Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Май » 26 » Григорий Трофимов. ПОЛКОВОЙ БАТЮШКА. Ч.2.
    17:00
    Григорий Трофимов. ПОЛКОВОЙ БАТЮШКА. Ч.2.


    БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О МИТРОФОРНОМ ПРОТОИЕРЕЕ О. ИОАННЕ СИМЕОНОВИЧЕ НАГОВСКОМ (1878–1956): К 110-летию начала Второй Отечественной (Великой) войны (1914 – 1917)


    (впервые опубликовано в журнале «Посев» №5 и №6 за 2022 год)

     

     


    Во второй половине сентября 1942 года в Ростов-на-Дону вернулся архиепископ Николай (Амасийский)[lxix], управлявший Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархией до своего ареста перед войной. Отношения у о. Иоанна Наговского с Владыкой Николаем (Амасийским), протоиереем Вячеславом Сериковым и с профессором А.И. Ивановым установились очень хорошие, дружеские[lxx]. К тому же, трех священнослужителей объединяло общее горе – большевицкая власть лишила их сыновей-первенцев: сын архиепископа Николая – иерей, священномученик Николай Николаевич Амасийский (1889–1938)[lxxi] был замучен в советском концлагере, сын протоиерея Вячеслава Серикова – школьник Сергей (1915–1932/33?)[lxxii] погиб во время рукотворного голода[lxxiii] на Дону в 1932–1933 годах, сын протоиерея Иоанна Наговского – кадет Борис (1902–1920/21?)[lxxiv] умер от ран, полученных при обороне Крыма от Красной армии.

    Протоиерей Иоанн Наговский вместе с профессором А.И. Ивановым несли послушание экзаменаторов лиц, желающих получить священный сан. Повсеместно в епархии стихийно самоорганизовывались и открывались разгромленные перед войной богоборческими властями церковные приходы, а священников катастрофически не хватало из-за массовых репрессий духовенства в 1930-е годы. Ростовским Епархиальным управлением готовилось открытие Богословских курсов по выпуску священнослужителей, программа которых разрабатывалась при активном участии о. Иоанна. Успешно проэкзаменованные батюшкой кандидаты в священники, при отсутствии канонических препятствий, рукополагались в сан Владыкой Николаем (Амасийским).

    Кроме того, протоиерей Иоанн Наговский периодически совершал миссионерские поездки[lxxv] по населенным пунктам Ростовской области, несколько раз посещал город Новочеркасск, приморские села, хутора и станицы, распложенные на побережье Таганрогского залива. Батюшка окормлял[lxxvi] военнопленных красноармейцев в лагерях на территории Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархии. Отец Иоанн совершал Богослужения, раздавал им деньги, одежду и продукты, собранные местным населением для военнопленных.

    Осенью 1942 года германское командование поддержало инициативу казачьих генералов-эмигрантов[lxxvii] и некоторых представителей местного казачества на занятых территориях Юга России (Дон, Кубань, Терек) из числа бывших[lxxviii] белых офицеров и их потомков[lxxix], сумевших пережить расказачивание[lxxx], и приступило к формированию белых казачьих частей[lxxxi] для участия в боевых действиях против Красной Армии[lxxxii]. Отец Иоанн Наговский увидел в развернувшемся на Дону добровольческом движении преемственность Белому Делу и продолжение антикоммунистической борьбы, памятуя о своем служении полковым священником армии адмирала А.В. Колчака, а также о судьбе сына-кадета Бориса, отдавшего жизнь[lxxxiii] за освобождение России от большевизма. Батюшка не смог остаться безучастным наблюдателем в этот переломный момент русской истории, как он его понимал, и во время своих миссионерских поездок, встречаясь с казаками в Новочеркасске и донских станицах, с военнопленными красноармейцами в лагерях, воодушевлял и благословлял их на вооруженную борьбу против Красной армии «за Старую Россию»[lxxxiv], патриотом которой он оставался[lxxxv].

    Отец Иоанн Наговский был последовательным и непримиримым противником сталинизма, в начале 1930-х годов как священник подвергался репрессиям[lxxxvi] ОГПУ и трехлетнему заключению в одном из северных концентрационных лагерей системы ГУЛаг, после освобождения не имел возможности продолжать пастырское служение. В январе 1938 года в Ленинграде был казнен[lxxxvii] родной племянник батюшки – священник кладбищенской Николаевской церкви в Сестрорецке о. Николай Наговский, сын его старшего брата-псаломщика Иоанна. Батюшка, как и многие его соотечественники[lxxxviii], искренне надеялся, что из-за войны может появиться возможность для восстановления Церкви и русского[lxxxix] традиционного уклада жизни («Старой России»), поэтому, отнёсся лояльно к германским властям, декларировавшим как одну из главных своих целей «освобождение от большевиков» и проводившим в занятых областях страны политику «религиозного возрождения» и «воскрешения старых русских национальных порывов»[xc].

    В сентябре 1942 года по требованию фельдкомендатуры Ростова-на-Дону о. Иоанн подготовил текст декларации донского духовенства о признании оккупационной администрации. Декларация[xci] была утверждена архиепископом Николаем (Амасийским) и отправлена рейхскомиссару в город Ровно[xcii]. Владыка Николай считал[xciii], что протоиерей Иоанн Наговский «своей близкой связью с немцами и антисоветской работой выручал священнослужителей города Ростова», выводя их, таким образом, из под удара германских разведывательных и контрразведывательных органов в настоящем и из под удара советских органов госбезопасности в будущем.

    В начале февраля 1943 года фронт приблизился к Ростову-на-Дону, и германское командование приняло решение об эвакуации Ростовского Епархиального управления (Церковного Совета) в тыл. Таким образом, протоиерей Иоанн Наговский со своей семьей оказался на территории Украины. Семья о. Иоанна на тот момент состояла[xciv] из супруги Елизаветы Павловны, дочери Нины, зятя Николая Тимченко (1886 – ?), внучек Лидии (12.05.1932 – после 1948) и Ольги (02.07.1925 – после 1948). Батюшка с близкими, сопровождая Владыку Николая (Амасийского), вначале оказались в Таганроге, где переночевали[xcv] в архиерейском доме у Таганрогского епископа Иосифа (Чернова), а потом отправились дальше на Запад и остановились в Мариуполе[xcvi] до конца августа 1943 года.

    Владыка Иосиф (Чернов) так свидетельствует о дальнейшем служении архиепископа Николая (Амасийского):

    Во время встреч с Амасийским Николаем были беседы о церковных делах. Амасийский сообщил мне о своей церковной службе и о том, как его вызывали два раза в гестапо по случаю его высказываний, направленных против немцев. Рассказал мне о том, что в Мариуполе был епархиальный съезд духовенства, на котором ему дали титул митрополита Ростовского и Приазовского[xcvii].

    Владыка Николай управлял[xcviii] приходами Мариуполя, Бердянска и Северного Приазовья. В Мариуполе открыли курсы по подготовке псаломщиков, диаконов и священников; была учреждена должность епархиального проповедника-апологета; организовано преподавание Закона Божиего; а в Кафедральном соборе каждую неделю устраивались религиозно-просветительские беседы-чтения[xcix]. Таким образом, в Мариуполе эвакуированным Ростовским Епархиальным управлением (о. Вячеслав Сериков, о. Иоанн Наговский, проф. А.И. Иванов)[c] было реализовано то, что планировали[ci], но не успели сделать в Ростове-на-Дону. Протоиерей Иоанн Наговский как заместитель председателя Епархиального управления (Церковного Совета) и ближайший помощник владыки Николая (Амасийского) принимал деятельное участие в возрождении церковной жизни Приазовья.

    В связи с приближением фронта, в конце августа 1943 года владыка Николай (Амасийский) со своими сотрудниками и близкими, включая о. Иоанна Наговского с семьей, были эвакуированы в Одессу. Еще в Ростове-на-Дону, в 1942 году, архиепископ Николай (Амасийский) вступил в переписку[cii] с Патриархом Румынским Никодимом (Мунтяну)[ciii], выпускником Киевской духовной академии (1885). По ходатайству последнего, владыке Николаю и его ближайшему окружению, включая и протоиерея Иоанна Наговского, были оформлены румынские документы[civ] (паспорта) для облегчения передвижения в условиях военного времени через воинские блок-посты.


    Фото 9: Глава Румынской Православной миссии в Одессе митрополит Виссарион (Пую) и архиепископ Николай (Амасийский) с сестрой среди духовенства Румынской Православной Миссии и священников-изгнанников. Одесса, 1943 г. Второй ряд, стоят: первый справа – иеромонах Иоанн (Кулыгин), духовник владыки Николая, второй справа – протоиерей Вячеслав Сериков, Председатель Ростовского Епархиального управления и благочинный священник Ростова-на-Дону.

    (Фомин С.В. Тарковские: Жертвоприношение (часть 151), URL: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/162938.html. Дата обращения: 12 июля 2022 г.)


    Перед отступлением германских и румынских войск из Одессы[cv] в апреле 1944 года, владыка Николай (Амасийский) вместе с родной сестрой, духовником о. Иоанном (Кулыгиным)[cvi], протоиереем Иоанном Наговским с семьей, а также с другими сопровождавшими ростовского архиерея беженцами, были эвакуированы[cvii] в Румынию и разместились в православном мужском монастыре XVII века Черника[cviii], в 12 км от Бухареста. Среди указанных лиц были несколько монахинь Топловского Свято-Троице Параскевиевского женского монастыря в Крыму, а также послушница этой обители Лидия Зильберкрейн[cix] с матерью, которые участвовали в спасении монастырских святынь – частицы Святого Креста Господня и мощей Святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобномученицы Параскевы и нескольких Киево-Печерских святых[cx].

    Вот, как характеризует протоиерея Иоанна Наговского личный секретарь первого патриарха Румынского Мирона (Кристя)[cxi] Дуду Велику[cxii], побывавший на Воскресной Литургии 27 мая 1945 года в монастыре Черника:

    Николай, митрополит Нижне-Ростовский, при царском режиме был митрополитом Нижне-Ростовским, а при коммунистическом режиме этого места он уже не занимал. После оккупации города немцами, в 1942 г., он вернулся в строй, а с отходом немецких войск румыны привезли его в страну вместе с небольшой свитой и его сестрой, проживающими в Кэлдэрушани, монастырь Черника. Среди соратников — протоиерей Иоанн Нагорский[cxiii], фактически руководивший Ростовской митрополией. Митрополит Николай скончался 31 января 1945 года и был похоронен на Лазаревском кладбище, в части, отведенной для архиереев и расположенной рядом с часовней. Слева от него находится могила епископа Софрония Вулпеску (Крайовеанул) из Яломицы, бывшего Рымнику-Ноулуи Северина. Пока я рассматривал его крест, его сестра, одетая в черное, зажгла лампаду, широко крестясь. Протоиерей Иоанн Нагорский остался в Черницком монастыре и известен как «Отец Ионика».

    Протоиерей Вячеслав Сериков с семьей остался в Одессе и продолжал служить в Кирилло-Мефодиевской церкви. Менее чем через два месяца, 29 мая 1944 года, он был арестован Управлением Народного Комиссариата Государственной Безопасности (УНКГБ) по Ростовской области «за измену Родине и проведение антисоветской агитации» и этапирован в Ростов-на-Дону[cxiv]. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 17 марта 1945 года он был приговорен по статьям 58-1 «а», 58-10 УК РСФСР к заключению в Исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) сроком на десять лет[cxv].

    Еще раньше, в июне 1944 года советскими органами государственной безопасности под Киевом был арестован епископ Таганрогский Иосиф (Чернов), давший в октябре 1944 года на ночных допросах показания[cxvi] об о. Иоанне Наговском и о его роли в работе Ростовского Епархиального управления во время оккупации Ростовской области с июля 1942  по февраль 1943 года.

    В Бухаресте 23–24 августа 1944 года произошел государственный переворот, и страна разорвала военный союз с Германией, 31 августа 1944 года в столицу вошли войска 2-го Украинского фронта РККА, 12 сентября в Москве было подписано соглашение румынского правительства с антигитлеровской коалицией о перемирии, а к концу октября вся территория Румынии оказалась[cxvii] под контролем СССР.

    Над протоиереем Иоанном Наговским нависла угроза ареста органами государственной безопасности СССР или подконтрольного Москве румынского правительства Петру Гроза[cxviii]. По свидетельству[cxix] бывшего патриаршего секретаря Дуду Велику, о. Иоанн Наговский оставался в монастыре Черника (под Бухарестом) как минимум до 27 мая 1945 года.

    В октябре 1945 года румынское пассажирское судно «Трансильвания» возобновило рейсы из черноморского порта Констанца в подмандатную Великобритании Палестину (в город Хайфа) для перевозки еврейских эмигрантов. Кроме того, в ноябре по согласованию с СССР была открыта пассажирская линия Констанца–Марсель[cxx]. Наверное, для о. Иоанна и его семьи это был единственный путь избежать ареста и эвакуироваться за пределы досягаемости советских властей.


    Фото 10. Пассажирское судно «Трансильвания»


    В июне 1946 года о. Иоанн Наговский уже является настоятелем православного прихода в лагере для беженцев (перемещенных лиц, Ди-Пи[cxxi]) в немецком городе Зальцгиттер[cxxii], хоть и небольшого, но «крепко организованного и очень дружного», как отмечалось[cxxiii] Управляющим приходами РПЦЗ в Северо-Западной Германии епископом Нафанаилом (Львовым)[cxxiv].

    Таким образом, протоиерей Иоанн Наговский с семьёй оказался в Британской зоне оккупации на северо-западе Германии, под омофором Архиерейского Синода РПЦЗ. Перед этим батюшка успел послужить в юрисдикции[cxxv] Польской Автокефальной Православной Церкви, где и как – остается только предполагать. Например, в Марселе в 1945 году базировались польские военные отряды[cxxvi] Сопротивления во Франции под командованием полковника Даниэля Здроевского (1900–1989), который подчинялся эмигрантскому польскому правительству в Лондоне. В тоже время, на юге Италии были дислоцированы части II польского армейского корпуса[cxxvii] Войска Польского на Западе, участвовавшие во Второй мировой войне в составе 8-й британской армии. В расположении этого воинского соединения находился архиерей Польской Автокефальной Православной Церкви владыка Савва (Советов)[cxxviii], прошедший со II корпусом весь боевой путь. Епископ Савва (Советов) окормлял также православных польских военнослужащих из 1-й бронетанковой дивизии и 1-й отдельной парашютной бригады Войска Польского на Западе, дислоцировавшихся на северо-западе Германии, в регионе Эмсланд (Нижняя Саксония), где в 1945–1948 годах существовала польская[cxxix] зона оккупации Германии как составная часть Британской зоны оккупации. Кроме того, в Нижней Саксонии располагались лагеря с польскими беженцами (Ди-Пи), в которых были организованы православные приходы под юрисдикцией владыки Саввы (Советова). По всей видимости, протоиерей Иоанн Наговский, прибыв с семьей из Румынии в Южную Европу (Франция или Италия) в конце 1945 года, владея[cxxx] польским языком и обладая многолетним опытом полкового священника, сумел сблизиться с представителями польского православного военного духовенства из Войска Польского на Западе. Возможно, батюшка познакомился с владыкой Саввой (Советовым), с которым их объединяли общие воспоминания о дореволюционной России, об участии в Первой мировой войне и об антикоммунистической борьбе в рядах Белого движения. В итоге о. Иоанн получил место священника в одном из православных польских приходов на северо-западе Германии, откуда перешел в юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ, став настоятелем русской церкви в лагере Зальцгиттер.

    В мае 1947 года о. Иоанн Наговский отказался от должности настоятеля церкви в лагере Колорадо[cxxxi], втором по величине и значению в Северо-Германском Викариатстве, – православном культурном центре Британской зоны с тысячью прихожан. Распоряжением[cxxxii] управляющего Северо-Германским Викариатством епископа Афанасия (Мартос)[cxxxiii] 9 мая 1947 года митрофорный протоиерей Иоанн Наговский был оставлен на месте настоятеля церкви в Зальцгиттер.

    Спустя несколько месяцев батюшке Иоанну все-таки пришлось расстаться со своей паствой в Зальцгиттер: по распоряжению[cxxxiv] епископа Афанасия (Мартос) 26 июля 1947 года он был вызван в кафедральный город Гамбург для исполнения пастырских обязанностей и замещения настоятеля Гамбургских церквей, выехавшего в Аргентину.

    По ходатайству епископа Афанасия (Мартоса) 28 октября 1947 года митрополитом Германским Серафимом (Ляде) о. Иоанн Наговский был утвержден[cxxxv] в должности члена Духовного Суда Северо-Германского Викариатства вместо высвобождавшегося архимандрита Виталия (Устинова)[cxxxvi], обремененного приходскими делами.

    Кроме о. Иоанна Наговского в Северо-Германском Викариатстве РПЦЗ после войны духовно окормляли лагеря беженцев и другие выходцы из Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархии: иерей Стефан Ляшевский[cxxxvii], иерей Сергий Щукин[cxxxviii], с которыми батюшка, скорее всего, был хорошо знаком по своему пастырскому служению в Ростовской области в 1942–1943 годах.


    Фото 11. Русское духовенство Северо-Германского Викариатства РПЦЗ в Британской зоне оккупации. Между 1946 и 1948 гг. В первом ряду, первый слева сидит митрофорный протоиерей Иоанн Наговский (держит в руках шляпу и палочку). В среднем ряду, пятый слева стоит иерей Сергий Щукин (за спиной у него береза). Справа за спиной иерея Сергия Щукина стоит иерей Стефан Ляшевский (шестой слева в среднем ряду).


    Весной 1947 года Архиерейским Синодом РПЦЗ был создан Переселенческий Комитет[cxxxix] для помощи православным беженцам-невозвращенцам (Ди-Пи), оказавшимся в европейских странах после окончания Второй мировой войны. Взаимодействуя с международными организациями и правительствами государств западного полушария и Австралии, Переселенческий Комитет РПЦЗ организовывал выезд беженцев за океан – в страны нового русского рассеяния, во избежание их насильственной репатриации в СССР, проводившейся в 1945-1947 годах согласно решениям Ялтинской и Потсдамской конференций.

    В информационном оповещении[cxl] настоятелей православных приходов № 114 Германской епархии РПЦЗ от 11 октября 1947 года говорилось:

    Имея ввиду тяжелое положение православных беженцев в Европе, Архиерейский Синод уже в 1945 году обратился к правительствам ряда государств о приеме эмигрантов. Наиболее благоприятный ответ был получен от Аргентинского правительства, что и дало основание для начала акции переселения в Аргентину.

    Епископ Нафанаил (Львов) впоследствии вспоминал[cxli]:

    Зарубежная Русская Церковь обращалась к правительствам заокеанских стран с ходатайством о том, чтобы эти страны согласились принять к себе русских эмигрантов. Наиболее дружественный отклик в этом отношении Церковь встретила со стороны правительства Аргентины, где тогдашняя супруга президента, Ева Перон, добилась представления Синоду нашей Церкви 25 000 виз.

    Среди тысяч уезжающих в Аргентину[cxlii] оказались известные представители Русского Зарубежья: публицист И.Л. Солоневич, писатель Б.Н. Ширяев, генерал Б.А. Смысловский, протоиерей Тимофей Соин, профессор М.В. Зызыкин и другие. Отец Иоанн Наговский с семьей тоже начали планировать переезд в Южную Америку. По вызову телеграммой 10 ноября 1948 года батюшка с близкими уехал[cxliii] из Гамбурга в транзитный лагерь для отправки в Аргентину.

    По состоянию на 2 декабря 1948 года протоиерей Иоанн Наговский с семьёй ещё находились в транзитном лагере, ожидая решения консула Аргентины во Франкфурте-на-Майне об их въезде в страну. Батюшка опасался отказа из-за его преклонного возраста (70 лет) и даже написал своему правящему архиерею епископу Афанасию (Мартос) в Гамбург, что может вернуться назад[cxliv].

    Больше месяца о. Иоанн с близкими провели в транзитном лагере в Ганновере, ожидая отправки в Аргентину, из-за задержки в оформлении виз[cxlv]. Наконец, положительное решение было принято, и к началу 1949 года они прибыли в Аргентину. Однако, вакантных священнических мест там не оказалось, кроме того, часть русских православных приходов, объединённых «Русской Православной Ассоциацией в Аргентине» во главе с протопресвитером Константином Изразцовым[cxlvi], с конца 1947 года откололась от РПЦЗ и перешла под юрисдикцию Северо-Американской Митрополии. Эти обстоятельства побудили батюшку к переезду в соседнюю Бразилию, где в 1950 году он получил освободившееся место настоятеля[cxlvii] церкви во имя Святой мученицы Зинаиды Тарсийской[cxlviii] в городе Рио-де-Жанейро, по адресу: Rua Monte Alegre, 212 .


    Фото 12: Храм Святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Построен в 1935–1937 гг. Освящен Владыкой Феодосием (Самойлович) 29 августа 1937 г.


    Новый приход о. Иоанна относился к Сан-Паульской и Бразильской епархии РПЦЗ, управлявшейся архиепископом Феодосием (Самойлович)[cxlix]. Владыка Феодосий во время Гражданской войны в России также, как и о. Иоанн Наговский служил военным священником в частях Белой армии. Кроме того, в 1900-х годах и батюшка, и его правящий архиерей жили в прибалтийских губерниях: архиепископ Феодосий в 1905 году окончил Виленскую духовную семинарию, а о. Иоанн с 1902 года служил полковым священником в Мариамполе. Общие воспоминания не могли не сблизить батюшку с владыкой.

    В 1951 году викарным архиереем в Сан-Паульскую и Бразильскую епархию был назначен епископ Виталий (Устинов)[cl], хорошо знакомый о. Иоанну по пастырскому служению в Северо-Германском Викариатстве РПЦЗ в 1946–1948 годах.

    В 1952 году первый викарий католического епископа Рио-де-Жанейро Дон Жорже Маркос де Оливейра преподнес[cli] в дар о. Иоанну для русского храма Святой мученицы Зинаиды статую Спасителя, несущего крест с надписью: «Торжество Спасителя было подготовлено Его страданиями».


    Отец Иоанн Наговский прослужил настоятелем прихода Святой мученицы Зинаиды до окончания своего земного пути 13 сентября 1956 года[clii].

     

    [lxix] Высокопреосвященнейший Николай (в миру – Николай Васильевич Амасийский) (1859-1945), архиепископ Ростовский-на-Дону и Таганрогский (1934–1943), митрополит Ростовский-на-Дону и Приазовский (1943). Был репрессирован и находился в заключении (1935-1941). Отец Священномученика о. Николая Амасийского (1889–1938). С 1944 на покое в монастыре Черника под Бухарестом. В 1981 г. включен РПЦЗ в первоначальный вариант поименного списка кандидатов на канонизацию в чине Новомучеников и Исповедников. Подробно о нем: Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Кострюков А.А. Первоначальный список новомучеников, подготовленный Русской Зарубежной Церковью для канонизации 1981 года // Церковь и время. 2020. № 2 (91). С. 51—116; Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно): в 6 ч. Эрланген, 1987. Ч. 5. С.121–125; Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 120–122. Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.

    [lxx]Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 //Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.

    [lxxi]Алфавитный список новомучеников и исповедников Саратовской епархии, от безбожных властей пострадавших. // Архив Братства свв. равноап. Мефодия и Кирилла (Саратов). С.1. URL (дата обращения 17 мая 2024 г.): https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=3&ysclid=lwadl2utdr525287384.

    [lxxii]Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075.

    [lxxiii]Осколков Е.Н. Голод 1932/1933. Хлебозаготовки и голод 1932/1933 года в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского университета. 1991; Власкина Т.Ю. Голод на Дону по устным свидетельствам / Историческая память населения Юга России о голоде 1932–1933 г. Материалы научно-практической конференции / под ред. Н.И. Бондаря, О.В. Матвеева. Краснодар. Традиция. 2009. С. 155–174.

    [lxxiv]Смурова Л.О., Смирнова Т.П. Приходы Любытинского района Новгородской области (XIX - начало XX века). Великий Новгород. 2020. С. 502; ГАНО. Ф. 568. Оп. 3. Д. 25. Л. 68 об.; Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 49–137.

    [lxxv]Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, от 04.10.1944 //Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.

    [lxxvi]Там же.

    [lxxvii] П.Н. Краснов, Ф.Ф. Абрамов, Е.И. Балабин, Г.В. Татаркин, М.Н. Граббе, А.В. Голубинцев, А.Г. Шкуро, В.Г. Науменко и другие. Подр. см.: Александров К.М. Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета Освобождения Народов России 1943-1946 гг.: дисс. … докт. ист. наук: 07.00.02. Санкт-Петербург, 2015. С. 243-244, 252–254.

    [lxxviii] С.В. Павлов, Т.И. Доманов, Н.Л. Кулаков, С.М. Журавлев, А.В. Шумков, Т.Г. Бударин, Т.К. Хоруженко, И.С. Луизов, Греков, Икряков, Шведов и другие. Подр. см.: Там же; Ленивов А.К. Под казачьим знаменем в 1943-1945 гг.: Эпопея Казачьего Стана под водительством Походных Атаманов Казачьих Войск С.В. Павлова и Т.И. Доманова. Материалы и документы. Мюнхен, 1970. С. 3–13.

    [lxxix] Н.Г. Назаренко, И.Н. Кононов, Г.И. Галдин, Пустовойтов и другие. Подр. см.: Александров К.М. Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета Освобождения Народов России 1943-1946 гг.: Дисс. … докт. ист. наук.Санкт-Петербург, 2015. С. 243-244, 252–254. Ленивов А.К. Указ. соч. С. 3–13; Смирнов В.В. Ростов под тенью свастики. Ростов н/Д, 2015. С. 99–100, С. 127–128, 171; Чагаев Ш. Мы отступали из Ростова. И не только мы // Комсомольская правда в Ростове. 1996. 9 февраля.

    [lxxx] Циркулярная Инструкция Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года.

    [lxxxi] Большинство погибло при обороне городов Новочеркасск и Ростов-на-Дону в январе–феврале 1943 г. от наступающих войск Южного фронта РККА и на Миуском фронте в феврале–августе 1943 г. Ленивов А.К. Указ. соч. С. 3–13; Смирнов В.В. Указ. соч. С. 99–100, 127–128, 171; Чагаев Ш. Указ. соч. С. 9.

    [lxxxii] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.

    [lxxxiii] Жалнина-Василькиоти И.Л. Родной земли комок сухой. Русский некрополь в Греции. М. Книжница. Русский путь. 2012. С. 49–137.

    [lxxxiv] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.

    [lxxxv] Из дневника русского и советского писателя Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) за 27 апреля 1941 г.: «Как это ни странно, но глубочайшее всенародное сочувствие немцам есть своеобразное проявление русского патриотизма (в смысле призвания Рюрика)». Пришвин М. М. Дневники. 1940-1941 / Подгот. текста Я. З. Гришиной, А. В. Киселевой, Л. А. Рязановой; статья, коммент. Я. З. Гришиной. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). М., 2012. С. 438.

    [lxxxvi] Информационный центр УМВД России по Архангельской области – Г.И. Трофимову, 2 апреля 2021 г. // Личный архив автора (ЛАА); Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [lxxxvii] Наговские // Петербургский генеалогический портал URL: http://petergen.com/bovkalo/spbd/nagovsky.html (дата обращения: 03.07.2022).

    [lxxxviii] Таганрогский епископ Иосиф (Чернов): «…по учению схимонахини Митрофании было ясно, что только ожидаемая война с Запада может в советской стране разрешить церковный вопрос». Схимонахиня Митрофания – последняя игумения-настоятельница Бекреневского женского монастыря Донской епархии, репрессирована в 1930-е гг., отбывала 5-летнее заключение. Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 16.11.1945 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 182–183; Протокол допроса задержанного Сверчкова Ивана Алексеевича от 03.08.1945 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 7. Л. 113 об.; Исторические сведения о матушке Александре (исповедники Донской земли ХХ столетия) [Электронный ресурс] // Сайт Новочеркасского благочиния URL: http://www.pravnovoch.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4346:1-&catid=7:2009-08-17-23-49-12&Itemid=21 (дата обращения: 11.07.2022).

    [lxxxix] Бельгийский дипломат Жозеф Дуйе (1878–1954) в 1928 г. писал: «Россией управляет маленькая кучка людей; эта группа в своей главной части состоит не столько из русских, как из иностранных, интернациональных бандитов, специалистов по революции. Они сумели демагогически овладеть властью, и эта маленькая банда узурпаторски диктует свои законы русскому народу. Крестьянин, рабочий, интеллигент, - весь народ в массе стонет под этим тираническим гнетом. В Европе часто удивляются тому, что русский народ не возмущается и не освобождается от большевицкой тирании. Но, я уже говорил раньше о непрекращающихся вспышках крестьянского недовольства. Кроме того, надо ведь принять во внимание необъятность русской территории, те невероятные затруднения, которые должна пройти организация народных масс, отсутствие интеллигенции, отчасти уничтоженной, отчасти изгнанной большевиками, и, наконец, невиданный еще до сих пор в мире террор, который организовала советская власть». Дуйе Ж. Москва без покровов: девять лет работы в стране советов. Рига, 1928. С. 112–113.

    [xc] Путевой отчет от 02.09.1942 г. Документ 3 // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 275–276.

    [xci] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

     [xcii] Город Ровно с 20 августа 1941 г. до 2 февраля 1944 г. был административным центром Рейхскомиссариата Украина, к которому относилась и Ростовская область в период ее оккупации: с июля 1942 по февраль 1943 года как Генеральный округ Donland (Rostofa).

    [xciii] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [xciv] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г. // Архив Германской епархии РПЦЗ. Ф. 3. Оп. 5. Коробка 55. Д. 55/1. Копия предоставлена архивариусом АГЕ Анатолием Кинстлером (как и все прочие материалы из АГЕ).

    [xcv] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [xcvi] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 13.07.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 25–26; Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Протокол допроса протоиерея о. Михаила Ивановича Прудникова, благочинного священника г. Таганрога, от 30.09.1943 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 199 об.; Свет радости в мире печали: Митр. Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф / сост. В.В. Королёва. М., 2004. С. 76.

    [xcvii] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 13.07.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 25 об.

    [xcviii] Реброва М.И. Возобновление церковной жизни в Сталинской (Донецкой) области в условиях германской оккупации (1941-1943 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3(70). С. 58, 63; Церковная хроника // Мариупольская газета. 1943. 10 августа.
    [xcix] Там же.

    [c] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 13.07.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 25–26; Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 50–53 об.; Протокол допроса протоиерея о. Михаила Ивановича Прудникова, благочинного священника г. Таганрога, от 30.09.1943 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 199 об.

    [ci] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [cii] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 53 об.; Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 24.10.1944 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 58.

    [ciii] Его Святейшество Никодим (в миру – Николае Мунтяну) (1864–1948), Патриарх Румынский (1939–1948). Подр. о нем: В.В. Бурега, С. Гладыщева. Никодим (Мунтяну) // Православная энциклопедия: в 75 т. М., 2018. Т. XLIX. Непеин — Никодим. С. 731–737.

    [civ] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [cv] Город освобожден войсками 3-го Украинского фронта РККА в ходе Одесской наступательной операции 10 апреля 1944 г.

    [cvi] О. Иоанн (Кулыгин) (в Румынии «Иоанн Странник») (1883/1885 – после 1947), уроженец Ельца, иеромонах Оптиной пустыни, духовник Владыки Николая (Амасийского) в 1942–1945 гг. Исихаст. В 1930-е гг. репрессирован в СССР и отбывал заключение. Хранитель иконы «Неопалимая Купина». С 1944 г. в румынском монастыре Черника под Бухарестом, с 1945 г. в столичном Анфимовском монастыре. Один из духовных отцов церковной общины «Неопалимая Купина» (1945–1948) в Бухаресте. В 1947 г. (или 1946) арестован и выдан в СССР, умер в заключении. Подр. о нем: Преподаватель Академии выступил с докладом на конференции ПСТГУ [Электронный ресурс] // Сайт Санкт-Петербургской Духовной академии URL: https://spbda.ru/news/prepodavatel-akademii-vystupil-s-dokladom-na-konferentsii-pstgu (дата обращения: 03.07.2022); Cuviosul Ioan cel Strain (din arhiva Rugului Aprins) / Vasilescu Gh. (ed.). București: Anastasia, 1999. 130 p.; Părintele Sofian. Bucureşti, 2012. P. 17, 30; sergey-v-fomin (Фомин С.В.) (2017) Тарковские: Жертвоприношение (часть 175) // sergey-v-fomin Живой журнал «Царский друг». Запись от 1 июля (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/213016.html) (дата обращения: 11.07.2022)

    [cvii] Dudu V. Biserica ortodoxă în perioada sovietizării României. Însemnări zilnice. 1945-1947. Bucureşti, 2004. Р. 2–4, 304.

    [cviii] Основан валашским господарем Михаем Храбрым и задокументирован королевской грамотой в 1608 г. Расположен на двух островах озера Черника, включает три храма: Св. Николая Чудотворца, Св. Георгия Победоносца и Св. Лазаря, и три часовни. В 1939 г. отреставрирован патриархом Румынским Никодимом. Подр. см.: Румыния [Электронный ресурс] // Сайт VIENANMERI URL: http://rusbalcan.ru/pilgrim/romania (дата обращения: 11.07.2022).

    [cix] В последствии игумения Параскева (13.07.1905 – 15.01.1995), настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского женского монастыря РПЦЗ в Иерусалиме (1984 – 1989). Подр. о ней: Святой Елеон: Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон: К 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, 1886–1986 / под ред. Т. Остриковой, М. Чертковой, В. Ф. Даувальдер. Иерусалим: Рус. Духовная Миссия в Иерусалиме Рус. Правосл. Церкви за границей, 1986. 141 с.; Холодюк А.Г. Елеонский некрополь. Игумения Параскева [Электронный ресурс] // Российский литературный портал URL: https://proza.ru/2018/11/18/1078 (дата обращения: 12.07.2022 г.

    [cx] Часть мощей сестры переправили на Афон в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, другая часть святых мощей осталась храниться у послушницы Лидии (в постриге – Параскева) и по её завещанию была возвращена в возрожденный Топловский женский монастырь в конце января 2006 г. (Там же).

    [cxi] Его Святейшество Мирон (в миру – Элие Кристя) (1868–1939), первый патриарх Румынский (1925–1939), премьер-министр Румынии (1938–1939). Подробно о нем: Янку Д.-Д., диак. Мирон // Православная энциклопедия: в 75 т. Т. XLV: «Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». Москва, 2017. С. 368-372.

    [cxii] Dudu V. Op. cit. P. 2–4, 304.

    [cxiii] Очевидно, что речь идет об о. Иоанне Наговском, заместителе председателя Ростовского Епархиального управления в 1942–1943 гг. и ближайшем помощнике Владыки Николая (Амасийского). Одну букву в написании фамилии батюшка мог предусмотрительно исправить, например, при оформлении румынских документов, разумно опасаясь преследований со стороны советских органов государственной безопасности.

    [cxiv] УФСБ России по Ростовской области – Г.И. Трофимову, 12 ноября 2015 г. // ЛАА; Постановление от 03.11.1945 г. об этапировании арестованного Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского, из г. Москвы в г. Ростов-на-Дону // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-49273. Т. 1. Л. 280 об.

    [cxv] Там же.

    [cxvi] Протокол допроса Иосифа (Чернова), епископа Таганрогского от 04.10.1944 г.

    [cxvii] Бухарестско-Арадская (30 августа–03 октября 1944) и Дебреценская (06 октября–28 октября 1944) наступательные операции советских войск.

    [cxviii] Премьер-министр Румынии с марта 1945 г. до июня 1952 г., приверженец коммунизма.

    [cxix] Dudu V. Op. cit. P. 2–4, 304.

    [cxx] Sambra D.E. «Transilvania» și «Basarabia», «lebedele Mediteranei» (1938–1979) [Электронный ресурс] URL: https://historia.ro/sectiune/general/transilvania-si-basarabia-lebedele-571889.html (дата обращения: 12.07.2022)

    [cxxi] Displaced person (D.P.) – перемещённое лицо (англ.). Беженцы в результате Второй мировой войны.

    [cxxii] Земля Нижняя Саксония, в 50 км. от г. Ганновера. Британская зона оккупации Германии.

    [cxxiii] Доклад Администратора Православной Церкви в Северо-Западной Германии Епархиальному Съезду Православной Германской Епархии от 22.06.1946 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Коробка 55. Д. 55/1. Л. 20 – 20 об.

    [cxxiv] Преосвященный Нафанаил (в миру – Василий Владимирович Львов) (1906–1986), епископ Брюссельский и Западно-Европейский (1946–1951) РПЦЗ, член Архиерейского Синода РПЦЗ (1946). Администратор приходов РПЦЗ в Северо-Западной Германии (1945–1946). Активно содействовал спасению от насильственной репатриации беженцев из числа советских граждан в Британской оккупационной зоне вместе с иеромонахом Виталием (Устиновым, 1910–2006). В 1986–2001 митрополит, Первоиерарх РПЦЗ, см.: Виталий (Устинов) [Электронный ресурс] // Открытая православная энциклопедия «Древо» URL: https://drevo-info.ru/articles/3913.html (дата обращения: 16.07.2022). Подр. о архиепископе Нафанаиле: Нафанаил // Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: в 6 т. / В.Н. Чуваков. Т. 5. Москва, 2004. С. 46-47; Памяти архиепископа Нафанаила // Православная Русь. 1986. № 23. С. 5.

    [cxxv] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.

    [cxxvi] Польская организация борьбы за независимость во Франции – POWN (1941–1945).

    [cxxvii] Zak J. Nie walczyli dla siebie. Powojenna odyseja 2 Korpusu Polskiego. Warszawa: Oficyna Wydawnicza «Rytm», 2014. 424 s.

    [cxxviii] Преосвященнейший Савва (в миру – Георгий Евгеньевич или Евменович Советов) (1898–1951), военный епископ и глава православного духовенства Войска Польского на Западе (1943–1946), епископ Люблинский (1933–1937), епископ Гродненский и Новогрудский (1937–1939). Из потомственных дворян Московской губернии, уроженец Санкт-Петербурга. Офицер, участник Первой мировой и Гражданской войны на Юге России (1918–1920). Подр. о нем: Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции 1996 г. Москва. 1999. С. 33, 34; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. Москва, 2006. С. 548-585.

    [cxxix] Basarabowicz T, Szczerbicki T. Maczków - polskie miasto i strefa okupacyjna w Niemczech po zakończeniu II wojny światowej [Электронный ресурс] URL: https://historia.interia.pl/prl/news-maczkow-polskie-miasto-i-strefa-okupacyjna-w-niemczech-po-za,nId,1357529 (дата обращения: 11.07.2022); Osiński W. Maczków – skrawek Polski w Niemczech [Электронный ресурс] URL: https://www.tygodnikprzeglad.pl/maczkow-skrawek-polski-niemczech (дата обращения: 11.07.2022)

    [cxxx] Анкета протоиерея Иоанна Наговского от 12.02.1948 г.

    [cxxxi] Доклад Администратора Православной Церкви в Северо-Западной Германии Епархиальному Съезду Православной Германской Епархии от 22.06.1946 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Коробка 55. Д. 55/1. Л. 20 об.

    [cxxxii] АГЕ. Ф. 3. Оп.5. Д. 55/1. Журнал Распоряжений Преосвященнейшего Афанасия, управляющего Северо-Германским Викариатством, № 5(6). Май 1947 года.

    [cxxxiii] Преосвященнейший Афанасий (в миру – Антон Викентьевич Мартос) (1904–1983), администратор и правящий архиерей Северо-Германского Викариатства РПЦЗ (1946–1950), епископ Витебский (1942–1944). Подр. о нем: Кинстлер А.В., Корнилов А.А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946–1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 108–123; Седляревич М.Т. Памяти архиепископа Афанасия // Православная Русь. 1983. № 22. С. 9–10.

    [cxxxiv]АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Д. 55/1. Журнал Распоряжений преосвященнейшего Афанасия, управляющего Северо-Германским Викариатством, № 8(9). Август 1947 года.

    [cxxxv] Прошение № 1097/47 от 22.10.1947 г. епископа Афанасия (Мартос), администратора Северо-Германского Викариатства, на имя Митрополита Серафима (Ляде), главы Германской Епархии РПЦЗ // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Коробка 55. Д. 55/1. Л. 150.

    [cxxxvi] Архимандрит Виталий (в миру – Ростислав Петрович Устинов) (1910–2006), архимандрит РПЦЗ (1947–1951), епископ Монтевидеоский, викарий Сан-Паульской епархии РПЦЗ (1951–1954), епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский РПЦЗ (1954–1958), архиепископ Монреальский и Канадский РПЦЗ (1958–1986), митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский и Первоиерарх РПЦЗ (1986–2001). Подр. о нем: Митрополит Виталий Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник. 29 июня / 12 июля 2001. Нью-Йорк: б.и., 2001. 174 c.; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Указ. соч.  С. 548—585; Православная жизнь. 2001. № 8 (619).

    [cxxxvii] Стефан Николаевич Ляшевский (1899–1986), митрофорный протоиерей, настоятель прихода РПЦЗ в штате Мэн США. Ученый-библеист. Уроженец Таганрога Ростовской области, инженер-геолог. Один из организаторов катакомбной церкви в Таганроге (1922–1924). В первой половине 1930-х руководитель таганрогского филиала подпольного «Христианского студенческого кружка молодежи». Репрессирован, отбывал 3 года заключения. Реабилитирован. В 1942 бургомистр Краснодара. В январе 1943 тайно рукоположен в сан Таганрогским епископом Иосифом (Черновым) в архиерейском доме, в Таганроге. В 1944–1951 настоятель церкви Св. Прокопия Устюжского в Любеке (Северо-Германское Викариатство РПЦЗ). Подр. о нем: Reverend Stefan Liashevskii Papers. Box 2. Folder 1 // Архив Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль); Любимов А.А. Протоиерей Стефан Ляшевский // Православная Русь. 2016. № 1911. С. 4–7; Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Указ. соч. С. 548-585. Дело С.Н. Ляшевского, 1936 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-38242; Ваулин П. Кончина протоиерея Стефана Ляшевского // Православная Русь. 1986. № 14. С. 9, 16.

    [cxxxviii] Сергей Сергеевич Щукин (1891–1977), митрофорный протоиерей, настоятель Свято-Троицкого храма в Виндзоре (Канада) РПЦЗ (1966–1977). Уроженец Ростова-на-Дону, инженер-химик. В первой половине 1930-х гг. руководитель ростовского филиала подпольного «Христианского студенческого кружка молодежи». Репрессирован, отбывал 5 лет заключения. В 1943 эвакуирован в Германию, где принял сан в РПЦЗ. Подробно о нем: Корнилов А.А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Нижний Новгород, 2002. С. 106. Дело инженера С.С. Щукина, 1935 г. // Архив УФСБ России по Ростовской области. П-53029; Дело о. Сергия Щукина // АГЕ. Ф. 2. Оп.1. Коробка 1. Д. 1. Ч. 39.

    [cxxxix] Григорий (Граббе), еп. Церковь и ее учение в жизни // Г. (Граббе), еп. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 3. Джорданвилль, 1992. Т. 3. С. 344-355; Корнилов А.А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Нижний Новгород: Научно-исследовательская лаборатория «Русское Зарубежье», 2002. 119 с.

    [cxl] Кулен Е. Толстовский Фонд в Германии. Роль Толстовского Фонда в оказании гуманитарной помощи русским «перемещенным лицам» в послевоенном Мюнхене, 1947–1956 гг. // Новый журнал. 2019. № 294. С. 218 – 264; Организация Представительства русской эмиграции в Германии, 1949–1950 гг. // АГЕ. Ф. 4. Оп. 2. Коробка 15. Дело № 15/3а.

    [cxli] Нафанаил, архиеп. Православная Русская Зарубежная Церковь // Нафанаил, архиеп. Беседы о Священном Писании и о вере: в 5 т. Нью-Йорк, 1995. Т. V. С. 15; Кулен Е. Указ. соч.

    [cxlii] Любимов А.А. Протоиерей Стефан Ляшевский (1899-1986): Аргентинская история // Православная Русь. 2018. № 1916. С. 11–14.

    [cxliii] Афанасий (Мартос), еп. – Серафиму (Лядэ), митр., 15.11.1948 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 2. Коробка 55. Д.55/2.

    [cxliv] Афанасий (Мартос), еп. – Серафиму (Лядэ), митр., 02.12.1948 г. // Там же.

    [cxlv] Афанасий (Мартос), еп. – Серафиму (Лядэ), митр., 13.12.1948 г. // Там же.

    [cxlvi] Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968 / под. ред. А.А. Соллогуба: в 2 т. Нью-Йорк, 1968. Т. II. Стб. 1180-1186.

    [cxlvii] Русско-Бразильская дружба // За Правду (Буенос-Айрес). 1952. № 148 (12 апр.); Коллекция Альбомов Калугина А.И. (1883-1982) // Архивное собрание Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Ф. 17. Оп. 1. Альбом «Церковь»; Юбилейный сборник. Ко дню двадцатипятилетия служения в архиерейском сане Высокопреосвященного Феодосия, Архиепископа Сан-Паульского и Всея Бразилии 1930—1955. Сан-Пауло, 1956. С. 18; Справочный отдел. Церковные и общественные организации в Бразилии // Владимирский Вестник (Сан-Пауло). 1954. № 36. Июнь. С. 37; Paróquia Santa Zenáide (igrejarussa@gmail.com) Бразилия, Рио-де-Жанейро, церковь Св. мц. Зинаиды. Метрическая книга 1936–1952. С. 85; Генеалогический форум ВГД: https://forum.vgd.ru/2794/85824/ (дата обращения: 07.12.2023 г.).

    [cxlviii] День памяти 11 октября по Юлианскому календарю.

    [cxlix] Высокопреосвященнейший Феодосий (в миру – Павел Иванович Самойлович) (1884–1968), архиепископ Сан-Паульский и Бразильский РПЦЗ (1934–1968). Подр. о нем: Юбилейный сборник. Ко дню двадцатипятилетия служения в архиерейском сане Высокопреосвященного Феодосия, Архиепископа Сан-Паульского и Всея Бразилии 1930—1955. Сан-Пауло: Издание юбилейного комитета при Бразильской епархии, 1956. 66 с.; Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи: период с 1893-1965 гг.: [Каталог]. Куйбышев: б.и., 1966: в 6 ч.Ч. 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). 534 с.

    [cl]Всеволод (Филипьев), инок. «Яко один от древних». Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи // Русский Вестник. 15.09.2007; Нафанаил (Львов), архиеп. Воспоминания о борьбе: Краткая биография новоизбранного первоиерарха // Православная Русь. 1986. № 2. С. 3–4.

    [cli] Русско-Бразильская дружба // За Правду (Буенос-Айрес). 1952. № 148 (12 апр.); Коллекция Альбомов Калугина А.И. (1883-1982) // Архивное собрание Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Ф. 17. Оп. 1. Альбом «Церковь»;

    [clii] Духовенство [Электронный ресурс] // Сайт прихода Св.мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро URL: http://riorussa.cerkov.ru/main-page/duxovenstvo/ (дата обращения: 15.07.2022).

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 179 | Добавил: Elena17 | Теги: белое движение, сыны отечества, русское зарубежье
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru