Династия Романовых всегда стояла на страже церковного искусства во Славу Божью. Значимость и величие русской культуры как раз и проистекает в силу преданности поэтов, писателей, драматургов, критиков, художников, иконописцев, композиторов, архитекторов Христу и Русскому Царю. Если культура и искусство исповедуют совсем другое, то мы воочию видим сегодня общий упадок их, бездуховность, а то и открытое развращение.
Императрица с таким же именем, как и у Пресвятой Богородицы - Мария Александровна всю жизнь свою посвятила супругу, детям и громадной многомиллионной семье, которую называют Россией. Известно, что мать Великого Князя Сергия весьма благоволила к русскому поэту Петру Вяземскому. Ведя высоко духовную жизнь эта царственная «помещица, супруга, мать», как писал о ней П.А.Вяземский, всем искусствам предпочитала церковное искусство. Неслучайно, первым учителем живописи ее сына Сергея стал академик А.Е.Бейдеман, автор росписи дворцовой церкви в Ливадии.
По рекомендации поэта В.А.Жуковского поэт, писатель, драматург А.К.Толстой становится товарищем для игр Наследника престола, будущего Императора Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Это тот самый Алексей Толстой, который написал «Средь шумного бала, случайно…» Это тот самый Толстой, который в детстве бегал по коридорам Зимнего дворца с Цесаревичем на плечах, и, будучи взрослым, поднимал одной рукой человека, ломал палки о мускулы руки, скручивал винтом кочергу и серебряные вилки. В день коронации Александра II (26 августа 1856 года) Толстой был произведен в полковники и назначен флигель-адъютантом. «Если бы ты знала, как горячо к сердцу Императрица приняла смерть моего дяди. В самом деле, это чрезвычайно сердечная женщина; ни слова, ни действия ее не носят отпечатка официальности. Она могла бы взять себе девиз: не слыть, а быть. Христос с ней, она чудесная, прекрасная женщина... Да хранит Господь Императрицу! Она все делает, что ей позволяет ее добрый и мягкий характер. Это женщина, которую я люблю и уважаю всем сердцем» (из письма А.К.Толстого к жене, 1856 г.).
Словно дом, устроенный на песке, рушатся мифы безбожных писак о Романовых, которые на самом деле были и остаются добрыми наставниками для нас, утешителями в борьбе с неизбежными тяготами жизни, с ложью преходящего мира. Романовы испытывали те же чувства, что и любой смертный, но их ответственность за все происходящее была неизмеримо выше наших ответственностей, вместе взятых. Нельзя без волнения читать строчки признания еще Цесаревича Александра, будущего отца Князя Сергия и святого Царя Николая, к своей избраннице Марии: «Сегодня вечером я с наслаждением получил твое милое письмо, дорогая, прелестная душка моя Музи, и прежде всего я целую тебя с головы до ног за все те хорошие вещи, которые ты мне говоришь, милый мой ангел, и которые доставляют мне столько счастья. О, зачем я не могу прижать тебя к своему сердцу!» Цесаревич Александр всегда начинал свои письма к ней словами: «Благословенно Твое Имя, Мария» «Я прошел прямо к нашим дорогим малюткам, которые теперь совершенно здоровы. Ты можешь себе представить, мой ангел, как я был счастлив обнять наших ангелочков. Мне так странно видеть их спящим на месте, где стояла наша большая кравать; им тут очень хорошо. Но уже поздно, мне пора ложиться, но, увы, одному, далеко от моей дорогой Музи, которая, надеюсь, иногда вспоминает о своем старичке, который ее нежно любит» (из письма Цесаревича Александра Николаевича к супруге, Цесаревне Марии Александровне, 1844 г.). Именно в такой атмосфере взаимной любви, долготерпения, понимания и могли только родиться Князь-мученик Сергий и святой Император Российский Николай Второй, унаследовавшие все лучшие черты своих отца и матери. «Это, несомненно, Она, высокая Боголюбица и смиренная Христианка», - писал об Императрице архимандрит Антонин Капустин. В студенческие годы начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме писал как светские, так и духовные стихи, переводил псалмы. В автобиографии он написал: «Обучаясь в Пермской духовной семинарии, я слыл за «поэта». В Екатеринославле написал в стихах «Седмицу Страстей Христовых», которую напечатал отдельной брошюрой в Киеве в 1850 году».
Великий Князь Сергий был не только собиратель и ценитель, но и покровитель русского, прежде всего, искусства, имеющего мировое значение. Русское искусство вот уже более тысячи лет основывается на краеугольном камне – Христе. Если Вы увидите или услышите искусство, отводящее вас от Христа, значит, это не русское искусство.
Досужие, несведущие и развращенные умы готовы и сегодня обвинять Романовых в «богатстве» и «сокровищах», ведении де «праздной жизни» и в прочих грехах. Но пусть они предъявят свои дела веры и любви, плоды своей жизни, и мы их сравним с тем, что создала с помощью Божьей Династия Романовых. Все, чем сегодня так любуется наше сердце во многих областях жизни и искусства – это заслуга именно Дома Романовых. Не вина Романовых, что враги России всячески разжигали ненависть к богатым в стремлении отобрать у них все и завладеть награбленным самим. Наоборот, многие Романовы были своего рода апостолами добра и света, внося в неустроения мир и единение, удерживая непослушных от крайних злобных действий. Так, и Великий Князь Сергий Романов, если и собирал земные сокровища, то на славу России, более всего заботясь о собирании сокровищ нетленных на Небесах.
Сергий Александрович состоял в дружбе с великим русским художником В.М.Васнецовым. Васнецовская картина «Сирин и Алконост, Песнь радости и печали» так взволновала его, что он тут же приобрел ее. Сергей Александрович был большим знатоком и ценителем живописи, особенно русской. С нею он знакомился под руководством таких крупнейших специалистов, как А.Е.Бейдеман, М.П.Клодт, Т.А.Нефф. Помогал и живописец А.П.Боголюбов. Лекции об изящных искусствах ему читал профессор А.В.Прахов, который, по словам великого русского художника М.В.Нестерова, «был большим мастером слова». «Я начал рисовать вид Рима (сепия)», - записано в дневнике Сергея. Рисование и вообще художественный взгляд на мир помогали в жизни. Однажды к Пасхе он придумал и исполнил рисунок для матери - эмблему Воскресения Христова. Творить к праздникам приходилось регулярно - и в графике, и живописи. Ради художественного роста Сергий Александрович долго изучал коллекцию Эрмитажа. В 1875 году вместе с А.П.Боголюбовым осматривал Лувр. А в 1885 году побывал в Рисовальном училище Петербурга. Отдыхая в Ильинском, под Москвой, он не раз ездил в усадьбу Юсуповых Архангельское, где знакомился с ценнейшей художественной коллекцией. Впоследствии далеко не все радовало Князь Сергия в русской живописи. Кистью (и очень хорошо – вышивкой еще с детства) владела и Елисавета Федоровна. Особенно радовали Великого Князя и Великую Княгиню картины русских художников-передвижников. Однажды после очередного скандала в Академии Александр III заявил: «Надо всех выгнать и пригласить передвижников». Известно, что, по представлению Сергея, Император назначил в 1887 г. пенсию в 1500 руб. вдове и дочери И.Н.Крамского. Художник И.Крамской был еще при жизни гордостью русской живописи. Глубокое знание жизни с одновременным умением ее выразить на полотнах-шедеврах снискали ему заслуженную славу.
Старшему из Васнецовых он помог в постройке мастерской в Москве, где художник работал свои последние 20 лет. Васнецов закончил духовное училище, затем – семинарию, изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к святой старине. «Я всегда только Русью и жил», - признавался художник. О своей картине «Аленушка» Васнецов писал так: «Аленушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее». К концу XIX века светскими салонами отвергалось все самобытное, национальное. Против не только русских поэтов, но и художников развернулась кампании травли. И.Э.Грабарь не смолчал и заявил: «Пора перестать травить Васнецова». И Князь Сергей не оставил этого заявления без внимания, поддержал художника. Так что, мастерская в Москве и стала наградой за его многолетние труды, за то, что он дал своим гениальным творчеством русскому народу. Разработав проект памятника Сергею Александровичу на месте его гибели, Васнецов отблагодарил Великого Князя за поддержку. Напомним, что Васнецовым был расписан храм Равноапостольной Марии Магдалины на малой родине Императрицы-Мученицы Александры Федоровны и Преподобномученицы Елисаветы Федоровны в Дармштадте.
Белый храм во славу Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании – словно моление Христовой невесты на Святой Земле. Преподобномученица Елисавета приняла православную веру в Лазареву Субботу. Именно после воскрешения друга – Лазаря, показавшего, что Он – Христос является Начальником Жизни, Господь вошел в Иерусалим, а затем началась Страстная неделя. В таком же порядке произошли события и в жизни самой Преподобномученицы – от воскресения в Православии до казни в Алапаевске с окончательным соединением с Богом. Смерть для верного христианина – приобретение, встреча с Господом.
В Историческом музее с благословения Великого Князя Сергия проводились выставки В.Поленова, А.Архиповой, К.Коровина, И.Левитана. Великий Князь особенно любил историческую и религиозную живопись. Он высоко ценил творчество В.В.Верещагина (правда, не все картины), намеревался приобрести репинского «Ивана Грозного», очень любил полотна М.В.Нестерова, у которого приобрел картину «Христова невеста», ставшей отражением чистой души и молитвенного настроя Преподобномученицы Елизаветы Федоровны, и вообще русской верующей души. В коллекции Великого Князя нашлось место и для полотен Поленова и Серова. Именно Серову по гибели мужа Елизавета Федоровна хотела заказать его портрет. Но художник отказался, пояснив, что не в силах писать этот портрет: «Сейчас не могу – сильно впечатление от его кончины…» Художник Нестеров записал в дневнике: «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены… Одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» - солдат, рабочих, всяческих душегубов и грабителей…».
Еще в 1867 году Великий Князь Сергий на обратном пути из Константинополя посетит Феодосию и нанесет визит великому русскому художнику И.К.Айвазовскому. Живописец устроил целый праздник по этому поводу. Их Высочествам были преподнесены две картины мастера.
Известно о посещении молодым Князем Сергием с сестрой Нового Иерусалима – прообраза Исторического Иерусалима и Саввино-Сторожевской обители, как части Звенигородской Руси, как некого прообраза Иерусалима Небесного. К монастырю святого Преподобного Саввы пролегал Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: Великие Князья, Цари и Императоры. По мнению некоторых историков, именно по благословению Саввы Преподобный Андрей Рублев создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена в 1918-1919 годах на Городке, включая знаменитый «Спас Звенигородский» («Русский Спас»; ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора. Святой Савва чудесным образом спас Царя Алексия Михайловича от напавшего на него во время охоты медведя. Он почитался защитником Династии Романовых и Москвы от внезапных опасностей. Монастырь, занятый в 1812 году французами, не был разграблен ими: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель. Потомки Богарне породнились с русской Царской Семьей и жили в России. В колокольне Лавры устроена церковь Преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя Великого Князя Сергия. Интересно, что краткое житие игумена Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Из Русского Нового Иерусалима снова и снова возвращаемся в религиозные святой центр мира - Иерусалим с Гефсиманией. «Гефсимания» переводится с древнееврейского как «давильный пресс для изготовления оливкового масла». Не так ли и жизнь христианина, которая постоянно находится под давлением разного рода обстоятельств. И надо иметь много сил и воли, чтобы терпеть давление пресса греха и скорбей, потерпеть Господа, чтобы избавиться от всего греховного ненужного внутри нас, чтобы на выходе в конце земной жизни вытекало только одно чистое масло. И сами мы должны стать храмом живущего в нас Духа, чтобы люди, смотря на нас и нашу жизнь, говорили: «Воистину это настоящий христианин». Вот как наш взор любуется издали на гефсиманскую церковь Марии Магдалины со своими белыми стенами и золотыми куполами, такими и мы должны быть – убеленными, чистыми, золотыми. Без Бога это невозможно сделать. Обитель, где покоятся святые мощи Преподобномученицы Елисаветы и сопровождавшей ее святой инокини Варвары расположена у подножия Масличной горы и окружена Гефсиманским садом, что само по себе весьма символично – ведь с Елеонской горы вознесся Господь на Небо, оставив громадное утешение людям: «Я с вами до скончания века». По Елеонской горе Христос ходил со Cвоими Aпостолами. На горе сохранилась Его «Cтопочка» (так называют след Иисусов, оставшийся на камне). И здесь же в Гефсиманском саду Спаситель молился до кровавого пота, идя на спасительный подвиг. Неподалеку расположена гробница Божией Матери и Гефсиманский Грот, где во время моления Христа уснули апостолы Иаков, Петр и Иоанн. Именно на этом месте Иисус произнес всем известные слова: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть во искушение. Дух бодр, плоть немощна» А как я веду себя в жизни – молюсь ли, бодрствую или угождаю плоти, чтобы погубить и тело, и душу?.. Здание церкви во славу Марии очень красиво и богато убрано, но в то же время покоряет своей простотой. Вокруг витает душевное спокойствие, возвышенность и гармония. Здесь поддерживается чистота. Ухоженный сад, в котором находится множество деревьев и цветов. Внутри все довольно просто и скромно, без лишнего лоска. Над алтарем - изображение Магдалины, держащей в руках яйцо, принесенное правителю Тиберею. Император выронил покрасневшее яйцо из рук со словами «Воистину воскрес!»… Здесь наверняка по-особенному чувствуются главные два слова Христианства – «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» Надо сказать, что само название Елеонская гора живо напоминает о Церковном Таинстве Елеопомазания, начало которому было положено самим Иисусом Христом. Его ученики, врачуя души людей проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея. Слова Христа – вот что должно стать елеем для каждой спасающейся души. «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие Его». И происходить это может только в Церкви – Врачебнице наших душ и тел. Смешно слышать ругательства иных насчет Церкви. Это все равно, что ругать больницы, ведь если не будет больниц, то смерть примет массовый характер и просто выкосит человечество. Да, не все врачи хороши, не все больные терпеливы, а иные и вовсе не лечатся, но больница свое дело делает уже более двух тысяч лет с великой пользой.
Вспоминаются храмы Марии Магдалины, которых немало, особенно в России, да и в мире, в многострадальном Донецке и Мариуполе. Вспомнился также и храм Марии Магдалины в немецком Веймаре. Веймар – город Шиллера и Гете. Первый православный храм в Веймаре был устроен для принцессы Саксен-Веймарской Марии Павловны, дочери Императора Павла I. Домовая церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины была освящена 6 (18) декабря 1804 года на первом этаже особняка фон Штейн. В храме часто бывал поэт Гете, проявлявший живой интерес, к древнерусскому иконописанию и церковному пению, Императоры Александр I и Николай I. Протоиерей Никита Ясновский, совершавший Богослужения в этом храме, был библиотекарем Марии Павловны и известен как первый переводчик Православной Литургии со славянского языка на немецкий. Ежегодно, 11 (23) марта в храме служилась панихида по Павлу I. Отдельный православный храм был заложен 8 (20) июля 1860 года рядом с усыпальницей Марии Павловны. Прежде начала возведения стен под будущий храм была привезена в больших объемах земля из России.
Отметим, на наш взгляд, одно важное наблюдение – казалось бы, судьбы Романовых были достаточно тесно переплетены с другими дворами Европы, в частности, с Англией и, в особенности, с Германий, но это не очень-то помогло России, когда Ее корабль стал терпеть крушение в захлестнувших страну волнах ненависти, русофобии, маскирующих себя под «революционэров». Это еще раз подтверждает аксиому, что кровные и прочие человеческие связи не играют большой роли в судьбоносных решениях, где на первое место выходит дух, правда, честь, совесть, любовь. Кто теперь помнит всех этих карлов, вильгельмов и прочих европейцев, занятых больше самими собой и своим. А Романовых почитают святыми, Им молятся и от Них получают небесную помощь по вере каждого к Ним прибегающих. Разница несопоставимая, ибо одно дело - земное, а совсем иное - Небесное.
Говоря о Русской Гефсимании, можно смело говорить о Ней, как Русском Доме. Этот Русский Дом по праву принадлежит многострадальному, особенно в ХХ веке, русскому верующему народу, многим пожертвовавшему для спасения мира от сатанинской заразы и ненависти. На крови русских мучеников всходит другая жизнь, способная противостоять антихристианскому злу и тьме. В Иерусалиме открыт Русский дом! Построен он был в 1891-м году. Порог Судных врат, открытый Великим Князем Сергием Романовым, закрыт теперь стеклом, он в деревянной раме. Справа от Порога Судных врат на стене висит киот из розового с бело-серыми прожилками мрамора с Иконой Преподобного Сергия Радонежского в память о носившем его имя первом Председателе Православного Палестинского общества Великом Князе Сергие Александровиче. Проект киота и лампады перед ним был разработан после убиения Великого Князя по просьбе Великой Княгини Елисаветы Феодоровны академиком архитектуры Михаилом Тимофеевичем Преображенским (1854-1930), известным знатоком русского церковного зодчества. Перед киотом постоянно горит лампада, изготовленная «Товариществом Хлебникова», зажженная самой Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в Москве и привезенная в Иерусалим. С тех пор она носит название «Елизаветинской неугасимой лампады». Рядом установлен выкупленный за большие деньги из храма Гроба Господня отколовшийся после землетрясения Камень с Голгофы. Теперь две наши христианские святыни вместе. Не потухают лампады над Порогом Судных Врат и Камнем с Голгофы - главными святынями Александровского подворья в Иерусалиме. Такой Русский Дом невозможно ничем поколебать.
Напомним, что именно в Иерусалиме у подножия Голгофы Князь Сергий Романов был посвящен в рыцари Гроба Господня Патриархом Иерофеем. Он и есть истинный Рыцарь Православия, не покрививший ничем душой и ничего не сделавший против Бога. В.Н. Хитрово, вспоминая встречу с Великим Князем, писал, что он «мало видел в свете такой чистоты, искренности, приветливости и глубокого благочестия в духе Православной Церкви как у Сергия Александровича». По убиению Великого Князя Сергия Святой Праведный Иоанн Кронштадтский выразил всем членам Царственного Дома Романовых свое сочувствие в телеграмме: «Скорбь Ваша неописуема. Скорбь Спасителя в Гефсиманском саду за грехи мира была безмерна, присоедините Вашу скорбь к Его скорби: в ней найдете утешение».
Стоит вспомнить о глубоком почитании Великокняжеской четой Романовых Митрополита Московского и Киевского Алексия, который и основал Чудов монастырь, где первоначально находились останки Великого Князя Сергия. В поучениях Святитель Алексий призывал всегда иметь в сердцах страх Божий, напоминая слова: «Начало премудрости страх Господень» (Притч.1,7). Он заповедовал очищение плоти и «соблюдение заповедей, возвышающих душу в горний Иерусалим» и увещевал о службе церковной так: «К церковной службе будьте поспешны, не говорите: отпоем себе дома. Такая молитва не может иметь никакого успеха без церковной молитвы. Входя в храм, вострепещи душою и телом. И не смейте, дети прогневлять своими разговорами в церкви Бога». Святитель особенно настаивал на следовании общим правилам христианской жизни, призывая: «Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам». В Чудовом монастыре Святитель Алексий поселил старцев и принимал всех, желавших утешения и полезных наставлений. Пробыв на Митрополичьей кафедре 24 года, он отошел ко Господу в 78 лет в 1378 году. Его мощи были обретены через 50 лет 20 мая 1431 года. В монастыре в 1483 году была построена церковь имени Святителя Алексия. В подклете церкви устроили усыпальницу, где и похоронили Великого Князя Сергия Александровича. Склеп находился точно под ракой Святителя Алексея. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна носила постоянно серебряный нательный крестик с частицей мощей Святителя Алексия Чудотворца, считая, что он вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю свою жизнь. Этот крест хранится ныне в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме.
В 1929 году инокиня Валентина (Цветкова), из семьи московских интеллигентов, была поставлена архиепископом Анастасием (Грибановским) заведовать русским Гефсиманским участком, находившимся в ведении Русской духовной миссии с 1881 года, хранительницей храма Марии Магдалины и усыпальницы Елизаветы Феодоровны. Затем Митрополит Анастасий (Грибановский), к тому времени уже Первоиерарх РПЦЗ, возвел монахиню Марию (Робинсон) в сан игуменьи с возложением наперсного креста с драгоценными украшениями. В 1930-х гг. в Гефсиманском монастыре работал, наездами из Каира, русский археолог Г.И.Лукьянов. При раскопках, неподалеку от храма, им были раскрыты ступени древней улицы-лестницы, шедшей на Елеон от Золотых ворот, по которой восходил Христос. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Напротив ворот обители установлен обломок колонны – на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа. Еще одна святыня Гефсимании - это Камень, на который упал Пояс Пресвятой Богородицы в утешение Апостолу Фоме. У одра Пресвятой Богородицы Божьим провидением собрались все Апостолы, которые до того были не на Святой земле, а ходили с проповедями Евангелий далеко от дома, в других концах земли. И только Апостол Фома не был на погребении Божьей Матери. Он прибыл из Индии в Иерусалим только на 3-й день после ее Успения. Апостол Фома очень скорбел, что не попрощался с ней. И вот, поднимаясь на Eлеонскую гору, проходя через Гефсиманский сад, Aпостолы увидели Пресвятую Богородицу в небе. Она явилась Апостолам и апостолу Фоме, чтобы утешить скорбящего Богородица оставила им в дар, как благословение, свой Пояс, который упал из ее рук на этот Камень. Теперь этот Пояс хранится на Афоне и от Него происходит много исцелений.
Известна Чудотворная Икона Божией Матери Гефсиманская «Одигитрия». Образ, прославившийся в 1554 году в селении Рихания (Ливан), был преподнесен в дар Митрополиту Гор Ливанских Илии (известен многим, как великий молитвенник за Россию с началом вторжения немецко-фашистских войск в СССР) по случаю его хиротонии. В свою очередь, он передал Ее в Гефсиманский монастырь, после того как, согласно преданию, ему явились Великомученицы Екатерина и Варвара. В Ливане Икона прославилась многими чудесами, и расставаться с Ней Митрополит Илия очень не хотел. Эта Икона и из огня выходила невредимой, поэтому, видно, одно из Ее названий - Неопалимая Kупина. Эта Икона останавливала эпидемии чумы и холеры, когда Святую Икону крестным ходом обносили зараженные селения. Поэтому другое Ее название – Целительница. С тех пор Неопалимая Kупина имеет огромную известность. Святой Образ прибыл в Гефсимань на Страстной седмице 1939-го года. Первый духовник Гефсиманской обители отец Серафим отслужил перед Иконой молебен. Батюшка был смертельно болен раком и со дня на день ожидал своей кончины и молился часто перед этой иконой, чтобы Господь продлил его дни до Пасхи. Отец Серафим всю душу вкладывал в свою молитву к Богу. И Господь дал ему еще целых 11 лет жизни. И это было первое чудо, явленное Богородичной Иконой Гефсиманская Одигитрия в Гефсимании. Потом были другие чудеса. Икона долгое время после пожара в церкви в палестинском селении Рехании, где находилась раньше, оставалась закоптелой, почти черной, а тут стала самообновляться, светлеть. Лик Богородицы просветлел! А затем Икона стала и мироточить. Притекавшие к ней с верой и молитвой, получали исцеление. Скольких исцелила эта Чудотворная Икона! Перед Иконой стали еженедельно читать акафисты. И вот однажды во время чтения акафиста в храме неожиданно появился Митрополит Илия. Увидев обновившийся Образ и перед ним коленопреклоненных монахинь, он сказал: «Теперь я понимаю, почему должен был отдать Ее, и почему Она захотела быть здесь». И поведал следующее: однажды в сонном видении явились к нему Великомученица Варвара и Великомученица Екатерина со словами, что Богоматерь желает, чтобы Ее Икона была отдана игумений Марии, на что Владыка, признаться, никак не отреагировал. Великомученицы явились ему во сне вторично, после чего он решил отдать другой образ Одигитрии, но тоже очень древний - уж очень не хотелось ему расставаться с любимой Иконой. Но когда Великомученицы явились в третий раз, сказав, что Богородица гневается на него за неисполнение, противиться воле Божьей Матери отец Илия не мог. Праздник иконы Божьей Матери Гефсиманская Одигитрия отмечается 10 августа (по новому стилю). И тогда Святую Икону с Крестным ходом обносят по всей территории Гефсиманского монастыря.
После поездки на Урал Елисаветы Федоровны Белогорский игумен Серафим (Кузнецов) стал одним из духовников Елизаветы Федоровны. Относившаяся с исключительным благоговением к людям духовным, она оценила его как священника и монаха, сохранившего «огненные крылья» в страшные времена, не смотря ни на какие обстоятельства. Между ними завязалась переписка. В 1917 году игумен Серафим отправился в Москву, предчувствуя опасность, нависшую над Царской Семьей. Он предложил Елизавете Федоровне выехать на Урал в Алапаевск, где, как он говорил, «есть хорошие люди в старообрядческих скитах»: «…они сумеют сохранить Ваше Высочество». По иронии судьбы именно в Алапаевске состоится казнь Романовых. Но Княгиня отказалась из опасений, как бы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с отцом Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». Наверняка он знал о желании настоятельницы Марфо-Мариинской обители - быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины, месте, связанном для нее с воспоминаниями о самом счастливом времени и о путешествии 1888 г., совершенном вместе с мужем Великим Князем Сергеем Александровичем.
Начиная с лета 1918 года, большевики арестовали около 170 насельников Белогорского монастыря, из них более двадцати человек были убиты осенью того же года. Смерть от рук большевиков постигла и девять монахов и послушников Серафимо-Алексиевского скита. Как только с приходом на Урал армии Колчака был освобожден Алапаевск, игумен Серафим приехал к месту трагедии с двумя послушниками. Отец Серафим участвовал лично в поисках тел и их извлечении со дна шахты. При этом оказалось, что пальцы правых рук Княгини и инокини Варвары, а также Князя Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения… (11 октября – праздник обретения святых мощей Преподобномученицы Елисаветы Федоровны Романовой).
В июле 1919-го стало ясно, что Алапаевск будет взят красноармейцами. Игумен Серафим берется за исполнение последнего долга перед Великой Княгиней – за спасение останков Алапаевских страдальцев. Предстоял тяжелейший путь через всю Сибирь в Китай, где была надежда получить помощь Русской Миссии. Восемь гробов в вагоне и трое сопровождающих. Временный приют нашелся в Читинском Покровском женском монастыре (чита была захвачена семеновцами). Для перевозки и хранения требовались средства. Помощь оказывал атаман Г.Семенов (впоследствии его жена Елена и 5 детей были репрессированы). Опасаясь потерять останки, игумен Серафим не решался на их временное погребение, и местом для них стала его келья, где под полом, под небольшим слоем земли были сокрыты все восемь гробов. Полгода в келии горела лампада, совершались панихиды… Ночевавший с ним посетитель оставил такое свидетельство свидетельство: «…Я находился менее чем на фут от гробов, когда я спал в его келье на растянутой на полу шинели. Однажды ночью я проснулся и увидел, что монах сидит на краю своей постели. Он выглядел таким худым и изможденным в своей длинной белой рубашке! Он тихо говорил: «Да, да, Ваше Высочество, совершенно так…» Он определенно разговаривал во сне с Великой Княгиней Елизаветой. Это была жуткая картина при тусклом мерцании единственного фонаря перед Иконой в углу». Сохранились и свидетельства того, что Преподобномученица Елисавета являлась отцу Серафиму воочию не раз на протяжении этого следования, укрепляя его, обещая помощь. И помощь, действительно, находилась и в средствах, и в, казалось бы, безвыходных ситуациях. В Пекине шесть тел нашли пристанище в новом склепе на кладбище русской Духовной Миссии (находятся под спудом). А игумен Серафим продолжал следование в Иерусалим вместе с останками Елисаветы Федоровны и инокини Варвары. «Великая Княгиня лежала как живая, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту», - свидетельствовал бывший посланник России в Китае князь Н.А.Кудашев, специально прибывший в Харбин для опознания. И игумен Серафим уже тогда знал, что везет на Святую Землю мощи новой русской святой - мученицы за Христа. Местом последнего упокоения для них стал храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины, построенный когда-то Великим Князем Сергеем Александровичем Романовым. Храм Божий соединил два любящих сердца! В склепе подклета церкви были установлены раки для мощей Великой Княгини и ее преданной келейницы. Во время погребения в ногах гроба мученицы Елизаветы, облаченное в монашеские одежды, поставили принадлежавшую ей шкатулку с оторванным взрывом террористов пальцем ее супруга Великого Князя Сергея Александровича. Эта шкатулка, в которой также была прядь волос Цесаревича Алексея Николаевича, потом находилась в покоях игуменьи Гефсиманской обители.
Игумен Серафим до конца жизни остался в Иерусалиме. По благословению Иерусалимского патриарха Дамиана ему был отведен небольшой участок поблизости от часовни, где он построил домик. И еще 40 лет земного служения было отпущено ему для молитвы и свидетельства о той Великой Матушке, как называли ее когда-то в Москве, которая добровольно предпочла эмиграции путь крестных страданий в пределах Третьего Православного Рима на земле – Москвы.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |