Часто в процессе самопознания человек задает вопросы:
Кто "Я"?
Что такое "Я"?
Как себя понять, как разобраться в себе?
Все ниже приведенное было разработано и расписано мною для ответа на эти вопросы вместе с ребятами из военно-патриотического клуба "Цесаревичъ" в 2013-2023 годах. Думаю, что понятное подросткам вполне по силам пытливым умам ищущим истину на просторах Дзена.
Итак, "Я" - это СУБЪЕКТ. Но субъектность имеет три уровня. Первый уровень ИНДИВИДА, превращающий все вокруг в объекты, выстраивающий отношения типа "субъект-объект". Второй уровень ЛИЧНОСТЬ (в узком смысле) с отношениями "субъект-субъект". Третий уровень СВЕРХЛИЧНОСТЬ с отношениями "субъект-сверх-субъект". К "сверх-субъектам" относятся Бог, Родина, Истина, Мать Сыра Земля - все что выше и больше нас самих по определению.
В этой модели легко узнать модель "тело-душа-дух".
Ну а наше "Я" - это единство всех трех уровней, согласованность, способность управлять этим богатством в гармонии и силе. Но это как наше я проявляется вовне. То как оно устроено внутри можно понять из модели СФЕР ЛИЧНОСТИ:
Похожую модель я нашел у Выготского, но без "деятельности". Но куда же без нее активному человеку? Вот модель Выготского найденная на просторах интернета:
Психологи во множестве создавали модели личности под свои клинические задачи, но использовать их в понимании что такое "Я" и как самого себя развивать я так и не смог. Может быть вы сможете?
Четырех частная модель сфер личности отлично согласуется с моделью мышления Аристотеля из знаменитых "Четырех Причин". Но об этом как-нибудь в другой раз и если возникнут вопросы.
На следующем шаге развития модели я изобразил структуру из сфер личности в виде узлов соединенных связями:
Такое представление несет тот же смысл - каждая из сфер тесным образом и прямо связана со всеми остальными и все вместе они образуют структуру нашего "Я". Друзья-геологи сказали, что и минерал с такой структурой имеется. Довольно прочный. Но как называется - забыл.
Потом я совместил обе модели - внутренней структуры "Я" и внешних уровней его проявлений:
Дальнейшее развитие модели пошло в сторону конкретизации: КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ (ЧУВСТВО, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ВОЛЯ) НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ?
Вот что получилось для уровня индивидуальности, для уровня тела:
Все ведь хотят быть такими серьезными: решительными на всякую справедливость опытными интеллектуалами? Но что этому мешает? А мешает обратная "ТЕМНАЯ СТОРОНА" нашей личности, которую можно также представить структурно:
В защиту "темной стороны" можно сказать, что в ней заключена "ЭНЕРГЕТИКА" нашей личности, нашего "я". Плохо, когда эти силы выходят из под контроля светлой стороны нашего "Я", но без них мы превращаемся в безжизненных "мумриков" (от слав. "обуморенный" - "как бы мертвый").
Чтобы достичь баланса "светлой" и "темной" сторон личности нужно пройти качественную школу воспитания или перевоспитания. И предлагаемая модель личности как раз этому способствует. Я ее называю ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛЬЮ ЛИЧНОСТИ, т.к. для любого узла модели можно предложить педагогический метод и практический тренинг по развитию.
Для других уровней личности получились такие схемы, которые, надеюсь, красноречивей многих слов:
В конце статьи приведу словарик всех этих терминов и стоящих за ними понятий чтобы читатели могли освежить свое понимание.
Если собрать пирамидки по трое для светлой и темной сторон мы получим такие модели:
АКТИВНАЯ СТОРОНА ЛИЧНОСТИ - "СВЕТЛАЯ"
ПАССИВНАЯ СТОРОНА ЛИЧНОСТИ - "ТЕМНАЯ"
Эту модель я разрабатывал для подростков, чтобы объяснить им кто они такие, в чем их "Я" и почему нужно выполнять те или иные требования взрослых постоянно что-то от них требующих. Ребята понимали, принимали и прекрасно воспитывались, вырастали сильными, смелыми яркими и харизматичными. Для чего многое делали: учились, работали, дружили, ходили в походы, танцевали, пели песни и духовно совершенствовались.
Для меня же важным оказалось, что
1) Структура личности может быть понята и наглядно представлена
2) Структура личности СЛОЖНА и МНОГОГРАННА, что позволяет работать над каждым элементом отдельно и видеть как происходит взаимодействие в структуре
3) Структура личности имеет иерархическую структуру со всеми вытекающими последствиями для иерархических структур
Впоследствии, когда я познакомился с концепцией СПИРАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ Клэра Грейвза, то нашел много общего с "ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ".
Обе концепции имеют статическую и динамическую составляющие и помогают взглянуть на проблемы личности под особым углом. Две модели всегда лучше, чем одна, особенно, если они адекватны опытным данным.
источник |