Жизнь ей ломали дважды – один раз государство, другой – всего-навсего коллеги. Но последние оказались не менее безжалостны…
А начиналось все так прекрасно и безоблачно. 1915 год, Петроград, уже военный, но еще едва ощущающий войну. Отец Наташи, профессор, литературовед, Павел Николаевич Медведев, аккурат в год рождения дочери отправился на фронт, как сказали бы теперь, военкором. С театра военных действий он пишет цикл очерков «Под кровавой зарей». Мама Наташи была актрисой, и тягу к миру Мельпомены девочка впитала с молоком родительницы… Она росла любимым и балованным ребенком. Прогулки, игры с родителями в прятки и города, а ещё – совместное пение песен по вечерам за семейным столом. Супруги Медведевы были музыкальны и обладали хорошими голосами, подтягивала им и Наташа…
После революции отец ненадолго примкнул к эсерам. На фронте он был избран в городскую думу Витебска, а затем стал и последним городским головой этого города. Здесь он основал городской журнал «Искусство» и витебский Народный (Пролетарский) университет, в котором сам читал курс русской литературы и общества XIX века. Павел Николаевич хотел открыть также Институт гуманитарных наук и искусств, и работа в этом направлении уже активна шла при поддержке Луначарского, но все же этот проект осуществлен не был. В 1922 г. профессор вернулся к семье в Петроград и первым делом издает книгу «Памяти Блока» - поэт скончался годом раньше. Он работал в Петербургском Передвижном театре Гайдебурова и Скарской, в Правлении петроградского отделения Всероссийского союза писателей, заведовал отделом художественной литературы Государственного издательства (Госиздата), был ведущим критиком творческого объединения писателей-«попутчиков» «Содружество», в которое входили Николай Браун, Всеволод Рождественский, Михаил Козаков, Борис Лавренёв и др. С 25-го Медведев стал научным сотрудником ИРЛИ (Пушкинского Дома) и вновь посвящает себя – Блоку. Именно Павел Николаевич издал «Дневник» и «Записные книжки» поэта, став признанным основоположником научного подхода к творчеству Блока. Медведев также издал книгу своего арестованного друга Бахтина «Проблемы творчества Достоевского», подготовил к публикации роман в стихах Бориса Пастернака «Спекторский», подтолкнул Андрея Белого к написанию мемуаров «На рубеже двух столетий»…
В 30-е профессор Медведев преподавал в Ленинградском университете, Педагогическом институте имени Герцена, Академии искусствознания, Военно-Политической Академии имени Толмачёва, а также выступал с многочисленными докладами. К 1937 году он подготовил к печати первый в стране учебник для вузов по русской литературе конца XIX — начала XX века и хрестоматию к нему.
Семейные отношения тем временем разлаживались, и Павел Николаевич встретил другую женщину, ставшую его второй женой. Счастье их было мимолетным, в 1938 г. Медведев был арестован. Его ученик, Анатолий Краснов-Левитин, вспоминал: «…был арестован самый популярный из наших преподавателей, профессор Медведев, известный лектор, которого знал весь Ленинград. Почему? За что? Никто не знает…» Архив профессора был конфискован, его учебник пущен в размол… Письма в его защиту от известных ученых и писателей, включая Зощенко, не имели результата. На допросах и все время заключения Павел Николаевич держался мужественно. Проходивший с ним по одному делу Николай Заболоцкий вспоминал: «П. Н. Медведев не только сам не поддавался унынию, но и пытался по мере сил подбодрить других заключенных, которыми до отказа была набита камера».
Профессор Медведев был расстрелян 17 июля 1938 года. Это не помешало органам НКВД ещё целых три года преследовать его семью, следить за бывшей женой и дочерью, вызывать их на допросы. От репрессий их спасло лишь то, что Павел Николаевич успел развестись с матерью Наташи, и таким образом они не подпадали под тавро «члены семьи врага народа».
Несмотря на пережитую трагедию, Наташа стремилась к осуществлению своей детской мечты – стать актрисой. Она начинала выступать на сценах многочисленных в те поры любительских театров, затем поступила в театральный институт. Однако, учебу прервала война. Наталья с матерью эвакуировались в Свердловск, где в местном театральном вузе девушку взяли сразу на последний курс. Здесь же началась ее профессиональная карьера – на сцене Свердловского театра Ефима Брилля. Всё свободное от учебы и работы время девушка посвящала уходу за ранеными в госпитале.
После войны Медведева отправилась в Москву, где была принята в труппу Театра на Спартаковской. Главный режиссер Сергей Макаров, оценив недюжинный потенциал молодой актрисы, дал ей роль в постановке «Мария Стюарт». Это была великолепная работа актрисы, и премьера имела большой успех, но чиновникам что-то не понравилось, и спектакль был закрыт…
Лишь к сорока годам Наталья Павловна получила известность, как киноактриса, сыграв в фильмах «Возвращение Василия Бортникова», «За витриной универмага», «Илья Муромец» и др. В эту пору она переходит из театра на Малой Бронной в театр Моссовета, что оказалось большой ошибкой. Сперва все шло хорошо, были и роли, и популярность. Но однажды Медведеву пригласили заменить уезжавшую на зарубежные гастроли приму театра – Веру Марецкую. Хотя последняя сама отказалась от роли, но, узнав, что её будет играть Наталья Павловна, примчалась на репетицию и к изумлению труппы стала буквально перекрикивать «соперницу».
Само собой, роль вернули «хозяйки», но ревность последней уже не оставляла Медведеву. Жизнь в театре превратилась в сплошное мучение, начиная с лишения почти всех ролей и кончая мелкими пакостями и бойкотом со стороны держащих сторону «хозяйки» артистов. Наталья Павловна терпеть издевательств не стала и написала заявление об уходе. Свою гонительницу она никогда не называла по имени, сохраняя достоинство и отмечая лишь: «Она вставляла мне палки в колёса и желала зла. Ну, по всей видимости, так её воспитали. Я же воспитана иначе. Желаю ей только успехов, но не стоит забывать, что всё возвращается бумерангом».
В кино Медведеву также не снимали. Режиссер Евгений Ташков говорил, что она была внесена в черные списки. В театре на Малой Бронной, куда она вернулась, к ней относились настороженно. Два брака актрисы распались, но она воспитывала дочь, Галину, которая в дальнейшем стала главным редактором журнала «Знание – сила». Наталья Михайловна успела воспитать и внучку, и понянчить правнучку. Она скончалась в возрасте 91 года в 2007 г. Незадолго до 90-летнего юбилея она писала в частном письме: «Что сказать тебе о моей жизни? Она однообразна и скучна. Так кажется, наверное, всем. Но я живу воспоминаниями, которых очень, очень много. Про юбилей ты спрашивал? Это смешно! Зачем он мне? После юбилея все юбиляры вскорости умирали от излишнего напряжения, я это заметила многократно. Пусть будет жизнь, как ее задумал Христос. Я полагаюсь только на него. Тебя я всегда ношу в своем сердце».
Русская Стартегия |