Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7979]
- Аналитика [7494]
- Разное [3111]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Июнь » 17 » Образ будущего России и российская цивилизационная привлекательность
    19:19
    Образ будущего России и российская цивилизационная привлекательность

    Предметом настоящей статьи будет вполне жизненная постановка вопроса – чем Россия лучше других, что привлекает в ней, в какой России хотелось бы жить,  к чему она должна стремиться, чтобы многие другие страны и народы уважали, брали пример, стремились быть похожей на Россию.


    1.   Смысл, правда и справедливость. Концептуальные смыслы формирования образа будущего. Прикладные цели и задачи.


    Один из основных вопросов нашего бытия, смысла жизни – это вопрос о том, что мы оставили после себя на этой земле, для чего и во имя чего мы жили, как соизмерялись каждодневный, ежегодный процесс нашей жизни и цель, к который мы шли, была ли такая цель.

    Дискуссии о целях государственного развития, образе будущего на государственном уровне были лишь номинально обозначены и практически свернулись, реально всесторонне не начавшись в рамках проекта ДНК России. Почти все идеологи вообще не увязывают образ будущего с реальностью, а это сопоставимо, если бы при создании семьи петь только любовные песни и не касаться практических вопросов.  Но это не значит, что ни у общества, ни у государства, ни у конкретного гражданина нет потребности в формировании своих целей и своего образа реалистичного будущего. В сложившейся ситуации проблема формирования образа будущего более актуальна на горизонтальном уровне, т.е. на уровне общество – человек, на уровне взаимоотношений социально активных граждан.

    «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с досто-инством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

    Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет». Д.С.Лихачев.

    Все указанные моменты, факторы немыслимы без правды и справедливости, а также немыслимы без солидарности.

    Какой смысл обсуждать данную тему и все с ней связанное, если человек будет лукавить, даже перед самим собой. В случае выхода темы на общественную площадку, то при лукавстве и тем более при вранье, обсуждение любой, а глобальной темы вдвойне, теряет всякий смысл.

    «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.»

    В.М.Шукшин

    Да, говорить и претворять в жизнь правду всегда трудно, а нередко это происходит путем сложных, внутренних и внешних конфликтов с противоборствующими лицами, да и с обществом в целом.

    «А где вы успели нажить себе так много врагов?

    Для этого не надо быть гением. Делай свое дело, говори правду, не подхалимствуй — и этого вполне достаточно, чтобы любая шавка облаяла тебя из-под каждого забора». Валентин Пикуль «Честь имею».


    Нередко путем этой борьбы происходит самоочищение человека, его понимание себя и окружения, трудное самосовершенствование.

    При этом возникает вопрос перехода от правды к справедливости, так как без увязки этих не только нравственных, но и смыслообразующих категорий ни дискуссия, ни аналитика невозможна.

    Иммануил Кант писал: "Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей".

    Справедливость, включающая в себя представления о должном порядке взаимоотно-шений, позволяет анализировать не только собственные поступки, но и  регулировать взаимоотношения как с другими людьми, оценивая их вклад в общее дело, так и отноше-ния между гражданином и обществом, гражданином и государством, обществом и госу-дарством. Это положительное духовно-нравственное качество личности и  его жизненных  принципов, деятельности, которое характеризует человека, живущего по принципу соответствия морали и закона.

    Формирование чувства справедливости на социальном уровне обусловлено  в качестве основы взаимовыгодного сотрудничества, степени участия каждого индивида в общем деле. Это всё способствовало не только оптимальному распределению ресурсов, но и устойчивому, гармоничному балансу социума. И, как следствие, повышению выжива-емости каждого члена сообщества. А в целом справедливость стала важным инстру-ментом выживания всего общества и развития государства.

    На уровне общих, но всегда подвергающихся острой дискуссии понятий, получается вроде и есть понимание смысла данных категорий правды и справедливости, но реальная, жизненная интерпретация нередко полностью перечеркивает и обнуляет их смысл.

    Не случайно появился фразеологизм – ложь во спасение как ложь, оправданная благими целями. Согласно этой концепции высшая цель компенсирует грех обмана во имя победы над более тяжким грехом неверия. Понятие встречается в трудах некоторых католических авторов и работах светских авторов на тему истории церкви. Да, и в обычной жизни редкий человек может похвастаться тем, что всегда и в любых ситуациях говорил правду, а не оправдывался, не врал даже из благих побуждений, так как нередко правда, превращается в убивающую святую простоту, которая хуже воровства. Не случайно появился фразеологизм – благими намерениями вымощена дорога в ад. Авторство выражения часто приписывается английскому писателю XVIII века Самюэлю Джонсону.

    Таким образом, добрые, правдивые, искренние намерения и действия явно не тождествен-ны положительным социальным преобразованиям и даже более, нередко могут просто навредить даже обычному, честному и искреннему человеку и его близким.

    Тоже самое касается и справедливости. С одной стороны, несправедливое общество, общество с отсутствием равноправия, равенства перед законом, общество, основанное на экономическом неравенстве, неизбежно порождает, как минимум, социальную турбулентность, а нередко приводит к социальным катастрофам. К этому добавляется осознание не просто неравенства, а абсурдного неравенства, когда лица, занимающие высокие должности не просто ничем не заслужили их, никак или почти никак не проявили себя на предыдущем месте работы, а нередко частично или полностью дискредитировали себя, но и продолжают заниматься противоправной деятельностью и это продолжается годами. С другой стороны, доведенная до абсолютного маразма тяга к тотальной справедливости, не учитывающей, что абсолютного не бывает в жизни почти ничего, что сама жизнь и природа формирует диспропорции в понимании справедливости, что коррес-пондирующее справедливости равенство также относительно, так как люди изначально неравны ни физически, ни духовно, ни интеллектуально. Одни с молоком матери впиты-вают генетически и энергетически понимание необходимости служения Отечеству, без которого все их достижения примитивно-эгоистическое полуживотное самолюбование, а другие постоянно выпячивают свой примитивный нарциссизм, не понимая, что, если страна, в которой они нередко просто банально паразитируют, станет серой и убогой, то бесполезны все их павлиньи телодвижения, жалок и мелочен их эгоизм, а вся их так называемая крутизна в момент превращается в прах при возникновении конфликта с более значимым в социальной иерархии индивидуумом.

    При отсутствии в обществе запроса на стремление к правде и справедливости, равенству всех перед законом, запроса на пассионарность и служение Отечеству, любые социальные тренды будут девальвированы и/или монетизированы, а само общество будет не просто антисолидарным, но и превратится в множество безликих, атомизированных эгоистов.

    Справедливость и равенство взаимосвязаны, но не могут и не должны быть абсолютными, а являются взаимодополнением друг друга, инструментом установления социальной гармонии и предпосылками для развития, так как в стране, в которой не будет равенства всех перед законом, не будет и правды, справедливости и, как следствие, цели такого государства, какими бы они не провозглашались, будут лицемерными и надуманными.

        Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государствен-ной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" и был направлен на усиление тенденций, связанных с защитой духовности, нравственности, традиционных ценностей и, как следствие, на защиту правды и справедливости, на укрепление баланса между совестью и законом, но многие его положения пока декларативны, а зачастую противоречат реальным факторам, формирую-щим российскую действительность.

    Согласно п.5 данного Указа «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, а в соответствии с п. 14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и цен-ностей (далее - деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозво-ленности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда…..

    Действительно, провозглашаются значимые для любого разумного и совестливого человека ценности, многие из которых, однако, резко контрастируют с окружающей ситуацией, особенно в части экономико-правового несоответствия именно в силу всепожирающего эгоизма, влекущего приоритет меркантилизма, разрушение семьи (Россия – один из лидеров по числу разводов),  нарушение прав граждан.

    Эгоцентризм всегда сильно оглупляет человека, поскольку человек начинает мыслить как ребенок, не способный понимать мотивов, интересов других людей. Эгоцентризм сужает кругозор, познавательное любопытство, стимулирует нетерпимость к любой альтерна-тивной точке зрения. Глупость и эгоцентризм всегда идут рука об руку. Эта корреляция хорошо заметна по многим проявлениям современного, антисолидарного общества, когда многие попытки совестливых и думающих людей обречены на отчуждение обществом, а различные социальные мероприятия энтузиастов, например, круглые столы воспринима-ются как эмоциональные всплески. Ну и что, если допустим представлена какая-либо пер-спективная концепция – дальше данного мероприятия она не пойдет или высказана пра-вильная мысль на экономическом форуме в апреле 2024 года М.Шукшиной о социальном бетоне, не допускающем появление новых курчатовых и шолоховых – все это будет про-игнорировано элитами и, скорее всего, даже слабо отзовется искрой в чьем-либо сердце, из-за смысловых деформаций не вызовет общественных дискуссий, не приведет к алго-ритмам по изменению данной ситуации. Поэтому эгоцентризм не просто заслуживает всяческого морального осуждения, эгоцентризм превращает любые социальные процессы, любые концепции в гниющую инфо или биомассу, медленно убивающую все живое, в том числе и самих эгоцентриков, что можно преодолеть только системой нестандартных мер.

     

        Краткие концептуальные и практические аспекты, дорожные карты формируемой мировоззренческой доктрины цивилизационно притягательной России. Выработка стратегии в гармонии с тактикой.


    Представляется целесообразным лишь кратко актуализировать разные подходы к формированию национальной идеологии, а также учет разных факторов образа будущего и не делать больших и глубоких исторических и философских подходов к данному вопросу, в том числе и потому, что они были частично предметом исследования в статье автора «Умеренный консерватизм как мировоззренческая основа современной России» (Журнал политических исследований 2023 г. N 1 Том 7). Целью указанной статьи являлся сравнительный анализ мировоззренческих концепций, связанных с российской националь-ной идентичностью и обоснование гипотезы о том, что умеренный консерватизм действи-тельно оптимален в современных условиях не только для России, но и для других циви-лизаций, для эффективной государственной политики и государственного управления, для защиты национальных интересов России. В статье использовались такие методы, как ис-торический, сравнительный и герменевтический. В работе предпринимаются попытки раскрытия конкретных свойств и методологических подходов российского умеренного консерватизма как мировоззренческой концепции для современной России. Показано, что данная мировоззренческая концепция имеет давние исторические корни, как в России, так и за рубежом. Указывается, что современное состояние российского общества представ-ляет собой вызов при разработке концепции умеренного консерватизма. Рассматривается, каким образом концепция умеренного консерватизма связана с задачами возрождения духовно-нравственных ценностей в массовом российском сознании, с воплощением в жизнь конституционных норм, с экономическими ценностями российского общества, а также с формированием мировоззренческого ДНК России и образа будущего России. Сделан вывод, что дальнейшее развитие концепции умеренного консерватизма необходимо для формирования гармонии между экономической эффективностью, модернизацией, развитием, творческой конкуренцией и социальной справедливостью, взаимопомощью, солидарностью российского общества, а также для формирования образа будущего и российской цивилизационной привлекательности.

    Кроме того, в рамках исследования данного стратегического направления есть статья в Журнале политических исследований 2023г. N1 одного из модераторов проекта ДНК Рос-сии профессора Полосина А.В. «Больше чем консерватизм: историко-правовые основания российской государственности», в которой делается акцент на следующих постулатах.

    «Несмотря на то, что наиболее распространенным для соответствующих исследований яв-ляется фокус на консервативной политической философии, автор полагает необходимым выйти за пределы этой позиции и обратиться к более системному и комплексному пони-манию ключевых позиций российского мировоззрения. Для этого необходимо обращение к недооцениваемым,подчас даже игнорируемым концепциям коммунитаризма, солидариз-ма и русского космизма, раскрывающегося в рамках цивилизационного подхода. Основ-ной вывод работы заключается в том, что рассматриваемые в совокупности и развитии эти три концепции воплощают значимые для российской цивилизации ценностные константы общинности, соборности, согласия и солидарности, а также подчеркивают глобальную укорененность российского мировоззрения при самобытном характере прочтения и интер-претации идеологических ориентиров ведущих течений социально-политической мысли.

    Ильин и Тихомиров, Погодин и Аксаков, Катков и Победоносцев – этот весьма

    своеобразный пул мыслителей регулярно упоминается как в научных публикациях, так и в

    выступлениях различных государственных деятелей. Достаточно часто это приводит к тому, что в суждениях «ангажированных интеллектуалов» российская политическая традиция становится целиком и полностью консервативной, что совершенно не объясняет того, каким образом подобная мысль дала «побочные всходы» в виде выдающегося социалистического и, в еще большей степени, анархистского течения.

     Так, философ Владимир Соловьев предостерегал об угрозе «ходячего консерватизма, который стремится заменить живые плоды духа искусственными консервами», отталкиваясь от представления о «старом» как «поконченном» и поклонении этому старому «как внешнему предмету». «Если речь идет о государстве, которого мы граждане, о народе, которого мы дети, о деле, которому мы служим, об общем интересе, которому мы призваны способствовать, то вопрос отнюдь не в том, либералы мы или консерваторы; весь вопрос в том, хорошо ли мы служим, полезна ли принимаемая или предлагаемая нами мера делу нашего служения, а не в том, либерального ли она пошиба или консерва-тивного», - разоблачал искусственность приевшихся дихотомий Михаил Катков, обоснованно считающийся одной из ключевых фигур как раз таки консерватизма».


    Полосин А.В. делаект вывод о том, что «для продолжения мировоззренческих исследова-ний крайне важно учесть историко-политические основания российской государствен-ности, которые включают не только консервативные начала, но и другие органически свойственные отечественной культуре концепции, разработанные российскими мыслите-лями не в отрыве, а в неразрывном единстве с развитием мировой политической философии. Речь, в первую очередь, о представленной в настоящей статье «триаде»

    цивилизационного подхода, но, возможно, и в других идейных началах, таких, как русский либерализм и даже анархизм. Именно обращение к подобным опорам, раскрывающее многоукладный и полицентричный характер российской цивилизационной культуры, позволит актуализировать категориально-понятийный аппарат отечественных общественных наук, развить соответствующие научные школы и улучшить межпоко-ленческий ценностный диалог в пределах академического сообщества».


    На основании вышеизложенной локальной теоретической экспертизы, предвещающей дальнейший акцент в сторону прагматическо-прикладного характера настоящей статьи, напрашиваются два интересных вывода:

    1) безусловно, коряво забитый гол лучше красивого промаха и, как следствие, исходя из правила – за все хорошее – против всего плохого – любое патриотическое служение, независимо от –изма (капитализма, солидаризма и т.п.) может иметь место, также возможны ситуативные альянсы патриотов любых взглядов, но это лишь ситуативный, временный, авральный выход. Такой же вариант возможен в момент внешней агрессии (если на вас в лесу напали дикие звери или преступники, а рядом оказались другие люди – вы не будете спрашивать каких они придерживаются политических и иных взглядов, а объединитесь для отражения агрессии или преодоления чрезвычайного происшествия). Но на стратегической основе такой союз и подход не даст концептуального эффекта и в обычной жизни он превратится не просто в тормоз, а в нежизнеспособный альянс – в классический союз –«лебедь, рак и щука», в идеологические помои и в постоянные склоки, так как невозможно объединить на постоянной основе анархиста и консерватора;

    2) временные альянсы, учет мнений меньшинства, учет различных социальных трендов не должен рушить государственной и концептуальной стратегии. Догматизм плох, но еще хуже постоянный смысловой диссонанс, превращающийся в конъюнктурную смысловую какофонию. Например, если в дальнем походе, цель которого посетить красивое место и исследовать полезные ископаемые вокруг него,  с вами будет человек, которого интересу-ют исключительно змеи, а вы постоянно будете учитывать его пожелания и отклоняться от маршрута, то плохо будет всем – и вам, и ему, а цель похода вряд ли будет достигнута. Диссонирующая идеологическая какофония, как правило, нередко преследует не благую цель увидеть многообразие факторов и оттенков, а часто имеет целью превратить все в бесплодные, бесконечные поиски нюансов, отвлекаясь от концентрации на главном и в конечном счете выхолащивании основных целей и задач, хаотизируя их. Особенно это актуально при государственном строительстве, когда вместо выработки дорожных карт по развитию умеренного консерватизма формируются абстрактные и эклектичные (порой фантазийные - Изборский клуб), дискуссии, не имеющие прикладного здравого смысла.

    Без тактики, без реализма нет стратегии. Если стратегия не учитывает тактики, то она об-речена. Это банально, но это абсурдное непонимание часто звучит от кандидатов и докто-ров наук, особенно исторических и философских. Бесполезно думать о покорении Эльбру-са или Эвереста, если у вас слабое сердце или больные ноги. Но часто непонимание про-писных истин приводит к социальным катастрофам, когда эти бредни становятся частью управленческой политики. Сначала вылечи сердце и укрепи ноги, а потом уже иди в горы. Если речь идет о турпоходе и в тургруппе разные по здоровью люди, то, да, безусловно, учет гидом здоровья и возможностей каждого. А если при подготовке к соревнованиям придерживаться такого подхода вместо отбора лучших и концентрации на трудной цели, то результат будет понятен. Также и при формировании концепции. Да, безусловно, ну-жен учет оттенков и нюансов, но не для разжижения и забалтывания смыслов. Стратегия не просто должна быть системной, но и в главном - системообразующей и цельной страте-гией развития русского консерватизма на основе продуманной тактики и дорожных карт.


    Когда мы говорим о привлекательности России мы понимаем под этим не только небыва-лую находчивость, полет мечты, дерзновенность, стойкость и подвиги наших предков (воинов Святой Руси, комбата Захара Червякова, майора Доставалова и многих других героев), глубину интеллектуального познания великих русских ученых, эмоциональную, лирическую утонченную проникновенность русских композиторов, поэтов, мыслителей. Мы понимаем под привлекательностью ту силу остроты, самопожертвенности и пассио-нарности русского бытия, которой нет нигде в мире. Россия, в лице ее лучших представи-телей и ее смыслового эгрегора, – это сердце и душа этого мира. Но надличностная хариз-матичность русского сознания, русского энергетическо-интеллектуально-духовного мак-рокосмоса не должна контрастировать с реальностью бытия. Иначе это будет приводить к вполне земной турбулентности, индивидуальной надломленности, коллективной кон-фликтности. Человеческий идеализм не должен противопоставляться искаженному материализму, хромающему рационализму. Гармония духа и материи, это гармония стратегии и тактики. Идеальное не должно перечеркиваться рациональной прозой жизни, качеством принимаемых решений, экономико-правовым дисбалансом.

     

    Оптимальнее всего баланс тактики и стратегии прослеживается на экономико-правовых примерах, в частности на примере функционирования института банкротства, в том числе банкротства физических лиц. В данном случае речь идет о злоупотреблении правом, когда стратегия государства, стратегия законодателей при наличии существенных недоработок в законах и недобросовестных действий различных лиц, использующих различные манипу-ляции, разрушается о замыслы и конструкции многих злостных неплательщиков и лиц, не желающих выполнять свои финансовые обязательства. Тактические манипуляции лжебан-кротов, избегающих реструктуризации долга, и лженамеренно списывающих долги, при-водят к тому, что тактика исполнения законодательства и реализация правовых норм всту-пают в несоответствие с экономико-правовым смыслом государственной политики, а так-же приводят к полному несоответствию функционирования норм законодательства о бан-кротстве положениям Конституции РФ, в частности статьи 19, и естественно разрушают принцип равенства всех перед законом, подрывая правовые основы и, как следствие, нано-ся не только экономический ущерб кредиторам и государству, но и девальвируя основы нравственности и правопорядка, а следовательно негативно влияют на образ будущего.

    Проблема злоупотреблений в сфере банкротства носит многогранный характер. Часто
    весьма недобросовестно ведут себя и должники, которые неправомерно списывают свои
    долги, причиняя кредиторам огромные убытки и подрывая тем самым финансовую
    систему страны. Ещё в 2021 году В ФНС заявили о потере кредиторами банкротов 12 трлн
    руб. за 5 лет. По данным INTERFAX.RU - Российская экономика потеряла 12 трлн рублей
    за пять лет из-за банкротств - это списанные требования кредиторов, заявил замглавы
    Федеральной налоговой службы (ФНС) Константин Чекмышев в ходе конференции
    "Институт банкротства в России", организованной газетой "Ведомости". "Сколько у нас
    потеряла здоровая экономика за пять лет от банкротства? 12 трлн рублей. 12 трлн - это
    простая математическая цифра, это сколько было списано долгов у кредиторов. Это то,
    что потеряли кредиторы. Это то, на что они рассчитывали, что они собирались вкладывать
    в бизнес. Это то, что должно было дальше быть кровью экономики", - сказал Чекмышев со

    ссылкой на данные "Федресурса" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
    ЕФРСБ). По его словам, за 2020 год потери составили 3,4 трлн рублей. Одна из проблем -
    неэффективная процедура торгов, на которых продается имущество банкротов. Из-за нее
    их кредиторы ежегодно теряют порядка 500 млрд рублей, сообщил Чекмышев со ссылкой
    на данные "Федресурса". Эта сумма, по его словам, представляет собой разницу между
    рыночной стоимостью имущества, которая определена в ходе оценки, и стоимостью, за
    которую оно было продано на торгах. "Это то, что опять потеряли кредиторы. Да, кто-то
    приобрел это. Законно? Да, внешне законно. Правильно, справедливо? Нет. Мы все это
    прекрасно понимаем", - сказал Чекмышев.
    На самом деле, значительная доля в этих потерях, как показывает практика, оборачива-
    ется триллионными потерями для государственного бюджета, из средств которого неред-ко в конечном счете закрываются финансовые дыры коммерческих банков и других
    крупных кредиторов, когда в свою очередь банкротятся сами эти банки и другие креди-
    торы. Кроме того, все эти деньги могли бы работать на развитие экономики, на подъем благосостояния населения, но в результате обогащают отдельных лиц, паразитирующих в финансовом смысле на процедурах банкротства.
    Многие должники банкротятся при сумме долга в 250 тыс. рублей. При этом платят
    юристам за процедуру банкротства порядка 200 тыс. рублей в отдельных регионах России.
    При таком соотношении сумм, должники спокойно могли бы погасить задолженность за 5
    лет (по закону о банкротстве). Однако арбитражные суды, идя по пути наименьшего
    сопротивления, просто списывают и эти скромные и вполне подъемные долги. При этом в
    судебной практике, в том числе на уровне Верховного Суда РФ неоднократно подчеркива-
    лось, что должник обязан предпринять все возможные меры для трудоустройства и рест- руктуризации долга с кредиторами, закон о банкротстве закрепляет презумпцию установ-
    ления процедуры реструктуризации долга, переход суда сразу же к процедуре реализации
    имущества (а фактически к списанию долгов), минуя стадию реструктуризации, должен рассматриваться как исключительная мера.
    На деле, пока реструктуризация применяется слабо, суды зачастую не рассматривают
    как исключительный автоматический переход сразу же к стадии реализации имущества
    должника (по сути списания долга). Этот переход скорее норма, чем исключение.
    Это неоправданно стимулирует социальный паразитизм должников и обогащает
    прослойку сомнительных продавцов лидов на банкротство физических лиц. Эти продавцы
    лидов на банкротство нередко занимаются весьма сомнительной рекламой и средствами
    заманивания клиентов, используя в своих рекламных постах ссылки на несуществующие
    федеральные программы списания долгов, давая все должникам без разбора 100 % - ные
    гарантии на списание долгов. По сути это превращает процедуру банкротства в профана-
    цию судопроизводства, формируя в сознании должников, что единственным смыслом
    банкротства является списание их долга, совершенно необременительным для должников
    и не имеющим для них никаких негативных последствий (что на самом деле не так).
    Об интересах государства и кредиторов у таких продавцов лидов и помощников в списа-
    нии долгов речь вообще не идет. Такая деятельность осуществляется в России с большим
    размахом, с большой помпой, она стала едва ли не главной и самой рентабельной в дея-
    тельности юридических компаний, хотя в нормальных условиях подобная деятельность
    должна быть на периферии юридической деятельности. Некоторые из лидеров таких про-
    давцов лидов и «оптимизаторов» юридических услуг на банкротство буквально бахвалят-ся на своих слётах, что беспроблемно списали долги на астрономические суммы, забывая, что списанные долги – это прямые убытки кредиторов и государственного бюджета.
    В последние годы небывалую остроту приобрела в России проблема кредитно- заемных
    отношений. Количество должников по займам и кредитам за несколько последних лет
    увеличилось лавинообразно. Так, по данным Fitch, всего россияне задолжали банкам око-
    ло 11 трлн. руб. И таких должников — около 18 млн человек. Более четверти тратят на
    платежи по кредитам, повседневные траты семьи и оплату ЖКХ более 75% совокупных
    доходов семьи. Ситуация с теми заемщиками, которые брали кредиты в микрофинансовых
    организациях (МФО),хуже:лишь 35% из них не сталкиваются с трудностями.В целом 55%
    российских заемщиков не защищены и уязвимы из-за своей большой закредитованности.

    При этом, в России высокий уровень мошенничества, особенно в финансовой сфере.
    Мошенничество — одно из самых частых совершаемых в России преступлений. За
    последние годы, по официальной статистике Генеральной прокуратуры, неоднократно отмечался рост различных видов мошенничества. При этом при оценке состояния преступности в абсолютных показателях необходимо учитывать латентные (скрытые) деяния, число которых может в 3 - 5 раз и более превышать количество официально зафиксированных преступлений. По данным НАФИ, 82% россиян указывают, что за последние месяцы в их отношении была совершена как минимум одна попытка мошенничества. По многочисленным экспертным оценкам, общее число учтенных и латентных преступлений в России в последние годы составляет 12 - 15 млн. деяний.
    В финансовой сфере людей часто обманывают: дольщиков, обманывают участников фи-
    нансовых пирамид, обманывают телефонные мошенники и «черные маклеры». До сих пор нет эффективной системы предупреждения и борьбы с финансовыми аферами.
    Кроме того, в России стало нередкой практикой, когда руководители коммерческих орга-
    низаций заставляют работников брать кредиты якобы на потребительские цели и затем
    присваивают себе полученные кредиты у работников под предлогом необходимости
    пополнения оборотных средств организации, потом их тратят на цели предприятия или на
    свои нужды. При этом для понуждения работников к заключению ненужного им кредит-
    ного договора работодатели используют обман и принуждение, в том числе и криминаль-
    но-крепостнические и мошеннические методы навязывания кредитов. Как отмечает «Рос-
    сийская газета», эта проблема попала в "топ-5" тем, волнующих граждан, выяснил портал

    "Правовед.ру". Так, например, Андрея Манна (основатель таблоида «СПИД-Инфо»)  обви-нили в похищении кредитов на 100 млн руб., оформленных на сотрудников издательства.

    Сотрудников КБ «Клиентский» обвинили в оформлении фиктивных кредитных договоров, в том числе на вкладчиков этого банка, а эти заемщики об этом даже не знали, и якобы из банка были выведены млрд.руб под видом выдачи огромных кредитов физическим лицам.
    Причем получателями огромных средств значились люди, которые ранее вообще про этот
    банк не слышали. Создание нетерпимых условий для разгула обмана,насилия и принужде- ния сейчас абсолютно необходимо для общественной безопасности, развития экономики.
    Дела по кредитам составляют примерно 1/3 часть всех гражданских дел, и их число рас-
    тет из года в год. В настоящее время в России отсутствует эффективный правовой меха-низм взыскания долгов и действенная инфраструктура по реализации имущества должни-ков, отвечающая балансу интересов должников и кредиторов. Подобные факторы стиму-лируют общеуголовную и организованную преступность, подрыв представлений о спра-ведливости в обществе. Вполне резонно предположить, что количество таких гражданских дел, процедур исполнительного производства и банкротства и в дальнейшем будет существенно увеличиваться из года в год, а создание дееспособного правового механизма работы с долговыми обязательствами (эффективное правосудие, исполнительное производство, рынок долговых обязательств, инфраструктура банкротства и т.п.) является одной из важнейших экономико-правовых задач страны. В настоящее время действуют 2 основных акта, обобщающих судебную практику дел о банкротстве: Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. No 53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве”. Судебная практика по банкротству, в частности, институт субсидиарной ответственности контролирующих лиц плохо прописан и недостаточно юридически урегулирован.
    Подобное низкое качество и исполнительного производства частично обессмысливает работу судов по взысканию задолженности, стимулирует уход недобросовестных должников от ответственности за исполнение своих обязательств.
    Как грибы растут организации, способствующие массовому банкротству, их лидеры
    читают лекции о списании долгов и проповедуют эту деятельность как социально полез-
    ную. Кроме того, неэффективность исполнительного производства, преднамеренность и
    массовость банкротств подрывает экономику и социальную справедливость в обществе, наносит вред не только публично-правовым отношениям, но и подрывает ментальную
    основу законопослушных граждан. Естественно, тактика исполнения закона подрывает и экономико-правовую стратегию государства и наносит ему репутационный ущерб, а также подрывает доверие законопослушных граждан к правовой системе государства.

    Два года назад во всех субъектах РФ созданы Центры управления регионом (ЦУР), которые являются единым пунктом мониторинга информации по различным проблемам региона. Также в России имеется около 1 000 всевозможных НИИ. А кому вообще видны значимые для страны результаты деятельности большинства из них ?!. (Ну так начните с кадров – автор) Но стоит проанализировать их реальную эффективность и то, чем они занимаются, становится понятно, что их деятельность (особенно НИИ по гуманитарным вопросам и социальным наукам) вряд ли можно считать конкурентоспособной по сравнению с аналитическими центрами других крупных геополитических игроков. Это не в последнюю очередь влияет на качество управленческих решений, на результаты государственной политики во многих таких критически важных областях, как образование, инновации, импортозамещение, на которые тратятся триллионы рублей. Президент России В.В. Путин на заседаниях Совета по науке и образованию регулярно критикует деятельность НИИ из-за их низкой эффективности. По словам президента, тематика фундаментальных и поисковых исследований не меняется десятилетиями, и при этом они не дают конечных результатов.
    Так, например, В.В. Путин привел данные, согласно которым «в 2017 году в
    академических институтах по 40% тем не было представлено ни одной научной работы,
    учтенной хотя бы в одной базе цитирования. То есть, получается, либо результатов нет
    вообще, либо они никому не интересны... Вроде бы исследования ведутся, а результат -
    очередная подшивка презентаций и таблиц, с которыми можно подчас познакомиться в
    любом открытом журнале». На подобные "подшивки", которые зачем-то называют
    научными исследованиями, по словам В.В. Путина, тратится «порядка 40 млрд рублей.
    Время спрессовывается, масштаб задач и вызовов очень большой, он огромен. Если мы и
    дальше будем распылять деньги, неспешно двигаться вперед, а то и просто пережевывать
    вчерашние проблемы, мы просто опоздаем, причем опоздать можем навсегда, даже в
    последний вагон технологической революции не успеем прыгнуть»

    Таким образом, налицо недостаток инструментов разрешения проблем, прежде всего экономико-правовых,  в том числе недостаток качественной экспертной аналитики. Все это оказывает существенное влияние на формирование российской цивилизационной привлекательности и еще раз подчеркивает необходимость выработки правильной такти-ки, дорожных карт по практической реализации концепции умеренного консерватизма. Без разрешения остросоциальных, злободневных проблем, без связи с реальностью любые разговоры о Третьем и Четвертом Риме, любая стратегия превращаются в маниловщину.

    Реальные смыслы и формируются и воплощаются в стратегию, концепцию только посредством работающих алгоритмов по мониторингу, диагностике и разрешению актуальных проблем и задач. Частное всегда взаимосвязано с целым, а тактика со стратегией. Построение стратегии без учета реалий, связи с жизнью, а это сплошь и рядом происходит и у философов, и у идеологов, и у управленцев  – это гибельные фантазии.


    3. Притягательная сила формируемых Россией смыслов


    Как верно указал Михаил Ремезов, «один из ключевых факторов жизнеспособности России – гравитация русской идентичности. Она должна быть позитивной, привлека-тельной для граждан страны и для соотечественников за рубежом».

    Показателем увеличения гравитации русской идентичности является гордость за свой народ в лице его лучших представителей, не просто повышение рождаемости и следуемой за ней образованности, но и, прежде всего, воспитанной гражданственности, совести, эмпатии, справедливости, правды, нравственности, благородных и пассионарных целей, желания представителей самых различных, в том числе западных народов стать частью российского народа. Во времена Российской империи огромное количество немцев, сербов, греков, чехов, венгров, швейцарцев становились российскими подданными, их потомки гордились, что они русские и служат России. К сожалению, в наши дни культ насилия и жестокости, бытовой дискомфорт, нарушение гражданских, жилищных, личных неимущественных прав резко негативно влияет на восприятие гражданином окружающей действительности, существенно подрывает его веру в социальные и нравственные добродетели, приводит к черствости, отторжению и ответному эгоизму. Все это самым отрицательным образом влияет на уровень национальной идентичности и «национальной гравитации». Рецептом повышения силы этой «гравитации» является построение в России более дружелюбного общества соотечественников, проявляющих взаимную эмпатию, понимание и уважение интересов друг друга, обостренное чувство социальной справедливости и отработанные механизмы ее реализации в жизнь. Полагаем, что для российского идентификационного кода важны такие понятия как справедливость, уважение, правда, реализм, единство, создание атмосферы общества соотечественников, соработничество, мотивированность управленческих решений, творчество и конструктив-ная инициативность. Правда стала в современном российском обществе первоочередной информационной потребностью населения. Если эксперты продолжат «заметать проблемы под ковер», то от этого сами проблемы будут только усугубляться, качество управленческих решений, основанных на недостоверных данных, будет только падать, вплоть до критического уровня. Развитием вышеуказанных концептуальных принципов и смыслов, формирующих российское мировоззренческое ДНК, является объединяющий общество принцип нравственного единства соотечественников, помогающих и сопереживающих друг другу. Задачей любого государственного и общественного деятеля через юридические и оргметоды должны являться не просто абстрактное служение государству и народу, а ежедневная самоотдача и реализация своего потенциала на благо Отечества – когда каждый день должен начинаться с вопроса, а что реального я сделал или попытался сделать, чтобы изменить жизнь к лучшему. Без пассионарной, конструк-тивной стратегии консерватизма и творческого идеализма, соединенного с социальной справедливостью и защищенностью граждан, Россия обречена на деградацию. Только формирование общества соотечественников, основанном на нравственном взаимопо-нимании и эффективности закона, и будет фундаментом образа будущего.  В обществе с доминированием принципа нравственно-ценностного единства любой человек, прихо-дящий как в любое государственное учреждение, так и в любое социальное сообщество, должен погружаться в атмосферу товарищества, созидания и солидарности, желание услышать друг друга, понять и помочь друг другу, а не в атмосферу отчуждения и мизантропизма, царящего в эгоистичном обществе. Реализация принципа единства, в том числе путем организационно-юридических конструкций, позволит сформировать в российском обществе уникальную моральную и социально-психологическую атмосферу общества соотечественников. Создание атмосферы общества соотечественников – это путь к более конструктивному, альтруистичному сообществу людей, живущих на одной земле, понимающих и уважающих интересы ближнего. Соработничество – это основанное на совести, товариществе взаимодействие и содружество индивида, общества, религиоз-ных организаций и государства, их совместные духовно-нравственные усилия в достиже-нии социально полезных целей, благосостояния и высокоморального состояния общества. Это русское, старинное слово включает богословско-антропологический и глубинно-бытийный смыс-ловой пласт в направленность сотрудничества человека и других инсти-тутов, отсылает нас к истокам нашей православной цивилизации и включает в себя более широкий смысл по сравнению с понятием «сотрудничество» или «совместная деятель-ность» в материалис-тическом смысле, являя собой соединение в одном целом труда с деятельностью, направ-ленной на духовное преображение нашего общества. Мотивированность управленческих решений – справедливость и обоснованность судебных решений, актов органов государственной власти и управления, проявление чуткости власти к интересам российских граждан, способность профессионально и по-человечески вникнуть в суть проблемы, с участием отнестись к нуждам населения, защитить его от противоправных действий, а при их наличии справедливо и эффективно наказать правонарушителя, обеспечить убежденность гражданина в справедливости и правильности принятого в отношении него государственного решения. Все это – залог солидарности в обществе, залог формирования такого нравственного общества и страны справедливости, в которой хочется жить и творить, России будущего, к которой потянутся все созидательные силы человечества. Творчество и конструктивная инициативность – это генерирование идей, частное предпринимательство, инновации как путь к научно-технологическому суверенитету, социальному прогрессу, умение государства раскрыть и задействовать на пользу общественных интересов способности и творческий потенциал россиян, создать условия для применения таланта людей, реализации их призвания и потребности созидания общего блага. Одним из важных выводов, вытекающих из мировоззренческой концепции умеренного консерватизма, является понимание того, что никакие даже самые правильные законы, политтехнологии, информационные технологии, социальные алгоритмы, государственные стратегии не будут работать без совести, правдивости, милосердия, эмпатии и других положительных качеств людей, которые принимают управленческие решения, осуществляют правосудие. Без социальной справедливости невозможно создание эффективной и стабильной правовой и социально-экономической систем. В этом направлении российскому обществу предстоит решить задачи преодоления отчужденности политической и экономической элит и остального населения страны. Но в то же время и в этом состоит здравый смысл, диалектика процесса и рационализм. Без дорожных карт, без практических алгоритмов, без реформирования институтов гражданского общества, без воплощения нравственных категорий в конкрет-ных нормативных актах, управленческих и судебных решениях все перечисленные моральные константы и императивы не просто теряют смысл и девальвируются, а превращаются в свою противоположность.


    Факторы и смысловые константы, способствующие формированию и определяющие направленность развития российской цивилизационной привлекательности и образа будущего:

    1).Разработка и реализация стратегии умеренного консерватизма на базе прикладных дорожных карт по знаковым социальным проблемам. Умеренный консерватизм позволит не нарушить и воплотить в жизнь конституционные нормы, признанные Россией международные конвенции, избежать как крайностей тоталитаризма, характерного для государств с единой, общеобязательной идеологией, так и аморфности, деструктивности современных либеральных политических режимов, а также умеренный консерватизм удовлетворит запросы российской и мировой общественности на реальную духовность, новые положительные смыслы, основанные на старых многовековых религиозных, национальных традициях и творческом новаторстве;

    2). Приоритет традиционных, духовно-нравственных ценностей; «моральное выше материального»; установление баланса между отстаиванием интересов Отечества и защитой прав гражданина России как государственный приоритет;

    3). Приоритет национального суверенитета и независимости;

    4). Создание психологических, моральных, культурных и юридических механизмов преодоления одномерного эгоизма как одного из основных препятствий гармонизации общества и формирования российской цивилизационной привлекательности;

    5). Гибкая адаптация опыта Китая, арабских стран (Саудовской Аравии, ОАЭ), где вопреки западным политологическим доктринам успешно развивается национальная экономика при сохранении традиционных основ общества;

    6) Баланс между экономической эффективностью и социальной взаимопомощью и поддержкой;

    7) Постоянный и отработанный механизм обратной связи между государственными институтами и общественными коллективными инициативами, а также между индивидуальными предложениями, направленными на совершенствование функционирования государственных и социальных институтов;

    8) Юридическое закрепление и взаимодополнение принципов верховенства закона, социальной справедливости, реализма и правды;

    9) Равенство всех перед законом, неукоснительное соблюдение юридических гарантий и права на справедливое судебное разбирательство независимо от социального статуса, должностного положения и материального достатка как высший государственный приоритет с соблюдением государственного и общественного контроля;

    10) Постоянно и обоснованно функционирующие механизмы кадровых обновлений и социальных лифтов во всех институтах государственной власти и управления, в том числе формирование механизмов конкурентной среды для таких обновлений;

    11) Формирование эффективных механизмов социальной и индивидуальной мотивации; 12) Совершенствование законодательной базы и судебной практики, в том числе путем создания различных механизмов общественного контроля и участия, с привлечением видных представителей научной интеллигенции;

    13) Формирование, в том числе при активном участии различных общественных деятелей не только декларирующих и пропагандирующих нравственные ценности, а участвующих в проектной работе,  институтов высоких социальных культурных стандартов и единого морального компаса по базовым вопросам, и их поддержка и развитие через комплекс моральных, психологических, информационных и юридических мер;

    14) Постоянный мониторинг и диагностика различных знаковых проблем, выявление и оценка концептуальных рисков с последующей разработкой системы мер по их минимизации посредством независимых аналитических центров;

    15) Разработка комплекса мер по реализации научно-технологического суверенитета, в том числе поддержки молодых ученых, включая меры согласно подпункту а) пункта 29 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации по выявлению талантливой молодежи и построению успешной карьеры;

    16) Формирование конкурентной среды во всех социальных институтах, но, прежде всего, в экономике и судебной системе;

    17) Улучшение инвестиционного климата, юридическое и организационное изменение ме-ханизмов проведения тендеров, поиск лучших экономических идей как одних из основ-ных инструментов экономического продвижения идей умеренного консерватизма;

    18) Создание механизмов комфортной городской среды и снижения агрессии в обществе; 19) Формирование, в том числе при активном гражданском участии лидеров общественного мнения, известных деятелей науки и культуры, высоких нравственных и репутационных идеалов, социальных стандартов, достойных общественных стереотипов поведения, включая межполовых, и их поддержка организационными, культурными, просветительскими, информационными и юридическими методами;

    20) Кадровая реформа и постоянный механизм поиска лучших представителей во всех областях независимо от возраста и социального статуса;

    21) Юридическая защита, улучшение ее сути (в целях усиления гражданского единства) и структуры по наиболее уязвимым социальным институтам, в том числе в области защиты прав граждан при развитии цифровых технологий, долговых обязательств, корпоративных, трудовых, жилищных и личных неимущественных правоотношений;

    22) Преодоление одномерности, запоздалости и узости управленческий решений посредством создания независимых аналитических центров, а также посредством привлечения независимых экспертов и альтернативных оценок, в том числе публичных; 23) Создание системы мер социально эффективного контроля за знаковыми управленческими и законопроектными инициативами;

    24) Разработка эффективного механизма контроля за деятельностью знаковых социальных и гражданских институтов и постоянное его совершенствование;

    25) Переформатирование судебной системы. Формирование системы квалифицированных мировых, районных, апелляционных и кассационных судов, кроме Верховного Суда Российской Федерации, путем открытого голосования граждан соответствующего региона, открытость, отчетность и переизбрание судей каждые 5 лет, формирование судебного корпуса как элиты юридического сообщества;

    26) Создание системы фиксации и разбора знаковых правонарушений, преступлений с целью социального и интеллектуального разоблачения, максимальной информационной огласки причин и лиц, формирующих эти явления, приглашение на изобличающие программы как родственников и друзей правонарушителей, так и лидеров общественного мнения, – вот один из путей к формированию общества правды, справедливости и доброты, тогда как узость разоблачения подрывает веру в его эффективность и интеллектуально и юридически обесценивает его, а также не позволяет обобщать, учитывать ошибки и изменять юридические нормы и гражданские институты;

    27) Концептуальное изменение образовательной доктрины, разработка концепции гуманитарных наук, прежде всего, с учетом междисциплинарных практик, дополнение Стратегии научно-технологического развития РФ с учетом новых вызовов и усиления гуманитарного блока, преодоление гуманитарной косности;

    28) Формирование социальных идеалов на основе идеалов созидательного труда и самопожертвования («Россия – последний Ноев ковчег человечества»);

    29) Создание системы справедливого капитализма как экономической формы умеренного капитализма, в том числе путем гармонизации отношений труда и капитала;

    30) Построение прикладных дорожных карт на базе формирования социально-культурного пространства ментально близких людей, объединенных на основе справедливости, великодушия, доброты и правды в сообщество соотечественников.

    Дальнейшее развитие концепции умеренного консерватизма необходимо для формирова-ния гармонии между экономической эффективностью, модернизацией, развитием, твор-ческой конкуренцией и социальной справедливостью, взаимопомощью, солидарностью российского общества, ставящих традиционные, духовно-нравственные ценности выше одномерного эгоизма и примитивного потребительства, и делающих идеи национального суверенитета, служения Отечеству и всемерной государственной защиты интересов граж-дан России основой формирования образа будущего и российской цивилизационной прив-лекательности. Однако, вопрос формирования и развития данной концепции пока оказался не только вне практической плоскости построения дорожных карт, но и в целом вне кон-цептуальной экспертной аналитики, вне реальной обратной связи, но росток процесса воз- врата и переформатирования России в консервативное русло иррационально, но пророс.

    Шичанин А.В. к.ю.н.

    Русская Стратегия

     

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 181 | Добавил: Elena17 | Теги: алексей шичанин
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2044

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru