Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7903]
- Аналитика [7361]
- Разное [3036]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Март » 13 » С.Х. Карпенков. Наставники разумного и вечного
    20:36
    С.Х. Карпенков. Наставники разумного и вечного

    С чувством глубокой благодарности и признательности я всегда вспоминаю Литвиновичскую среднюю школу и своих учителей: Ладика А.В., Клименкова В.М., Курбацкую М.И., Якуша И.Г., Ходановича С.Ф., Агеенко К.М., Марченко З.Ф., Ганжурова Г.Г., Игнатенко М.Ф., Сергеенко П.М. и других. В эту школу я поступил после окончания Вощанской семилетней. Она находится примерно в восьми километрах от моего дома. Сначала, в течение двух лет я ходил в школу пешком, а потом ездил на велосипеде.

    Каждый из названных моих школьных учителей заслуживает самой превосходной, самой высокой оценки своего педагогического, творческого труда. Об их благородном просветительском труде можно написать отдельные рассказы…

    С особой теплотой и трепетом, с великой благодарностью я всегда вспоминал и вспоминаю замечательного учителя физики Александра Васильевича Ладика, бывшего венного летчика и капитана запаса. Он проводил занятия в нашей школе и одновременно учился в Белорусском государственном университете на заочном отделении и в результате свободно владел не только физикой, не только математикой элементарной, но и высшей. Учитель физики обладал природным даром просветителя и наставника. К своим ученикам вне зависимости от их способностей и прилежания всегда относился так, как относятся любящие родители к своим любимым детям. Его ненавязчивые, драгоценные наставления и доброжелательное отношение к ученикам, стремление научить учиться, а не заучивать, чтобы учёба была в радость, и глубокие знания своего предмета – все эти высоконравственные, человеческие качества и профессиональные знания выделяли его среди других учителей. Он обладал уникальным умением сложные явления природы и фундаментальные законы объяснить простым и понятным языком. Несмотря на большую занятость учебными и другими школьными делами, учитель физики Александр Васильевич после уроков помогал мне освоить нотную грамоту и давал несколько уроков игры на баяне. Его великолепные уроки жизни и помощь в решении некоторых математических и физических задач повышенной трудности, выходящих за пределы школьной программы, его прекрасные и увлекательные уроки физики определили мою дальнейшую судьбу – я стал физиком, профессором и лауреатом государственных премий. В знак благодарности я посвятил светлой памяти Александра Васильевича Ладика одну из первых моих научно-популярных книг, выпущенной многотысячным тиражом издательством «Знание».

    Уникальными способностями просветителя и наставника обладал и другой учитель – Василий Максимович Клименков, проводивший занятия по белорусской литературе. Это был молодой талантливый педагог, закончивший с отличием Гомельский педагогический институт и отслуживший в армии. Будучи известным белорусским поэтом и писателем (его стихи и рассказы публиковались во многих центральных и местных газетах и журналах) и в совершенстве владевшим своим предметом преподавания, он прививал любовь к классической литературе и особенно к поэзии. На его уроках все ученики были максимально собранными, сосредоточенными и внимательно слушали, что скажет учитель. Без всякого принуждения он учил нас очень важному и полезному делу – излагать свои скромные мысли не только устно, но и на бумаге. Под его руководством и при его непосредственном участии я начал писать на белорусском языке стихи и небольшие заметки на разные темы о сельской жизни, которые регулярно печатались в районной газете. Несколько заметок опубликовано в центральной белорусской газете «Знамя юности». Такой начальный опыт владения словом и самостоятельного изложения своих мыслей пригодился мне в старших классах школы при составлении сочинений по прочитанным произведениям классической литературы. Ещё как пригодился он в многолетней учёбе в университете и в дальнейшем при подготовке к лекциям для студентов и в моей творческой, научной работе при написании статей и книг, которые оказались полезными и широко востребованными в научно-исследовательских институтах и во многих высших учебных заведениях…

    Удивительно интересными были уроки химии Марии Ивановны Курбацкой, прилагавшей много душевных сил, дабы, зажигая наши сердца, приблизить нас к познанию сокровенных тайн строения и свойств вещества. После окончания Гомельского пединститута свободно и в совершенстве владея своим предметом, она стремилась свои профессиональные знания передать ученикам, хотя химия – отнюдь не лёгкий предмет, и для его освоения учителю необходимо было проявить настоящее мастерство педагога, если учесть, что школьные учебники были весьма и весьма далеки от совершенства в наглядном изложении, необходимом для понимания непростых химических явлений.

    Мария Ивановна, обладая богатым опытом преподавания, могла объяснить в доступной форме даже самые сложные химические процессы, весьма трудные для понимания. Некоторые из таких процессов наглядно демонстрировались на уроках во время проведения химических опытов в кабинете химии, смешивая в пробирках и колбах разные растворы и получая другой с новыми и необычными свойствами. Уникальный кабинет химии был создан и оборудован по инициативе, при непосредственном участии Марии Ивановны и укомплектован множеством веществ и реактивов, необходимых для проведения разных лабораторных работ с целью закрепления теоретических знаний. Под её началом периодически изготавливались и вывешивались настенные газеты по химии, и одну из них после уроков я помогал оформить.

    Во время летних каникул она организовала для нас экскурсию в областной город Гомель, и совершила вместе с нами дальнюю поездку (от школы до этого города более ста километров) на школьном грузовом автомобиле, не совсем удобном для пассажирских перевозок. В Гомеле мы посетили разные промышленные предприятия, связанные с химическими технологиями, и таким образом увидели своими глазами химию в жизни: как выплавляется стекло, прозрачное и разных цветов, как синтезируются органические и другие материалы и как из них формуются разные полимерные изделия. С интересом наблюдали, как из осиновой заготовки и зажигательного вещества изготавливаются спички, которые широко используются в повседневной жизни для получения открытого огня.

     По инициативе и под руководством Марии Ивановны я оформил доклад «Гениальный сын великого русского народа». Этот доклад о М.В. Ломоносове, написанный от руки с красиво нарисованным портретом великого русского учёного на обложке, был представлен на областной выставке, а потом передан в Кормянский районный музей.

    Мои школьные химические знания, хотя и были не столь превосходными и блестящими, как знания физики и математики, но вполне хорошими. На областной олимпиаде по химии в Гомеле, в которой принимали участие лучшие ученики из многих школ всей области, мне вручили удостоверение победителя с небольшим подарком – школьной готовальней, которая пригодилась при учёбе в старших классах и в университете…

    По-своему увлекательны и интересны были уроки истории, которые вёл Иван Гаврилович Якуш, инициатор и организатор строительства здания для школьного музея, на базе которого спустя годы был открыт Кормянский районный музей. В последних двух классах обучения я принимал участие в его возведении.

    С учителем истории и с небольшой группой любознательных учеников из разных классов мы совершали экскурсию по окрестным родным местам.

    Он организовывал встречи школьников с интересными и известными людьми, жителями Кормянского района. На одну из таких встреч был приглашён Яков Иванович Лазаренко, участник обороны Порт-Артура в Русско-Японской войне 1904 года. В районном музее сохранилась фотография, где учитель истории И.Г. Якуш (первый слева во втором ряду) и рядом с ним Я.И. Лазаренко, на груди которого медали за отличия в боевых действиях. Яков Иванович – мой дальний родственник, двоюродный дед по материнской линии. Проживал он в Вощанках. На фотографии учитель истории и приглашённый гость среди учеников старших классов. Все ученики выглядят вполне взрослыми, максимально сосредоточенными и готовыми дальше познавать отечественную историю в конкретных событиях прошлого и настоящего времени. Снимок сделан в 1957 г. после беседы с гостем Я.И. Лазаренко…  

    Благодарен я редакции районной газеты, где в 1961–1963 годах были опубликованы мои первые стихи и небольшие заметки о сельской жизни. За накопленные и сбережённые авторские гонорары (у родителей едва хватало денег для выплаты грабительских податей) я смог поехать в Москву, чтобы поступать в университет.

    В центральной белорусской газете «Знамя юности» № 80 от 23 апреля 1963 г. был опубликован совсем небольшой список победителей Республиканской математической олимпиады, в котором оказалась и моя фамилия. Победа в олимпиаде, проводимой в два тура с устным собеседованием в городе Бобруйске, обеспечивала мне явные преимущества при поступлении в Белорусский государственный университет. Однако после окончания средней школы с золотой медалью, будучи уверенным в своих знаниях, как это часто бывает в юности, я решил всё же поехать не в Минск, столицу Белоруссии, а в Москву и попытаться поступить в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

    И удача мне улыбнулась – сдав сложнейшие вступительные экзамены, я стал студентом первого курса физического факультета МГУ, одного из лучших университетов, куда приезжали и приезжают учиться студенты со всего мира, из разных стран, включая развитые. Таким образом, при слишком большом конкурсе для поступающих абитуриентов мне удалось по воле Божией покорить Воробьёвы (тогда Ленинские) горы.

    Это была моя вторая незабываемая и судьбоносная поездка в Москву, предопределившая мой дальнейший жизненный путь. Первый раз я приезжал в столицу по путёвке для посещения Выставки достижений народного хозяйства летом 1961 г., когда впервые увидел во всей красе златоглавую Москву. Конечно же, я был бесконечно рад, что мне посчастливилось побывать в столице, полюбоваться Красной площадью и посетить Кремль. И особенно меня восхитило великолепное высотное здание университета на Воробьёвых горах с блестящей в солнечных лучах, золочёной, пятиконечной звездой, вознесённой в небеса и символизирующей путеводную звезду для всех студентов из всех пяти континентов, волею судьбы оказавшихся в университете и одержимых жаждой знаний…

    Путёвку в Москву на выставку мне вручил директор Литвиновичской средней школы Пётр Михайлович Сергеенко. О нём у меня остались самые добрые, самые хорошие воспоминания. Он не вёл в нашем классе занятий, но был опытным руководителем и заботливым организатором школьных дел. И школа всегда была готова к началу учебного года. В классах всегда было чисто и тепло даже в сильные морозы. И делал всё незаметно, но основательно, чтобы учителя чувствовали себя как дома, а ученики охотно ходили на занятия, прилежно учились и радовали своих учителей и родителей…

    После поступления на физический факультет МГУ учебные занятия на дневном отделении я совмещал с научной работой на разных кафедрах и в проблемной лаборатории микроэлектроники профессора Р.В. Телеснина. В его кабинете размещалась моя экспериментальная установка. Исследования проводил под руководством учёного и педагога Елены Фёдоровны Курицыной, которой я посветил одну из своих фундаментальных монографий, выпущенной в 1993 году издательством «Радио и связь» в соответствии с Федеральной целевой программой книгоиздания России.

    В знак благодарности своему университетскому учителю я подготовил книгу: Карпенков С.Х. «Роман Владимирович Телеснин», которая была издана в 2004 году в серии «Выдающиеся учёные» к 100-летию со дня его рождения. В ней изложен биографический очерк жизни и научно-педагогической деятельности профессора Р.В. Телеснина и приведены краткие сведения о сотрудниках его лаборатории, в том числе и о моём научном руководителе Елене Фёдоровне Курицыной.

    На завершающей стадии обучения в МГУ Учёный совет физического факультета рекомендовал меня в аспирантуру, куда я поступил после службы в армии в звании офицера. Учёба в аспирантуре закончилась защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. Позднее, в 1992 г. мне была присуждена учёная степень доктора технических наук без диссертации, по совокупности научных работ, включающих мои первые книги-монографии. В научной практике высшей аттестации учёных такое присуждение – исключительно редкий случай и тогда, и в наше время…

    Мой скромный вклад в науку ценили и ценят и на моём родном физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова – на одном из стендов, посвящённых лауреатам-физикам, академикам: Курчатову И.В., Боголюбову Н.Н., Арцимовичу Л.А., Сахарову А.Д. и многим другим выдающимся учёным, – нашлось место и для моей фотографии…

     Счастлив тот ученик, который волею судьбы оказался в надёжных руках своих любимых учителей, сеющих разумное и вечное ради познания всего сущего и совершенства человека.

    Карпенков Степан Харланович                                                

                Российский ученый, педагог и публицист.

                Лауреат Государственной премии  

    и премий Правительства Российской Федерации.

    Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    Доктор технических наук, профессор

     

    Надписи к фотографиям:

    1. Карпенков Степан, ученик 10-го класса
    2. Учитель истории И.Г. Якуш и Я.И. Лазаренко

    среди учеников

    1. Степан Карпенков с докладом
    2. Литвиновичская средняя школа
    Категория: - Аналитика | Просмотров: 142 | Добавил: Elena17 | Теги: степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru