Европейская цивилизация возникла в западной части христианского мира вследствие ее отпадения от единства Св. Церкви. Именно 1054 год – точка отпадения Рима и момент духовного рождения того, что позднее стало символически называться «Европой». Сущность этой «Европы» как типа цивилизации состоит в особом пути апостасии, который может быть назван Большой псевдоморфозой. Как известно, «псевдоморфозами» О. Шпенглер предложил называть цивилизационные образования, в которых исходное культурное содержание выражается в превращенных, а затем и уничтожающих его формах. «Европа» может рассматриваться как псевдоморфоза par excellence, поскольку здесь происходила подмена исходных и фундаментальных понятий христианской жизни – Истины, Свободы и Любви – прямо противоположными, однако прикрывающимися теми же именами. Вместо Спасителя, «истиной» здесь стала называться совокупность знаний, обеспечивающих комфортную земную жизнь; вместо духовного рождения и победы над грехом «свободой» стала называться возможность индивидуалистической прихоти («я хочу» Вольтера), защищенной законом (а «законом» вместо установленного Самим Богом порядка человеческого бытия здесь стали называть формальные компромиссы коллективного эгоизма); вместо подвига жертвенного служения ближнему «любовью» здесь стало называться «гуманистическое» потакание любым человеческим слабостям, апология его падшего смертного состояния. Особая, нигде не виданная специфика Европы, состоит в том, что все это мыслилось, наоборот, как развитие и воплощение христианских принципов в земном бытии, что и представляет собой самый яркий образец псевдоморфозы.
Характерно, что для нынешнего «рядового обывателя» так называемое «стремление в Европу» – это исключительно стремление к сытой и комфортной жизни. Это – позыв чисто животной натуры: какие-либо ценностные моменты в нем вообще отсутствуют (либо используются для лицемерной маскировки), не говоря уже о том, что к христианству все это не имеет никакого отношения. Нынешний «европеизм» – это «религия брюха» в чистом виде, самая грубая форма неоязычества. Поэтому люди, считающие себя православными и вместе с тем поддающиеся общей истерии европеизма (а таковые, к сожалению, нередко встречаются) – страдают раздвоением сознания и фактическим двоеверием.
Апостасия в нашей восточной, православной части христианского мира произошла вследствие многовековой агрессии Европы, навязавшей нам свою апостасийную, безбожную цивилизацию. Именно поэтому у нас апостасия была не постепенной, как на Западе, но сразу приняла форму радикального атеизма – этот атеизм навязывался народу силой, поскольку был составной частью марксизма, одного из самых крайних проявлений духа западной цивилизации.
Такая жестокая историческая судьба православной цивилизации, созданной Русью, очевидно, является проявлением особого Промысла Божия о ней. Это страшное испытание было послано народу не только как вразумление за его охладение к вере вследствие соблазнов безбожной цивилизации, но самое главное – как мощное побуждение к будущему возрождению его духовных сил. Та катастрофическая форма, которую апостасия имела у нас, унеся десятки миллионов жизней, должна быть понята как Божья кара, а значит, оставляет надежду на прощение и очищение. Такая судьба православной цивилизации имеет свой особый трагический смысл: поскольку именно против Святой Руси неизбежно всегда был, есть и будет самый сильный удар сил тьмы мiра сего. И в наше время, когда после 70 лет уничтожения Православие активно возрождается самим народом, а на Западе вообще без гонений христианство почти исчезает, – нужно ли еще большее подтверждение истинности этого Промысла?
Московская Русь создала цивилизацию, в максимальной степени воплощавшую в историческом бытии принципы жизни христианского народа. Помимо Св. Церкви, этому способствовали и два особых социальных института – монархия и крестьянская община. Первая приобрела своеобразный иконический характер по отношению к божественному миропорядку, где Царь – Помазанник Божий, и «дело Царево» есть поэтому и дело Божье – дело защиты и укрепления Православного Царства, дело защиты самой Истины. Понимание свободы, воспитывавшееся русским государством – свободы как жертвенного служения высшим ценностям и святыням, не щадя живота своего, – максимально близко христианскому пониманию Свободы как таковой; в то время как европейское понимание свободы как индивидуалистического произвола – по сути, прямо противоположно ему. Община, в свою очередь, не давала развиваться индивидуализму и накопительству, приучала жить не по «интересам», а по совести. Оба института сами по себе не являются специфически христианскими и православными, но в силу указанных своих воспитательных особенностей именно они из всех цивилизационных форм, созданных человечеством, в максимальной степени являются естественными предпосылками православного содержания социально-исторической жизни.
Православное Царство было уникальной цивилизационной формой, способствовавшей воцерковлению всех сторон социального бытия и его разрушение является катастрофой эсхатологического масштаба. Именно благодаря изначальному экклезиоцентрическому, а не этноцентрическому принципу создания Православного Царства, оно и стало могучей многонациональной империей. И по этой же причине для подлинно русского человека никогда не существовало той проблемы «борьбы за свободу», которой так всегда был озабочен западный человек – ego-поклонник, ибо русская свобода духа – всеобъемлюща. Как писал мыслитель русского Зарубежья Н.М. Зернов, «в Московской Руси верили не в людскую справедливость, а в Божественное покровительство… Не имело никакого значения, обладал ли народ политическими и экономическими свободами; будучи все христианами, люди могли слышать глас Божий и поступать согласно Его заповедям» (Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. – СПб., 2010. С. 85). И именно поэтому, как пишет уже современный автор, хотя «монархический строй правления предпочтителен в России, но Россия выдерживает любые формы правления. Почему? Потому что Удерживающий живет в сердцах большинства, это Дух Святой, борющий бесов» (Крупин В.Н. Время России // В чем спасение России? Пророчества старцев. – М., 2002. С. 97).
Русская цивилизация, ее народ, культура и государство были созданы Православной Церковью, подвигом веры наших великих предков, когда-то устоявших на самом краю гибели. Современная русская цивилизация на всем пространстве Русского мира ныне жива, жизнеспособна и непрерывно растет и возрождается исключительно благодаря тем крупицам духовного опыта и благодатной помощи, которые распространяются в народе от тех, кто хотя бы пытается продолжать этот подвиг веры. Если бы таких людей не было, Русь уже давно была бы поглощена болотом «цивилизации потребления» и ушла бы в историческое небытие. Ныне словно повторяются времена святого Сергия Радонежского и снова, как и тогда, понемногу свершается чудо возрождения и преображения народа. Святая Русь и созданная ею цивилизация, сколь бы ни была последняя несовершенна перед лицом недостижимого христианского идеала, а затем еще и разрушена целой серией безбожных социальных «экспериментов», – тем не менее, даже и в таком состоянии она остается последней крепостью, стоящей на пути апостасии міра сего – крепостью, ограждающей истинную Церковь Христову от уничтожения ее многочисленными врагами.
Виталий Даренский
"Наследие Империи"
Комментарий МВН.
Философ Виталий Юрьевич Даренский ‒ сравнительно молодой для данной профессии, талантливый автор с профессиональным философским образованием, доктор философских наук. В историософском анализе советского режима и всего ХХ века он на голову выше тех наших патриотических публицистов, которые пишут на эти же темы о призвании России, о русской идее, о нынешней Мiровой войне, не имея должного образовательного кругозора, и прежде всего духовного, лишь нахватавшись в публицистике вершков и гордых самохвальных красивых лозунгов.
Такие самообразовательные мыслители-аналитики (часто и "конпирологи"), отмечая очевидные явления и мiровую борьбу на социально-политическом уровне, не вникают в духовную суть Мiровой войны (на нынешнем ее этапе войны постхристианского Запада против потенциальной угрозы русского национально-православного возрождения), в ее исток и в сущность противоборствующих сил (к таковым наиболее известным авторам, по моей оценке, можно отнести, А.Г. Дугина, В.Ю. Катасонова, А.Д. Степанова и на руководимом им сайте РНЛ многих авторов рангом пониже, вплоть до компиляторов типа О.А. Платонова, которые относят к удерживающей миссии России и "благотворный" сталинский период, и часто нынешний путинский, идущий "по стопам Константина Великого"). (См. на эту тему: О профанации миссии "удерживающего" Третьего Рима.)
В данной статье Виталия Юрьевича различие между западной и восточной цивилизациями изложено научно и точно. Хотелось бы лишь дополнительно предложить для наших рядовых нефилософских читателей объяснение простыми словами причины отмеченного «отпадения западной части христианского мiра от единства Св. Церкви» и почему это там «мыслилось, наоборот, как развитие и воплощение христианских принципов в земном бытии».
Основное расхождение, с моей точки зрения, состояло в западном стремлении устроить "царство Божие на земле" вместо чаяния грядущего Царства Небесного и подготовки в себе пригодности к нему (даже в документах Второго Ватиканского Собора 1960-х годов говорится о задаче католической Церкви «строить Царство Божие на земле» и «становиться его ростком на земле»). Образно говоря, в западном христианстве с его организационно-рациональным наследием первого Рима (что тоже важно!) возобладала психология активной деятельной Марфы по обустройству земли, а в восточном греческом, с его более идеалистическим фундментом ‒ психология смиренной служащей Богу Марии. Это наглядно отразилось в том, что у западных христиан главным праздником стало Рождество Христово как пришествие в грешный мiр Бога для его освящения и христианизации, а в восточной Церкви ‒ Воскресение Христово как открытие врат вхождения в грядущее Царство Небесное, к которому христиане должны себя подготовить в преходящем мipе, во зле лежащем.
Сами по себе эти две стороны христианской деятельности не противоречат, а дополняют друг друга. Но поскольку цель создания царства Божия на грешной земле ‒ утопия, и она не могла "освящать" любые средства ее осуществления (как это разрешили себе католики), то в дальнейшем такая западная рациональная хриcтианизация привела к обмiрщению Церкви, принудительности ее методов, приспособительной морали, лицемерию, дискредитации Церкви и христианства, к материализму в науке, философии и государственном устройстве. Поэтому прагматичный Запад постоянно опережал Россию в научно-техническом обустройстве земной жизни, а "отсталая" Россия рывками догоняла Запад в материальном обезпечении своей обороны от него, зато дала мiру плеяду великих духовных подвижников, писателей, мыслителей и создала наиболее христианскую Империю, ‒ она стала преемственным Третьим Римом на шестой части земной суши, удерживающим зло.
Расхождение цивилизационных целей западного и восточного христианства стало заметно уже с падением первого Рима и формированием нового Второго Рима как столицы христианской Империи. Горделивое чувство соперничества Римского епископа (папы) как первенствующего (еще одна причина) в сочетании со стремлением к земной христианизации вело и к утверждению папской политической власти и к самочинным реформам богословия в направлении от небесных целей и ценностей ‒ к земным. При рассмотрении догматических новшеств католицизма сквозь эту призму такая их ориентация проступает.
В этом далее сказалось и влияние "тайны беззакония" ‒ той земной религии "иного отца", которая первой отвергла небесные ценности Мессии-Христа в желании иметь иного мессию как своего земного царя-мошиаха. Влияние ее представителей несомненно во всех апостасийных ступенях западной цивилизации: в "Возрождении", "Реформации", "Просвещении", масонских "буржуазных революциях и демократических Мiровых войнах (по сути одной непрерывно продолжающейся войны за антихристианский Новый мiровой порядок ‒ царство антихриста). В наше время эта антихристианская сила господствует в западном мiре, определяя его внутреннюю и внешнюю политику, все его войны и зашкаливающую русофобию. Правители Олигархата РФ это учитывают в своем поведении, подчиняясь всемiрной юдофильской пвинности, стараясь не раздражать эту силу, и даже дали ей режим наибольшего благоприятствования в РФ как "традиционной религии".
Это расхождение европейской цивилизации с российской и его развитие я попытался показать, начиная с истории соперничающего провозглашения Западной Римской империи как основы будущей германской нации (в соответствующих главах книги "Русские и немцы в драме истории"). В истории взаимоотношений и столкновений наших народов в значительной мере раскрывается эсхатологическая драма всей Европы, вряд ли уже преодолимая... Тем более что и Россия уже совсем не та и отпугивает национально-христианский остаток Европы своим непониманием сути Второй мiровой войны (придерживаясь ее еврейской трактовке), победобесием и вообще ресоветизацией...
Когда Россия тоже увлеклась соблазнительным западным путем земного успеха, добившись впечатляющих экономических, научно-технических и социальных достижений к началу ХХ века, ее ведущий слой стал забывать духовную миссию удерживающего Третьего Рима, и он не устоял перед атакой объединенных сил мiровой системы зла, которые в земном противостоянии были опытнее и лукавее нас в своих методах. Это крушение исторической России, к сожалению, не преодолено до сих пор, и мы как народ еще очень далеки от осознания происшедшего и своего исторического предназначения... Вопреки мнению процитированного писателя, в целом народ не «выдержал форму правления» в ХХ веке (марксистско-ленинскую, расчеловечивающую, террористически-богоборческую), претерпев в результате Русского холокоста значительный ущерб в душах и в денационализированном манкуртском самосознании. Не произошло и сейчас «чуда вразумления народа за его охладение к вере вследствие соблазнов безбожной цивилизации, ...как мощного побуждения к будущему возрождению его духовных сил».
Поэтому ‒ в чем я не соглашаюсь с уважаемым Виталием Юрьевичем ‒ так это в его оптимистических оценках происходящего ныне в Олигархате РФ «чуда возрождения и преображения народа». Стремление к этому сегодня заметно сникло даже в сравнении с началом 1990-х годов и имеет лишь маргинальный масштаб, ибо не допускается властью как противоречащее государственному строю и конституционному запрету на государственную идеологию (это следует понимать именно как запрет на традиционную русскую, ибо уравнивание добра и зла ‒ именно государственная идеология разложения). Сопротивляющееся этому русское православное самосознание в РФ нередко даже трактуется как "экстремизм".
Препятствует "вразумлению" и "чуду возрождения" также искажение Православия церковными функционерами с оправданием богоборческой власти за ее "стремление к социальной справедливости", что сформировалось в виде еретического советского богословия о богоугодности любой власти (даже богоборческой ‒ в пределе власти антихриста) как официальная идеология РПЦ МП. Церковный народ воспитывается в безвольной покорности церковным и государственным начальникам, что бы они ни натворили. То есть руководство МП традиционно, с советских времен, жречески подлаживается под нынешних преемников советской власти (эта преемственность узаконена статьей 67.1 в обновленной Путиным конституции РФ).
И поскольку идеалы нынешней власти материалистические западнические с изначальным и до сих пор не исчезнувшим желанием войти в "общечеловеческую семью" (хоть и как компрадорский сырьевой придаток Запада), руководство МП подлаживается также и под мiровые западные нормы толерантного отношения к господствующему антихристианству, отвергая лишь наиболее уродливые его проявления в виде гомосексуальной революции и т.п., которые нашему народу физиологически отвратительны как мерзость. Отвратительны просто инстинктивно, т.е. сомневаюсь, что «Удерживающий живет в сердцах большинства, это Дух Святой, борющий бесов». Это, скорее, образ Божий, по которому создан человек и который сохраняется даже у неверующих, хотя и в неосознанном виде. Сознательно же Дух Святой и долг ответного служения Божьему делу как борьбы с властью бесов воспринят в сердцах меньшинства и требует жертвенных усилий. Но Господь долготерпит нашу нераскаянность ради сохраняющихся в России праведников. Согласен с тем, что «если бы таких людей не было, Русь уже давно была бы поглощена болотом "цивилизации потребления" и ушла бы в историческое небытие».
https://rusidea.org/250971901 |