Голова Княгини еще не отошла от гула взрывов. Она закашлялась. Шахта была наполнена дымом. В едком дыму она различила на том же выступе, где находилась и сама, Иоанна. «Бедный, бедный, мой Иоанчик - с горечью прошептала мученица, - он наверняка нуждается в помощи… Помоги же, Господи, нам». Убедившись, что она цела – только болели лоб и левый висок, видимо от удара при падении, она подползла к раненному. Князь Иоанн лежал с разбитой головой и постанывал. Рядом с ним и с Княгиней лежали еще две бомбы, которые так не и разорвались. Все происходящее больше походило на кошмарный сон. В сознании не укладывались все эти зверства и сама казнь… Нащупав апостольник, Княгиня Елисавета стащила его с себя и стала перевязывать им голову Иоанна. Пригодился опыт ухода за ранеными и больными. Князь перестал стонать, почувствовав, что за ним ухаживают. «Что с остальными? Наверное, погибли… - неотступно проносилось в голове, - Может, к лучшему, не мучаются, как мы…» Княгиня поцеловала раненного в голову, перекрестила. Рукой она нашла образ Спасителя: «Слава Богу, Ты с нами», - мысленно, запекшимися устами произнесла она, - там, наверху, мучители. Прости их, Господи, выполняют приказ, не ведают, что творят, а мы скоро будем с Богом всегда». Шахту, по-прежнему наполнял дым, видимо, наверху разожгли костер. Вспомнилась почему-то Жанна д, Арк, Орлеанская Дева, которую предали и убили… Париж. Вот и Сергей Александрович, Князь мой, молодой, умный, веселый. Мы гуляем с ним по городу, и он живо рассказывает мне о достопримечательностях. «Элла, ты слушаешь меня или нет?» - говорит он строго, но с улыбкой, поворачиваясь ко мне. А у меня краска заливает лицо…» Княгиня очнулась. Лицо, действительно, сильно болело, жар подступал изнутри, тогда как во тьме шахтной ямы было сыро и темно… «Вот и все – могила наша», - пронеслось, но как-то далеко и чуждо, в сознании. Елисавета Федоровна осторожно положила голову Иоанчика к себе на колени. Чтобы отогнать мрачные мысли, она стала не петь - петь не могла, а напевать отходную, затем уже громче «Херувимскую»: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение….» Жизнь проносилась перед глазами и все лучшее в ней было связано с ним – с любимым Сергием, с Россией… «Прости, меня, любимый, если что-то было не так, может, чем обидела или не смогла сделать, предотвратить. Скоро встретимся, сердце мое…» - «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Вдруг в шахте вспыхнул свет, да такой, что Княгине пришлось закрыть глаза, ставшие привыкать к темноте. Свет опускался свыше, и вместе с ним все ближе становилось пение: «Слава в вышних Богу, мир на земле и в человецех благоволение» «Ангелы Божьи!» - вспыхнуло в сердце Елисаветы. Она увидела Князя Сергия, облеченного в белые одежды и хотела что-то прошептать ему, но тот приложил палец к губам, подхватил ее на руки, и они стали подниматься сначала из шахты, потом и от земли… «А Иоанн? А Варварушка как, и другие?» - подумало она, но Сергий только улыбнулся на эти мысли. Внизу удалялась Русь, истерзанная междоусобицей и борьбой. От лица земли поднимались все новые и новые души мучеников, и впереди их встречал уже Неприступный для злобы и ненависти Свет»
--------------------------------------
«Часто люди смотрят на боль как на безконечно струящуюся воду. А я смотрю не так... Я смотрю на страдание как на иглу, которая прокалывает раскаленную ткань. Я вижу себя белым полотном, игла прокалывает меня - это всего лишь мгновенная неловкость - и затем является прекрасный узор» (Преподобномученица Елисавета Федоровна).
С игуменом Серафимом тесно общалась жившая некоторое время в монастыре святого Авраама в Иерусалиме инокиня Серафима (Путятина; в миру - Княгиня Мария Алексеевна Кудашева; 1901 - 1967; умерла Бейруте - Ливан). В 1956 она приняла монашество с именем Серафима и вела записи своих встреч в Малой Галилее с игуменом Серафимом Он хранил в своей келье часть мощей святой Елизаветы, которые дарил своим преданным духовным чадам. Так, незадолго до своей кончины он вручил инокине Серафиме «пузырек с прахом Великой Княгини», о чем она рассказала в своих воспоминаниях: «...Содержимое пузырька представляет собою высохшую массу темно-коричневого цвета, осевшую примерно до половины бутылочки. Пробка, пропитавшаяся жидкостью, ссохлась и уже не закрывает плотно бутылочку. Горлышко обвязано тряпочкой такого же темно-коричневого цвета, а вся бутылочка обмотана другой тряпочкой, покрытой такими же пятнами. Все это издает очень приятное, остро-пряное благоухание, не похожее ни на какой запах, который мне когда-либо приходилось обонять. Несмотря на свою нежность и тонкость, это запах очень пронизывающий, так как проходит сквозь нейлоновый мешочек, в который я бутылочку с тряпочками завернула. Она стоит у меня на полке перед образами, где всегда горит лампада. От времени до времени запах немного меняется, точно в составе преобладают попеременно то те, то другие ароматические вещества. Конечно, я не позволяю себе часто прикасаться к бутылочке, а только прикладываюсь к ней в день годовщины убиения Великой Княгини как к мощам или же сдуваю с нее пыль»
Осталось сказать, что безсменный хранитель святых мощей Алапаевских мучениц игумен Серафим скончается 84-летнем возрасте в Иерусалиме на той же Елеонской горе в греческом монастыре «Малая Галилея» («Мужи галилейские») в 1959 году. На территории греческого монастыря «Мужи Галилейские» исстари было обозначено то место, где, по преданию, после Вознесения Иисуса Христа молилась Богородица, и где Ей Архангел Гавриил возвестил о предстоящем Ее Успении. На этом легендарном месте был возведен и освящен в 1889 году «Храм Благовещения», где под престолом можно видеть камень, на котором стояла Сама Богородица. Это и есть тот самый храм, где c 1945 года служил игумен Серафим, рядом с которым была его келлия. Он погребен рядом с храмом.
В 1981 году Собор архиереев Русской Православной Церкви Заграницей постановил причислить к лику святых всех пострадавших от безбожников в России мучеников и исповедников Православной веры.
За несколько месяцев до торжества канонизации в Гефсиманском храме вскрыли гробницы Великой Княгини и инокини Варвары. Когда открыли гроб с телом Елизаветы Федоровны, помещение наполнилось необычайным ароматом: «сильным запахом как бы меда и жасмина». У Великой Княгини хорошо сохранились ноги, не истлел даже мозг головы. У инокини Варвары была цела голова. Торжество прославления новомучеников, которое является Торжеством Православия над воинствующим безбожием, происходило 31 октября и 1 ноября 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери «Курская-Коренная» в Нью-Йорке, где находилась кафедра Первоиерарха РПЦЗ. После Богослужения открыли святые мощи Новопреподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Это были кисть руки Елизаветы Федоровны и рука Варвары, привезенные со Святой Земли из их гробниц. Сняли пелену с большой Иконы новомучеников и вслед за духовенством грянули в храме все молящиеся: «Величаем, величаем вас, страстотерпцы Христовы, новомученицы и исповедницы Российские, и чтим страдания ваша яже за Христа претерпели есте!» Чтобы особо почтить память новомучениц, было решено торжественно перенести в Гефсимании их мощи из склепа в сам храм св. Марии Магдалины. В 1982 году выбрали для этого 1 и 2 мая - дни празднования Святых Жен Мироносиц.
Ценные реликвии святой Преподобномученицы Елизаветы хранятся ныне и в баварской деревне Бухендорф, где в 2005 году основан Свято-Елисаветинский скит (Берлинскo - Германская епархия Русской Православной Церкви Заграницей). Великая Княгиня Елизавета Федоровна (Елизавета-Александра-Луиза-Алиса; 1864-1918), выросшая в Дармштадте, хорошо известна не только в Баварии, но и в других федеральных землях Германии.
В Мюнхене, в Фонде русского композитора А.К.Глазунова, хранится еще одна великая святыня, связанная с именем княгини Елизаветы Федоровны, - Чудотворная Икона Святителя Николая Чудотворца - «Николай-Утешитель». После трагической гибели супруга Великого князя Сергия Александровича эта Икона в конце XIX-го века была приобретена Великой Княгиней и принесена ею в дар храму Александра Невского при Александровском подворье в Святом Граде Иерусалиме.
Перенесемся в наше многострадальное время в Усыпальницу представителей Дома Романовых – Московский Новоспасский монастырь. В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, на территории монастыря был установлен памятник Династии Романовых. Две фигуры - Михаила Федоровича и Николая II, - держат в руках Федоровскую Икону Божьей Матери. Именно этой Иконой в 1613 году благословили на царство 16-летнего Михаила Федоровича. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Среди погребенных здесь предков царственного Дома – родоначальник рода Романовых Роман Юрьевич Захарьин († 1543), мать первого Царя рода Романовых Великая Государыня инокиня Марфа Иоанновна († 1631). Часть захоронений была утраена после пожара 1812 года. Тело сосланного в Ныроб и содержащегося там, в яме на цепях, Михала Романова было перевезено в Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены три его брата - Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих родных дядей Царь Михаил Федорович построил храм в честь Знамения Божией Матери - родовой Святыни Романовых. А на месте первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня. В Ныробе Михаил Романов почитается, как месточтимый святой. Общецерковному прославлению мученика Михаила Ныробского помешали драматические события 1917 года. В 1995 году в уже возрожденный монастырь из Кремля согласно решению, принятому на высшем государственном уровне, были торжественно перенесены чудесным образом сохранившиеся останки Великого Князя Сергея Александровича Романова, убитого в 1905 году, – генерал-губернатора Москвы, человека глубокой веры, праведной жизни, всецело отданной служению Отечеству. В 2011 г. в обители был создан музей по истории монастыря, часть экспозиции посвящена Великому Князю Сергею Александровичу.
Мы уже говорили выше о Знаменской Иконе. С XVII века Знаменский Образ считается келейным образом Дома Романовых. Сделавшись Императрицей, Елизавета Петровна издала манифест о своем восшествии на Престол 27 ноября (10 декабря), то есть в тот самый день, когда Церковь отмечает праздник Иконы «Знамения» Божией Матери.
Удивительна связь Знаменского Богородичного Образа с Новгородом, Царским Селом и Иерусалимом. При перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими Святынями Знаменская Икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной Святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела к Знаменской Иконе Богородицы особое благоговение и молилась перед Ней. На Иконе можно прочитать надписи 1831 и 1848 годов: это годы избавления Царского Села от холеры. Спасла Она во время пожара Екатерининского дврца в 1812 году другие здания, в том числе близко стоящий Знаменский храм. Внизу Иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас». Не менее удивительно заступление Божьей Матери Земли Русской от Ее Святого Образа Божьей Знамение Курской-Коренной. Икона «Знамение» Курская-Коренная является Мировой Одигитрией. Она окормляет, в том числе, и Иерусалим, где находятся святые мощи Преподобномученицы Елисаветы Федоровны. Курская Одигитрия пребывает и на родине Преподобномученицы Елисаветы и Святой Страстотерпицы Царицы Александры в Дармштате, символизируяю о том, что для Святости нет времени и границ, нет человеческих преимуществ и различий. Дармштадтский православный храм был освящен во славу Равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны, что и в Благословенной Гефсимании. На внешних стенах храма находятся изображения - Святой Великомученицы Александры, Святых Праведных Захарии (на лбу у него повязка с надписью «Святи Господа») и Елисаветы, Иконы Божией Матери Курская (в верхней части) и Господа Вседержителя, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Преподобного Сергия Радонежского, Святителя Николая Чудотворца. Храм стоит на насыпи, которую составляет земля, привезенная из России.
Зримо и тайно переплетены пути людей и событий в этом мире, находящимся под управлением Бога, который и зло использует для наказания некающихся грешников, вернее сказать, сами люди своим нераскаянием привлекают на себя злобу, а Бог это попускает. Иначе грех еще быстрее поразит мир, и многие погибнут горздо раньше. Бывший настоятель Новоспасского монастыря становится Священномученик Павлин, Архиепископ, Могилевский (Крошечкин Петр Кузьмич). После посещения вместе с родительницей Саровской Пустыни в сердце мальчика возгорелось желание иноческой жизни, и в 1895 г. Петр поступает в Саровскую обитель. Все же тяга к знаниям приводит юношу в Москву. Он поступает в число братии Новоспасского монастыря и в течение одного года кончает курс Духовной семинарии. А в 1916 г. послушник Петр окончил курс Московской Духовной академии. В Новоспасском монастыре он прожил 17 лет и там принял постриг с именем Павлин. В 1920 - 1921 гг. он являлся наместником Новоспасского монастыря. И вот 2 мая 1921 года отец Павлин был поставлен в епископа Рыльского, викария Курской епархии. Владыка неустанно объезжал Курскую епархию, укрепляя позиции Православия в борьбе с обновленчеством. К этому времени Чудотворная Икона «Знамение» Курская-Коренная уже была за пределами России. 24 октября 1936 г. он был арестован и приговорен к десяти годам заключения. Святитель был расстрелян 3 ноября 1937 г. вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере (прославлен в Соборе Курских святых). Расстрелы шли и в Новоспасском монастыре, как и в других обителях за толстыми монастырскими стенами.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия |