Продолжая рассказ о героях Новороссии к 10-летию войны, необходимо вспомнить имя поэта-воина, чьи песни сделались гимнами сражающегося Донбасса.
Степь да степь широка кругом
Не видать ни конца ни края,
Как прекрасна земля родная,
Как мне дорог мой отчий дом.
Сколько здесь полегло ребят,
Край родной как и я любивших,
Нас собой от врага закрывших,
Свечи в память о них горят.
Не стреляй,не стреляй,
Не стреляй их глаза молили,
Но безжалостно их косили
Минометы и снайпера.
«Братское сердце!» - так обращался к бойцам и просто людям командир ополчения, музыкант, рок-исполнитель Сергей Лысенко («Лысый»). Музыкальный талант был у него от родителей. И Николай Алексеевич, и Людмила Ивановна прекрасно пели, и маленький Сережа, слушая их, с удовольствием подпевал. Старший брат подарил ему первую гитару, и с нею мальчик впервые выступил на публике – в Доме Культуры. Ему было 14 лет. С гитарой он с той поры не расставался, пел и в компаниях, и на праздниках, и, конечно, для девушек… Его женой стала односельчанка, с которой они дружили с детства. В 2004-м на свет появилась дочь, а пять лет спустя – сын. Сергей к тому времени окончил Донецкий институт внутренних дел, отслужил в милиции в звании лейтенанта, затем работал таксистом… В свободное время любил посидеть с удочкой. И писал песни. Тогда ещё лирические, посвященные жене. Простая жизнь простой семьи… Радости и печали, хлопоты и праздники… Из праздников Сергей особенно любил «русский Новый год». И так вышло, что именно в этот праздник у его дома впервые ударили украинские «Грады». Детей спрятали в «безопасной» комнате, все обошлось.
За год до начала войны Сергей написал песню «Разные чувства» и направил её на конкурс «Голос Украины». В 2014-м году раздался звонок: музыканту сообщили, что песня прошла отбор, и его приглашают принять участие в финале конкурса, проходящего в Киеве. В тот момент Лысенко был уже добровольцем Ополчения ДНР и пел иные песни…
Нам чудом выжившим в том фосфорном аду
Наверное до смерти будут сниться
Друзей погибших там такие радостные лица
Им хорошо сейчас они уже в Раю
Там в Славянских лесах залитых кровью нашей
Поют мальчишкам песни соловьи
Давайте помянем всех кто навечно там остался
И ты грехи им Господи прости
В нас плюет Карачун минометным огнем
Но мы твердо стоим под свинцовым дождем
Косит смерть снова нас но нам нужно стоять
Мы должны мы обязаны их задержать
Там в Славянских лесах залитых кровью нашей
Поют мальчишкам песни соловьи
Давайте помянем всех кто навечно там остался
И ты грехи им Господи прости
Мы уходили в ночь и освещал нам путь
Костер пылавших девятиэтажек
Как жаль что ничего уже нельзя назад вернуть
Надежд разрушенных друзей геройски павших…
Главным «фронтом» лейтенанта Лысенко стала Горловка. Защищая её, он получил тяжелое ранение в ногу, долго лечился, но снова вернулся в строй.
Снова возвращаюсь- я уже не далеко,
Жить в разлуке мне с тобою было не легко.
От воспоминаний сердце разрывает грудь.
Этой ночью знаю точно- не смогу заснуть.
Здравствуй город где был весел и беспечен я,
Здравствуй город где остались лучшие друзья.
Помню я твои рассветы и широкие проспекты,
Горловка бедовая моя.
Помню на "нуле" рассветы и широкие проспекты,
Горловка бедовая моя.
В перерыве между боевыми задачами музыкант-воин давал концерты в госпиталях и различных боевых частях. Выступал и в детских домах, доставляя туда гуманитарные грузы. Его песня «Не стреляй!» была с большой сердечной болью принята не только по нашу сторону фронта, но и там, у противника, в роли которого оказались одурманенные русские люди, ещё вчера бывшие родными и друзьями. Сергей рассказывал донецкой поэтессе Анне Ревякиной, что последние плакали, слушая эту песню. «Я очень надеюсь на то, что их мнение о нас меняется, что они перестают нас воспринимать как зверей, как сепаратистов, - говорил в связи с этим музыкант.- Начинают понимать, что мы такие же люди, которые защищают свою землю, свои дома, своих близких. Я очень надеюсь на то, что конфликт можно будет разрешить словом, выбрав путь переговоров, а не войны и обоюдного уничтожения».
В период «минских перемирий» «Лысый» покинул фронт. Затянувшийся на годы «переговорный процесс» он не принимал.
Дай приказ командир!
Дай добро дорогой!
Дай отмашку работать по цели!
Дай приказ командир!
Слюни брызжут в эфир!
Дай добро!
Ну совсем обнаглели!
Мы врастаем в окопы
Седьмой год уже,
Руки чешутся, нерв на пределе!
Дай приказ командир!
Дай добро дорогой!
Дай отмашку работать по цели!
Наблюдать! Не стрелять! Вот приказ!
Зубы стиснуты скоро сотрутся!
Наблюдать не стрелять, а мы б стрельнули Бать!
А мы б стрельнули - пусть не суются!
Наблюдать не стрелять, а мы б стрельнули Бать!
А мы б стрельнули - пусть не суются!
Вижу группу отчетливо!
Семь человек,
Наблюдаю их передвижение!
200 метров уже!
Открываю огонь,
Открываю на поражение!
Но в ответ:
-Наблюдать! Не стрелять!
Эта фраза уже жжет мне уши!
Как же так командир?
Как же так твою мать?
Может лучше приказы не слушать?
В эти годы к Сергею Лысенко приходит общероссийская известность. Весной 2017-го на Всероссийском фестивале авторской военно-патриотической песни в Москве он получил три награды: Гран-при, приз зрительских симпатий и отдельную премию от ветеранской организации «Офицеры России». Через год музыкант занял 1 место в номинации «Бери шинель, пошли домой» на международном литературном фестивале «Чеховская осень» в Ялте. В 20-м на международном фестивале-конкурсе военно-патриотической песни в Санкт-Петербурге он получил небывалый результат: 150 голосов жюри из 150…
Творчество Лысенко сочетал со службой главным специалистом Управления по социальной поддержке военнослужащих в отставке и патриотическому воспитанию. В январе 2022 г. ему предложили вступить в Союз писателей, но…
Уже 23 февраля, на другой день после объявления спецоперации, старший лейтенант Лысенко собрал рюкзак и отправился в военкомат. Сперва он получил должность командира роты, дислоцированной в Новоазовске. Там он обучал молодое пополнение, которое в огне тех дней зачастую отправлялось на передовую вовсе безо всякой подготовки. По воспоминаниям сослуживцев, Сергей был человеком бесконфликтным, умел со всеми найти общий язык, не повышал голос, не ругался. К своим бойцам относился отечески. В перерывах между боями и занятиями подбадривал личный состав своими песнями.
Из Новоазовска Лысенко был направлен в Угледар, бои за который стали последними в жизни 46-летнего офицера. Уходя на фронт, он разместил в соцсетях запись, в которой сообщал, что идет защищать родину, и пожелал дончанам скорейшей победы. Будучи популярным музыкантом, «Лысый» вполне мог остаться на тыловой должности, не рисковать. Но русский офицер так поступить не мог. Не мог отсиживаться в тылу, когда сражались и гибли другие, его друзья, однополчане, мальчишки, годившиеся ему в сыновья. Спасая одного из таких, он и погиб – за други своя в прямо смысле слова…
В тот день, 9 мая 2022 г., в самый День Победы, рота, которой командовал Лысенко, попала под сильный артиллерийский обстрел. Сергей сумел вывести личный состав из-под обстрела, прикрыв при этом одного из бойцов. Последний был тяжело ранен, но выжил. Его жена была на похоронах Лысенко, на которых, несмотря на обстрелы собрались сотни дончан. Участники рок-группы "Свои", организованной Сергеем, рассказали, что у их лидера осталось много незаписанных песен, которые им ещё предстоит донести до слушателей.
Русский офицер и рок-музыкант Сергей Лысенко мечтал о том, что на нашу многострадальную землю вернется мир. «Иногда хочется заснуть, проснуться, а ты таксист, ставишь детям батут в парке, как это было до войны, - признавался он. - Проснуться и понять, что ничего и не было, что всё оказалось сном. И все живы. В моём телефоне больше двадцати мёртвых друзей и знакомых. Проснуться бы, а все живы! И дети смеются, и нет войны…».
В мольбе о мире тянут руки вверх
Истерзанные минами деревья.
Я вижу это каждый день теперь
И так хочу глазам своим не верить я.
Воздушной гавани обугленный скелет
И градины торчащие в могилах
Вот новый моей Родины портрет
И слез сдержать я в сотый раз не в силах.
Первоисточник: Наследие Империи |