Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8234]
- Аналитика [7833]
- Разное [3309]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Июль » 25 » В.А. Башлачев. История создания, расцвета и гибели деревни Елезовки Вилегодского района Архангельской области. Ч.2.
    18:11
    В.А. Башлачев. История создания, расцвета и гибели деревни Елезовки Вилегодского района Архангельской области. Ч.2.

    О появлении Елезовки

    По преданиям, в Средние века три брата: Иван, Василий и Леонтий Башлачевы пришли на реку Вычегду из Рязани. Они пришли с плодородных земель Рязани на малоплодородные земли Вычегды. Предания — это надежная информация движения поколений.

    Рязань — это территория междуречья Оки и Волги. Она примыкает к степям, к жизни кочевых тюрок-степняков. Русские жители Рязани самим образом жизни земледельца «привязаны» к земле. В Древние века, при нападении степняков, земледельцы попадали в зависимость к тюркам. Но были русские, сумевшие избежать такой зависимости. Таких людей тюрки обзывали — «basla — башлай», свободный человек, не состоящий в зависимости от кого-либо. Наиболее вероятно, так и появилось прозвище — «башлач».

    Жизнь русских-земледельцев в соседстве с кочевниками-тюрками выразил Александр Блок:

    И вечный бой

    Покой нам только снится

    Чтобы в Древние века русский «башлач» Рязани избежал зависимости от тюрок кочевников — в нем должно быть решительное стремление оставаться вольным человеком.

    Что заставило трех братьев Башлачевых, сумевших остаться независимыми от тюрок, уйти из плодородной земли Рязани на малоплодородные земли Вычегды? Причина явно не хозяйственная. Три брата Башлачевы стремились избежать зависимости от кого-то.

    С Древних веков на Русской равнине существует исключительно важная ценность русского принципа«Вольному воля».

    Что значит «Вольному воля»

    Народы, которых не заботит будущее их детей, неминуемо гибнут. Более 1000 лет в русском народе забота о будущем детей была мощнее, чем у окружающих народов. Если бы такой заботы о будущем детей не было, то русская жизнь на Русской равнине, через три поколений исчезла. А русская жизнь расширилась.

    1000 лет назад русский человек понял: чтобы на Русской равнине жить и кормить своих детей — надо «хлеб пахать». А чтобы дети в стужу не погибли — нужен свой дом. Так русский человек на Русской равнине оказался «привязан к земле».

    Бояре, мечами захватив «распаханные земли», создавали себе владения. И русский «привязанный к земле пахарь» оказывался в НЕВОЛЕ. Боярин-владелец земли требовал «подать». В мозгах у боярина возникли и другие «хотелки». И он из «привязанного к земле пахаря» начинал «вить веревки».

    Не все русские «пахари» терпели «веревки». Многие понимали: жадный боярин и из их детей будет «веревки вить»! И русские «пахари» стремились избавить детей от будущей НЕВОЛИ. Чтобы избавить детей от будущих «веревок», русские «пахари», стремились уйти от жадного боярина на ВОЛЮ.

    На Русской равнине огромные «пустоши», которые не были владением бояр. На них жизнь русских людей определяли два житейских правила. Первое: «земля Божья, а ржи роспаши наши». И второе правило: «куда топор, коса, соха ходили» — земля считалась занятой». Вот так и утвердилась важная ценность русского принципа«Вольному воля». По нему русский «пахарь» был волен распоряжаться «распаханной» им землей — оставаться на ней или уходить на более благоприятные земли.

    Если бы в русской жизни не существовала эта важная ценность русского принципа «Вольному воля», то русская жизнь исчезла бы ещё лет 800 назад. А она не исчезла. Русские расселились по всей Русской равнине, шагнули за Урал и дошли до Аляски.

    Исключительную важность ценности русского принципа «Вольному воля» мыслитель Иван Александрович Ильин отмечал так: «предрассудок, будто Россия строилась из государственного центра, его приказами. В действительности центр всегда отставал от народного исторически-инстинктивного «разлива». Государство собирало то, что народ самочинно начинал, осуществлял и строил».

    Этот «исторически-инстинктивный «разлив» — это как раз последствие ценности принципа «Вольному воля».

    Вот сейчас в 2020-х нынешние «бояре», владельцы заводов, земель, пароходов жалуются в Кремль: «русские не хотят работать!» И Кремль пригласил работать миллионы узбеков. В Кремле не понимают или не хотят понять главного. Русские могут терпеть «веревки» на себе. Но когда почувствуют, что нынешний «боярин» готовится «вить веревки» из их детей, то русские отказываются работать за любые деньги.

    Что заставило уйти из плодородной Рязани

    В Средние века князь Москвы, с усилением власти, объявил себя Царем. И правило «земля Божья» заменилось на «земля Царева». В 1649 году в Московском царстве было установлено «крепостное право»: крестьяне, живущие на земле владельца, автоматически стали собственностью владельца земли. Так вокруг Москвы важнейшая ценность ВОЛЯ превратилась в НЕВОЛЮ.

    По подворной переписи 1678 года почти 90% крестьян Московского царства стали «крепостными»: царского двора, помещиков или духовенства. Поэтому русские крестьяне-земледельцы Рязани, с вероятностью 90%, попадали в крепостную зависимость. Угроза оказаться в НЕВОЛЕ и стала тем толчком для вольнолюбивых братьев Башлачевых: надо уходить из Рязани. Куда?

    Слухом земля полнится. На севере Русской равнины правило «земля Божья» продолжало действовать. И братья Башлачевы целенаправленно устремились к Великому Устюгу.

    Маловероятно, что три брата Башлачевы из Рязани отправились в такую даль одни. С древнейших времен русские Севера Русской равнины перемещались ватагами. (По Словарю великорусского языка Владимира Даля «ватага — это временное товарищество, дружно объединившихся людей»). Вероятно, целеустремленные к свободе братья Башлачевы были заводилами в ватаге из Рязани. Ватаги не могли быть большими.

    Геометрически расстояние от Рязани до Великого Устюга – 800 верст. При движении на север притоки реки Волги текут «встречь». Чтобы братьям попасть на берега Сухоны или Вычегды, надо идти не менее 1200 верст. Большая часть пути — земли Костромы, вотчины царского двора. Вполне очевидно, встречные — это крепостные люди. (Не страшен царь, страшен псарь). Не встречали они ватагу чужих «пирогами». Вероятнее, дубинами и кольями.

    Ясно, ватага двинулась в путь после весеннего половодья. На севере Русской равнины летом идут проливные дожди. На расстоянии 1200 верст ватаге приходилось пережидать дождь. Ночевать в местах, где вокруг крепостные царского двора. Так что вести ватагу по землям Костромы, братьям Башлачевым надо иметь решительный характер. И уметь постоять за себя.

     

    История Елезовки в XIX веке

    Михаил Иванович Башлачев /1903-1987/, выйдя на пенсию, написал, как он сам выразился, «небольшую повесть о своей любимой деревеньке Елезовке, что находится в Казаковском с/с, Вилегодского р-на, ее появлении от первых ее обитателях».

    Повесть Михаила Ивановича

    «Это моя родная деревня. Я в ней родился в 1903 году, вырос и покинул ее в 1928 году, в 25 лет. По рассказам моего отца Башлачева Ивана Васильевича, её появление относится к первой трети XIX века.

    Рождение людей в России является исторически сложившимся явлением. Оно больше всего происходит стихийно. Люди первые в переселении искали лучшей себе жизни. Вторые бежали в необжитые места от притеснений. И те и другие терпели лишения, невзгоды. Не справившись с невзгодами, часть погибала. Более выносливые, а русский народ отличается выносливостью, умением приспосабливаться к обстановке, привязываться к земле, пускать корни и хоть с большими трудностями обеспечивать свое существование. В древние времена люди селились больше всего около рек, озер и других водоемов. Вместе с этим часть переселенцев селилась по склонам угоров.

    К таким поселениям относится и моя родная деревенька Елезовка. По рассказам пожилых людей, которых уже нет в живых, ее образование нужно отнести к первой половине или середине прошлого XIX столетия.

    Из рассказов моего отца, первыми переселенцами были люди, приехавшие из поселения Пицы, которое находилось за Пицкими болотами Сольвычегодского уезда, где-то около 30-40 км от города на восток. По рассказам пожилых людей поселенцы Пицы на Вычегде пришли из Рязани. Первых переселенцев из Пицы на Елезовку было немного. До нашего времени дошли два дома.

    Первый более старый, состоящий из двух черных дымных изб, скотного двора и двух современных изб по три окна. Позднее были пристроены две избы, уже современные. Этот дом раньше принадлежал моему деду Василию, впоследствии его детям.

    Второй дом принадлежал Гавриле (отчество не помню), который был первым поселенцем. От него остались два сына Александр и Дмитрий, и пять дочерей. Этот дом, состоящий из двух изб, причем одна с маленькими квадратными окнами (около 40Х40 см), вторая правая с современными окнами, и скотного двора. Данный дом сохранился до 1970-х годов.

    Все жители Елезовки, особенно первые поколения, являются настойчивыми, трудолюбивыми, целеустремленными людьми. Только такие люди способны выстоять, выжить и дать потомство, поселившись на пустыре.

    Мне пишущему эти строки посчастливилось запомнить жизнь в деревне, когда в деревне было три дома. В последствии деревня расстроилась до 7 дворов.

    Дед мой женился три раза. От первых жен остался сын Леонтий, не родной брат моего отца. От третьей жены Евдокии родились три сына Иван (мой отец), Василий и Степан. Сестер не было. Евдокия родом из Беляева, д. Лыковская (Бараниха), там были Иван и Александр двоюродные братья отца.

    После смерти деда Василия в хозяйстве произошел раздел. Левая половина дома досталась сыну Леонтию со своей семьей, у которого было три сына Николай, Иван, Леонтий и три дочери, Клавдия, Елизавета и Мария. (Леонтий и Мария умерли в 17-18-летнем возрасте) Иван погиб в гражданскую войну 18-21 годов. Остальные дожили до старости. Николай не оставил потомства.

    Правая половина дома досталась детям: Ивану, Василию и Степану с матерью (моей бабушке Евдокие). Моему отцу Ивану было тогда 14 лет. Василий и Степан были моложе. Трудным было детство всех трех братьев. Жили плохо, поэтому бедствовали.

    Хозяйством руководил сосед Гаврила. Хозяйство было слабое, все время чувствовали большую нужду. Чтобы как-то прожить, отец мой с матерью ездили вверх по Виледи, собирая куски по дворам. В это время произошла история, которая сильно повлияла на отца и его дальнейшую жизнь. В одной из деревень уговорили отца с матерью сменяться лошадьми. У них была кобыла. Когда приехали домой Гаврила пришел в ярость, приказал отцу с матерью ехать обратно и разменять лошадей. Хозяин сначала не хотел разговаривать о размене. И только благодаря заступничеству соседей деревни, хозяину пришлось разменяться обратно. Так отец с матерью снова приехали домой на свой кобылице.

    Это событие сильно подействовало на психологию Ивана, и он больше не ездил по дворам собирать куски хлеба, а стал усиленно заниматься своим хозяйством.

    Что представляет из себя земельный участок, на котором поселились наши переселенцы и что им пришлось преодолевать.

    Обычно переселенцы выбирали место для поселения около рек, озер и других водоемов. Наши поселенцы выбрали место на угоре над низиной. По всем признакам местность была почти не обжитая и людям пришлось осваивать самим из-под кустарников и леса. Этому свидетельствует то, что где раскинулось поле до сих пор стояла лиственница, ровесница наших поселенцев.

    Два дома построены на горе, перед ними из горы выходит мощный ключ, обеспечивающий жителей водой. Впоследствии поблизости от ключа был построен колодец.

    Ниже деревни находится крепостная полоса, не принадлежащая деревне. И только выше этой крепостной полосы в 50 метрах начинается земля освоения жителями д. Елезовки. Это покосы: «котлянка», «почистки», «замараиха», добытые поселенцами из под-леса и кустарника.

    Земельные владения поселенцев Елезовки для земледелия очень ограничены. Основное поле у деревни содержит всего около 15 га.

    В километре от деревни расположен хутор Круглое. И чтоб добраться людям до Круглого, они вынуждены были пробиваться узкой тропинкой сквозь леса, в котором водились медведи.

    Кроме упомянутых мной жителей Елезовки, есть однофамильцы. Федор Башлачев, проживающий в д. средний Починок, который был в каком-то родстве с моим отцом (двоюродный брат или троюродный или что-то подобное). Второй Башлачев Александр Васильевич, проживал в д. Ерзовка (на крепостной земле). Кто он был моему отцу, сейчас сказать трудно. Еще Башлачевы жили в д. Торопово Никольского с/с: Ефим Степан, Николай и Тимофей. Есть Башлачевы в д. Рязани Никольского с/с. (Это свидетельство того, что их предки появились из Рязани-на Оке). Есть Башлачевы в д. Удимцево, Пречистинском с/с. Есть ли близкое родство их с поселенцами Елезовки сказать трудно».

    На этом описание Михаила Ивановича заканчивается. Фактически его история показывает историю наших предков Башлачевых с начала XIX до начала ХХ века.

    Почему деревня первых поселенцев Башлачевых, называется Елезовка — этого в повествовании Михаила Ивановича нет.

    Дополнение Вениамина Анатольевича

    Поселение Пица находится в 13 км севернее реки Вычегды. Первых переселенцев из неё на Елезовку было двое. По истории Михаила Ивановича, его отец Иван родился у Евдокии, третьей жены Василия. До Ивана от первых жён тоже рождались дети. Поэтому возраст Василия Башлачева ближе к сорока годам и родился он, вернее всего, в 1825-1835-х годах.

    По повести Михаила Ивановича: «ниже деревни находится крепостная полоса, не принадлежащая деревне. И только выше этой крепостной полосы в 50 метрах начинается земля освоения».

    Возникают вопросы:

    – что это за «крепостная полоса, не принадлежащая деревне»?

    — кому принадлежала эта «крепостная полоса»?

    — почему деревня Башлачевых называется Елезовка?

    Выше было показана величайшая ценность русского принципа «Вольному воля». Еще в Древней Руси множество русских «пахарей», стремилось избавить детей от условий, когда владельцы земли могли «вить веревки» из детей «пахаря».

    Не для того вольнолюбивые Башлачевы переселились из Пицы, чтобы оказаться во власти владельца «крепостной полосы», о которой пишет Михаил Иванович. Башлачевы поселились «выше, в 50 метрах, от крепостной полосы», на пустоши ничейной земли.

    Ищем, кому принадлежала эта «крепостная полоса»?

    Читаем публикацию. Л.А. Полушин ОЧЕРКИ

    ПО ИСТОРИИ ВИЛЕДИ, стр 12-14

     

    «В одной из челобитных крестьяне Ильинского прихода жаловались на "горланов" Елезовых, которые, верховодя на сходе, добивались значительных привилегий при раскладке податей. Поскольку земли их оставались черными, они

    обязаны были платить подати за пользование земельными участками вместе с миром. Но сплошь и рядом сваливали тягло на мир, уклонялись от уплаты податей.

    В челобитной 1640 года посыльщик Ильинского прихода жалуется царю на невыплатных крестьян на Афанасия, Семена и Тимофея Елезовых, что они живут на Ильинском погосте дворами и огородами, что все их дворы записаны в одних с крестьянами писцовых книгах, а податей не платят лет десять и более и никаких служб в волости не несут».

    Так что в челобитных 1600-х крестьяне Ильинского прихода жаловались на "горланов Елезовых", которые всячески добивались уменьшения своей доли общинных податей. Для царской власти такие "горланы" были весьма полезны. Ведь для сбора податей не приставишь к каждому крестьянину по служилому мытарю. А "горлан" поможет служивому собрать подати со всей общины. Нужно лишь дать ему привилегию «прибирать» к своим владениям брошенные участки, которые вольнолюбивые крестьяне бросали и уходили на земли Перми и Вятки. Что крестьяне бросали распаханные земли, об этом есть свидетельства по приходам:

    НИКОЛЬСКИЙ И ПРЕЧИСТЕНСКИЙ приход

    1625г. Дворов крестьян — 134.

    1645г. Дворов крестьян — 109

    1678г. Дворов крестьян — 82.

    ИЛЬИНСКИЙ приход

    1625г. Дворов крестьян — 134

    1645г. Дворов крестьян — 65

    1678г. Дворов крестьян — 86

    Так что брошенные распаханные земли были. Их "горланы Елезовы" и «прибирали». После установления «крепостного права» в Москве 1649 года, "горланы Елезовы" стали считать «прибранные» ими брошенные участки своими «крепостными» владениями. К началу XIX века разбогатевшие "горланы" Елезовы перебрались в Сольвычегодск. Но вольные крестьяне остерегались распахивать брошенные Елезовыми «крепостные полосы».

    Такая осторожность была разумной. Если бы Елезовы в Сольвычегодске наняли управляющего «крепостными полосами» на Виледи, то о правиле вольных крестьян: «земля Божья, а ржи роспаши наши» пришлось бы забыть. Управляющий «крепостной полосой» Елезовки стал бы «веревки вить» из поселившихся на ней переселенцах Название Елезовка скорее всего появилось в разговорах в соседних деревнях: «Кто такие Башлачевы? Да это те, кто поселился выше крепостной полосы Елезовых».

    Неудивительно, что переселенцы Башлачевы на Елезовке были такими вольнолюбивыми. Это наследственное от тех Башлачевых из Рязани, которые целеустремленно ушли от введенного в Москве «крепостного права» 1649 года.

    Нелишне повторить фрагмент повести Михаила Ивановича: «первые поколения переселенцев Башлачевых являются настойчивыми, трудолюбивыми, целеустремленными людьми. Только такие люди способны выстоять, выжить и дать потомство, поселившись на пустыре». Такие качествах, отмеченные Михаилом Ивановичем, — это наследственные способности от братьев Башлачевых, преодолевших 1200 верст, перейдя из плодородной Рязани на утлые земли по берегам Вычегды.

    Расчет возрастов

    Разница в возрасте трех братьев Башлачевых из Рязани — вряд ли, больше 10 лет. Это были не подростки. И уж точно без детей. Так что скорее всего их возраста были в пределе 20-30 лет.

    По переписи 1678 года «крепостных» Московского царства 90%. Так что вероятнее всего три брата Башлачевы ушли из Рязани между 1660 и 1670гг. (Крепостное право введено в 1649 году).

    Отсчитывая от сегодняшних 2020-х, те 1660-1670 -е, и добавляя возраст трех братьев, получаем более-менее достоверное значение возраста рода Башлачевых 350 лет.

    При разделе дома старшему из «мачехиных детей» Ивану, будущему нашему деду Ивану Васильевичу, было 14 лет. По Летописи Мины Анатольевича наш дед Иван Васильевич родился в 1863 году. Это вполне надежная дата для расчета разности возраста «отец-старший сын».

    Иван родился от третьей жены Василия. Так что Василий к моменту рождения Ивана — скорее всего, был в возрасте 30-40 лет. Поэтому рождение Василия приходится на 1825-1835 годы.

    По Летописи Мины Анатольевича старший сын Ивана Васильевича, наш отец Анатолий, родился в 1896 году. Так что разность возраста «отец-старший сын» в последней трети XIX века равна (1896-1863 = 33) года. Старший сын Анатолия Ивановича, Николай родился в 1921 году. Разность возраста «отец-старший сын» в первой трети XX века равна (1921-1896 = 25) лет. Запомним эти числа 33 года и 25 лет.

     

    Продолжим историю деревни Елезовки событиями ХХ веке и описаниями характеров конкретных лиц Башлачевых.

    Вениамин Башлачев

    Русская Стратегия

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 233 | Добавил: Elena17 | Теги: вениаман башлачев, демография
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru