БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О МИТРОФОРНОМ ПРОТОИЕРЕЕ О. ИОАННЕ СИМЕОНОВИЧЕ НАГОВСКОМ (1878–1956): К 110-летию начала Второй Отечественной (Великой) войны (1914 – 1917)
(впервые опубликовано в журнале «Посев» №5 и №6 за 2022 год)
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!
Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
Рим. 11:33
Иоанн Симеонович Наговский родился 17(30) сентября 1878 года[i] в семье пономаря Николаевской церкви с. Рамушево[ii] Старорусского уезда Новгородской губернии и был наречен в честь Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна[iii]. Родителей звали Симеон Васильевич Наговский (28.01.1835 – не ранее 1882) и Любовь Лаврентьевна (? – ?), младшую сестру – Татьяна (06.01.1880 – ?). Кроме того, у Симеона Васильевича были дети от первого брака с Татьяной Яковлевной (1828 – не ранее 1868): Иоанн[iv] (1861 – ?) и Григорий[v] (1868 – ?), которые к моменту рождения в семье их отца младшего сына Иоанна проживали отдельно.
Фото 1. Однопрестольная Николаевская церковь в с. Рамушево. Снимок сделан 01 сентября 1942 года после интенсивных боев между германскими и советскими войсками за «Рамушевский коридор».
Раннее детство Иоанна прошло в его родном селе, в родительском доме. В 1888 году он, как ранее его старший единокровный брат-тезка, поступил на обучение в четырехклассное духовное училище[vi] в Старой Руссе при древнем Спасо-Преображенском мужском монастыре[vii].
Начало обучения Иоанна совпало с назначением на Старорусскую кафедру епископа Владимира (Богоявленского)[viii]. Кроме того, на 10-летие Иоанна, в первый его день рождения вдали от родительского дома, – 17 сентября 1888 года состоялось перенесение[ix] из Тихвина древнего чудотворного образа Старорусской иконы Божией Матери в Спасо-Преображенский монастырь. Во встрече[x] всенародно почитаемой иконы с многотысячным крестным ходом и в последующем торжественном Богослужении участвовал[xi] Старорусский епископ Владимир (Богоявленский). Иоанн Наговский вместе с другими учениками духовного училища и насельниками монастыря встречал чудотворный образ Богородицы и присутствовал на архиерейском Богослужении. Таким образом, отрок Иоанн, пребывавший в длительной разлуке с родными оказался утешен Благодатью Божией, которая обильно[xii] источалась от Святого образа и от архиерейского священнодействия, а также тем всеобщим духовным подъёмом и радостью, которые испытывали окружающие.
Фото 2: Старорусская икона Божией Матери Умиление (XIII век)
После окончания училища в 1892 году Иоанн Наговский поступил в Новгородскую духовную семинарию, которую закончил[xiii] в 1898 году по 1-му разряду[xiv] (то есть с отличием, аттестат № 710, со званием студента семинарии). Воспользовавшись правом продолжать образование в академии, Иоанн Наговский поступает в Казанскую духовную академию, где обучается некоторое время. Выбор в пользу данного высшего учебного заведения (вместо, например, ближайшей – окружной Санкт-Петербургской духовной академии) был сделан, вероятно, по благословению Кирилловского епископа Арсения (Иващенко)[xv], викария Новгородской епархии, который с 1897 года состоял почетным членом Казанской духовной академии. Владыка Арсений как викарный архиерей в период отсутствия[xvi] епархиального архиерея архиепископа Новгородского и Старорусского Феогноста (Лебедева)[xvii] мог присутствовать[xviii] на выпускных экзаменах в Новгородской духовной семинарии и заметить способного ученика, благословив его на получение высшего духовного образования в Казани.
Однако, обучение в академии прервалось из-за бракосочетания Иоанна Наговского с Елизаветой Павловной (07.07.1879 – ?). Вскоре, 17 февраля 1899 года Иоанн Наговский был рукоположен[xix] в священнический сан епископом Кирилловским Арсением (Иващенко) и назначен[xx] настоятелем Покровской церкви в погосте Полевичи[xxi] Недашецкой волости Тихвинского уезда Новгородской губернии. А,02 мая 1900 года у о. Иоанна и матушки Елисаветы родилась дочь Нина (02.05.1900 – не ранее 1949)[xxii]. Спустя два года, в 1902 у семьи Наговских родился сын-первенец Борис[xxiii].
С 09 ноября 1902 года до 1918 года о. Иоанн Наговский нес послушание полкового священника[xxiv] 111-го пехотного Донского полка[xxv], расквартированного до 1910 года в уездном городе Мариамполе[xxvi] Сувалкской губернии[xxvii], а затем переведенного на постоянные квартиры в губернский город Ковно[xxviii]. Кроме того, батюшка был благочинным священником 28-й пехотной дивизии, дислоцированной в Виленском военном округе с центром в г. Ковно.
Иерей Иоанн Наговский регулярно совершал Богослужения в полковом храме 111-го пехотного Донского полка, Св. престол которого был освящен в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (полковой праздник 09 мая[xxix]). В Мариамполе каменное здание полковой Николаевской церкви было сооружено[xxx] на углу Варшавской и Кальварийской улиц и освящено 13 августа 1901 года. Квартира батюшки располагалась в офицерском флигеле.
Фото 4-5. Николаевская церковь при 111-м пехотном Донском полку в Мариамполе. 1910 г. Из книги: Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Пятигорск: Типо-литография А.П. Нагорова, 1913. Ч. 1. С. 163–165.
Фото 6-6а. Николаевская церковь при 111-м пехотном Донском полку в Ковно. 1910 г. Из книг: Маховка Д.М. Сто лет 111-го Донского полка. (17 мая 1797-1897). Ковно: Скоропечатня Ария Зака, 1897. С. 23–24.; Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Пятигорск: Типо-литография А.П. Нагорова, 1913. Ч. 1. С. 168–170.
В Ковно здание полковой Николаевской церкви было пристроено[xxxi] к большому деревянному манежу на конном базаре, по Пушкинской улице, и отделялась от него створчатыми, на шарнирах, дверьми. С переходом полка на постоянную дислокацию в Ковно, церковь была возобновлена[xxxii].
Отец Иоанн Наговский получал содержания 900 рублей в год. По представлению полкового командира полковника Б.О. Стеткевича (1847 – ?) 09 марта 1904 года награжден[xxxiii] набедренником за усердную службу.
С начала Второй Отечественной войны (1914–1918) окормляемый о. Иоанном Наговским 111-й пехотный Донской полк в составе 28-й пехотной дивизии принимал активное участие в боевых действиях на Северо-Западном и Западном фронтах. В январе–феврале 1915 года полковой священник вместе со своим подразделением оказался в эпицентре тяжелейших боев под городом Августовым[xxxiv] Сувалкской губернии, в ходе которых его полк практически полностью погиб[xxxv], лишь с небольшим числом однополчан батюшка смог вырваться из немецкого окружения.
За четыре месяца до этих событий, в ночь с 31 августа на 01 сентября[xxxvi] 1914 года в небе над лесом под Мариамполем, где до войны дислоцировался 111-й пехотный Донской полк, произошло чудесное явление Божией Матери с Богомладенцем на руках. Вот, как описывали увиденное очевидцы[xxxvii]:
1-го сентября сего года в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполя, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой во бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся ½ часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование[xxxviii]
Фото 7: Августовская икона Божией Матери. 1914 г.
Батюшка, находясь поблизости, мог знать о Чуде от его очевидцев, а возможно, что оно произошло, в том числе, и по его ночной молитве.
За проявленное мужество под огнем неприятеля и верность своему пастырскому долгу о. Иоанн неоднократно награждался командованием Русской императорской армии воинскими орденами.
Приказом командующего 10-й армией от 08 декабря 1914 года № 275 он был награжден[xxxix] орденом Святой Анны 3-й степени с мечами «за отличие в делах против германцев».
Приказом Главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта от 31 июля 1915 г. № 1742 «за отличия в делах против неприятеля» 25 мая 1915 года полковой священник Иоанн Наговский был награжден[xl] орденом Святой Анны 2-й степени с мечами.
В ходатайстве полкового командира полковника К.И. Сербиновича (1868–1932) о представлении о Иоанна к ордену Святой Анны 2-й степени с мечами говорится[xli]:
К ордену Святой Анны 2-й степени с мечами за то, что в торжественный день рождения Государыни ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ совершив богослужение на передовых позициях, отправился в передовые окопы к нижним чинам для благословения их, подвергаясь опасности, так как противник обстреливал во время благословения действительным ружейным и артиллерийским огнем. Ходатайствую.
Кроме того, батюшка был награжден[xlii] наперсным крестом от Святейшего Синода по ходатайству от 14 октября 1915 года своего полкового командира, а также по ходатайству командира сводной бригады генерал-майора Е.А. Российского (1865–1933) и начальника 28-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта барона Л.Ф. фон ден Бринкен (1858–1925). В ходатайстве полковника К.И. Сербиновича говорилось:
К наперсному кресту от СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА, выдаваемого за то, что с полным усердием и при тяжелых условиях настоящей войны совершал и совершает требы духовные во вверенном мне полку. Ходатайствую.
Когда подрос сын-первенец полкового батюшки Борис, деливший с отцом все тяготы походной жизни, о. Иоанн, окормлявший 111-й Донской полк, исходатайствовал для него место кадета[xliii] в Донском Императора Александра III кадетском корпусе в городе Новочеркасске.
Переворот 1917 года и начавшаяся смута привели к развалу армии и страны, о. Иоанн Наговский потерял свое место полкового священника, оставшись без средств к существованию. Но, обрушившиеся на батюшку невзгоды не сломили его, он продолжал свое пастырское служение там, где в нем больше всего нуждаются.
В годы Гражданской войны многолетний опыт полкового священника, оказался востребованным в частях армии адмирала А.В. Колчака в Сибири[xliv].
Созванный Высшим Временным Церковным Управлением Сибири в апреле 1919 года в городе Омске Собор православного духовенства Сибири под председательством архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского)[xlv] направил духовенству обращение, в котором говорилось[xlvi]
Пастыри Церкви имеют нравственное право на борьбу с большевизмом, и никто не должен рассматривать эту борьбу как неподобающую Церкви, как вмешательство Церкви в политические общественные дела государства.
Исполняя Соборное благословение, о. Иоанн стал одним из более чем двух тысяч представителей военного духовенства, служивших в белых армиях на Востоке России полковыми священниками и проповедниками. Среди них был и будущий Святитель РПЦЗ Иона (Покровский)[xlvii], служивший в 1916-1917 годах полковым священником в действующей армии на Западном и Юго-Западном фронтах и ставший одним из инициаторов создания добровольческих Дружин Святого Креста в составе Белой армии в августе 1919 года. Игумен Иона (Покровский) и батюшка Иоанн Наговский, несмотря на разницу в возрасте, могли быть знакомы и имели общие воспоминания, касающиеся их пастырского служения на фронтах Первой мировой войны или учебы в Казанской духовной академии, где оба обучались, хотя и в разное время.
В тоже время, сын о. Иоанна Наговского Борис[xlviii], обучавшийся в Донском кадетском корпусе, как и многие[xlix] кадеты старших классов в Новочеркасске, выступил на защиту Донской области от отрядов красногвардейцев, вторгшихся на Дон зимой 1917/1918. Боевой путь кадет Борис Наговский закончил в составе Донской армии в Ялте осенью 1920 года, получив ранение при обороне Крыма от большевиков. В конце ноября 1920 года ялтинские госпиталя были эвакуированы[l] на пароходе «Цесаревич Георгий» под флагом Красного Креста в греческий порт Пирей. Все раненные, включая кадета Бориса Наговского, были размещены в греческом госпитале № 4, который называли в Пирее «русской больницей», так как она была основана в 1902 году и содержалась на личные средства Королевы Эллинов Ольги Константиновны (из Императорского Дома Романовых). Однако, ранение было серьезное и вскоре Борис скончался[li], погребен на Русском морском кладбище[lii] в Пирее (могила № 362 – не сохранилась).
После поражения Белого движения и окончания Гражданской войны о. Иоанн вместе с семьей остался на родине. В годы гонений на Веру Христову и Церковь батюшка служил приходским священником, за что был репрессирован[liii] советскими органами государственной безопасности: 17 июля 1932 годах о. Иоанн был осужден Особым Совещанием Коллегии ОГПУ[liv] по «политической» статье 58-10 УК РСФСР к 3 (трем) годам лишения свободы. Заключение отбывал в Северном крае, на Вологодчине[lv].
Освободившись из заключения в 1935 году, о. Иоанн уже не смог возобновить пастырское служение по причине повсеместного закрытия храмов богоборческими властями: в СССР была в разгаре «безбожная пятилетка»[lvi] (1933–1937). Например, на канонической территории родной для батюшки Новгородской епархии практически не сохранилось действующих храмов. Из оставшегося без ответа письма[lvii] верующих Старой Руссы, рядом с которой родился и вырос о. Иоанн, депутату Верховного Совета СССР писателю А.Н. Толстому:
В нашем городе нет ни одного священника - всех арестовали и в окрестностях тоже нет. Люди плачут горькими слезами: привозят в город отпевать покойников и младенцев крестить и с великими рыданиями едут обратно. Просим Вашего заступничества за нас, верующих, перед Верховным Советом. Если надо, то десятки тысяч дадим подписей.
Батюшка вынужден был зарабатывать на пропитание себе и своей семье физическим трудом, занимаясьпчеловодством, садоводством, огородничеством, а также работая сапожником[lviii].
Возможность снова совершать Божественную Литургию представилась о. Иоанну летом 1942 года, после оккупации германскими войсками Ростовской области, где он проживал с семьей перед войной. С началом второй[lix] оккупации Ростова-на-Дону жители обратились к бывшему кафедральному протоиерею Вячеславу Серикову[lx] с прошением о возобновлении Церковных Богослужений в этом главном храме города. Отец Вячеслав откликнулся на эту просьбу своей паствы и уже в августе начал регулярно совершать Богослужения в открывшемся кафедральном соборе и других храмах города[lxi]. Сами прихожане собора, как и многих других донских приходов, приняли активное участие в его открытии и помогли батюшке восстановить в нем регулярные Богослужения – принесли все необходимое для этого: церковную утварь, иконы[lxii]. В середине августа протоиерей Вячеслав Сериков получил архиерейское благословение[lxiii] Таганрогского епископа Иосифа (Чернова)[lxiv] на исполнение послушаний настоятеля кафедрального собора и благочинного священника Ростова-на-Дону. С этого времени о. Иоанн Наговский в сане протоиерея стал сослужить[lxv] ростовскому благочинному священнику кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
В конце августа 1942 года с разрешения оккупационных властей была воссоздана структура церковного управления Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархии – Ростовское Епархиальное управление (Церковный Совет)[lxvi] под председательством протоиерея Вячеслава Серикова, в состав которого вошел протоиерей Иоанн Наговский как заместитель председателя, а также профессор А.И. Иванов[lxvii] в качестве представителя Бургомистрства Ростова-на-Дону. Секретарем вновь воссозданного Ростовского Епархиального управления (Церковного Совета) стала Зинаида Николаевна Баркова[lxviii].
Фото 8: Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону. 1942 г.
[i]Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. М., 2019. С. 227–228.
[ii]Расположено в 25 км. от города Старая Русса в Новгородской области.
[iii]Ближайший день памяти – 23 сентября по Юлианскому календарю.
[iv]Обучался в духовном училище уездного города Старая Русса, откуда был уволен с III класса. С 06 марта 1881 г. исполнял должность псаломщика в деревянной однопрестольной церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Ославье Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. С 24 февраля 1883 г. псаломщик в каменной однопрестольной церкви Святой великомученицы Екатерины Александрийской в с. Коложицы того же уезда. С 10 октября 1883 г. псаломщик каменного двухпрестольного Спасо-Преображенского собора г. Нарвы. 11 ноября 1883 г. посвящен в стихарь. С 1892 г. псаломщик каменной однопрестольной церкви Святителя Николая Чудотворца в с. Котлы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. С 03 августа 1895 г. псаломщик каменной однопрестольной церкви Святого Архангела Михаила в с. Синявино Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии. От брака с Марией Александровной (1862 – не ранее 1916) имел сына Николая (03.12.1883, Нарва – 20.01.1938, Ленинград), впоследствии законоучителя и священника деревянной однопрестольной церкви Святителя Николая Чудотворца при кладбище г. Сестрорецка Санкт-Петербургской губернии, расстрелянного по приговору Особой Тройки УНКВД по Ленинградской области от 30.12.1937 г. (Наговские // Петербургский генеалогический портал URL: http://petergen.com/bovkalo/spbd/nagovsky.html (дата обращения: 03.07.2022)).
[v] Проживал в г. Санкт-Петербурге. Подр. см.: Сивеня Д.С. Указ. соч. С. 227–228.
[vi] Учреждено 04 декабря 1805 г. Четырехгодичное, 4 класса. Кроме общих предметов изучались древние языки. Располагалось в собственном трехэтажном здании: на первом этаже – столовая и зал, на втором этаже – классы и второй зал, на третьем этаже – спальни общежития для учеников. Богослужения для учеников совершались в монастырских храмах. Подр. см.: Пылаев В.А. Старая Русса. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1916. 250 с.
[vii] Основан в 1192 г. будущим Святителем Новгородским игуменом Мартирием Рушаниным (? – 1199) и освящен Святителем Новгородским Григорием (? – 1193). Подр. см.: Архиепископ Макарий (Миролюбов Н.К.). Церковно-историческое описание города Старой Русы, содержащее в себе сведения о старорусских церквах, Спасском монастыре и духовном училище. Великий Новгород: Тип. Э. Классона, 1886. 118 с.
[viii] Священномученик Владимир (в миру – Василий Никифорович Богоявленский) (1848–1918), епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии (1888–1892). Экзарх Грузии (1892–1898). Митрополит Московский и Коломенский (1898–1912). Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912–1915). Митрополит Киевский и Галицкий (1915–1918). Первый из русских архиереев, удостоившийся венца Новомученника. Подр. о нем см.: Дамаскин (Орловский), игумен. Краткое житие священномученика Владимира, митрополита Киевского // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Январь. Тверь, 2005. С. 221-272.
[ix] 7 мая 1888 года Александр III утвердил ходатайство архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Мардария и горожан Старой Руссы, поддержанное Великим Князем Владимиром Александровичем, командующим войсками Санкт-Петербургского военного округа, о переносе чудотворного образа Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу (Вязинин И. Н. Старая Русса в истории России. Новгород, 1994. С. 294. Описание перенесения Чудотворной Иконы Старорусской Божией Матери из г. Тихвина, в г. Старую Руссу, Новгородской губернии, в 1888 году. Составлено очевидцем Старорус. мещ. Петром Андреевичем Беляниновым. Старая Русса, 1894. С. 4).
[x] «Почти две недели несли святую икону до Руссы среди несмолкаемого торжества. Тысячи народа сопровождали ее с пением в честь Богоматери. С крестными ходами встречали и провожали всюду торжественное религиозное шествие. Наконец, подошли к городу, и тут все зашевелились; от стара до мала все поспешили встретить «Царицу небесную». Шествие уже вступило в черту города... Чудная, величественная икона, как бы парила в воздухе над многотысячною (до 50000) толпою. Торжественный церковный звон, чудное пение и звуки военного оркестра, игравшего гимн — «Коль славен», дополняли чарующую священную картину великого старорусского торжества. Наконец, 18 сентября 1888 года святыня была водворена на приготовленном ей месте в Спасо-Преображенском храме после крестного хода около стен обители. Так возвратилась в город древняя его святыня, и стал он жить как бы под покровом Царицы Небесной. Под кров Ее поспешили рушане во всякой нужде и скорби своей.» Пылаев В.А. Старая Русса. Сергиев Посад. Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1916. [Электронный документ] // Сайт интернет-альманаха «Соборная сторона» URL: http://russa.narod.ru/books/pilaev/009.htm (дата обращения: 18.07.2022)
[xi] Подр. см.: Сергий (Усинин), иеромонах. Описание чудотворной иконы Старорусской Божией Матери и перенесения ее из города Тихвина, в город Старую Руссу (Новгородской губ.). Старая Русса: Издание Спасо-Преображенского монастыря, 1896. 74 с.
[xii] Подр. см.: Описание перенесения Чудотворной Иконы Старорусской Божией Матери…
[xiii] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г. // Архив Германской епархии РПЦЗ. Фонд 3. Оп. 5 Коробка 55, Д. 55/1. Копия предоставлена архивариусом АГЕ Анатолием Кинстлером (как и все прочие материалы из АГЕ); Смурова Л.О., Смирнова Т.П. Приходы Любытинского района Новгородской области (XIX - начало XX века). Великий Новгород. 2020. С. 502; Новгородская духовная семинария. Выпускники 1803-1890, 1895, 1898-1917 гг.
[Электронный ресурс] // Петербургский генеалогический портал. URL: http://petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html (дата обращения: 04.07.2022).
[xiv] Знания выпускников семинарий 1-го разряда по объему и уровню приравнивались к университетским. Выпускнику, получившему 1-й разряд, как и в университете, присваивалось звание «студент». Он имел право учиться дальше в духовной академии, служить священником во второклассной церкви, быть учителем в уездных и приходских училищах. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. Волгоград, 1999. С. 70.
[xv] Епископ Арсений (в миру Антоний Ильич Иващенко) (1831–1903), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1893–1903). С 1897 почетный член Казанской духовной академии. Выдающийся церковный историк, византинист, ученый-агиограф, духовный писатель. Магистр богословия, написал много научных трудов и собрал обширную библиотеку, которую завещал Новгородской духовной семинарии. Подр. о нем: Арсений // Православная энциклопедия: в 75 т. Т. III: Анфимий — Афанасий. М., 2001. С. 401-403. Родосский А. Памяти преосвященного Арсения // Христианское чтение. 1903. № 6. С. 936–942.
[xvi] Святейшим Правительствующим Синодом 22 мая – 7 июня 1898 г. было вынесено Определение о возведении настоятельницы Успенского Валдайского женского общежительного монастыря монахини Иларии (Афанасьевой) (1838–1901) в сан игуменьи (Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1898. № 25. С. 226). Поскольку дело касалось Новгородской и Старорусской епархии, то правящий архиерей архиепископ Феогност (Лебедев), являвшийся с 1895 г. постоянным членом Св. Синода, не мог не присутствовать на этой летней сессии 1898 г. Именно Владыка Феогност (Лебедев) в первый же год по назначении в Новгород возложил руководство Валдайской Успенской общиной на монахиню Леушинского монастыря Иларию. Галкин А.К. Из глубины воззвах… Письмо эвакуированной псаломщицы новоизбранному Патриарху // Вестник церковной истории. 2015. № 3-4 (39-40). С.290-302.
[xvii] Высокопреосвященнейший Феогност (в миру – Георгий (Егор) Иванович Лебедев) (1829–1903), архиепископ Новгородский и Старорусский (1892–1900), постоянный член Святейшего Синода (с 1895). Подр. о нем: Феогност (Лебедев) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Т. 41а. СПб., 1904. С. 893–894.
[xviii] В отличие от уездных и приходских училищ, экзамены в семинарии рекомендовались публичные. На них должны были присутствовать епархиальный архиерей, представитель губернского начальства, кто-либо из знатных особ города, члены семинарского правления и один представитель окружной академии. Тинина З.П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверти XIX века. Волгоград. Изд. Волгоградского Государственного университета. 1999. С. 70.
[xix]Смурова Л.О., Смирнова Т.П. Приходы Любытинского района Новгородской области (XIX - начало XX века). Великий Новгород. 2020. С. 502; Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.
[xx]Смурова Л.О., Смирнова Т.П. Приходы Любытинского района Новгородской области (XIX - начало XX века). Великий Новгород. 2020. С. 502; Официальный отдел // Новгородские епархиальные ведомости. 1899. № 4. С. 203; ГАНО. Ф. 568. Оп. 3. Д. 25. Л. 68 об.
[xxi]Населенный пункт и церковь не сохранились. Рядом ныне расположена деревня Красницы в Любытинском районе Новгородской области. Подробно: Павел Самокрасов. Полевичи // Проза.ру. http (дата обращения 12.05.2024): https://proza.ru/2015/09/25/1848?ysclid=lw3oglchjh294360103.
[xxii]Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.
[xxiii]Смурова Л.О., Смирнова Т.П. Приходы Любытинского района Новгородской области (XIX - начало XX века). Великий Новгород. 2020. С. 502; ГАНО. Ф. 568. Оп. 3. Д. 25. Л. 68 об.
[xxiv] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.; Наградной лист полкового священника 111-го пехотного Донского полка о. Иоанна Наговского // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 409. Оп. 1 Д. 4779. Л. 2; Военное и морское духовенство на 1905 год [Электронный ресурс] // Портал «Образование и Православие»: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist/istorija-rp/837voennoe-i-morsko-.htm (дата обращения: 04.07.2022).
[xxv] РГВИА. 111-й пехотный Донской полк. Ф. 2725. 1882-1917 гг. 310 ед. хр.; Донской, 111-й пехотный полк // Военная энциклопедия / под ред. В. Ф. Новицкого и др. Т. IX. Двина Западная – Елец. СПб., 1912. С. 190 -191.
[xxvi] Ныне город Мариямполе (Литва). До 1918 г. относился к Варшавской епархии.
[xxvii] До 1917 г. Сувалкская губерния относилась в административном отношении к Царству Польскому в составе Российской Империи.
[xxviii] Ныне город Каунас (Литва). В 1843–1921 гг. существовало Ковенское викариатство в составе Виленской и Литовской епархии.
[xxix] 9 мая – День памяти о перенесении мощей Св. Николая Чудотворца по Юлианскому календарю.
[xxx] В 1888-1896 гг. старанием полкового командира Бессонова на средства, пожертвованные воинскими чинами разных полков России, и 7000 руб., полученных из Комиссии по постройке военных церквей, а всего в сумме 25000 руб. Внутренняя отделка закончена в 1901 г. Вмещала до 150 чел. Над входом в церковь, на фронтоне, надпись: «В память Царя Миротворца Александра III». Маховка Д.М. Сто лет 111-го Донского полка. (17 мая 1797-1897). Ковно: Скоропечатня Ария Зака, 1897. С. 23–24.; Цитович Г.А. Храмы армии и флота. Пятигорск: Типо-литография А.П. Нагорова, 1913. Ч. 1. С. 168–170.
[xxxi] В 1882-1883 гг. старанием начальника 28-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Квитницкого.
[xxxii] На средства, отпущенные из капитулов орденов, в сумме 4500 руб. Вмещала до 150 чел. Была отделана под мрамор (композиция) и освещалась электричеством. Св. престол – мраморный. Среди икон полкового храма образ Св. Николая Чудотворца, чудного старинного письма, по преданию относится к XIII веку и принесен из Болгарии.
[xxxiii] Наградной лист полкового священника 111-го пехотного Донского полка о. Иоанна Наговского. Л. 1–2.
[xxxiv] Ныне город Августов (Польша).
[xxxv] Белолипецкий В.Е. Зимние действия пехотного полка в Августовских лесах: 1915 год. М., 1940. С. 40–41, 49, 52, 99–100. Именной список потерь нижних чинов 111-го пехотного Донского полка (потери в ходе боев в Восточной Пруссии в августе 1914 г.) // РГВИА. Ф. 16196. Оп. 1. Д. 240. Именной список потерь военных чинов (офицеров) 111-го пехотного Донского полка // Там же. Оп. 3. Д. 2. Л. 10–11.
[xxxvi] По Юлианскому календарю.
[xxxvii] Г. Шавельский – В.К. Саблеру, 15 ноября 1914 г. [Электронный ресурс] // Сайт «Святой источник» URL:
http://svyato.info/11426-avgustovskaya-ikona-bozhiey-materi.html (дата обращения: 04.07.2022)
[xxxviii] Стратонович И., свящ. Знамение Богоматери и Ея помощь русскому христолюбивому воинству. Часть Неофициальная // Вестник военного и морского духовенства. 1914. № 21. С. 730.
[xxxix] Наградный Лист Полкового Священника 111-го пехотного Донского полка о. Иоанна Наговского. Л. 3 об.
[xl] Приказ Главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта от 31 июля 1915 г. № 1742 // РГВИА.
Ф. 2048. Оп. 2. Д. 115 Л. 1167 об.
[xli] Наградной лист полкового священника 111-го пехотного Донского полка о.Иоанна Наговского. Л. 3 об.
[xlii] Там же. Л. 5.
[xliii] Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 49–137.
[xliv] Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.
[xlv] Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) (1860–1920), архиепископ Омский и Павлодарский (1918–1920). Глава Высшего Временного Церковного Управления Сибири (1918–1920). Подр. о нем: Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. М.: Воскресенье, 2006. 608 с.
[xlvi] Вениамин (Гомартели), монах. Летопись Церковных событий Православной Церкви начиная с 1917 года. Ч. I: 1917–1927. Пальмер, Аляска – Джорданвилль, Н.Й. 2003–2008. // Сайт «Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви» URL: https://www.rocorstudies.org/ru/2019/11/03/letopis-tserkovnyh-sobytij-pravoslavnoj-tserkvi-nachinaya-s-1917-goda-chast-i-1917-1927/ (дата обращения: 03.10.2022); Высшее временное церковное управление Сибири // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 84–85; Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). Томск, 1982. С. 58–60.
[xlvii] Святитель Иона, Ханькоуский Чудотворец (в миру – Владимир Ильич Покровский) (1888–1925), епископ Ханькоуский, викарий Пекинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (1922–1925). Настоятель храма Святителя Иннокентия Иркутского в городе Манчжурия. Подр. см.: Иона (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ // Православная энциклопедия. Т. XXV. М., 2010. С. 463–465; Махароблидзе Е.И. Еп. Иона [Некролог] // Церковные Ведомости (Сремски-Карловци). 1925. № 21/22 (88/89). С. 15-16.
[xlviii] Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 49–137.
[xlix] Нестерович-Берг М.А. В борьбе с большевиками. Париж. 1931. С. 79, 80.
[l] Алексеева Е.В. Российская эмиграция в Греции (1920-е – середина 1930-х гг.) // Новый исторический вестник. № 2(13). 2005. М. Издательство Ипполитова. С. 203 – 221.
[li] Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 49–137.
[lii] Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 10–48.
[liii]Письмо Информационного центра УМВД России по Архангельской области от 02.04.2021 № 3/217802379856; Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.
[liv] Объединенное Государственное Политическое Управление при Совете Народных Комиссаров СССР (с 1934 – НКВД СССР).
[lv] Ныне Вологодская область.
[lvi] В соответствии с лозунгами XVII Всесоюзной конференции ВКП(б) (30 янв. – 4 февр. 1932), определившей основной задачей 2-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1933–1937) построение бесклассового общества «и ликвидацию капиталистических пережитков [к к-рым относились и религиозные убеждения] в сознании людей», исполнительное бюро «Союза Воинствующих Безбожников» (СВБ) в конце марта 1932 г. утвердило «ряд решений для фронтального наступления на Церковь». В результате всех этих мероприятий, как заявили руководители СВБ, «к 1 мая 1937 г. имя бога должно быть забыто на всей территории СССР». Безбожная пятилетка // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 443-444.
[lvii]Смирнов В.Г. Великая Отечественная война на Новгородской земле. М.: Вече, 2020. С. 87.
[lviii] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.
[lix] С 24 июля 1942 г. по 14 февраля 1943 г. Подр. см.: Смирнов В.В. Ростов под тенью свастики. 2-е изд. Ростов-н/Д.: Книга, 2015. 192 с.
[lx] Вячеслав Алексеевич Сериков (1888–1953), протоиерей кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону (1930–1943), ростовский благочинный священник. Председатель Ростовского Епархиального управления (Церковного Совета) (1942–1943). Умер в заключении в Усольлаге. Реабилитирован. Подр. см.: Дело священников Николаевской церкви г. Миллерово – Ледковского, Фалевича, Пироженко, Краснова и Серикова. 1924 г. //Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-15249; Дело протоиерея В.А. Серикова. 1944 г. //Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-54273. Т. 1.; Дело Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского. 1944–1945. //Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об., 249–252, 275–276.; Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Письмо Информационного центра главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю от 31 августа 2018 г. № 185206487258. Зегжда С.А. Страдалец до Голгофы. Священномученик Вениамин Митрополит Петроградский. Набережные Челны, 2015. С. 107–110; Трофимов Г.И. Протоиерей Вячеслав Сериков. // Четырнадцатые-Константиновские краеведческие чтения им. А. Кошманова. Ростов-н/Д., 2022. С. 422-439; Шавров В.М. Весенние мысли и воспоминания // Грани. 1967. № 63. С. 106; Шавров В.М. Мой путь обретения веры, М.: Самиздат, 1959. Покаяние: Коми республиканский мартиролог жертв массовых политических репрессий, 1918-1956: в 14 т. Т. 13. Ч. 2. / Сост.: М.Б. Рогачев. Сыктывкар, 2019. С. 90–91.
[lxi] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Протокол допроса протоиерея Серикова В.А., от 20.11.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 250.
[lxii] Протокол допроса протоиерея Серикова В.А., от 20.11.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 250. Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-н/Д. ВООПИК. 2012. С. 70; Георгий (Соколов), игумен. Из воспоминаний о церковной жизни в СССР при немецкой оккупации // Вестник института по изучению СССР (Мюнхен). 1957. № 2(23). С. 105–107; Православное обозрение. 2019. Вып. 42 (926) [Электронный ресурс] // сайт открытой православной энциклопедии «Древо» URL: https://drevo-info.ru/list/926.html (дата обращения: 04.07.2022 г.)
[lxiii] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 22.11.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 60 об.; Протокол допроса протоиерея Серикова В.А., от 20.11.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 249–252.
[lxiv] Высокопреосвященнейший Иосиф (в миру – Иван Михайлович Чернов) (1893-1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (1968-1975), архиепископ Алма-Атинский и Казахстанкий (1960-1968), епископ Таганрогский, викарий Ростовской-на-Дону епархии в 1932-1943. Репрессирован (1924, 1935, 1946). В 1971 г. отказался от выдвижения в кандидаты на Патриарший престол. Реабилитирован 14 мая 1992 г. решением Заместителя Прокурора Ростовской области по делу 1946 г. Подр. о нем: Королева В. Свет радости в мире печали: Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф. М.: Паломник. 2004. 686 с.; Дело Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского. 1944–1945. // Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-49273.
[lxv] Путевой отчет от 02.09.1942. Документ 3. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 275–276.
[lxvi] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Путевой отчет от 02.09.1942. Документ 3. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 275 – 276.
[lxvii] Иванов Алексей Иванович (1890, Смердово Владимирской губернии – 1976, Ленинград), профессор истории, кандидат исторических наук (1937) Ростовского-на-Дону Государственного педагогического института, ученый-византолог, библеист и кандидат богословия, выпускник Петроградской духовной академии (1915). В 1946–1951 находился в заключении. Преподавал в Московской и Ленинградской духовных академиях (1951–1961). 3 октября 1976 г. скончался, а 5 октября был отпет в домовом храме Ленинградской духовной академии во имя св. апостола Иоанна Богослова епископом Выборгским Кириллом (Гундяевым), викарным архиереем Ленинградской и Новгородской епархии (с 2009 Патриарх Московский и всея Руси). Реабилитирован 10 июля 1996 г. Подробно о нем: Вронский В. Профессор Алексей Иванович Иванов. Некролог. // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 11. С. 25-26; Максимова Н.Д. Иванов Алексей Иванович // Православная энциклопедия. Т. 20. С. 644-645; она же. Первый директор Владимирского музея // Рождественский сб. Вып. 3. Ковров, 1996.С. 108-111.
[lxviii] Участвовала в деятельности подпольного кружка «Христианского союза молодежи» в Ростове-на-Дону (1932–1935). Подробно: Дело С.Н. Ляшевского, 1936 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-38242; Протокол осмотра дела Стефана Ляшевского за 1936 год от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. Д. П-49273. Т. 1. Л. 194–194 об.; Протокол допроса протоиерея Серикова В.А., от 20.11.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 249–252.
|