Супруги Романовы в 1888 году посещают Святую Землю. Но это был и Киев, и Константинополь, и Дамаск, и Бейрут, и Ефес, и Палестина. Сергий и Елисавета посещают Назарет и поднимаются на гору Фавор. Принимает будущих мучеников Святой град Иерусалим, И Сам Христос – первый Мученик за всех людей благословляет Своих чад, делая их пути прямыми и безбоязненными. По случаю освящения нового храма Святой Марии Магдалины, Елисавета Федоровна преподносит храму собственноручно вышитый ковер, положенный перед жертвенником. Великокняжеская чета дарит также священные сосуды, воздухи и Евангелия. Эти святые реликвии будут участвовать в Божественной Литургии в мае 1982 года по случаю перенесения в храм мощей Преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. Бывшая протестантка становится русской Благоверной Княгиней, удостоенной мученичества за Христа. Ей молятся миллионы людей и получают по сердцу просимое. Сама Преподобномученица Елисавета Федоровна признавалась отцу в письме: «Земное счастье я всегда имела – когда была ребенком в моей старой стране, а как жена – в моей новой стране. НО КОГДА Я ВИДЕЛА, КАКИМ ГЛУБОКО РЕЛИГИОЗНЫМ БЫЛ СЕРГИЙ, Я ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ОЧЕНЬ ОТСТАВШЕЙ ОТ НЕГО, И ЧЕМ БОЛЬШЕ Я УЗНАВАЛА ЕГО ЦЕРКОВЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ Я ЧУВСТВОВАЛА, ЧТО ОНА ПРИБЛИЖАЕТ МЕНЯ К БОГУ»
Так вот, оказывается, что дает собрание верующих в Святую Троицу людей – Церковь: вовсе не земные преимущества и приоритеты, не влияние, не решение сиюминутных и вообще личных задач и проблем, а реальное приближение к Богу, водворение внутри верующего сердца Самого Царство Божия, с Которым и разрешаются, причем единственно правильно и верно, все трудности и радости. Сам же Князь Сергий по смирению относил принятие супругой Православия чудом, сотворенным молитвами его усопшей Матери-Императрицы Марии Александровны.
Духовное единение супругов Сергия и Елисаветы Романовых, а это в браке главное, весьма показательно для тех, кто унывает и ропщет, потому что дел любви всегда очень много, а времени земной жизни для их осуществления отпущено мало. Особым образом единодушие супругов проявилось в осуществлении дел милосердия во время нахождения Сергея Александровича на посту Генерал-губернатора Москвы. Сразу после вступления в новую должность в 1891 году Великий Князь Сергей обратил внимание московского Митрополита Иоанникия на то, как много в столице детей, оставшихся без попечения родителей. В апреле следующего года в генерал-губернаторском доме на Тверской было открыто Елизаветинское общество попечения о детях. При 11 городских благочиниях стали действовать 220 комитетов общества, повсюду организовывались ясли и детские приюты. Уже в конце апреля в приходе Рождества Богородицы в Столешниках открылись первые ясли на 15 детей грудного возраста, взятые под особое покровительство Великого Князя Сергея. Оба супруга помогали всем новым яслям и садам. Для беднейших детей устанавливались их именные стипендии. Сделавшие добро хотя бы одному человеку, делают это Самому Спасителю Человеколюбцу.
Что касается семейной трагедии в семье брата Сергия – Великого Князя Павла, то и Сергий, и Елисавета проявляют великодушие к их детям и берут их на воспитание к себе. Пути Господни неисповедимы - однажды вместе с братом в Ильинское приехала погостить его двадцатилетняя жена Александра Георгиевна, бывшая на сносях. После прыжка с лодки и удара об нее, у Великой Княгини начались преждевременные роды, она впала в кому. Сына удалось спасти, но сама она умерла. Сергей Александрович был безутешен, виня себя во всем происшедшем. Князь сам ухаживал за родившимся Дмитрием Павловичем: укутывал новорожденного ватой, клал его в колыбель, согреваемую бутылками с горячей водо, купал младенца в специальных бульонных ванночках, как рекомендовали врачи. И ребенок не был потерян. По сути дела Князь Сергий спас младенца! Это ли не великое благодеяние, совершенное в сердечной простоте христолюбивым Князем. Впоследствии Сергей Александрович немало занимался судьбой Дмитрия и его старшей сестры Марии. Всегда приглашал их на лето в Ильинское или в свое второе имение Усово и прилагал все старания, чтобы они чувствовали себя там, как дома. Когда Павел Александрович заключил морганатический брак с мадам Пистолькорс и был из-за этого удален из пределов Империи, Сергей Александрович с супругой стали приемными родителями Дмитрия и Марии.
Эта история имеет продолжение и мученический конец, поскольку сын от брака мадам Пистолькорс и Великого Князя Павла – Великий Князь Владимир Палей, став блестящим поэтом, был казнен безбожниками в Алапаевске вместе с Великой Княгиней Елисаветой Федоровной. Его отец и брат Сергия Александровича - Великий Князь Павел Романов был расстрелян вместе с другими Романовыми в Петропавловской крепости, как заложник «за убийство Клары Цеткин и Розы Люксембург». Что может быть еще нелепее этого довода озверевших от крови интернационалистов.
Снова и снова мы обращаемся к истокам жизни Великого Князя Сергия, чтобы почтить, как его самого, так и тех, кто был с ним душой и сердцем. Еще и еще раз мы убеждаемся в том, что только христианское воспитание в семье может дать богатые духовные плоды и даже новых святых. Без сомнений, крепкой верой в Христа Князь Сергий во многом обязан своей замечательной матери. Мария Александровна была необыкновенной в религиозном отношении личностью. Еще великий поэт Ф.И.Тютчев так отзывался о ней: «Кто б ни был ты, но, встретясь с ней, Душою чистой иль греховной Ты вдруг почувствуешь живей, Что есть мир лучший, мир духовный».
Государь Александр Третий признавался о своей матери: «Если есть что-то доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно дорогой милой Мама… Мама постоянно нами занималась, приготовляя к исповеди и говенью; своим примером и глубоко христианскою верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама, мы все братья и Мари сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру, и Церковь. Сколько было разговоров самых разнообразных, задушевных: всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения»
Таким образом, Князь Сергий, будучи обетным ребенком, вырастал в особой церковной атмосфере, окутанной Святостью. Святость – это не безгрешность, Она связана с осознанием множества своих грехов, а, значит, со смирением, кротостью и покаянием. Характерно, что близко знавшая Императрицу А.Ф.Тютчева заметила: «Она единственная из тех, кого я знаю, называет добро добром, а зло злом. Кажется, будто Она уходит в себя, в собственный внутренний мир, чтобы спастись от мира внешнего, чуждого ее душе». Именно таким и был в жизни ее сын Великий Князь Сергий – чистым, сосредоточенным и неизменно устремленным на все Божественное и Священное. Он ведь тоже знал о заповеди Господа всем любящим Его и ищущим Царства Небесного: не любить мира и того, что в мире, ибо мир лежит во зле. Фрейлина Императрицы и воспитательница Великого князя Анна Федоровна Тютчева записала в своем дневнике о трехлетнем Сергее: «Государь подвел обоих младших детей к Иконам и к Причастию. Сергей клал поклоны после сестры и был очень благоразумен. В этот раз он не плакал, хотя сильно покраснел от волнения. Он только раз или два забывался и начинал громко говорить: «Сергей помнит этот дом. Какие большие свечки!»… » В 1861 году, когда Великому Князю было всего четыре года, он посещает с сестрой, Великой Княжной Марией Александровной, Саввино-Сторожевский монастырь и его скит. Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевкин) вспоминал: «Мы остановились в роще у самой лестницы, ведущей к пещере. Резко запели малые здешние колокола. Внизу Великого Князя братия встретила с крестом и святой водою. Я ввел в пещеру Князя и Княжну, рассказал им, что сюда Преподобный удалялся на молитву, что здесь молились их родители, помолился с ними и дал им по иконе «Преподобный в пещере». Отсюда взошли в церковь, где я прочитал перед храмовою иконою молитву преп. Саввы». В жизни Великого Князя многократно проявлялась его искренняя любовь к Богу и Церкви не столько с обрядовой стороны, но внутренним сердца человеком.
В мае 1866 года Сергей Александрович приезжает с родителями в Первопрестольную - и радостные москвичи, приветствуя Императорскую Семью, забросили в окно его кареты Святую Икону, как своего рода Священное благословение всей Москвы на особый подвиг. Слуга же дьявола и все, кто за ним стояли, в безсильной злобе швырнули в карету Великого Князя бомбу. Но убив тело мученика, они ничего не могли сделать со святой душой Великого Князя.
Известно, что Великий Князь Сергий и сам дарил Иконы. Так, во время своего второго паломничества в Святую Землю он поднялся на гору Фавор, помолился, взял с собою с горы камешек и принес в дар греческому храму на Фаворе икону Преображения Господня с именной надписью.
Само собой разумеется, что такая религиозность не может не воздействовать на других людей, ибо сказано Самим Господом, что «никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк., 36 зач., 8, 16–21). Вот таким чистым светильником Божьим и был в своей жизни Великий Князь Сергий. Разумеется, тьма ненавидит свет и носителей света старается оболгать и погубить. Но происходит наоборот: души убиенных мучеников отходят к Господу и воцаряются в Царстве Небесном, получая особую силу помогать другим. «Кто соблюдает закон, тот умножает приношения, кто держится заповедей, тот приносит жертву спасения». Великий Князь стал такой жертвой, Агнцем Божьим за других, чтобы умножалась любовь, а не разделения и ненависть. Он не желал смерти, но готовился к мученическому исходу из этого мира злобы, разделений и скорбей. Но, как ни странно это прозвучит, мученического конца еще нужно удостоиться.
Те, кто жизнь обращают в служение Богу, не думают о личной святости или обращении других в святость. Они просто не могут жить без Бога. И когда есть такое доверие к Богу, то многое в жизни разрешается к пользе души. Князь Сергий знал о том, что женится на протестантке и переживал за будущность своей супруги. Это ведь не шутки, когда знаешь, что Царство Небесное не наследуют вне Православной Церкви. Поэтому ему, человеку последовательному и искреннему в вере, пришлось многое перетерпеть, проявить крайнюю и многолетнюю деликатность, смирение.
В письме от 11/23 января 1891 года к брату Эрнесту Великая Княгиня Елисавета признавалась: «Не думай, что только земная любовь привела меня к этому решению, хотя я и чувствовала, как Сергей желал этого момента, и я знала много раз, что он страдал от этого. Он был настоящим АНГЕЛОМ ДОБРОТЫ. Как часто он мог бы, коснувшись моего сердца, привести меня к перемене религии, чтобы сделать его счастливым; и никогда, никогда он не жаловался; и только теперь я узнала через жену Павла, что у него были моменты, когда он приходил в отчаяние. Как ужасно и мучительно сознавать, что я заставила многих страдать: прежде всего - моего родного, моего любимого мужа». В письме от 18 апреля 1909 года к Императору Николаю II Княгиня Елисавета делится следующим: «Ты пишешь о духе прелести, в который, увы, можно впасть и о котором мы часто говорили с Сергеем. Когда я была протестанткой, Сергей, с его большим сердцем и тактом, никогда не навязывал мне своей религии; то, что я не разделяла его веры, было для него большим горем, но он находил силы стойко переносить его - благодаря отцу Иоанну, который говорил: «Оставьте ее в покое, не говорите о нашей вере, она придет к ней сама». Слава Богу, все произошло именно так. Сергей, который знал свою веру и жил по ней настолько истинно, насколько может настоящий Православный Христианин, и меня (так) возрастил и, благодарение Богу, предостерег от этого «духа прелести», о которой ты говоришь».
Вот еще одно признание святой супруги Елизаветы: «Пусть люди кричат обо мне, но только никогда не говори и слова против моего Сергея. Стань на его сторону перед ними и скажи им, что я обожаю его, а также и мою новую страну и что таким образом научилась любить и их религию...»
Что же делают те, кто до сих пор лгут на Великого Князя-мученика Сергия? Они становятся клеветниками Святости, в частности Преподобномученицы Елисаветы, просящей ни одного не то что худого, даже праздного слова не говорить о ее благочестивом, святом муже. А это уже страшно – впасть в руки Бога Живого…
Все эти искренние признания, сделанные с большой любовью, говорят об одном – личность Великого Князя Сергия была и остается уникальной и неповторимой. Более того, оказавший такое религиозное влияние на жену - будущую Преподобномученицу мог только чистейшей души человек, воистину АНГЕЛ ДОБРОТЫ, борец за Божью Правду. Сама Елизавета Федоровна писала в письме Великому Князю Павлу о супруге: «Он святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь».
Одними этим признанием можно подвести жирную черту над всеми нелепостями, домыслами и хулами, которых возвели на Сергия и Елисавету злые и лживые языки. Верить им, значит, ни во чтавить себя, других людей и Россию. Вышеприведенные свидетельства лучше всяких слов говорят сердцу о том, каким духом жили Романовы, за что Они удостоились мученического венца и почему были причислены к лику святых Вселенского Православия.
Пусть одни еще не верят Богу и Его святым, а другие, наоборот, почитают и Бога, и святых, стараясь подражать по силам их подвигу. Все откроется с нашим уходом с земли и проверятся наша вера или безверие.
Вот что пишет Преподобномученица Елизавета Федоровна Императору Николаю II в 1891 году: «Милый Ники, в первых строках, которые я посылаю тебе в Новом году, сообщаю новость, которая, я надеюсь, доставит тебе удовольствие. Я, наконец, решила принять вашу религию и хочу сделать это до Пасхи, чтобы иметь возможность причаститься в Страстную седмицу. Я предпринимаю важный шаг, так как после него начнется новая жизнь, и я надеюсь, Бог благословит это решение. Ты помнишь день нашего разговора на балконе во дворце - впервые, когда ты заговорил о Пелли. Это был значительный день и для меня, так как позднее Сергей в первый раз заговорил со мной о своей религии. Я сказала, что мне хотелось бы знать больше. С того времени прошло полтора года, и прошлым летом я много читала вместе с ним, но потом снова пришли долгие месяцы сомнений и безпокойств. Я всегда желала в глубине сердца оттянуть это. Я уже принадлежу к вашей религии - но, увы, я очень плохая, у меня нет достаточно сил, нет достаточно веры. Наконец, я почувствовала, насколько дурно было бы воздерживаться от болезненных объяснений с моими старыми друзьями, но продолжала перед лицом мира, во внешних проявлениях, быть протестанткой, хотя моя душа уже принадлежала к Православной вере. Я лгала Господу Богу и людям, а это очень большой грех, и я это отвергла… С нежным поцелуем от Сергея и меня, твоя любящая Элла»
Сегодня иные утверждают, что «ничего такого страшного нет в том, что одни люди – католики, другие – протестанты, третьи – православные, четвертые – монофизиты, пятые – баптисты» и пр. - «лишь бы де быть христианами». Но Христос не везде и всюду. Его нет в человеческих учениях и, тем более, в заблуждениях и ересях. Христос в Православной Церкви, наиболее верно и последовательно хранящий чистоту веру. Поэтому переход из инославия (а течений в нем сотни!) в единое Православие представляет большую трудность, ибо вне Православия нет покаяния, а есть мнительность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Князь Сергий совершил духовный подвиг, своим примером показав преимущества Православия над инославием, а преимущества эти – богоподобные смирение и кротость. И на фото мы видим не жесткость и холодность Князя Сергия, а скрываемые от досужих глаз кротость и смирение.
13 апреля 1891 года в Лазареву Субботу состоялось Таинство Миропомазания Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и принятие ею Православной веры. «Элла объявила Сергею, что после долгих колебаний, зрелого размышления, сомнений и нерешительности она заметила в себе убеждение в правоте нашей веры и что теперь ни доводы, ни упреки, ни угрозы не могут поколебать его» (Из дневника Великого Князя Константина Константиновича. 29 января 1891 г.). Вот так бы и нам проявлять решительность, чтобы ничто и никто не смог поколебать нашу веру в Христа, чтобы не пойти широкой дорогой по удобным житейским путям в погибель. «В Вербную Субботу 13 апреля произошло присоединение Эллы к Православной вере. Служба и обедня были в церкви Сергея и за обедней Элла приобщалась. Вся церемония на всех присутствующих произвела глубокое впечатление; я должен сознаться, что был глубоко проникнут серьезностью и знаменательностью этого события, и чувствовалась близость и участие чего-то таинственного и присутствие самого Господа! Элла очень хорошо читала молитвы, а некоторые и говорила наизусть. Да, это отрадное событие, порадовавшее меня глубоко, и я придаю ему особую важность в настоящее время» (из письма Императора Александра III Цесаревичу Николаю).
Таинство прошло в домашней церкви во имя Рождества Христова Сергиевского дворца, в котором проживала Великокняжеская Чета в Петербурге. Присутствовали только самые близкие люди: супруг, подруга Княжна В.В.Голицына, Император Александр III, Великий Князь Константин Константинович Романов, будущий Император Николай II. Восприемницей Великой княгини стала Императрица Мария Федоровна. Великое Таинство Миропомазания совершил протопресвитер, отец Иоанн Янышев. Великая Княгиня сохранила имя, данное ей при крещении в лютеранстве, - Елизавета, но избрала новую небесную покровительницу - Святую Праведную Елисавету, мать Крестителя Иоанна Предтечи. После Миропомазания Император Александр III благословил свою невестку Иконой Спаса Нерукотворного. Икона подложена малиновым бархатом, на золотой дощечке выгравирована надпись: «Вербная Суббота. 13 Апреля 1891 года». Этот Образ Великая Княгиня свято чтила, именно эта Икона была при ней в момент мученической гибели в 1918 году. В память о радостном событии Великий Князь Сергей Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот» (Ин. 4:6) «Не бойся, токмо веруй» (Лк. 8:50). И уже в Великий Четверток Великокняжеская Чета впервые причащалась Святых Тайн вместе. Это был праздник радости и любви!
Таким образом, Великий Князь Сергий действительно взрастил прекрасную святую лилию Православия, ставшую образцом христианского служения для всех живущих на земле. А это и есть, в свою очередь, неложное свидетельство о святости жизни Великого князя Сергия! И никаких других свидетельств больше не требуется совсем. Именно через живой, личный пример своего мужа усваивала будущая Преподобномученица Елисавета красоту и истинность Православной веры. В письме к отцу из Петербурга 8/20 марта она писала: «Земное счастье я всегда имела - когда была ребенком в моей старой стране, а как жена - в моей новой стране. Но когда я видела, каким глубоко религиозным был Сергий, я чувствовала себя отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу. Это чувство трудно описать». Это подтверждает неоспоримую истину – стоит человеку захотеть быть в Церкви, а не в сомнительных сообществах, как Сам Бог идет к заблудшему дитю, встречает его и радуется ему, как самый добрый Отец. Церковь – это Радость, связанная с исцелением от греха, чтобы человек приобщился к Святости и Вечности. А исцеление не бывает легким. Без помощи Божией никак нельзя уврачевать греховные язвы и болезни.
Главное духовное средство для духовного исцеления в Церкви – взаимная любовь. Смотрите, как ожесточаются сердца заядлых грешников, не хотящих никакого покаяния – они становятся последовательными врагами Церкви, намеренно отвергая исповедь и Причастие. Это область самого настоящего ада еще на земле. Посмертная участь их ужасна. Не так верующие в Христа люди, которым Бог помогает спастись от ада и войти в Царство Небесное. Таковые счастливцы мирны, кротки, смиренны, не мыслят и не делают зла. Они – агнцы Божии.
«Он рассказывал мне о своей жене, восхищался ей, хвалил ее. Он ежечасно благодарит Бога за свое счастье», - вспоминает князь Константин Константинович, родственник и близкий друг Сергия Александровича. Кроткую голубицу издалека видать. Главное - вспорхнуть к Небу, чтобы полет был прекрасный и незабываемый! Великий Князь действительно обожал свою жену, причем не только за внешнюю, но, главным образом, за внутреннюю красоту. Он дарил ей, как любимому и невинному существу, подарки по поводу и без него. Обходясь с ней временами строго, в ее отсутствие он не мог нахвалиться Елизаветой. В будущем румынская королева Мария вспоминала: «Дядя часто был резок с ней, как и со всеми другими, но поклонялся ее красоте. Он часто относился к ней, как школьный учитель. Я видела восхитительную краску стыда, которая заливала ее лицо, когда он бранил ее. «Но, Серж…» - восклицала она тогда, и выражение ее лица было подобно лицу ученицы, уличенной в какой-нибудь ошибке». Все это выглядит искренне, трогательно, нежно, запоминающе.
Вспомним слова самой Елисаветы Федоровны, написанные ею будущему Императору Николаю II в 1889 году: «…Вера и любовь многое могут. И если вы верите в Него (Бога – прим. авт.) и нуждаетесь друг в друге, все будет хорошо. Много нежных поцелуев от Сержа и любящей тебя Тетеньки».
Путь праведников в этом митре труден. Многие скорби им от плоти, мира и дьявола, но от всех их освободит Господь. Вопреки распускаемым и тогда и даже до сего дня слухам, брак Сергия и Елизаветы был по-настоящему счастливым, потому что в нем соединились подлинные чувства и любовь. В день десятилетия супружеской жизни, которое пришлось на разгар русско-японской войны, Великий Князь Сергий записал в дневнике: «С утра я в церкви, жена - на складе (склад пожертвований для воинов – прим. авт.). Господи, за что мне такое счастье?» У Великой Княгини Елисаветы Православие было синонимом ее мужа – настолько он был в вере совершенен, мудр, прост и естественен. «Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем», - признавалась она в письме к родным. Великая, полная радость была у Князя Сергия, когда его жена приняла решение о переходе в Православие! (в течение 7 лет душа Княгини созревала для судьбоносного решения). Он был тронут до слез: «Великая Княгиня по собственному внутреннему побуждению решила присоединиться к Православной Церкви. Когда она сообщила о своем намерении своему супругу, у него, по словам одного из бывших придворных, «слезы невольно брызнули из глаз»…» (Архиепископ Анастасий Грибановский. Светлой памяти Великой княгини Елизаветы Феодоровны. М., 1995, с. 71).
Вот настоящий Князь Сергий! Как бы святой человек не скрывал своих чувств, своей веры в силу смирения и кротости, в том числе и посредством юродства, они однозначно проявляются в его делах, в отношении к Богу и к ближнему. Если Князь Сергий не меньше трех раз причащался Святых Христовых Тайн в неделю, то кто он, как не преславный воин Христа и доблестный рыцарь Православия! Люди, далекие от настоящей веры по одному внешнему пытаются судить о личности, тем более, такой заметной, как Великий Князь. Смиренность и сдержанность они принимают за холодность и чопорность, высказывание напрямую правды - за резкость, молчание - за игнорирование и т.д.. Извращенный в житейском ум ищет подобное себе в каждом человеке и находит: вору все люди представляются ворами, для пьяницы - все пьяны, для блудника - все блудники и пр.. Грешники в большинстве своем не любят правоту других, завидуют праведности, поэтому они быстро присоединяются к общему хору осуждения и становятся клеветниками и лгунами. Чем выше человек по общественному положению или чем более свят, тем сильнее сплетни и козни против него со стороны дьявола и его слуг. Завидовали Романовым, их богатствам, влиянию, мечтали отобрать у них все, а в итоге остались ни с чем, а Романовы прославлены, их помнят, о них пишут и слагают легенды.
Княгиня была наречена в честь Святой Праведной Елизаветы - матери Святого Иоанна Предтечи. В жизни не бывает ничего случайного. Приняв святое имя матери святого Иоанна Предтечи, Елисавета Федоровна удостоилась в 1911 году посещения Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, куда женщин никогда не допускают. Там получила она из рук настоятеля скита, иеромонаха Феодосия, икону Святого Иоанна Предтечи с благословением: «Приимите, Ваше Императорское Высочество, образ Святого Иоанна Предтечи, покровителя скита сего. Да будет он Покровителем и вашим и да хранит вас на всех путях вашей жизни».
Старания и сердечность Великого Князя, ставшего во многом чутким наставником своей супруги, не прошли даром. Занятия ее образованием, учеба русскому языку и культуре, знакомство с Парижем, Италией, Святой Землей стали той благодатной почвой, на которой проросло Слово Божие. Судя по дневникам, Великий Князь не переставал молиться, надеясь, что супруга разделит с ним главное в жизни - его веру и Таинства Православной Церкви. Душа Князя и его святой супруги отныне и навсегда не досягаемы для лжецов и клеветников. Они приняли то, что заслужили всей жизнью, как примут воздаяние все те, кто идет против Святого Православия.
Благодаря своему супругу Сергию, Елисавета Федоровна глубоко прониклась Православием в русском Его исповедании, то есть в мученическом, голгофном. Одновременно у нее выработалось художественное и историческое чутье на события в Церкви и в России. Она стала настоящей Великой Дочерью Руси, воспринимавшей все в ней с радостью и болью. Такое невозможно ни в одном другом учении и религии. Немка – протестантка стала Святой Православной Матушкой России, а ныне любезной сподвижницей Матери Божией на Небе!
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |