К 120-летию Романа Владимировича Телеснина,
выдающегося ученого и педагога
Научная и педагогическая деятельность профессора Телеснина Романа Владимировича (1905 – 1985) сыграла важную роль в развитии классического физического образования, в котором органично, методически и удачно сочетаются учебный процесс и научные исследования. Для университетского физического образования особенно важно, чтобы студенты с самого начала обучения, с первого курса окунулись в творческую, учебно-научную атмосферу.
Фундаментальное образование возникло не сразу: оно формировалось в течение многих веков, и имеет глубокие исторические корни. Физическое образование в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова стало поистине классическим благодаря трудам целой плеяды выдающихся физиков, которые сохранили, укрепили и приумножили славные традиции русской школы физиков. Чтобы наглядно представить связь поколений отечественных физиков с давних времён обратимся к истории открытия и становления физического факультета МГУ.
Поднимаясь по высоким ступеням великолепного, пятиэтажного здания физического факультета, что на Воробьевых горах, рядом с главным зданием университета, студенты и аспиранты, преподаватели и сотрудники каждый день проходят мимо двух установленных слева и справа скульптурных памятников. Надписи на них еле заметны, и многие студенты и даже некоторые сотрудники не знают, что перед ними памятники выдающимся русским учёным-физикам Александру Григорьевичу Столетову (1839–1896) и Петру Николаевичу Лебедеву (1866–1912). Благодаря их основополагающим трудам отечественная физика становилась фундаментальной наукой, а физическое образование – классическим.
Созданная профессором А.Г. Столетовым первая физическая лаборатория в Московском университете была отправной и опорной точкой для многих поколений выдающихся русских физиков. В этой уникальной лаборатории решались две важнейшие задачи образования – учебная и научная: в ней студенты проходили практикум, а в свободное от занятий время проводили исследования под руководством опытных преподавателей. Процесс обучения находился в непосредственной, тесной связи с экспериментом. Кроме того, опыты и демонстрации физических явлений и процессов были неотъемлемой частью лекций по каждому разделу физики – лучше один раз увидеть, чем много раз услышать.
При таком логически обоснованном подходе научные исследования и прежде всего эксперимент и опыт составляли фундаментальную базу физического образования. «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением», – так утверждал великий русский учёный М.В. Ломоносов (1711–1765), основатель Московского университета, своими открытиями и опытами выводивший отечественную науку на мировой уровень. Памятник М.В. Ломоносову установлен в 1953 году на Воробьевых горах, в сквере перед главным зданием МГУ.
Физика – наука экспериментальная. Под таким творческим девизом работал профессор физического факультета МГУ Р.В. Телеснин, о чём свидетельствует его научная и педагогическая деятельность в течение многих десятилетий. Он, как физик-экспериментатор, глубоко осознавал, что важнейшая стадия познания окружающего мира заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт. Эксперимент и опыт – высшая инстанция для естествоиспытателей: их приговор не подлежит пересмотру.
Если теоретические утверждения не подтверждаются экспериментально, они носят характер гипотезы с абстрактным и чаще всего запутанным и непонятным математическим описанием. Подобными теоретическими работами некоторых теоретиков, претендующих на проведение своих «фундаментальных» исследований, переполнены современные научно-технические журналы, особенно отечественные, в которых остаётся всё меньше и меньше места для результатов истинно фундаментальных исследований, основанных на эксперименте.
Вопреки сложившейся на протяжении многих веков традиции русской классической школы физиков, у истоков которой стоял М.В. Ломоносов, во второй половине прошлого столетия (именно в то время работал на физическом факультете МГУ профессор Р.В. Телеснин) начинают преобладать не экспериментальные, а теоретические работы, хотя всем понятно, что эксперимент составляет основу физики – фундаментальной отрасли естествознания. Вопреки практической целесообразности некоторые студенты физического факультета, овеянные романтикой познания, в 60-е годы прошлого века стремились стать теоретиками. В академических институтах теоретическим исследованием отдавалось предпочтение, и в академию наук избирались преимущественно за работы, имеющие весьма косвенное отношение к эксперименту.
Примерно в те же годы, когда многие отрасли естествознания, и прежде всего физика, находились на подъёме, академик П.Л. Капица (1894–1984), лауреат Нобелевской премии по физике 1978 г., с тревогой говорил о разрыве между теорией и экспериментом, между теорией и практикой, отмечая отрыв теоретической науки от жизни, с одной стороны, а с другой – недостаточно высокое качество экспериментальных работ, что нарушает естественное гармоническое развитие естествознания, возможное только при условии, что теория опирается на современную экспериментальную базу. Для развития естествознания на здоровой почве всякое теоретическое утверждение должно непременно проверяться экспериментом. Только при этом условии возможно поднять на качественно новый уровень все естественно-научные отрасли. Это мнение нашего соотечественника представляет особую ценность: П.Л. Капица сам ставил и проводил сложнейшие эксперименты. К сожалению, с таким мнением не согласны некоторые физики, оказавшихся в плену собственных заблуждений, открыто заявляя о том, что они не знают и не понимают, что такое эксперимент…
В этой связи во второй половине прошлого века неоднократно возникали дискуссии по вопросу учебно-методического обеспечения образования на физическом факультете: некоторые представители академической науки считали истинным только их мнение, пытались внедрить свои методы обучения, оторванные от практики и реальной жизни. Несмотря на это, на физическом факультете ценой больших усилий удалось сохранить традиции классического университетского образования, основанного на идее профессора А.Г. Столетова, заключающейся в сочетании процесса обучения с экспериментальным исследованием, чему способствовала созданная им физическая лаборатория.
В настоящее время на физическом факультете, как и во времена А.Г. Столетова, процесс обучения студентов начинается с лекций по высшей математике, общей физике и физического практикума. Лекции, по физике не перегруженные излишними формулами, носящие обобщающий характер и основанные на экспериментальных знаниях, вместе с лекционными демонстрациями увлекают студентов, открывают им необъятные горизонты естественно-научного познания. Выполнение лабораторных работ физического практикума приобщает студентов к эксперименту – истинному источнику познания.
Выпускникам физического факультета МГУ многих поколений посчастливилось слушать увлекательные и вместе с тем содержательные лекции многих выдающихся физиков-экспериментаторов, в том числе и лекции профессора Р.В. Телеснина.
Если студент на начальной стадии обучения, почувствовав уверенность в своих силах, поставил эксперимент и получил первый собственный результат, то вне всяких сомнений он будет работать не покладая рук ради высокой, единственной и благодарной цели – постижения естественно-научной истины. Одним из таких студентов Московского университета был П.Н. Лебедев, который провел первые свои экспериментальные исследования в физической лаборатории А.Г. Столетова. В формировании П.Н. Лебедева как учёного важную роль сыграли авторитет его учителя и достигнутые им успехи. Действительно, А.Г. Столетов экспериментально установил законы фотоэффекта, исследовал газовый разряд и критическое состояние вещества, а также впервые получил кривую намагничивания железа, которую физики-магнитологи называют кривой Столетова. К тому времени его научные труды получили международное признание.
В 1900 году П.Н. Лебедев был назначен на должность профессора физического факультета Московского университета. Своими трудами он внёс значительный вклад в отечественную и мировую науку: впервые получил и исследовал электромагнитные волны миллиметрового диапазона, с большим мастерством экспериментатора поставил очень сложные и тонкие эксперименты, в результате которых открыл и измерил давление света на твёрдые тела и газы, подтвердив электромагнитную теорию света, разработанную английским физиком Д.К. Максвеллом (1831–1879).
Во второй половине позапрошлого столетия активизировались научно-исследовательские работы по электромагнитному взаимодействию материальных объектов. Теория электромагнитного поля Максвелла способствовала экспериментальному исследованию электромагнитных явлений, практическое применение которых началось в 1895 г., когда выдающийся русский физик и электротехник А.С. Попов (1859–1905/06), основатель радиотехнической школы и профессор продемонстрировал изобретенный им радиоприемник.
Научные, фундаментальные труды А.Г. Столетова, установившего закономерность намагничивания ферромагнетиков и открывшего законы фотоэффекта, и уникальные экспериментальные работы его ученика П.Н. Лебедева, подтвердившего электромагнитную природу света, положили начало для разработки микроэлектронной и оптической техники, включая современную аудио- и видеоаппаратуру, сложнейшие компьютерные и другие системы разного назначения, с внедрением которых расширяется спектр их применения и вместе с ним всё заметнее и ощутимее проявляется новый вид антропогенного воздействия на окружающую среду.
Выдающийся учёный и педагог П.Н. Лебедев обладал высокими нравственными качествами и отличался принципиальностью – он не отнёсся безразлично и равнодушно к своим воспитанникам-студентам, которые его уважали. В знак протеста против необоснованного их притеснения в 1911 году он подал в отставку.
Профессор П.Н. Лебедев создал первую русскую научную школу физиков. Его ученики – будущие академики: П.П. Лазарев, С.И. Вавилов, Н.Н. Андреев; члены-корреспонденты: В.К. Аркадьев, Т.П. Кравец, А.С. Предводителев, Н.К. Щодро; профессора: В.Д. Зернов, Б.В. Ильин, Н.А. Капцов, А.Б. Млодзеевский, С.Н. Ржевкин, В.И. Романов и многие другие. Развивая идеи П.Н. Лебедева, его ученики и последователи организовывали собственные научные школы в разных отраслях физики.
Создал свою научную школу и В.К. Аркадьев – один из учеников П.Н. Лебедева, в лаборатории которого в 1907 году он начал изучать электромагнитные явления в металлах. В.К. Аркадьев в 1913 году открыл ферромагнитный резонанс – избирательное поглощение энергии переменного электромагнитного поля в ферромагнитах. Результаты его экспериментальных исследований легли в основу современной динамики магнитных процессов. В 1919 году В.К. Аркадьев организовал лабораторию электромагнетизма им. Максвелла, а в 1927 году был избран членом-корреспондентом АН СССР.
В Московском магнитном коллоквиуме профессора В.К. Аркадьева принимали участие многие известные учёные: наш соотечественник А.Ф. Иоффе (1980–1960), немецкий физик Макс Планк (1858–1947), индийский физик Ч.В. Раман (1888–1970) и др. Сохранился редкий фотоснимок участников коллоквиума В.К. Аркадьева, среди которых Макс Планк, один из основоположников квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике. На этой фотографии изображены и другие выдающиеся учёные: Ч.В. Раман, открывший совместно с К.С. Кришнаном в 1928 году комбинационное рассеяния света; спустя два года они удостоены Нобелевской премии.
В лаборатории профессора В.К. Аркадьева работала большая группа сотрудников, его учеников, будущих выдающихся учёных-физиков: Н.С. Акулов (1900–1976), Б.А. Введенский (1893–1969), А.А. Глаголева–Аркадьева (1884–1945), В.А. Карчагин (1887–1948), Р.В. Телеснин (1905–1985), К.Ф. Теодорчик (1891–1968) и др. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Но всё же следует особо отметить заслуги Н.С. Акулова. В большом энциклопедическом словаре есть краткая запись о нём: физик, академик АН Белоруссии (1940); труды по теории ферромагнетизма, магнитной дефектоскопии и др.; Государственная премия СССР (1941). Это был незаурядный учёный, внесший существенный вклад в теорию ферромагнетизма. Написанная им книга «Ферромагнетизм» (М.-Л. ГИТТЛ, 1939) была первой не только в нашей стране, но и за рубежом. В ней в доступной форме изложены фундаментальные основы магнитных явлений и процессов. В музее физического факультета МГУ хранится письмо выдающегося немецкого физика Вернера Гейзенберга (1901–1976), в котором автор письма выражает желание и надежду о совместной работе с Н.С. Акуловым.
Труды профессора А.С. Акулова по ферромагнетизму получили мировое признание и актуальны по сей день. Заслуживают особого внимания его работы по теории цепных реакций, теории горения, воспламенения и взрыва и др. Его заслуги признавали и чиновники от науки. Однако в 1954 году профессор Н.С. Акулов был вынужден уйти из университета, оказавшись жертвой междоусобной борьбы между университетскими и академическими исследователями, которая нанесла невосполнимый ущерб отечественной науке. В поисках истины и справедливости, потеряв работу, он вынужден был покинуть кафедру магнетизма, которую он создал и которой руководил. Победили обладатели высоких званий и наград, но весьма далёкие от естественно-научного познания. Физический факультет МГУ потерял талантливого учёного-физика.
Достойное место среди учеников В.К. Аркадьева занимал Р.В. Телеснин. Если профессор А.Г. Столетов создал первую физическую лабораторию в Московском университете, то, продолжая традиции русской школы физиков, профессор Р.В. Телеснин организовал первую уникальную лабораторию тонких магнитных пленок. В проблемной лаборатории Р.В. Телеснина сделаны первые важные шаги в становлении отечественной микроэлектроники, начинавшейся с осаждения тонкопленочных элементов, из которых состоят многие сложнейшие устройства для современной аудио- и видеотехники, и разных видов компьютеров – от персональных до суперкомпьютеров, обладающей гигантскими памятью и быстродействием. В последнее время массовое, высокотехнологичное производство электронных устройств различного назначения основано на разработке и внедрении весьма перспективных нанотехнологий…
После поступления на физический факультет МГУ учебные занятия на дневном отделении я совмещал с научной работой на разных кафедрах и в проблемной лаборатории микроэлектроники профессора Р.В. Телеснина. В его кабинете размещалась моя экспериментальная установка. Исследования проводил под руководством учёного и педагога Елены Фёдоровны Курицыной, которой я посветил одну из своих фундаментальных монографий, выпущенной в 1993 году издательством «Радио и связь» в соответствии с Федеральной целевой программой книгоиздания России.
В подлинных книгах с глубоким содержанием, как в зеркале, отражается интеллектуальное богатство автора. Несомненно, таким уникальным богатством обладал профессор Р.В. Телеснин – автор замечательных учебников для студентов разных поколений и весьма ценных и полезных книг для изучения актуальных проблем физики тонких магнитных пленок.
В знак благодарности своему университетскому учителю я подготовил книгу: Карпенков С.Х. «Роман Владимирович Телеснин», которая была издана в 2004 году в серии «Выдающиеся учёные» к 100-летию со дня его рождения. В ней изложен биографический очерк жизни и научно-педагогической деятельности профессора Р.В. Телеснина и приведены краткие сведения о сотрудниках его лаборатории, в том числе и о моём научном руководителе Елене Фёдоровне Курицыной.
Библиографические ссылки
- Карпенков С.Х. Роман Владимирович Телеснин. М.: Логос, 2004 – 96 с.
- Млодзеевский А.Б., Телеснин Р.В. Лекционные демонстрации по физике (вып.8). Общая механика. – М.: ГИТТЛ, 1954. – 108 c.
- Телеснин Р.В, Яковлев В.Ф. Курс физики. Электричество. Изд. 2-е перераб. М.: Просвещение, 1969. – 488 c.
- Телеснин Р.В. Молекулярная физика. Изд. 2-е дополн. М.: Высшая школа, 1973. – 360 c.
- Колотов О.С., Погожев В.А., Телеснин Р.В. Методы и аппаратура для исследования импульсных свойств тонких магнитных плёнок. – М.: Изд. МГУ, 1970. – 192 c.
- Тонкие ферромагнитные пленки: коллективная монография. Перевод с нем. под редакцией Р.В. Телеснина. М.: Мир, 1964. – 360 с.
- Суху Р. Магнитные тонкие пленки. Перевод с англ. под ред. Р.В. Телеснина. М.: Мир, 1967. – 424 с.
- Югов В.А. Тонкие пленки и их применение в радиоизмерительной технике. Под редакцией Р.В. Телеснина. М.: 1964. – 132 с.
- Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
- Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
- Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.
Карпенков Степан Харланович
Российский учёный, педагог и публицист. Лауреат Государственной премии и премий Правительства Российской Федерации. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор.
|