Авторы
Начал писать историю Елезовки в начале 1980-х Михаил Иванович Башлачев (1903-1987) — внук Василия одного из двух Башлачевых, основателей деревни. Михаил Иванович написал «небольшую повесть о своей любимой деревеньке Елезовке и первых ее обитателях».
Продолжил историю его племянник Мина Анатольевич Башлачев (1926-1995) в апреле - мае 1994г. Он написал родословную Летопись Башлачевых по тому, «что запомнил при жизни и из рассказов дедушки и бабушки, отца и матери». Летопись написал на «вилегодской говоре».
Расширил историю Елезовки Вениамин Анатольевич Башлачев (1937 г.р.), младший брат Мины. Он продлил повесть Михаила Ивановича в Средние века, внес дополнения и комментарии к описаниям Михаила Ивановича и Мины Анатольевича, дополнил события ХХ века. В конце описал словами, показал фотографиями своё путешествие по следам гибели ранее цветущей деревни Елезовки и по останкам жизни всего Вилегодского района.
Подход В.Башлачева — поменьше эмоций, побольше фактуры:
— как в XVI – XVII веках на севере Русской равнины создавались русские деревни;
— как в XIX веке и первой трети ХХ века они расцветали детьми;
— что в ХХ веке погубило этот расцвет детей.
Визуально. Следы расцвета и гибели родного дома
Дом авторов фотографирован в 1950 году. Фото дома точно отражает состояние дома в годы расцвета деревни Елезовки, накануне 1930-х. В семи подобных домах в 1920-1930 годах родилось и росло 29 русских мальчиков и девочек. Все они закончили школу-семилетку.
Фото середины 1950-х. Главное, что показывает фото — это то, что Елезовка была готова для электрификации домов. Поставлены столбы, осталось от подстанции навесить провода. Но в Москве объявили деревни неперспективными. Заставили жителей переселять в одно центральное поселение. Пожилые остались в своих домах, а 29 выросших русских парней и девушек разъехались по другим регионам СССР.
Фото остатков дома на Елезовке в 2009 году. По сути, это финал того мировоззрения, при котором от былых успешных домов остаются развалины, а на полях — высокий бурьян. Такая судьба ожидает русскую жизнь при продолжении нынешнего мировоззрения.
Без эмоций, читайте дальше.
О появлении Елезовки
По преданиям, в Средние века три брата: Иван, Василий и Леонтий Башлачевы пришли на реку Вычегду из Рязани. Они пришли с плодородных земель Рязани на малоплодородные земли Вычегды. Предания — это надежная информация движения поколений.
Рязань — это территория междуречья Оки и Волги. Она примыкает к степям, к жизни кочевых тюрок-степняков. Русские жители Рязани самим образом жизни земледельца «привязаны» к земле. В Древние века, при нападении степняков, земледельцы попадали в зависимость к тюркам. Но были русские, сумевшие избежать такой зависимости. Таких людей тюрки обзывали — «basla — башлай», свободный человек, не состоящий в зависимости от кого-либо. Наиболее вероятно, так и появилось прозвище — «башлач».
Жизнь русских-земледельцев в соседстве с кочевниками-тюрками выразил Александр Блок:
И вечный бой
Покой нам только снится
Чтобы в Древние века русский «башлач» Рязани избежал зависимости от тюрок кочевников — в нем должно быть решительное стремление оставаться вольным человеком.
Что заставило трех братьев Башлачевых, сумевших остаться независимыми от тюрок, уйти из плодородной земли Рязани на малоплодородные земли Вычегды? Причина явно не хозяйственная. Три брата Башлачевы стремились избежать зависимости от кого-то.
С Древних веков на Русской равнине существует исключительно важная ценность русского принципа — «Вольному воля».
Что значит «Вольному воля»
Народы, которых не заботит будущее их детей, неминуемо гибнут. Более 1000 лет в русском народе забота о будущем детей была мощнее, чем у окружающих народов. Если бы такой заботы о будущем детей не было, то русская жизнь на Русской равнине, через три поколений исчезла. А русская жизнь расширилась.
1000 лет назад русский человек понял: чтобы на Русской равнине жить и кормить своих детей — надо «хлеб пахать». А чтобы дети в стужу не погибли — нужен свой дом. Так русский человек на Русской равнине оказался «привязан к земле».
Бояре, мечами захватив «распаханные земли», создавали себе владения. И русский «привязанный к земле пахарь» оказывался в НЕВОЛЕ. Боярин-владелец земли требовал «подать». В мозгах у боярина возникли и другие «хотелки». И он из «привязанного к земле пахаря» начинал «вить веревки».
Не все русские «пахари» терпели «веревки». Многие понимали: жадный боярин и из их детей будет «веревки вить»! И русские «пахари» стремились избавить детей от будущей НЕВОЛИ. Чтобы избавить детей от будущих «веревок», русские «пахари», стремились уйти от жадного боярина на ВОЛЮ.
На Русской равнине огромные «пустоши», которые не были владением бояр. На них жизнь русских людей определяли два житейских правила. Первое: «земля Божья, а ржи роспаши наши». И второе правило: «куда топор, коса, соха ходили» — земля считалась занятой». Вот так и утвердилась важная ценность русского принципа — «Вольному воля». По нему русский «пахарь» был волен распоряжаться «распаханной» им землей — оставаться на ней или уходить на более благоприятные земли.
Если бы в русской жизни не существовала эта важная ценность русского принципа «Вольному воля», то русская жизнь исчезла бы ещё лет 800 назад. А она не исчезла. Русские расселились по всей Русской равнине, шагнули за Урал и дошли до Аляски.
Исключительную важность ценности русского принципа «Вольному воля» мыслитель Иван Александрович Ильин отмечал так: «предрассудок, будто Россия строилась из государственного центра, его приказами. В действительности центр всегда отставал от народного исторически-инстинктивного «разлива». Государство собирало то, что народ самочинно начинал, осуществлял и строил».
Этот «исторически-инстинктивный «разлив» — это как раз последствие ценности принципа «Вольному воля».
Вот сейчас в 2020-х нынешние «бояре», владельцы заводов, земель, пароходов жалуются в Кремль: «русские не хотят работать!» И Кремль пригласил работать миллионы узбеков. В Кремле не понимают или не хотят понять главного. Русские могут терпеть «веревки» на себе. Но когда почувствуют, что нынешний «боярин» готовится «вить веревки» из их детей, то русские отказываются работать за любые деньги.
Что заставило уйти из плодородной Рязани
В Средние века князь Москвы, с усилением власти, объявил себя Царем. И правило «земля Божья» заменилось на «земля Царева». В 1649 году в Московском царстве было установлено «крепостное право»: крестьяне, живущие на земле владельца, автоматически стали собственностью владельца земли. Так вокруг Москвы важнейшая ценность ВОЛЯ превратилась в НЕВОЛЮ.
По подворной переписи 1678 года почти 90% крестьян Московского царства стали «крепостными»: царского двора, помещиков или духовенства. Поэтому русские крестьяне-земледельцы Рязани, с вероятностью 90%, попадали в крепостную зависимость. Угроза оказаться в НЕВОЛЕ и стала тем толчком для вольнолюбивых братьев Башлачевых: надо уходить из Рязани. Куда?
Слухом земля полнится. На севере Русской равнины правило «земля Божья» продолжало действовать. И братья Башлачевы целенаправленно устремились к Великому Устюгу.
Маловероятно, что три брата Башлачевы из Рязани отправились в такую даль одни. С древнейших времен русские Севера Русской равнины перемещались ватагами. (По Словарю великорусского языка Владимира Даля «ватага — это временное товарищество, дружно объединившихся людей»). Вероятно, целеустремленные к свободе братья Башлачевы были заводилами в ватаге из Рязани. Ватаги не могли быть большими.
Геометрически расстояние от Рязани до Великого Устюга – 800 верст. При движении на север притоки реки Волги текут «встречь». Чтобы братьям попасть на берега Сухоны или Вычегды, надо идти не менее 1200 верст. Большая часть пути — земли Костромы, вотчины царского двора. Вполне очевидно, встречные — это крепостные люди. (Не страшен царь, страшен псарь). Не встречали они ватагу чужих «пирогами». Вероятнее, дубинами и кольями.
Ясно, ватага двинулась в путь после весеннего половодья. На севере Русской равнины летом идут проливные дожди. На расстоянии 1200 верст ватаге приходилось пережидать дождь. Ночевать в местах, где вокруг крепостные царского двора. Так что вести ватагу по землям Костромы, братьям Башлачевым надо иметь решительный характер. И уметь постоять за себя.