Вскоре после прихода в Преображенский полк, в так называемом «высшем свете» стали распространяться слухи о том, что де «брат Императора Александра III ведет предосудительный образ жизни». Говорили, что он «пьянствует», «богохульничает», «развратничает». Никто не приводил никаких конкретных фактов, никто не ссылался на собственные наблюдения, но повторенные многократно эти утверждения принимали характер «общеизвестной правды». Было предельно ясно, кто это делает и с какой целью. В сентябре 1883 года Великий Князь писал своему воспитателю Д.С.Арсеньеву: «Я все больше и больше убеждаюсь, что чем больше иметь сердца здесь, на земле, тем больше приходиться страдать и нравственно, и физически. Сердце ничего не стоит для людей, и они никогда его не ценят…» Технологии распространения самой наглой и бездоказательной лжи ныне распространены по всему миру в глобальном масштабе. Главное для клеветников – пустить слухи и обвинения ради своей пользы и выгоды, не приводя никаких доказательств. Но известно, что ложь и клевета унижают и вытесняют любовь, а люди сами становятся виной тех бед, которые с ними происходят. Увы, должно быть в этом мире попущено лжи, отец которой – дьявол, но горе тем, кто ее распространяет и тиражирует: лучше бы им было не рождаться на земле.
Дьявол с особенной силой напускается на тех, кто обладает редкими религиозными качествами и верно служит Отечеству. Происходит это по попущению Божию, чтобы утвердить человека в вере и стоянии в истине, чтобы душа подвизающегося отринула наносно внешнее и жила одним духовным внутренним, получая венцы от Бога. Божий столп, каким является Князь Сергий, непоколебим ни во времени, ни в Вечности. Кроме того, и другие люди, увидев, как зло преследует человека на земле, могли бы делать соответствующие выводы для себя, а именно: злоба духов поднебесных никого не оставит в покое на земле. Поэтому единственное спасение и исход – верить, любить и надеяться, беря пример с таких святых, как Великий Князь Сергий и Великая Княгиня Елисавета.
…Во второй половине ХIХ века в России открыто насаждалась (иного слова и не подберешь) прозападная «демократическая», либеральная идеология и культура. Христианская традиционная культура высмеивалась и вытеснялась безрелигиозным гуманизмом. Морально уничтожались и унижались не только государственные и политические деятели, но поэты и писатели христианско-монархического направления, преданные Святой Родине, Царю и верующему народу. После убийства Пушкина и Лермонтова открытой травле подвергся, например, гениальный поэт России Афанасий Фет. «В литературе, в самой школьной науке царствовали либеральные точки зрения. Нужно было особенное счастье и совершенно исключительное положение, чтобы не попасть под их влияние, со всех сторон гнавшее нас к революции», - констатировал бывший революционер Л.А.Тихомиров. Он же писал: «Разве Пушкин, Гоголь… не составляют доказательства, что величайший прогресс литературы совместим с самодержавной монархией?» И не только Пушкин и Гоголь, но и Батюшков, Лермонтов, Тютчев, Полонский, Достоевский и многие другие писали с Божественных позиций, то есть признания верховенства Царя Небесного и православных царей земных в жизни. Стоило незаконно захватить власть безбожным интернационалистам, как под откос пошло все, в том числе поэзия с прозой, которых из Марфы и Марии пытались обратить в зловещих Иродиаду и Саломею. Несогласных, само собой, ликвидировали. Так погибли поэты Блок, Есенин, Клюев, Клычков, Орешин, Ганин, Гумилев и многие другие. Произошло уничтожение христианской литературы и всякого искусства, и на ее месте воцарилась партийная и демократическая литературщина гуманистического толка. А где Бога нет, там ад, выдаваемый лукавыми людьми едва ли не за «рай». Миллионы голов, о которых предупреждал писатель Ф.Достоевский, сбылись и все ради социальных и политических химер, ради власти и денег, за которыми видны рожки лукавого.
В 1847 году Николай I издал Высочайший указ о создании в Иерусалиме Русской Духовной миссии. Эта миссия имела право на приобретение земельных участков и строительство на купленных участках. С 1856 по 1864-е годы в Иерусалиме действовал Палестинский Комитет, построивший русские постройки в центре Иерусалима. В 1864 году Палестинский Комитет был преобразован в Палестинскую комиссию. В 1889 управление всеми земельными участками и учреждениями было передано от Палестинской комиссии, созданному в 1882 году Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО).
Благодаря возрождению в нашей стране Палестинского Общества, во весь свой рост вышла и фигура его первого Председательствующего – Великого Князя Сергия Александровича. Святая Земля неразрывна связана с Династией Романовых и русским народом. Во все трудные и прискорбные обстоятельства жизни русские преклонялись перед Крестом и Гробом Господним, испрашивая прощения грехов и сил преодолеть скорби, беды, страдания. В этом смысле Святая Земля Палестины сомкнулась со Святой Русской Землей, став видимым и незримым сосредоточением спасения в последние времена.
Но интернациональная власть в России и тут наложила свою грязную лапу на то, что ей никогда не принадлежало, и было создано немалыми трудами русских. Генсек Хрущев большую часть недвижимости в Палестине продал Израилю...
Слава Богу, с падением безбожной власти в СССР, стало возрождаться и Русская Палестина. Так, в 2008 году России было передано здание Сергиева подворья. Напомним, что вначале здание называлось «Новое подворье», но затем, после трагической гибели Великого Князя Сергея Александровича Романова в феврале 1905 года, название изменилось на «Сергиевское подворье». На Сергиевском подворье находилось управление всеми русскими постройками, школами и больницами ИППО в Сирии и Палестине.
В результате переговоров главы Императорского православного палестинского общества С.Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме на котором усилиями Императорского православного палестинского общества построен российский центр культуры и науки. Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить Российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь Христианства - библейская смоковница, или дерево Закхея.
Интересно, что память святого Закхея празднуется Церковью 20 апреля. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил начальник мытарей Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:9, 10). По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской. На месте, где по преданию находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии в Иерусалиме Русской Православной Церкви. Святитель Григорий Богослов призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом» «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов.
Совсем недалеко от Москвы, так возлюбленной Князем Сергием, находятся Иордан, Сион, Елеон, Галилея, Вифлеем, Вифезда, крепостные башни - Гефсиманская, Давидов дом, Дамасская, Варуха, Иноплеменничья, наконец, Голгофа и Гроб Господень… Это Новый Иерусалим. Но очень многие и на своей родине могут назвать речку Иорданом, холм – Фавором, родник – Вифездой, дом – Сионской горницей, как это делал преподобный Серафим Саровский в пустыножительстве. Это поможет совсем по-иному относиться к окружающему, чтобы молиться, смиряться, терпеть, надеяться, помнить почаще о Боге и Страшном Суде.
Со временем, особенно в связи с трагическими событиями революционных переворотов в России и захвата в ней власти, стало понятно, что создание ИППО в Иерусалиме было сродни рождению духовного детища, которому было суждено расти и расти. И отцом этого прекрасного детища, несомненно, является Великий Князь Сергий Романов. Князь Сергий не сразу согласился встать во главе Императорского Палестинского Общества. Но после поездки на Святую Землю для него это стало вопросом личной веры. К Святой Земле тяготели и родители Великого Князя: Император Александр II и Императрица Мария Александровна. Святая Земля была и остается идеалом всякого верующего человека.
Еще до начала деятельности Палестинского Общества русские начали водворяться на Святой Земле. Известен своей деятельностью Архимандрит Антонин (Капустин), который купил знаменитый Мамврийский дуб, а затем принялся усиленно скупать участки земли, имеющие в каком-нибудь отношении важное для паломников значение, и устраивал приюты для них. 5 августа 1886 года все участки земли в Бет-Джале были принесены Архимандритом Антонином в дар Князю Сергию. «Чистые, благие и святые души Царевичей пленили меня. Это, несомненно, Она, высокая Боголюбица и смиренная Христианка, возрастила и сохранила их такими в усладу и похваление всем, ревнующим о духе, небе, Боге. Мир духу ее» (Архимандрит Антонин Капустин об Императрице Марии Александровне и ее сыновьях, Великих Князьях Сергие и Павле).
До конца своей жизни, 23 года, Великий Князь Сергий был во главе Православного Палестинского Общества. Палестина вошла в сердце князя Сергия, стала святым покровом его души. В его деятельности в Православном Палестинском Обществе проявилась вся его горячая, неподдельная любовь к Богу. Для Романовых и русского народа все, что имело отношение к Иерусалиму и Палестине, было, по меткому выражению Государя Императора Александра Третьего, «вопросом сердца».
Существует чудесное описание эмблемы Православного Палестинского Общества: «Палестинское общество имеет следующий знак для своих членов: Золотой крест. На нем щит, на белом поле которого золотая монограмма имени Христа между буквами Альфа и Омега. Кругом щита, на чёрной ленте слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Надпись на обратной стороне щита, на белом поле: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима»… Щит, это - Церковь, Иерусалим. Основание Церкви - крест. 2 стороны щита – 2 стороны Церкви. Передняя сторона щита – это белое поле с золотыми буквами, окруженное черною лентою, это – настоящая видимая сторона Церкви, основатель которой, Иисус Христос, как солнце в мире, сияет в ней Своим именем, пред которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних. Как человек, собирая мертвые буквы в одно целое, составляет из них живое слово, как Дух Святый, собирая смертных людей, составляет из них одно живое тело, которого Голова – Начальник есть Иисус Христос. В нем, в истинном Слове Божьем, черпают свою силу, премудрость и славу 24 апокалипсические старца, окружающие Его в белых одеяниях с золотыми венцами, как 24 буквы греческого алфавита от Альфы до Омеги. Но эта светлая часть воинствующей Церкви имеет и темную полосу зла: весь мир лежит во зле. Белое воинство Христа борется с этим черным злом. Каждый из них, неся крест терпения Христова и укрываясь щитом веры, исповедуемой Церковью, до конца стоит на поле брани. Не умолкну, взывает он, ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник. Другая, белая сторона знака, сокрытая от взоров людей, говорит нам о сокровище Царствия Небесного. О, воин Христов! Не бойся принять этот крест: по ту сторону его тебя ожидает вечное блаженство. Твоя непобедимая вера ведет тебя к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу. Там благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима. Эти две стороны Единой Церкви Христос соединяет Своим Крестом, убив вражду на нем. Своею кровию, пролитою на сем Кресте, Он примиряет земное с небесным, человека с Богом. Полагается и голубая лента с 2-мя красными полосками при сем знаке. Как эти две алые полоски небесной зари восходящего солнца пробиваются в замкнутой крестом голубой ленте ясного неба, так в вечном мире вечная взаимная любовь Бога и людей истекает из этого великого, чудного Креста Господня. Этот знак Православного Общества имеет в себе и образ Марии, Божьей Матери. На щите знака золотая монограмма Христа, это – на руках Своей Матери воплощенный Иисус, благословенный плод чрева Ея. Сам щит – Божественный покров, а белый цвет его – чистота и святость Приснодевы. В русском народе есть обычай вместе с крестом на груди носить и круглый образок Божьей Матери, т.е. каждый православный христианин, как бы член Православного Общества, член Небесного Иерусалима, носит на сердце его Божественные знаки».
Став во главе Общества в 1880-х годах, Сергий Александрович открыл в Палестине 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием. Удалось построить в честь матери Императрицы храм Марии Магдалины, небесной ее покровительницы.
Самое малое доброе дело, сделанное ради Бога, то есть безкорыстно и решительно, имеет высочайшую цену во Вселенной и многое может изменить. Об одном кающемся грешнике радуются все Небеса! Спаситель: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» Глава 15, ст.7). Один вздох к Богу, и все может поменяться. А у Великого Князя Сергия благочестивых дел были сотни, если не тысячи, но и он имел нужду в покаянии и помиловании. Свою собственную жизнь он ставил ни во что, смирившись до конца с волей Божьей.
Жизнь Великого Князя показала, что в ней не было ничего случайного. В 1888 году Николай II поручил Князю Сергею представлять Императорскую Семью на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду, который был построен Романовыми в память Императрицы Марии Александровны, много сделавшей при жизни для достойного присутствия Русской Церкви на Святой Земле. Храм находится у самой Елеонской горы. Красота и величие Святой Земли потрясли Великую Княгиню Елисавету. «Как я хотела бы быть похороненной здесь», - вырвалось у Княгини. Она подарила храму Евангелие, потир и воздухи. Посещение Святой Земли укрепило Княгиню в решении принять Православие. Более того, Господь исполнил ее молитвенное пожелание, ибо мощи Святой Преподобномученицы Елисаветы погребены именно здесь. Видите, как не одно благое пожелание человека Бог не оставляет без внимания и осуществляет его, если оно будет к пользе.
Как председатель Общества князь Сергий приложил много сил для коренного изменения ситуации с русскими паломниками в Святой Земле. Великий Князь Сергий не только открывал школы, в которых обучали местное население русскому языку. Он добивался, чтобы русский язык звучал в Иерусалиме и на Божественной литургии в Храме у Гроба Господня. В декабре 1885 года он обращается к Иерусалимскому Патриарху Никодиму с просьбой: «Есть одно обстоятельство, которое нельзя не признать существенно важным для духовных потребностей наших богомольцев в Святом Граде. Достигнув своих стремлений, понятно, им хочется помолиться по душе, внимая молитвенным словам на родном, знакомом им языке, но это им почти не удается. Они, конечно, могут слушать службу на русском языке в Троицком соборе на русских постройках, но Троицкий собор для наших поклонников не храм Гроба Господня, не Вифлеемский Вертеп, не погребальная пещера Богоматери, между тем на этих именно Святынях, кажется им, молитва их скорее дойдет до Престола Всевышнего». Такое отстаивание молитвенных интересов и запросов простого народа делает честь Сергию Александровичу, хотя наверняка эти просьбы для Священноначалия в Иерусалиме могли показаться странными и второстепенными. По свидетельству Архиепископа Димитрия (Самбикина), «…прежде всего Палестинское Общество озаботилось об улучшении и удешевлении путешествия русских богомольцев в Св. Землю… Оно с этой целью вошло в сношение с железнодорожными и пароходными обществами и достигло того, что наши богомольцы за крайне дешевую плату, с возможными для них удобствами, отправляются в Св. Землю: там их встречают с радушием, дают удобное помещение, крайне дешевый и хороший стол» (Архиепископ Димитрий Самбикин. Предсмертные мысли и думы о заслугах Православного Палестинского Общества. СПб., 1908, с. 8). В современном жизнеописании преподобного Кукши Нового (Одесского) есть фраза, выражающая удивление по поводу путешествия преподобного в 1894 году (кстати, на одном корабле вместе с Императрицей): «Как видно из рассказов о. Кукши, в то время его земляки - крестьяне часто имели возможность и средства путешествовать во Святую Землю». И это благодаря деятельности Палестинского общества.
По инициативе и на средства Сергия Александровича в Иерусалиме были произведены раскопки, давшие много ценных результатов. Под вековыми наслоениями был обретен порог так называемых «Судных врат», чрез которые шел с Крестом на Голгофу Господь наш Иисус Христос. На этом священном месте был сооружен храм во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского, в память Царя-Освободителя (святой Александр Невский являлся его небесным покровителем). Великие Князья также приобрели место на склоне Елеонской Горы, близ Гефсиманского сада, на котором вскоре на их средства был построен новый пятиглавый храм во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, в память благочестивой Императрицы Марии Александровны. Не своему имени, а Богу Князь Сергий посвятил всю свою жизнь и служение. Вспоминаются предсмертные слова Святителя Николая Японского (Касаткина), просветителя Японии и почетного члена ИППО: «Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет» А все-таки приятно, что именно тебой Бог пахал. Значит, и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить».
Совершенно неудивительным, но в то же время и чудесным выглядит тот факт, что, как мы уже говорили выше, после убийства Великого Князя Сергия именно Преподобномученица Елисавета возглавила Православное Палестинское Общество. Вот что об этом пишет, знавший ее, Митрополит Анастасий (Грибановский), являвшийся товарищем Председателя Московского отдела Императорского Православного Палестинского Общества): «Унаследовав от него (Вел. Князя Сергия – прим. авт.) председательство в этом Обществе, она подражала ему в святой ревности о Сионе и неустанных заботах о русских паломниках, устремляющихся в Св. Землю. Ея заветным желанием было самой приобщиться к ним, хотя она уже посетила ранее Святыя места вместе с покойным Великим Князем; но непрерывная цепь дел и обязанностей, усложнявшихся с каждым годом, мешала ей надолго оставить Россию для Святого града. Увы! Никто тогда не предвидел, что она приедет в Иерусалим уже по смерти, чтобы обрести здесь место вечного упокоения. Ея ум везде был на высоте ея сердца, и в палестинском деле она проявляла не только любовь и усердие к Святой Земле, но и большую деловую осведомленность, создававшую такое впечатление, как будто она непосредственно руководила всеми учреждениями Общества. В последние годы перед войной ее глубоко занимала мысль о сооружении достойного русского имени подворья в Бари с храмом в честь Святителя Николая (эта мечта святой Преподобномученицы исполнилась уже в наши дни, в том числе, благодаря ее небесной помощи – прим. авт.). Проект и модель этого здания, разработанный Щусевым в древнерусском стиле, находился всегда у нея в приемной комнате. Многочисленные доклады и приемы, разсмотрение разного рода просьб и ходатайств, поступавших к ней со всех концов России, и другия дела наполняли обыкновенно весь ея день, доводя ее часто до полного утомления. Это не мешало ей, однако, проводить ночь у постели тяжелобольных или посещать ночныя службы в Кремле и в излюбленных народом церквах и монастырях в разных концах Москвы. Дух превозмогал изнемогающее тело. Скрывая свои подвиги, она являлась перед людьми всегда со светлым улыбающимся лицом. Только когда она оставалась одна или в кругу близких людей, у нея на лице, особенно в глазах, проступала таинственная грусть – печать высоких душ, томящихся в этом мире. Отрешившись почти от всего земного, она тем ярче светила исходящим от нея внутренним светом и особенно своей любовью и ласкою. Никто деликатнее ея не умел сделать приятное другимъ – каждому соответственно его потребностям или духовному облику. Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися, что обыкновенно труднее первого. Не будучи монахиней в собственном смысле этого слова, она лучше каждой инокини блюла великий завет святого Нила Синайского: «блажен инок, который каждого человека почитает как бы богом после Бога». Найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было всегдашним стремлением ея сердца» («Светлой памяти Великой Княгини Елизаветы Феодоровны»).
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |