В апреле 1892 года Император Александр III в письме жене Императрице Марии Феодоровне, говоря о своих радостных отцовских чувствах, с грустью заметил: «Бедный Сергий и Элла, часто о них думаю; на всю жизнь лишены они этого великого утешения в жизни и великого благословения Господня». По каким причинам детей у Сергия и Эллы быть не могло, Романовы не распространялись. Это было не принято в воспитанном и православном Династическом круге. Многие склоняются к тому, что молодожены могли принять обет, чтобы жить, как брат и сестра. Такие случаи известны. Так жил со своей супругой Елисаветой святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Повторяем, это тайна брака раб Божьих Сергия и Елисаветы. Бездетность Великого Князя Сергия и Великой Княгини Елисаветы не может быть поводом для обвинения Супруга в «развращенности» и прочих грехах. Это великий грех обвинителей. Есть свидетельства, что Елисавета Федоровна, еще, будучи четырнадцатилетним ребенком, видя смерть от дифтерии родной сестры Марии и своей матери, горе самых близких людей в связи с этим, дает обет хранения девства. Таким образом, с детства Дармштадтская принцесса видит смерть и то, как непрочен видимый мир. Все это было подготовкой к несению особого креста во Славу Божью. Несение креста – для грешников тягло, а для чистых, светлых и кающихся душ – это дорога, полная света любви. И Князь Сергий с ранних лет видит то же самое – потерю самых близких и дорогих ему людей, и, понимая происходящее, тоже решается на подвиг хранения девства в месте со своей супругой. Вот почему на большинстве фотографий мы не увидим даже улыбки на лицах Сергия и Елисаветы Романовых. То дело, которому они посвятили жизнь, требовало максимальной жертвенности и преданности. Их детство закончилось слишком рано, а в юношеском возрасте они уже были духовными подвижниками, аскетами и благодетелями.
Есть еще одно обстоятельство, которое не учитывают узкопрагматичные специалисты по одним документам и фактам, а также далекие от церковной духовности люди – они не видят вокруг себя истинных подвижников, по сути святых еще в земной жизни, поскольку судят обо всем на свой лишь манер в меру своей собственной незрелости. Поэтому они смеялись и надсмехались над прямотой честностью Князя Сергия и над его вдовой Княгиней Елизаветой, отправившейся по зову сердца к убийце мужа. Но что им до этого, если они исполнили свой долг до конца. Все претерпев, они вошли в Блаженную Вечность и ликуют вместе с Ангелами.
В связи с этим не стоит отдельным исследователям безудержно стремиться углубляться в «тайны Дома Романовых», то есть лезть туда, куда их никто не спрашивает. Добрые дела Сергия и Елисаветы, один их внешний облик говорили сами за себя сильнее всяких доводов. Если бы Великая Княгиня Елисавета Федоровна предавалась семейному благополучию и придерживалась правил «высшего света», то вряд ли она смогла вместе с Сергеем сохранить ангельские черты облика, ту святость, которая светила в ней другим. Поэтому вполне логичным и единственным стало принятие Великой Княгиней после мученического конца мужа монашества. Это был закономерный исход всей ее целомудренной, в том числе и в браке, святой жизни, и по-другому и быть не могло. После гибели Князя Сергия Елисавета Федоровна уничтожила всю раннюю переписку с ним и унесла тайну их отношений в Вечность.
Есть недуховная манера жалеть о «падении Романовых», их «страшной погибели» и прочем, тогда как на самом деле дело Романовых торжествует, они прославлены в лике святых, и Россия продолжает существовать вопреки общему безудержному устремлению на грех и зло. Вот и Великому Князю Сергию и Великой Княгине Елисавете Господом был дан такой крест, чтобы они могли понести его и совершить предначертанное в Его Промысле. То, что понесли многие Романовы – гонения, отвержение, клевету, аресты, заточение и казнь, очень напоминает путь самого Христа на Голгофу. Царскую Династию Романовых распяли, но их гибель послужила воскрешению новой Руси, а, значит, и в помощь всему миру, чтобы те, кто хотел бы спастись, смогли спастись наверняка. Как и Спаситель мира, Царский род Романовых предпочел не борьбу за земные преимущества и власть, но, видя злобу и нераскаяние врагов, предпочел до конца сохранить кротость и терпение, молясь и за них. Такого духовного подвига в Царском роде и вообще в русском народе, мир еще не знал.
В 1883 году Великий Князь Сергий писал бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Как прежде я Вам это говорил, так и теперь повторяю - если люди убеждены в чем-либо, то я их не разубежу, а если у меня совесть спокойная, то мне passez-moi ce mot (с французского – «простите за выражение») - плевать на все людские qu’es qu’a-t-on (пересуды)... я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их». Можно напомнить, что братья Князя Сергия Романова и сестры Елисаветы Федоровны имели детей, что косвенно свидетельствует о дееспособности Сергия и Елисаветы. Конечно, может возникнуть вопрос – зачем же тогда Сергий и Елисавета создавали семью, если они не собирались иметь детей? Человеку, тем более, в обстановке «высшего света» и невозможности принять монашество, следует все же не быть одному, а вступать в священный союз семьи, ибо, где двое или трое собраны во имя Господне, там и Господь посреди них. Низшие плотские чувства и их удовлетворение – это не причина вступления в брак, а скорее его разрушение. На примере дивного союза Сергия и Елисаветы мы более всего убеждаемся в самом глубоком упрочении духовности в семье на пользу рода, общества, государства и Церкви.
В 1892 году Великий Князь Сергий составил завещание, в котором распорядился передать все имущество, после своей смерти и смерти Елисаветы, своим племянникам, детям брата Павла – Марии и Дмитрию.
Итак, принцесса Гессен-Дармштадтская Елизавета произвела сильное впечатление на всех, кто ее увидел в России. Друг ее жениха, Великий Князь Константин Константинович (известный поэт К.Р.) записал в дневнике: «...скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с Императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта...» Супружеская молодая пара вызывала всеобщее восхищение. Брак был явно благословен Богом, - это показала вся последующая жизнь Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны до самого их смертного часа. Бог готовил Своих избранников спасать других в условиях нарастающего сатанизма в мире и безбожия в высших кругах России. Анна Федоровна Тютчева благословила молодых Образом Пресвятой Богородицы «Трех радостей». Она писала Великому Князю: «Я бы хотела, чтоб Ваша невеста прияла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который столько веков являлся покровителем России и который вместе с тем и Ваш покровитель». Дело в том, что Образ этот в свое время был подарен ею матери Князя Сергия - Императрице Марии Александровне у раки Преподобного Сергия Радонежского. В этот день Князь Сергий был благословлен еще одним Святым Образом. Великий Князь Константин Константинович записал в дневнике: «Я был у него, когда он одевался на свадьбу, и благословил его образком с надписью «Без Мене не можете творити ничесоже».
Помолвке было объяволено публично 26 февраля 1884. Свадьба же состоялась в июне этого же года в Зимнем дворце. Сергей и Элла представляли Россию в 1887 году во время Золотой юбилей английской королевы Виктории. Бабушка и дедушка Эллы – английский король Вильгельм и английская королева Виктория не особо одобряли брак Сергия и Елисаветы. Они видели женихом любимой дармштадтской внучки Баденского герцога Фридриха. По иронии судьбы брак Фридриха Баденского с Хильдой Нассауской также окажется бездетным (одно время Фридрих учился в городе Фрайбурге). С домом Нассау другая история, связанная с Романовыми и… поэтом А.С.Пушкиным: Великий Князь Михаил Михайлович Романов женился в итальянском г. Сан-Ремо на графине Софье Меренберг (1868-1927), старшей дочери принца Дома Нассау Николая Вильгельма (1832-1905) от морганатического брака с графиней Натальей Александровной Меренберг (1836-1913), дочерью поэта А.С.Пушкина (1799-1833). Дочь Великого Князя Михаила Михайловича - графиня де Торби Анастасия Михайловна (Зия) (1892-1977) владела одним из самых знаменитых европейских замков Лутон Ху в Бэлдфоршире и собрала в собственном доме крупнейший европейский музей А.С.Пушкина. Венценосная свекровь графини де Торби Надежды Михайловны принцесса Дома Гессен Виктория (1863-1950) приходилась Августейшей сестрой Святой Государыне Императрице Александре II Феодоровне и державной внучкой королеве Великобритании Виктории I (1819-1901). К тому же не забудем, что мать Великого Князя Сергия родом тоже была Дармштадтской принцессой.
Мы говорили выше об осторожности обсуждения любого другого брака, тем более Венценосных Особ. Единственно, что нас заставляет говорить об этом – широко известная духовность и Князя Сергия, и Елисаветы Федоровны. Бездетность в браке случается и достаточно часто. Как говорят в народе, «не дал Бог детей». Страшно представить, что произошло бы с детьми мучеников Сергия и Елисаветы, ведь они вполне могли быть уничтожены в ходе революции и стать жертвами невиданного террора против русского православного народа, как стали ими другие дети Романовых. Например, у Великого Князя Константина Романова (поэта К.Р.) трое детей были казнены безбожниками, а четвертый еле скрылся от казни. Возможно, Бог оберегал Сергия и Елисавету еще от одного тяжелейшего горя. Видя, с какой ненавистью был уничтожен градоначальник Москвы, и его ни в чем неповинная супруга Елисавета – Ангел России, ясно, что сделали бы звери-нехристи с их потомством.
Снова и снова мы обращаемся не к истории так называемых «русских революций» в ХХ веке, а к совершенным переворотам власти в России сверху с дальнейшим порабощением остального народа новыми хозяевами жизни, не хотящим и слышать о Христе. Сами революционеры первые десятилетия не называли свои перевороты «революциями». Это уже потом, в оправдание своих массовых безчинств они придумают версию о «широком народном движении» (и якобы «мирном шествии советской власти»!) и «Великой русской революции», совершенной «восставшими массами рабочих и крестьян» против «ненавистных и зажравшихся Романовых». Якобы эти самые «возмущенные русские массы» и крушили свои же храмы, убивали вдруг в одночасье ставших ненавистными священников, уничтожали иконы, мощи и пр.. Отыскались, конечно, и подонки в массе народа, которым безбожная интернациональная власть, составленная из мирового отрепья, развязала руки для насилия. Кликни сейчас «свободу» крушить и ломать, охотников до убийств и грабежей найдется немало в любой стране. Вспомним волнения в США или военную операцию на Украине, приведшую к мародерству украинцев в своей же стране, да хоть где – все начинается с грабежей и убийств невинных людей, чтобы придать кровавую сатанинскую сакральность совершаемым злодеяниям.
До поры до времени Романовы сдерживали натиски врагов России, как извне, так и изнутри и сдержали бы, если бы не развязанная против России Западом первая мировая бойня, целью которой было уничтожение максимально большего количества христиан, ослабление Православной России и совершение переворота во власти. Эту же цель Запад ставил и во второй мировой бойне. Совершающиеся сегодня события также свидетельствую о стремлении Запада покончить с Россией и оставить ее самостоятельность и духовное влияние в прошлом.
Наступление сил зла на Святую Русь изнутри и особенно снаружи идеологи Запада, да и у нас кое-кто, оценивают, как «наказание русского народа за особые его грехи», как «особую виновность русских перед Богом» и т.д.. Но в Священном Писании мы читаем иное: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Так убеждали и праведного Иова «друзья», что, мол, за грехи все тебе и попущено, чего же другого было ожидать… Этим они по сути обвиняли и оскорбляли святого. Так и Русь, по попущению Божию, подверглась особому сатанинскому воздействию совсем с другой целью, чем говорят российские и мировые пропагандисты по заказу, а именно: произошла проверка Руси на Святость, на решимость стоять в любви и правде до конца. Оказавшись на собственном гноище, потеряв почти все, что имела до этого, Русь не переставала уповать на Всевышнего. Россия, потеряв в неважном материальном, приобрела гораздо большее – Россия узрела Бога в страданиях со своего Креста. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Царь Николай Второй, родившийся в праздник почитания праведного Иова, больше других понимал, что несет с собой особый мощный натиск зла на Россию и готовил Ее к обессиливанию зла силой любви. Он не имел права стать причиной еще большего кровопролития в стране и в мире, поэтому по отнятии от него правления предпочел принести себя в жертву за Русь. Он с легкостью бы мог заявить о насильственном отрешении его от престола. Но это объявление стало бы негласным призывом к братоубийственной войне и массовому кровопролитию. К тому же Семья Царя уже к тому времени находилась в заложниках у переворотчиков. Царь еще надеялся, что люди опомнятся, придут в себя, покаются, но этого не случилось. Врагам же Святой Руси и Православия мало было одного Царя и его Семьи, уничтожения Царствующего Дома Романовых, они намеревались перевернуть всю Россию и залить ее кровью, чтобы как можно на больший срок подчинить ее мировым силам зла и терроризма, готовящим приход сына погибели.
Что же в итоге стало с Россией, если она пошла путем ветхозаветного Иова или Самого Господа, взошедшего на Голгофу по зависти Его врагов? Правильно – воскресение, восстановление попранного и торжество Истины! Бог поругаем не бывает.
Весьма примечательно, что у Великой Княгини Елисаветы Федоровны «не было и тени озлобления против неистовств толпы. «Народ – дитя, он не повинен в происходящем, – кротко говорила она, – он введен в заблуждение врагами России». Не приводили ее в уныние и великия страдания и унижения, выпавшия на долю столь близкой ей Царской Семьи. «Это послужит к их нравственному очищению и приблизит их к Богу», – с какой-то просветленной мягкостью заметила она однажды» (Митрополит Анастасий Грибановский «Светлой памяти Великой Княгини Елисаветы Федоровны»). Вот доказательство того, что на самом деле произошло в России в 1917 году – не народное восстание и бунт, не революция, а обыкновенный переворот сверху кучки предателей, приведшей к власти оголтелых интернационалистов, не знавших ни к кому жалости. Помните, как «вождь мирового пролетариата» требовал дать им организацию революционеров, чтобы перевернуть всю Россию…» Но создалась совершенное другое и Небесное: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца» (Апок. 7, 9. 14).
Семейную жизнь Великий Князь Сергий начинает с посещения Троице-Сергиевой Лавры, испрашивая у мощей Игумена Земли Русской благословления на нее и преодоление неминуемых скорбей. И, конечно, он не перестает мысленно обращаться к усопшим Родителям, чтобы те на небесах молились за него и Елисавету. «Я знаю, - писал Сергию К.П.Победоносцев, - Вы храните глубоко в сердце благоухающую память Ее (Матери-Императрице Марии Александровне – прим. авт.). Она теперь, конечно, за Вас молиться. Вот Бог послал Вам жену милую, которая, думаю, была бы по сердцу Ей – многие видят в ней – и я вижу тоже – как бы отражение изящного образа усопшей Императрицы». Все земные сокровища – ничто по сравнению с душой верной, любящей, чистой, украшенной небесными добродетелями.
Неправда, что только Преподобномученица Елисавета являлась драгоценнейшим и уникальным украшением Сергия. Иначе бы она не написала следующего Государю Николаю Второму Мученику: «НАДЕЮСЬ, ГОСПОДЬ ДАСТ МНЕ СИЛЫ, ЧТОБ НИКТО НЕ МОГ СКАЗАТЬ, ЧТО Я ОКАЗАЛАСЬ НЕДОСТОЙНОЙ ВОДИТЕЛЬСТВА ТАКОГО ИСТИННО БЛАГОРОДНОГО И НАСТОЯЩЕГО ХРИСТИАНИНА»
Вот высшая оценка человека в жизни – каков он не в в суете и в мнениях людей, а каков он на самом деле – в мыслях и в делах христианин! Великий Князь Сергий, без всякого сомнения, примером оказал самое благотворное влияние на перемену веры своей супруги, которая могла бы и не принимать Православие, но тогда бы она не стала такой, какой мы ее знаем и которой молимся, как святой.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |