с. Кошево в братской Болгарии Сам Император Александр II отметил в своем Манифесте Цесаревичу заслуги Рущукского отряда: «Все усилия значительно превосходящего численностью неприятеля прорвать избранную Вами позицию в течение пяти месяцев, остались безуспешными». Осталось сказать, что полученную награду - орден Святого Георгия 4-й степени Князь пожелал, чтобы ему положили в гроб, что и было сделано.
Из обстановки боевых действий Великий Князь Сергий вынес веру в простой русский народ: «Чудный народ, наш руский народ, и можно верить, что нет в мире лучше солдата, каков наш солдат. Что за мужество, что за терпение».
При всем том, Великий Князь Сергий оставался застенчивым, стеснительным человеком. Историк М.М.Богословский отмечал некую странность Князя, когда он вместо того, чтобы вступить в дискуссию, через председателя объявлял свое мнение. Видимо, так он жалел людей, чтобы те не осмелились вступать в публичные споры с Представителем Дома Романовых. Да и Сергий справедливо считал, что в дискуссиях и спорах истина уж точно не рождается, а проявляется только в делах. «Он был удивительно начитанным и человеком очень высокой культуры» (Великий герцог Эссенский Эрнест Людвиг). Князь не стеснялся слушать других и учиться высокому, интересному, полезному, а, главное, спасительному. «Отчего я все чувствую так глубоко? Отчего я не таков, как все другие, не весел, как все? Я до глупости углубляюсь во все и вижу иначе… и не могу быть весел и безпечен», - признавался в письме к Великому Князю Константину Сергий. Но не быть, как все, - это и есть отличительная черта христианина в любые времена. Быть всегда с Христом, с Истиной – вот его задача и долг.
Иные и сегодня восклицают насчет того, что они де не видят святых в жизни, как будто святые должны подходить к ним и представляться насчет святости. Невидение святости – это духовная болезнь нашего времени. Несвятое и не может видеть Святость, не дано ему Богом такой дар. Но если грешник возьмется за свое спасение, то Святость непременно войдет в его душу, и он увидит всех святыми, кроме одного себя.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |