1) Результаты ЕГЭ показали, что больше 80% российских школьников не способны объясняться и рассуждать на околонаучные темы. То есть когда они пишут обоснования каких-то исторических, экономических, биологических проблем — они в сущности не понимают, что пишут.
2) Старший вице-президент, руководитель блока «Технологическое развитие» Сбербанка Андрей Белевцев заявил:
«Мы сейчас видим начало восхождения технологий генеративного искусственного интеллекта (...) это для нас огромный вызов странового значения, с одной стороны, что можно атаковать технологически те отрасли и индустрии, которые раньше для нас для всех считались такой вотчиной человека. Мы все время говорили, что можно автоматизировать вот это, вот то, но творческое и креативное автоматизировать нельзя, только человек велик со всем его разумом. Вот мы за прошлый год увидели, что в среднем уже сегодняшние модели пишут тексты значительно грамотнее и аккуратнее, чем человек, при этом делают они это на любом языке».
Дальше он грустит, что страны не хотят делиться информацией и говорит о "ренессансе"(!!) искусственного интеллекта:
«Десять лет были эпохой ренессанса искусственного интеллекта. Почему? Потому, что все всем делились».
И вот ещё:
"Фактически любой тип специальности и профессию можно рассматривать как профессию, заменяемую таким средством автоматизации".
Только не надо мне писать, что катастрофическое падение способности выражать свои мысли произошло ДО распространения искусственного интеллекта.
Да, я это знаю. Тут связь не столько "причина — следствие" (хотя массовое распространение смартфонов никак нельзя сбрасывать со счетов), сколько это взаимообъясняющие и взаимодополняющие явления.
Во-первых, верно то, что язык российских официальных и научных текстов чудовищен. Таким языком очень трудно изъясняться, и когда, наконец, полностью вымерли спецы, воспитанные ещё в дореволюционной традиции, выжженность русского терминологического пространства стала удручающе очевидна.
Во-вторых, советско-российское школьное обучение русскому языку построено в принципе неправильно. Построено оно Д.Э. Розенталем, для которого были родными немецкий язык и идиш, но никак не русский. И русских детей обучают русскому языку как иностранцев — например, с непропорционально раздутым вниманием к фонетике. Я это в своё время поняла инстинктивно, но потом неоднократно встречала это мнение у учителей русского языка и литературы. Кроме того, российская школа бьёт по голове за любые попытки словотворчества.
В-третьих, как узнала недавно, после седьмого класса в российской школе теперь вообще не обязательно сочинение. То есть учителя могут его давать. А могут и не давать.
В-четвёртых, конечно, вообще ЕГЭ — как принципиально формализованный вид проверки, по самой сути своей стремящийся к идеальной формализации, — никак не способствует умению выражать свои мысли сколько-то творчески (то есть с отклонениями от стандарта).
Ну, и в-пятых, обратите внимание, с каким отношением товарищ из Сбербанка рассуждает о том, что человек больше не велик и что творчество можно автоматизировать. Он видит здесь "вызов странового значения" (это может означать что угодно и, судя по контексту, означает предвкушение конкуренции ИИ разных стран), но он в упор не видит здесь человеческой, именно человеческой беды — именно беды, когда у человечка отнимают последнее.
Нет, ЭТИ товарищи не будут заниматься тем, чтобы люди сохранили и развили способность словесно выражать себя. Не они эту разрушительную траекторию начали — но они порождены ею и всецело в неё встроены. И теперь даже не мыслят другого.
|