Нелегко приступать к теме священного брака таких Высокопоставленных и, тем более, Святых Особ, какими были и есть Великий Князь Сергий и Великая Княгиня Елисавета Федоровна. Слишком много грязи или, наоборот, забвения вылито противниками Святой Руси на них обоих. Особенно это касается Князя-мученика Сергия Александровича Романова. Расчет прост – лей грязь, что-то да останется в сознании людей, смотришь, и померкнет образ России, а с ним потускнеет и Святость. Знала ли об этом Чета Романовых? Конечно. Ведь Сам Христос сказал: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь».
Скромность и смирение Сергия и Елисаветы особенно проявились в браке, в котором ничего не скроешь и не спрячешь. Да и что прятать, если совесть и душа чисты, прежде всего, перед Богом. Все же чувства нужно беречь до конца и не открывать без нужды посторонним. Не сохранилась почти вся переписка Великого Князя Сергия с супругой, как и письма Великой Княгини Елисаветы до замужества. Утрачены ежедневные записи Князя Сергия с 1877 года по 1892 год… Ощущение такое, что ни Бог, ни сами мученики Романовы не собирались открывать никому самое дорогое в своей счастливом и одновременно непростом служении. Вполне возможно, что в этих личных записях было нечто, открывающее данный им обет жить в браке, как брат и сестра. Но и всего остального, что мы знаем об этом союзе любящих и верных сердец достаточно, чтобы преклоняться перед ними и брать посильный пример.
Июнь стал тем счастливым месяцем, в котором произошло ключевое событие в жизни Эллы и Сергия – заключение ими брака. О своем супруге Великая Княгиня Елисавета всегда говорила с большой любовью и с восхищением. Да, их семейная жизнь имела свои неизбежные трудности, но при этом было много романтики, тихого семейного счастья. «Тихая колея», «большое блаженство», «блаженный сон» - именно так говорил Великий Князь Сергий Александрович о времени, проводимом с любимой женой наедине. На протяжении двадцати одного года счастливого брака между ними была внутренняя духовная близость и удивительно доверительные отношения, основанные на преданной любви и нежной дружбе. Они обратили венчанный союз в Божью пристань отдохновения от зол мира, в своего рода молитвенный скит уединенности от многопопечения и житейской суеты. «Уж жене-то я ничего не умалчиваю, иногда бы и следовало смолчать, но я не могу и говорю ей все: тут ничего не поделать» - пишет Сергей Александрович своему брату в одном из писем. Супруги Романовы очень редко расставались, но когда это все же случалось, между ними завязывалась ежедневная переписка. Они отправляли друг другу телеграммы с пожеланиями доброго утра или доброй ночи, милыми фразами и обязательной припиской - «тысячи поцелуев».
Чистые души всегда ищут сродное себе. «Ищите общения с людьми чистыми, благородными, праведными пред Богом. Их очень немного, но они есть рядом с каждым из нас. Идите туда, где чисто, добро, свято…» - пишет Святитель Лука Крымский. Князь Сергий и Княгиня Елисавета нашли друг друга навечно. Их союз стал заветным островом успокоения и любви от житейских дрязг и помрачений, которых так много там, где собираются нераскаянные грешники. К Преподобномученице Елисавете и Великому Князю Сергию можно смело обращаться вступающим в брачный союз и супругам с молитвами о даровании семейного счастья. Ведь счастье семейной жизни вовсе не в детях, а в сохранении союза любви и верности до конца под управлением Господа. А даст Бог детей или нет в браке, на то воля Божия. И если Господь дает продолжение рода, то родителям необходимо сосредоточиться на религиозном воспитании своих детей, отдать им много времени и сил.
Великая Княгиня Елисавета Федоровна и Великий Князь Сергий Александрович немыслимы друг без друга. Говоря о Князе Сергия, всегда, тут же встает образ ее любимой супруги, и, наоборот, стоит заговорить о Преподобномученице Елисавете, как рядом с ней сразу представляется высокого роста Князь Сергий, пристально всматривающийся в нашу душу. Они настолько органичны, естественны и доступны, что нет никаких сомнений в том, что они святы и там, на Небесах, они уже навсегда вместе и неразлучно. Именно реально достигнутая Великокняжескими супругами святость и делает их нашими лучшими помощниками. На кого нам надеяться, как не на святых угодников Божьих, способных помочь нам в самых тяжких ситуациях и, казалось бы, в безвыходных положениях. Давно пора поставить памятник этой святой чете Романовых, как примеру верности Богу, Царю, России, как образец семейных отношений, особенно в утешение тем, кто, не имея детей, может и должен совершить подвиг любви, верности, духовного подвижничества.
Государство тогда может быть прочно, когда крепки в нем брачные святые узы. Ведь там, где двое или трое, во Славу Божию, там и Господь с ними, там малая церковь. Только в брачном союзе взаимной любви у человека может быть подлинное счастье. Дьявол лучше нас, людей, понимает это, поэтому многие усилия прилагает на разрушение брака и семьи, несохранение девства и чистоты. С другой стороны, силы зла всячески поощряют плотские извращения, блуд, похоть, чтобы люди не вошли в Царство Святости, не наследовали Жизнь Вечную. Для этого бесы всячески стараются через помыслы внедрить в сознание людей, что их… нет. Нет Бога, нет бесов, а что тогда есть? А есть я – гордость. И человек верит в эти сатанинские сказки, дает себя легко обмануть, не различая Добра и зла. Но в этом он виноват сам. Есть Слово Божие, без помощи Которого никто не сможет ни покаяться, ни получить дары Святого Духа, например, дар рассуждения, что есть зло, а что есть доброе, спасительное.
Советская безбожная власть фактически лишила граждан Таинства Брака и многого еще чего – исповеди, Святого Причастия, отпевания, Крещения и т.д.. Это самая настоящая духовная экспансия, какой не было до этого на Руси! Обещали «свободу», а она обратилась в тиранию; сулили «братство», но без Бога оно обернулось фикцией и коллективным лагерем; заманивали «равенством», а оно обернулось общей нищетой и выживанием; талдычили о «мире», но мир так и не наступал; наконец, вещали о «счастье», а люди продолжали горевать, страдать, болеть и умирать безследно. Так кто кого обманывал?! У верующего есть жизнь ради Бога в исполнении заповедей – не убий, не укради, почитай отца и мать, не лги и пр., есть шанс вечно жить с Богом, а у невера ничего нет – одна пустота и смерть.
Вот почему советское общество, не смотря на некоторые материальные достижения, было в духовном плане обречено. В народе говорят: «Без Бога на одном конце деревни будут строить, а на другом все будет разрушаться». Да, и как можно жить без Вечного идеала, да и зачем? Ни человека, ни семью, ни общество нельзя скрепить одними моралями и законами на человеческий непрочный лад. Одни грешники не могут исправить других гршников. Это дело одного Господа. Если человек обратится к Господу и станет исполнять Его заповеди, то Бог Сам берется помогать человеку покаяться и исправиться.
Поэтому в лице мучеников за Христа – Великого Князя Сергия и Великой Княгини Елисаветы мы видим образец личностных отношений в семье, пример исполнения семейного долга до конца. Эти пример и образец достойно увенчаны святостью от Бога. Мы можем молиться им и получать от святых Романовых утешение и помощь.
К сожалению, в советское время семья рассматривалась не как составная часть народа Божия – Церкви, но как безликая ячейка советского общества, занятого «строительством социализма и коммунизма». Поэтому нагородили такого, что до сих пор не можем разобраться. Но не так в Церкви нашей Святой. Если в семье будет исполнение заповедей Божьих, то она и будет крепкой, недоступной для злобы. Советская семья не могла во многом устоять от разрушительного духа времени. Для этого у нее не было духовных сил и поддержки Церкви. Союз молодых людей рассматривался, как союз только до гроба, а дальше мрак. Для чего любили, жили, трудились, страдали, неизвестно. Если для будущих поколений, то чем хуже их были все предыдущие умершие? Они что – не в счет? Жизнь обезсмысливалась, не имела великой цели. Брак рассматривался только в двух планах – получение удовольствий и работа. Церковный же брак подразумевает не одни чувства, намерения и дела, но служение во славу Святой Троицы. Церковный брак – это если хотите смирительная рубашка для родителей и детей, чтобы приобрести в браке кротость и смирение, чтобы находящие скорби преодолеть не своими слабыми силами, а с помощью Божией. Брак – это школа терпения, порой мучительная и опасная, так как враг постоянно пытается уловить в грех членов семьи, чтобы через него разрушить все святое и доброе. И вот эти разрушения мы часто, увы, видим вокруг себя – разрушенные судьбы, брошенные дети, усиление ненависти друг к другу. С прочными браками отодвигаются войны, и на первое место выдвигается всепобеждающая любовь к Богу и ближнему. Образец такой именно любви мы и находим в союзе Великой Княгини Елисаветы и Великого Князя Сергия.
Эта любовь, которой не страшна и смерть, развивалась у Сергея Александровича и Елисаветы Федоровны постепенно, хотя взаимные чувства наверняка вспыхнули сразу в их верных и добрых сердцах.
Для их обоих неприемлем был мир с его отступлением от Божественной Любви и занятиями только ради себя. Об этом так в свое время писал Великий Князь Сергий: «Какое существование ведем мы здесь! Боже мой! И вот хваленая английская жизнь! Какой материализм, думают только о том, как поесть и поспать, поспать и поесть!!! Целый день, право, ничего, ничего не делают, и это называется жизнь! Я дрожу…» (из дневника Великого Князя Сергея Александровича, 1875 г.).
После кончины матери Императрицы, гибели Императора отца и других утрат, в частности, старшего брата - Наследника Николая Александровича, Промысел Божий впервые сводит Князя Сергия и Дармштадтскую принцессу Эллу. После похорон Наследника Императрица Мария Александровна с младшими детьми заехала к родственникам в Дармштадт, и здесь юный Цесаревич впервые увидел новорожденную принцессу, свою будущую избранницу… Им был уготован нелегкий, но в духовном плане счастливый путь. Нередко пишут о трагичной «судьбе» Романовых, но это только на первый взгляд. Миллиарды людей ушли неизвестными в иной мир, они прочно забыты людьми и, увы, весьма многие и Богом в силу личного нечестия, но вот имена мучеников Романовых прославляются, им молятся и поклоняются с любовью и благодарностью. Что же может быть выше этого! А мы боимся взять на себя крест, боимся призвать в помощь Бога, боимся мучений, которые якобы «несет религия», и, в итоге, погибаем телом и душой. Да, жизнь христианина – не ровная дорога и не скатерть. Великий Князь Сергий пишет: «…молюсь, а не чувствую облегченья… Ходишь два раза в день в церковь каждый день – нет ни смирения, ни теплоты – подчас устаешь молиться… Я больше не могу, я извелся нравственно вконец, я на краю пропасти… Мне нужно излить тебе всю мою душу, чтобы ты разобрался в этом хаосе, - я больше ничего не понимаю, не разбираю…» (из письма Великому Князю Константину Константиновичу). Борьба со злобой требует всего человека и в этой борьбе христианин обретает неувядаемый венец правды от Бога.
В иных работах о жизни Преподобномученицы Елисаветы можно уловить некоторое пренебрежение происхождением супруги Великого Князя Сергия – мол, Дармштадтская принцесса. Но официальный титул Елизаветы Федоровны, перешедший всем гессенским принцессам, - герцогиня Великобританская и Рейнская. Хотя, конечно, по сути, дело не в родах и титулах, но в вере и любви человека, в его самопожертвовании. Все мы, смертные создания по телу, истощаемся в жизни, но одни ради себя, другие – ради Бога. Мать всем жертвует собой, вплоть до жизни, чтобы родился новый человек и потом воспитался добрый сын или добрая дочь. Например, мама Елизаветы Федоровны говорила: «Что бы с нами стало в этой жизни, если бы у нас не было веры и убеждения, что есть Бог, который царствует над миром и над каждым из нас? Я чувствую потребность молиться; я с удовольствием пою с моими детьми духовные песни, и у каждого есть своя любимая». Так и верующий в Святую Троицу, не жалеет себя ради всего доброго и готов положить душу за други своя. Если бы спросили сегодня принцессу Елисавету о том, изменила бы она что-то в своей мученической жизни, ответ был бы один – нет.
Между ноябрем 1883-го и маем 1884 года Князь Сергий уже в качестве жениха посещал Дармштадт для обсуждения деталей предстоящей женитьбы. В феврале 1884 года он поехал в Германию с дорогими подарками для невесты. Через несколько дней по прибытии Сергий писал брату Павлу: «Элла, если можно, еще красивее. Мы с ней много сидим вместе; по утрам она в моей комнате, и я ее немного учу по-русски, что очень забавно, даже заставляю писать. Между прочим, учу ее словам «Боже, Царя храни». Мы уже гуляем одни по всему Дармштадту». Так что, все доводы о том, что Князь Сергий есть «тень» святой Елисаветы – просто не состоятельны. Великий Князь был наставником своей невесты и руководителем ее духовной жизни в тех формах, которые более всего достигали цели при обоюдной любви. Еще до замужества Элла писала: «Все, кто его (Князя Сергия – прим. авт.) знает, любят его и говорят, что у него правдивый и благородный характер». «Принцесса Элла (будущая святая Елисавета) сразу почувствовала расположение к Русскому Князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю. Скромный и застенчивый, мужественный и целеустремленный в желании служить своей великой Родине, Сергей обладал утонченным художественным вкусом и врожденной музыкальностью. Гармония их душ и общность устремлений, готовность отдавать себя без остатка людям были поразительными! Влюбленность незаметно переросла в жертвенную взаимную любовь, тихую, сильную и вечную», (протоиерей Артемий Владимиров «Белый Ангел Москвы», М., 2009 год С. 11). Предпочтение Эллы Русского Царевича-Князя Сергия германскому принцу Вильгельму возвратилось ей яростной и грязной клеветой в отношении Князя со стороны будущего кайзера. Этот же кайзер сыграл роковую роль в развязывании мировой войны с целью ослабления и дестабилизации России, совершения в ней революционных кровавых переворотов. Но Германия сама поплатилась за эти, мягко сказать, «недружественные действия».
Брак – союз таинственный, Божественный и установленный Самим Богом. Поэтому не только за чистый и священный брак идет самая настоящая духовная война, борьба идет внутри самого брачного союза. И в ней победит тот, кто надеется на помощь Божию.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |